Фрирайдеры – кто они и зачем уходят с проторенных трасс на дикие склоны? Что нужно, чтобы стать фрирайдером.
Катание вне трасс – это общемировой тренд последнего времени, вполне объяснимый вечным желание человека оставить свой след вкупе с неугасимой жаждой новых ощущений и адреналиновой эйфории.
Мировая горнолыжная индустрия активно культивирует это направление горных лыж и сноуборда, интенсивно создавая новый экип и снаряжение для фрирайда.
Если говорить про горнолыжный фрирайд, то это катание по целине, по дикому, не подготовленному склону во всем его необъятном проявлении: с подъемников, в бэккантри, на ски-туре, хели-ски.
Большая часть желающих прильнуть к мейстриму, попробовать себя в образе, начинает с околотрассового катания – прихватывая кусочки не раскатанного снега вдоль трассы. Это явление достаточно массовое, и найти нераскатанные участки целины становится все сложнее. Но нарезать траверсы – это еще не фрирайд. Чтобы погрузиться в процесс нужно иметь приличный уровень катания, как минимум «уверенно-средний», понимать особенности рельефа и траекторий спуска и обладать специализированным стаффом-оборудованием. Это и есть триада для глубокого погружения во внетрассовое катание, то бишь фрирайд.
Я б в фрирайдеры пошел… (С)
Точно так же, как в жизни каждого человека наступает половая зрелость, каждый лыжебордер рано или поздно пробует катание вне трасс.
Ничего сверхсложного в фрирайде нет, более того, как это ни парадоксально – катание по целине требует меньших физических усилий и уровня техники, чем достижение спортивной техники трассового катания.
Если вы в статусе совершенствующегося, прогрессирующего катальщика, то вам будет не сложно освоить целину и ее разновидности: свинорой, расколбас, наст, лесное катание. Достаточно основ базовой техники. Все что мешает – это сидящие в голове запреты и страхи. Решайте сами, кто у вас главнее: разум или инстинкты? Новый опыт прибавляет уверенности в катании по трассам, особенно когда они больше напоминают «направления», а не вельветовые просторы.
Повторюсь, если вы уверенно катаетесь по трассам, то при наличии соответствующих лыж освоение внетрассовой фактуры займет у вас от силы пару часов. А масса новых ощущений, и понимание, что кроме одномерного пространства маркированных трасс появляются еще новые измерения — непередаваемы.
И если вам «зашло» такое катание, то пора обогащаться знаниями и стаффом, которые вам понадобятся, чтобы далее погружаться в эту восхитительную зависимость с наименьшими затратами для кошелька и здоровья.
Безопасность катания
Это настолько важная и емкая тема, что я не берусь ее освещать в нескольких строках. Благо, что найти информацию не составляет труда – об этом написано очень много профессиональными, и не очень, фрирайдерами и лавинщиками.
Коснемся лавинного оборудования: выезд без него за пределы трасс – все равно, что игра в «русскую» рулетку. Рано или поздно патрон попадет в ствол, ваши родственники будут опечалены, а вы отправитесь на курсы к Шейну Макконки или Дагу Кумбсу (легендарные фрирайдеры, которые открыли для лыжников современное катание по целине. Оба погибли, проторив нам путь к счастью) на вечную целину.
Есть неписаный кодекс фрирайда, по которому вас никто не возьмет с собой на спуск, если вы без бипера (поисковый датчик), щупа (поисковый зонд) и лавинной лопаты. На жаргоне фрирайдеров комплект называется БЩЛ и легко размещается в небольшом рюкзаке размером от 15 литров. И дело тут даже не в тревоге за вашу жизнь, сколько забота о собственной безопасности – в случае чего, группа должна быстро откопать «попаденца». И каждый датчик и лопата – это дополнительный шанс на жизнь. И в этой ситуации никому не нужны праздные наблюдатели.
Бипер, щуп, лопата – эта триада достаточно доступна для приобретения и ликвидна в случае избавления от «ненужных игрушек». Бюджет приобретения комплекта начинается с 15 000 рублей. Как альтернатива – аренда «лавинки». На всех горных курортах такая услуга стандартна.
