Здесь есть один момент, несколько неоднозначный для русскоязычной публики. Казалось бы, уже есть одно модное слово для обозначения такого катания – фрирайд. Да, в большинстве случаев, фрирайд является бэккантри. Райдеры спускаются по технически сложным и, зачастую, опасным маршрутам, которые, как правило, значительно удалены от ухоженных размеченных трасс. Однако это не всегда так. Маршруты внетрассовых спусков, попадающих под определение фрирайда, совершенно не обязательно так уж сильно удалены. Это может быть и лес прямо под канаткой, для доступа к которому даже и затяжных траверсов не нужно. Это могут быть техничные кулуары и скальные сбросы, находящиеся в непосредственной близости от трасс и также легкодоступные с подъёмника. Это пример фрирайда, который нельзя назвать бэккантри.
А вот другой вариант, более спорный и, возможно, необъективный – бэккантри, которое не является фрирайдом. Дело в том, что фрирайд, как мне кажется, всё-таки подразумевает катание технически сложное и, в общем, нетривиальное. В конце концов, по фрирайду проводятся соревнования различного уровня, вплоть до Кубка мира. Так вот, с этой точки зрения далеко не любое бэккантри корректно было бы называть фрирайдом. Выехать на автобусе за город, подняться на снегоступах или камусах (об этом позже) на одну из близлежащих сопок, спуститься оттуда по подтопленным солнцем снежным полям или старой дороге, ведущий на рудник – я бы не называл это фрирайдом. Хотя это моя личная точка зрения.
Но вот вам простой пример.
Когда, будучи ребёнком, я занимался в спортшколе, в июне у нас было такое катание, которое я сейчас называю Magirus-Ski, по аналогии с Heli-Ski. Магирус – это марка грузовика, на базе которого выпускались вахтовки, использовавшиеся повсеместно в Мурманской области, да и, наверняка, по всему СССР. Так вот, магирус забрасывал по горной дороге полную коробочку детишек с лыжами и парой тренеров на какое-то плато, выгружал всё это хозяйство, делал боевой разворот, и, помахав крылом, уходил вниз, на точку эвакуации. Встегнувшись, тренер рукой, неизменно одетой в меховую строительную варежку, указывал азимут – «туда!» – и дети дружной гурьбой ломились коньковым ходом в указанном направлении. Через некоторое время плато заканчивалось и вниз уходил склон - эдакая вогнутая форма рельефа, названия которой я, не будучи ни альпинистом, ни горным туристом, не знаю. Вот по этой самой форме рельефа мы и ломились вниз, к ожидавшему нас магирусу. К чему я это всё? Теперь-то я знаю, что это было самое что ни на есть настоящее бэккантри, которое, в то же время, язык не поворачивается называть фрирайдом. Ну да ладно. Разговор наш, всё-таки, посвящён бэккантри – к нему и вернёмся. В связи с этим катанием возникает (или должна возникать) масса вопросов. Попытаемся рассмотреть наиболее важные из них.
Как добраться до склона?
Наиболее широко известный из средств массовой информации способ – это, конечно же, Heli-Skiing, то есть, заброска (и, при необходимости, эвакуация) с помощью вертолёта. Или, что не так широко применяется – самолёта. Да, да, именно самолёта. В Новой Зеландии, например, часть агентств, организующих бэккантри-туры, для заброски использует именно небольшие самолёты. В общем, такой способ заброски – по воздуху – является наиболее быстрым, наименее трудоёмким, и, к сожалению, наиболее дорогим.
Другой вариант механизированной заброски – это Snowcat-Skiing, то есть, заброска на специальных снегоходах, представляющих из себя, фактически, ратрак с вагончиком-вахтовкой. У нас в стране такой способ заброски, как правило, является стихийным и неорганизованным и осуществляется с помощью ратраков. Что касается, к примеру, Северной Америки – там существует масса лыжных баз, не имеющих даже специально выделенных склонов и подъёмников, как таковых, – эти базы специализируются исключительно на бэккантри.
Однако наиболее бюджетный вариант – это использовать свои собственные ноги. Есть два основных способа передвигаться по заснеженной гористой местности, совершая затяжные траверсы и подъёмы, порой достаточно крутые: перемещение на снегоступах и перемещение на собственных лыжах.
Как ходить ногами?
