Что сказать: времена нынче пошли неспокойные. Слухами, как известно, земля полнится, и что будет дальше с горнолыжным бизнесом, никто точно не знает. Кто-то утверждает, что цены кратно взлетят на всё и вся, а отечественные горнолыжные курорты столкнутся с проблемами нехватки запчастей для канатных дорог уже к следующей зиме. Кто-то считает все это паникой и преувеличением, утверждая, что западные компании сами прибегут обратно, как только их сотрудники начнут замерзать без российского газа.
Вот и вместо нормального, давно запланированного разговора с Севой Кургузовым, совладельцем фирмы «Спорткаст», про те или иные достоинства шлемов и масок Bolle, спортивных очков Cebe и горнолыжных перчаток Racer общение свелось к глобальной проблеме – перспективах горнолыжного рынка на сезон 2022/23 и выживания горнолыжного бизнеса, как такового, в создавшихся условиях. Точнее, условиях, искусственно созданных.
- Давай начнем сначала: каким для тебя был зимний сезон 2021/22 до 24 февраля?
- Да все, в общем, складывалось довольно неплохо. Мы смогли пережить два «ковидных» года и к этой зиме стало понятно, что сезон 21/22 складывается на редкость удачно – и погода была нормальная, и коньюктура хорошая. Учитывая, что за границу снова никто не поехал, внутренний рынок подрос, так что зиму мы отработали удачно.
- А как рост внутреннего рынка связан с тем, что за границу никто не поехал?
- Ну, на самом деле люди довольно много аксессуаров привозят из-за границы – в отличие от «харда» (лыж, ботинок), который в основном приобретается здесь. Поэтому те, кто не смог выбраться в условные Альпы, были вынуждены прийти к нам. И погода помогла: снег хорошо выпал во всех регионах, что бывает далеко не всегда. Обычно там, где со снегом проблемы, продажи падают, в этом же году все было очень ровненько. К тому же и летние продажи оказались рекордными - чуть ли не за все годы нашей работы. Летом нам удалось привезти хорошую коллекцию и немного опередить традиционных конкурентов, которые чуть опоздали с заказом. Так что впервые за все годы мы рано рассчитались с нашими поставщиками, выдержали все сроки по платежам и в самом начале февраля сделали предоплату за следующее лето. И в принципе в нормальных условиях нам бы успели отгрузить и привезти летнюю коллекцию до 24 февраля. Но так как французы работали еще в «ковидных» условиях – у них и так-то склад не очень шустро работает, а с ковидом они вообще расслабились – то к тому моменту, когда мы ждали отгрузочные листы, чтобы заказать транспорт, мы получили новость о том, что все отгрузки заморожены.
- Как я понимаю, вернуть предоплату они вам тоже не успели…
- Я все эти новости услышал в Сорочанах, где свой скипасс докатывал. Причем по дороге туда по радио слушал список санкционных товаров и думал: ну, мы вроде не попали, вроде нормально. Предположил даже, что наши партнеры потребуют с нас полной оплаты и уже прикидывал, где мы можем зарезервировать эти деньги. В общем, успел спуститься четыре раза и тут поступил звонок от нашего экспорт-менеджера, после которого мне кататься вообще расхотелось. Нам сказали, что поставки заморожены до нормализации конфликта, а деньги они нам попробуют вернуть. В итоге прошло уже почти два месяца, деньги нам до сих пор так и не вернули...
- Они просто физически не могут перевести вам деньги?
- Они сейчас нас проверяют – что мы не имеем никакого отношения ни к лицам, на которых распространяются санкции, ни к организациям, которые в той или иной форме связаны с военными структурами. Сначала с нас запросили копии загранпаспортов, затем запросили копию устава, а последнее, что мы им скинули на этой неделе, это переведенный и заверенный оригинал выписки из налоговой.
- Что еще они могут потребовать?
- Вчера, когда мы в очередной раз спросили, когда же вернутся деньги, они ответили, что It’s a long process. Французы в принципе не очень быстрые товарищи, но тут еще к их неторопливости добавились санкции. То есть работать с нами они не отказываются, но у них есть некоторые опасения везти нам товар напрямую, используя при этом неизвестные им компании-перевозчики. Есть вариант везти через третьих лиц, но, думаю, что в этом году мы ничего не привезем, потому что нам эти схемы не сильно интересны, так как их наценки и так не предполагают дележа с неким третьим лицом. Ведь если мы будем отдавать еще 5-10% какому-то перекупщику, то нам вообще никакого смысла не будет всем этим торговать.
- Сейчас все надеются на Китай…
- Вообще мы довольно давно смотрим в сторону Азии, но там были свои проблемы. Например, есть китайский завод, который делает горнолыжные маски. Мы даже заказали у них несколько моделей, и они нам их привезли. Но это оказались маски для китайцев, которые очень плохо «садятся» на европейские физиономии. То есть «молды» (mold – форма, шаблон, лекало), которые они делают для европейского рынка, они все закрыты. Я не могу заказать у них такие же молды, которые они делают, например, для Cebe. Но у них есть открытые молды, которые они предлагают всем, под своими брендами, и они все на азиатские типы лица. У всех сотрудников нашего офиса лица и носы разные, но никому китайские маски не подошли – сильно давят на нос и скулы. Так что поначалу мы от этой идеи – возить маски из Китая - отказались.