Снаряд для катания вне трасс
Фрирайдовых моделей лыж производится невообразимое множество. Соответственно, и цена на них разная. Стоимость новой бюджетной пары начинается от 25 000 рублей.
Главные критерии подбора – ширина талии в мм и длина (ростовка) в см. Обычно их подбирают в зависимости от региона фрирайда и уровня владения техникой катания. Наиболее широкие лыжи (от 120 мм в талии) обычно покупают для хели-ски, кэтскиинга (заброски на ратраках) и бездонного павдера после снегопадов на курортах. Что бывает, честно говоря, не часто. Если вписались раз 10 за сезон в день, когда выпало 50-100 см свежего снега – вы счастливчик!
Обычно вполне достаточная ширина лыж для катания вне трасс – 105-115 мм. Причем, чем выше ваша техника катания, тем более вам подойдет универсальная талия, 100-105 мм или около того.
Длина лыж обычно зависит от личных предпочтений и стандартные рекомендации начинаются от ростовки в рост катальщика до +10, +15 см к росту. Кроме того, во многом длина лыж зависит от наличия и размера рокера на лыжах.
Хорошим способом выбрать себе лыжи является посещение магазина, где продавцы – реальные эксперты и сами фрирайдеры. Тут на ski.ru относительно недавно была статья про таких парней.
Идеальный вариант для поиска “своих” лыж – это тесты. Практически на всех курортах есть либо тест-центры, либо прокаты с широким выбором фрирайдовых лыж.
Лыжные крепления для фрирайда. Выбор широк как вселенная. Для начала вполне подойдут обычные с индексом срабатывания открытия 10-12. Это не значит, что нужно их затягивать до предела, но в случае прогресса, осваивания прыжков на рельефе, «десяточка» – стандарт.
Продвинутый вариант – крепления «с возможностью ходьбы». Это не обязательно прямой путь в ски-тур. Но часто приходится «выгребать» по пологому рельефу к подъемнику или подбору (заранее оговоренное место, где фрирайдеров после спуска ожидает вертолет или ратрак) – это значительно облегчит вам передвижение по глубокому снегу даже без камусов. По сути, лыжи превращаются в «беговушки», с которыми знаком почти каждый. Часто нужно отойти на какое-то расстояние от подъемника для начало спуска – это тоже лучше делать в режиме ходьбы на лыжах.
Если вы не ограничены в бюджете, то посмотрите в сторону универсальных креплений под пиновый + обычный альпайновый ботинок. И тогда с приобретением пары пиновых ботинок вам не придётся собирать новый лыжный комплект.
Ботинки для фрирайда. Если вы установите на лыжах крепления с возможностью ходьбы, можно использовать уже имеющиеся ботинки. И даже возможное отсутствие на них переключения режима «ходьба/катание» на первых порах не критично.
Но если покупать сразу продвинутый вариант – обратите внимание на жесткость ботинка. Сейчас в тренде жесткие боты. Обычно на них стоит индекс 120-130, но реально они помягче будут.
Производители ведут борьбу за малый вес, но с точки зрения фрирайдового катания супероблегченный ботинок – это не оптимальный вариант. Во-первых, такие боты достаточно холодные, и внутренник на них больше напоминает чулок, чем сапожек. То есть приземление после прыжка достаточно дискомфортно. Во-вторых, массивный ботинок более эффективен в плане надежности и управляемости, особенно если вы склонны к прыжковым элементам. Но это субъективное мнение практика, который получает больше разочарования от новаций, чем позитива.
У нас в России пока еще «ски-тур» воспринимается как девиз «Мы идем вверх, чтобы катить вниз!». В продвинутых горнолыжных странах ски-тур – это отдельное занятие, связанное больше с оздоровлением, правильными кардионагрузками, рекреацией, а в радикальном варианте это ски-альпинизм. То есть ски-тур вовсе не обязан иметь отношение к чистому катанию. Если вам нужен именно такой «оздоровительный» ски-тур, то и требования к ботинкам будут другие.