Первый вариант – идти на снегоступах (американцы называют их Snowshoes). Современные снегоступы представляют из себя довольно технологичную конструкцию, предусматривающую как ременное крепление к платформе ботинка любого типа, так и установку на платформу ботинка с рантом (горнолыжного или жёсткого альпинистского) с помощью лёгких креплений, подобных использующимся на альпинистских кошках или в жёстком сноубординге. Платформа современных снегоступов закреплена на «ласте» шарнирно в области носка ботинка, подобно креплению ботинка на беговых лыжах. Конструкция платформы предусматривает специальные подпорки, не дающие ей опускаться ниже определённого угла – это удобно при крутых подъёмах. Кроме того, современные снегоступы имеют кошки – стальные зубья, цепляющиеся за склон. Без них передвижение по жёстким фирновым полям и заледеневшим участкам становится довольно проблематичным. При ходьбе на снегоступах используются палки, причём, при подъёме в гору длина палок должна быть меньше, чем при спуске на лыжах, поэтому удобнее использовать палки-телескопы. Основной снаряд для спуска - лыжи или сноуборд – транспортируется либо закреплённым на рюкзаке, либо тянется за собой на отрезке репшнура.
Второй вариант – использовать специально модифицированное лыжное снаряжение, американцы называют такой способ передвижения AT (Alpine Trekking) или более общим словом – Skinning (от слова skin – кожа, этим словом они называют камуса, о которых ниже). Для АТ, как правило, используются специальные крепления. И вот тут выясняется, почему skinning является более общим понятием, чем АТ. Дело в том, что поклонники использования лыж для забросок в бэккантри делятся на два лагеря – поклонников собственно АТ и сторонников телемарка. И те, и другие используют специальные крепления, отличающиеся от обычных горнолыжных – в этих креплениях существует возможность освободить пятку, хотя бы на время. При этом лыжа крепится на ноге шарнирно в районе носка ботинка – опять же, как в беговых лыжах. Однако, если у АТ креплений пятка освобождается только на время подъёма, а перед спуском фиксируется, то телемаркеры пятку не фиксируют в принципе – в этом основа их стиля катания.
Рассмотрим подробнее вариант с АТ креплениями.
С зафиксированной пяткой эти крепления становятся очень похожими на обычные горнолыжные, у продвинутых моделей существует полноценная регулировка усилия срабатывания головы и пятки крепления, а сама конструкция надёжна и способна выдержать даже мощное агрессивное катание и прыжки. В режиме треккинга, когда пятка свободна, АТ крепления предоставляют функциональность, подобную описанной в разделе про снегоступы – подвижная платформа с ограничением минимального угла подъёма, возможность установки специальных кошек.
Однако АТ крепления – вещь довольно специфическая. Хорошие и надёжные крепления, пригодные для фрирайда – удовольствие не дешёвое, кроме того, по удобству и характеристикам на спуске они всё же не дотягивают до привычных горнолыжных. Поэтому для тех, кто всё же хочет ходить бэккантри на собственных лыжах, а не тащить их на спине или волочить за собой на верёвке, существует специальное устройство – АТ адаптер. Адаптер представляет собой специальную платформу, встёгивающуюся в горнолыжные крепления вместо ботинка, на которой шарнирно закреплена грузовая платформа, подобная той, что ставится на снегоступы. Адаптеры также предусматривают регулировку угла подъёма и установку кошек. Перед спуском адаптеры выстёгиваются и убираются в рюкзак, а вместо них в лыжи встёгиваются непосредственно ботинки.
Важный элемент снаряжения треккера, объединяющий телемаркеров и поклонников АТ – это камуса. Камус – это длинная лента, ворсистая или шероховатая с внешней стороны, контактирующей со снегом, и липкая с тыльной стороны, контактирующей с лыжей. Эта лента крепится на скользящую поверхность лыжи и предотвращает её проскальзывание назад при траверсах и подъёмах. Перед спуском камус снимается, чтобы не препятствовать скольжению лыжи.
Какое снаряжение потребуется?
Во-первых, вам потребуются средства для спуска – ваши лыжи или доска. Многие фирмы выпускают специализированные модели лыж для бэккантри, часть фирм на таких лыжах специализируется. Если вы забрасываетесь не вертолётом или снегоходом, а топаете собственными ногами, то для вас вес снаряжения начинает играть немаловажную роль. Специализированные лыжи для треккинга имеют, как правило, более лёгкую конструкцию, форма носа лыжи классически заострённая (никаких тупых полукруглых или обрубленных носов – на них неудобно цеплять камуса), в носу лыжи иногда делается отверстие для закрепления буксировочного шнура. Однако, как правило, такие лыжи менее надёжны и не предназначены для ударных нагрузок, возникающих при прыжках. Большинство поклонников АТ и даже многие телемаркеры выбирают для катания обычные горные лыжи для фрирайда. Лыжи желательно иметь пошире – благо сейчас ассортимент таких лыж достаточно широк, при этом они имеют отличные ходовые качества, обладают универсальностью и высокой надёжностью.
Существует ещё один пока ещё экзотический гибридный снаряд - сплитборд (splitboard) - предназначенный для бордеров, которые хотели бы использовать при подъёме все преимущества лыж с камусом. Сплитборд представляет из себя некоторое подобие сноуборда, распиленного вдоль на две части. При подъёме половинки снаряда работают как лыжи, а при спуске соединяются в единую доску.