- То есть с Китаем тоже все безнадежно?
- Не совсем. Тут на днях нам позвонила одна китайская дама и скинула спецификацию на горнолыжные маски. Это огромный лист, по которому ты заказываешь все – начиная от формы силикона ремешка и логотипа, до моделей «очки на очки». И одна из опций там – форма носа. Прямо так и написано: европейский нос/азиатский нос. Мы им заказали образцы, они их сейчас делают. Сразу скажу, что ценник хороший.
- То есть поставки из Китая обойдутся дешевле, чем из Европы?
- Однозначно дешевле. Смотри: помимо собственно производства коллекции европейцы в окончательную цену закладывают стоимость остатка, расходов на перевозку коллекции из Китая или из Тайваня (потому что заводы-то там) во Францию, там платятся таможенные сборы, налоги и все остальное, а потом уже модели едут в Россию. А тут мы коллекцию не собираем, а заказываем несколько конкретных моделей, которые едут прямиком к нам. Оплата в юанях. Если они нам подойдут, то это будет здорово. Тем более, что дефицит в следующем сезоне будет точно.
- Думаешь, из Европы поставок совсем не будет?
- Не думаю, что в Россию вернутся какие-то крупные компании. Возможно, отгрузятся компании «второго уровня», например, итальянцы более гибкие в этом отношении. Но австрийцы, французы вернутся вряд ли. Конечно, все еще может сильно измениться, но надежд на это очень мало…
- А как по-твоему, с лыжами, с ботинками что будет?
- С «хардом» все сложнее, потому что если маски, очки и одежду можно заказать в Китае или Азии, то лыжи и ботинки там не закажешь. Ведь что во всей этой истории самое скверное: окончательное решение торговать или не торговать с Россией принимают не политики, а руководства самих компаний. А это решение принимается в соответствии с общественным мнением, которое далеко не в нашу пользу.
- Вариант поставок через третьи страны – тот же Казахстан – ситуацию не изменит?
- Ты знаешь, цены на будущий год и так выросли – и не в рублях, а в евро. Причем выросли значительно – на 15-40%. У меня был шок, когда я увидел, что шлем, который стоил 50 евро, в следующем году будет стоить 70. Цены выросли на всё, и это было известно еще до февраля этого года. А если сейчас делиться с какими-то посредниками, то это еще 10%.
- Похоже, европейцы хотят компенсировать издержки за два «ковидных» сезона?
- Видимо да. Хотя они говорили, что увеличилась себестоимость и т.д. Но интересно, что цены поднялись неравномерно. Например, солнечные очки подорожали очень мало, маски выросли в цене процентов на 15, а шлемы подорожали просто катастрофически. Насколько я знаю, цены на лыжи и ботинки тоже выросли.
- Куда им расти-то – швейцарские Stoeckli 2023 года уже под 200000 рублей стоят…
- Ну вот и представь: если ты везешь товар через Казахстан, то ты платишь посреднику, а потом тебе от конечной цены накручиваются все налоги. А если курс рубля не удержится на сегодняшнем уровне? Вот и окажется, что 200000 будут стоить не Штокли, а лыжи среднего ценового сегмента… В общем, думаю, что в следующем сезоне, скорее всего, продажи снаряжения «подсядут»…
- А кроме продаж снаряжения есть еще какие-то идеи для бизнеса?
- Есть пара перспективных, с моей точки зрения, направлений. Во-первых, есть хорошие ребята-сноубордисты, сервисмены уровня Кубка мира, которые года два работают над собственными парафиновыми мазями. В этом году они нам прислали образцы, но доехали они до нас поздно, и мы не успели ничего продать. Попробуем к следующей зиме раскрутить их мази – ведь они нужны не только горнолыжникам и сноубордистам, но и беголыжникам. Причем особенность их мазей в том, что наносятся они без утюга – парафин жидкий, нужно просто дважды, с интервалом 20 минут, «вбить» его в скользящую поверхность обыкновенной пробкой. Говорят, на дистанцию в 20 км хватает… Еще одна тема – ремонт подошвы скальных туфель. Сейчас количество скалодромов в России быстро увеличивается, прокат востребован, а поставки туфель из Европы наверняка сократятся. Так что ремонт – наше всё…
- По поводу зимнего туристического сезона в целом что думаешь? Канатки в России в основном импортные, проблемы с запчастями, программным обеспечением для них тоже будут…
- Запчасти и электроника – это одна проблема. Другая – это карточки для скипассов. Их же делают из импортного пластика, и если раньше можно было закупить пластик в любом количестве, то теперь за эти карточки снова будут брать предоплату или за них просто придется заплатить в кассе…
- В общем, несите ваши денежки…
- Да. Но есть и хорошая новость: старые канатки на Домбае и в Приэльбрусье продолжат работать при любых условиях. Было бы кому на них подниматься…
Со старых"амбаров" и заначек на антресолях подостают- протянем пару сезонов.А дальше тогда БЯДА.