Палки. Очень популярны складные варианты. Основное удобство в подгонке нужной длины – один и тот же комплект палок можно использовать для трассового катания, фрирайда и ски-тура. Также из элементов раздвижных палок легче «колхозить» волокушу в случае эвакуации райдера.
Потеряв и сломав несколько складных палок, я завел себе комплект с неизменяемой длиной, но с длинной рукояткой (переменным хватом) – во-первых, дешевле, во-вторых, они не убиваемые, хотя и не застрахованы от потери.
Иногда приходится передвигаться траверсом (как на ски-туре, так и в режиме ходьбы) в этом случае удобней палки разной длины, переменный хват решает и эту проблему.
Обратите внимание на размер опорных элементов. Они продаются отдельно, и имеет смысл установить широкие, чтобы палка меньше проваливалась в «бездонный павдер».
Одежда, она же «шмот»
Тема запредельно объемная и безбрежная. Вот некоторые ориентиры.
Верхний слой одежды для фрирайда:
- юбка от попадания снега на куртке обязательна;
- длина увеличенная, стиль худи вполне годен;
- материал куртки – без утеплителя, обычно высокотехнологичная 2-3-слойная мембрана;
- нужна максимально хорошая вариация вентиляционных отверстий по размеру;
- крой – свободный. Вам придётся носить под курткой бипер, поддевать пуховку, возможно, оттаивать камуса. Так что прощай гламурный «облипон» и «дутый» пуховик!
- капюшон с возможностью надевать его на шлем и утяжкой (подгонкой размера) для катающихся в шапочке;
- предпочтение карманам, закрывающимся на молнию. На спуске по дикому склону вероятность падений увеличивается и, соответственно, часто содержимое карманов меняется на снег;
- обязательно внутренний карман для смартфона с молнией;
- штаны с высокой талией;
- очень желательна вентиляция на штанах;
- если у вас комбинезон – наличие «бомболюка» (отстегивающийся клапан для отправления естественных надобностей) обязательно!
- самосбросы – вопрос личного выбора и на скорость спуска не влияют ☺;
- мне очень нравится карман в верхней части комбинезона на груди. По сути, он обладает функцией термоизоляции – в нем всегда тепло. Это очень важно для владельцев айфонов.
- крой штанов/комбинезона свободный, не стесняющий движений. И то что фрирайдеры предпочитают широкие штаны – это не для того, чтобы скрыть неумение катать (наиболее распространенное мнение ☺), а именно для возможности максимальной амплитуды и свободы движений.
Нижние слои – термобелье и флис
Обычно на фрирайде тепловыделение у райдера выше, чем при катании по трассам. Но лучше не пытаться заменить первый и второй слой менее теплозащитными вещами, а озаботиться возможностью максимальной вентиляцией в верхнем слое.
Пуховка. Она всегда должна быть. Или под курткой, или в рюкзаке. Многие предпочитают иметь безрукавку (меньше занимает места в рюкзаке), но полноразмерная пуховая поддевка более функциональна. Лучше не рисковать, пуховка – это элемент безопасности;
- перчатки/варежки. 2-3 пары с собой – это не предел. Обычно берут с собой варежки для холодной погоды (с внутренними тонкими перчатками) – они же и как резервная пара. Казуал – теплые перчатки с длинными крагами, желательно с тонкими внутренними перчатками. И легонькие однослойные (можно флисовые) перчатки на случай теплой погоды или манипуляций во время привала или использования лавинных девайсов;
- балаклава или бафф. Иногда на маршруте/подходе/отходе нет возможности спрятаться от ветра в баре и лучше иметь дополнительный девайс для защиты лица от ветра и мороза;
- маска-очки. Желательно с максимальными возможностями вентиляции и сменными фильтрами. И запасная простенькая маска в рюкзаке также может пригодиться после падения;
- шлем. Многие катают в шлемах, а для участников соревнований это обязательно. Старперы-олдскульщики докатывают в шапочках. Обычный нормальный вариант – на подходе и отходе маршрута идем в шапочке, на спуске – в шлеме. Поскольку и так набирается приличный вес с собой, желательна облегченная модель шлема. И учтите – деревья на спуске очень любят колотить бестолковые головы без шлемака ☺
Рюкзак и его содержимое
Практически все, кто «подсел» на фрирайд, имеют лавинные рюкзаки. Обычно там смонтирована не только система спасения, но есть и карман для «джентльменского набора» фрирайдера, он небольшой, но вполне вмещает БЩЛ, небольшой термос, запасные перчатки и маску.