Соответственно, в случае, если вы ходите бэккантри пешком, вам также потребуются какие-либо из средств для подъёма, описанных выше – снегоступы, адаптеры, камуса.
Как уже было сказано, в случае использования снегоступов как лыжникам, так и бордерам желательно иметь телескопические треккинговые палки. Телескопы пригодятся и в том случае, если вы не используете снегоступы, а идёте на лыжах – длину палок можно варьировать в зависимости от условий и крутизны подъёма.
Кроме того, есть несколько элементов снаряжения, использование которых в бэккантри должно стать правилом, обязательным для выполнения. Это бипер, щуп и лопата.
Бипер или лавинный датчик – это радиотехническое устройство для поиска жертв, погребённых лавиной. Современные биперы работают в двух режимах. Основной режим – режим передачи. В идеале при катании в горах всегда необходимо иметь бипер, включенный в режим передачи. В случае попадания в лавину сигнал, передаваемый бипером, может быть засечён другими датчиками, работающими в режиме приёма. Конструкция современных цифровых биперов включает две антенны и значительно облегчает процесс поиска жертвы. После грамотного инструктажа и небольшого курса практических занятий пользователи таких устройств показывают отличные результаты при поиске жертв в относительно простой ситуации (в ситуации с единственным источником сигнала). Тем не менее, следует регулярно практиковаться в работе с бипером.
Лопата используется для откапывания обнаруженной жертвы. Современные лавинные лопаты имеют небольшую массу и высокую прочность. Лопаты изготавливаются разборными, то есть, совок отделяется от ручки, облегчая размещение лопаты в рюкзаке. Совок изготавливается из пластика или алюминия, последний предпочтительнее. Рукоятка полая, может быть односоставная (из одного куска трубы), или двухсоставная (из двух стыкующихся кусков трубы) – более длинная. Иногда в рукоятке лопаты размещают лавинный щуп в сложенном состоянии.
Щуп используется для зондирования снежной массы после того, как установлено ориентировочное положение жертвы. Современные лавинные щупы делаются складными, в рабочем состоянии имеют длину около двух метров и больше, наиболее компактные из них помещаются в полой ручке лавинной лопаты, экономя тем самым место в вашем рюкзаке.
В последнее время всё чаще в состав снаряжения для бэккантри входит устройство под названием аваланг (AvaLung). Этот прибор облегчает дыхание под снегом, изолируя насыщенный углекислотой выдыхаемый воздух от вдыхаемого, получаемого из толщи снега. Кроме того, аваланг препятствует обледенению поверхности снега в области лица, которое возникает от подтапливания снега тёплым выдыхаемым воздухом и перекрывает доступ свежего воздуха к пострадавшему.
Да, ну и, конечно же, рюкзак. Объём рюкзака определяется продолжительностью и условиями похода, и, соответственно, количеством переносимого в нём снаряжения. При катании используются рюкзаки объёмом от 15 до 40 литров, с удобными плечевыми лямками, поясным ремнём и нагрудной стяжкой. Рюкзак должен быть снабжён оттяжками для изменения объёма, точками внешней подвески для снаряжения, например, лыж, снегоступов или сноуборда, желательно также отделение для лавинной лопаты, позволяющее вытаскивать её, не расстёгивая рюкзака. Кроме того, рюкзак может быть снабжён гидратором – теплоизолированной ёмкостью с жидкостью, с выведенным на плечевой ремень шлангом, позволяющим пить прямо на ходу, не снимая рюкзака.
Кроме того, не помешает запасная маска – если при падении ваша маска запотеет или забьётся снегом, а потом заледенеет, очистить её в полевых условиях будет весьма проблематично. Время же зачастую поджимает, нужно двигаться, а без маски – ветер и снег в глаза, «плоский» свет, скрадывающий детали рельефа и характер снежного покрова – некомфортно и опасно. Запасные перчатки или варежки, а также шапка, тоже будут нелишними.
Не помешает и наличие в группе радиосвязи. Для общения внутри группы в пределах прямой видимости подойдёт любой тип маломощных станций любого частотного диапазона, для более серьёзной связи неплохо иметь и средства помощнее, работающие в том же диапазоне частот, что и спасательная служба региона.
Как минимум один член группы (лидер или гид) должен иметь аптечку.
И наконец, самое главное. Никогда не ходите бэккантри в одиночку. Если вы новичок в бэккантри – всегда ходите в группе с опытным лидером или гидом. Даже если у вас есть опыт подобного катания – в любом случае, с вами всегда должен находиться напарник.
Автор: Кирилл Поваринцев aka duboix
Популярно, по делу, стильно!
Спасибо, было приятно прочесть!