Начинающие райдеры обходятся обычным рюкзаком для фрирайда и обостренным чувством лавинной опасности (или обширными познаниями в этой области).
Для катания с подъёмников обычно достаточно небольшого объема 15 - 18 литров. Если это бэккантрийное мероприятие вдали от населенки, то катальный рюкзак лучше брать в районе 25-30 литров. Приходится таскать с собой достаточно много запасного шмота, инструмента, аптечку и прочие необходимые «в случае чего» вещи.
Необходимо наличие специальных петель для переноски лыж/сноуборда. Для лыж есть 2 варианта – диагональное (часто неудобно носить – возникает дисбаланс равновесия, лыжа цепляется за снег) и «домиком» (почти идеально с точки зрения баланса, но требует определенного навыка при навьючивании).
Как носить лавинную лопату снаружи или внутри? Принципиального значения не имеет, но если регулярно катаете лес, то лучше, чтобы не было лишних зацепок на рюкзаке.
Задний вход в рюкзак – это быстрый доступ. Не обязателен, но мне нравится.
Рация
При катании в штатном режиме с гидом в рации нет необходимости. Но если «что-то пошло не так», или траектория скатки выходит из прямого поля видимости, рация всё-таки желательна.
Предпочтительнее рация с настраиваемой частотой. Во-первых, можно выбрать свободную частоту, чтобы сторонние корреспонденты не забивали ваши переговоры. Во-вторых, иметь частоту, которая активно используется на курорте, чтобы иметь возможность ретрансляции или обратиться за помощью. Связь по рации со спасателями невозможна – они используют шифрованную связь и недоступные каналы.
Связь со спасами через мобильную связь или курортное приложение.
Чек-лист фрирайдера
Меня всегда умиляют списки – «портянки» с перечнем снаряжения для фрирайда, который необходимо иметь с собой. Там счет идет на десятки предметов. Мне кажется, что это идеализированный подход. Теоретически каждая перечисленная там вещь может хоть раз в жизни пригодиться. Однако есть лезвие бритвы Оккамы, которое вместо полного рюкзака оставит вам самое необходимое, остальное заменит смекалка и подножный корм ☺.
Итак:
1. БЩЛ;
2. Запасные перчи;
3. Запасная маска;
4. Пуховка;
5. Миниаптечка (с эластичным бинтом и космическим термоодеялом);
6. Термос (в бэккантри – горелка с емкостью) или вода 0,5 л.;
7. Волшебный серебристый скотч. Обычно наматывается на лыжную палку – пара метров;
8. Свечной огарок для ликвидации налипа или кусочек парафина
9. Веревка (8 мм, 10 м);
10. Мультитул – бэккантрийный вариант, либо взамен стропорез (там лезвие, частично зазубренное) и короткая отвертка с плоским и крестовым жалом. Вполне достаточный набор инструмента для катания с подъемников;
11. Фонарик;
12. Легкий перекус – батончики, орехи, курага (карманное питание);
13. Пара стреп, не длинных – иногда из них получается неплохая замена камусам, особенно если привязать еловую ветку к скользячке.
Первые 7 позиций – вещи обязательные в любом варианте фрирайда. Легко умещаются в 15-литровом рюкзаке. Остальное – добавка к однодневному бэккантри.
Можно добавлять вещи по своему усмотрению, но до 5 кг – это вес, который обычно мало замечаешь.
Напутствие
Не буду оригинален – лучше всего делать первые шаги с гидом. Еще лучше – начать с курсов для начинающих фрирайдеров. Оба варианта – не дефицит и легко ищутся.
Выбрав их, вы не потеряете деньги и время, а найдете быстрый и безопасный путь к получению удовольствия.
Счастливого пути!
Фотографии автора. райдер Екатерина Коровина