Хелиски существует в России уже 30 лет: первые услуги стали оказывать еще в самом начале 90-х годов. С тех пор в этой сфере многое изменилось, и сегодня хелиски становится все популярнее. Что нужно знать про хелиски и как им заниматься, мы расскажем в этой статье.
Что такое Хелиски
Хелиски — это разновидность горнолыжного спорта. Его суть заключается в спуске по нетронутым снежным склонам. Они располагаются вдалеке от подготовленных трасс, поэтому к началу спуска райдеры поднимаются на вертолете.
Первый задокументированный хелиски-тур был проведен в феврале 1963 года в Канаде. Альпинист Ханс Гмозер, популяризатор горного туризма, предложил клиентам поднять их на вертолете на вершину хребта, чтобы они смогли спуститься на лыжах по нетронутому человеком склону. Первая попытка вышла неудачной — плохая погода испортила спуск, который оказался слишком опасным для райдеров. Однако Гмозер не оставил попыток популяризовать изобретенный им вид отдыха и уже в 1965 году начал продавать первые в мире полноценные хелиски-туры, которые включали в себя размещение в гостинице, доставку на вертолете и услуги гида.
Хелиски быстро начал завоевывать популярность, особенно в Европе и США. В Старом Свете райдеры стремительно стали осваивать отдаленные спуски в Альпах, и уже в 70-е годы хелиски утвердился в списке одного из самых популярных видов зимнего отдыха.
В России первые услуги хелиски начали оказывать в начале 90-х годов. Отечественным энтузиастам очень помогли французы, которые стали организовывать туры в Красной Поляне. Сегодня в строю остались многие российские гиды, которые обучались у французов.
Постепенно география хелиски в России стала расширяться. Райдеры сначала открыли для себя Камчатские склоны, а затем услуги стали оказывать в окрестностях Байкала, в Кемеровской области, на Кольском полуострове. В Кавказском регионе хелиски не ограничился одной лишь Красной Поляной и добрался до Домбая, Архыза и Эльбруса.
Что нужно для занятия Хелиски
В момент спуска хелиски представляет собой обычный фрирайд. Поэтому горнолыжники и сноубордисты, которые умеют уверенно кататься по целине и пухляку, могут спокойно начинать заниматься хелиски. Отличие лишь в том, как райдер добирается до вершины склона. В зависимости от вместимости вертолета, организуются группы от 4 до 12 человек. Их сопровождают сертифицированные гиды, хорошо знающие географию местности, а вертолетом управляет высококвалифицированный пилот.
Экипировка для хелиски-тура во многом повторяет то, чем снаряжаются фрирайдеры. Это лыжи для фрирайда (например Head Kore или Atomic-Bent Chetler) или сноуборд, шлем, маска (желательно иметь несколько фильтров для разного типа освещения), правильно подобранные ботинки и крепления, перчатки и одежда.
Одежда для хелиски обязательно должна быть на мембранной основе. Компания Volkl к этому сезону выпустила несколько новых серий, которые идеально подойдут для хелиски.
|
|
Линейка верхней одежды Energy предназначена для самого экстремального фрирайда и хелиски. Больше всего подойдет одежда с мембранами Dermizax и Sensortex 20K/20K. У этих мембран высокие показатели водо- и паронепроницаемости, они отлично дышат и устойчивы к образованию конденсата. В качестве утеплителя в куртках лучше всего выбрать Primaloft — он отлично сохраняет тепло при минимальном весе и объеме. Американская компания Primaloft начала производить утеплители по заказу армии США, а в 90-е годы стала активно внедряться в спортивный сегмент. Сегодня это один из самых популярных утеплителей, используемых производителей одежды для экстремальных зимних видов спорта.
Что касается термобелья, то для хелиски лучше всего подойдет две линейки. Белье с базовым слоем Wool Line рассчитано для сверхнизких температур и изготовлено из смеси шерсти с функциональных волокон Sorbtek. Белье эффективно впитывает и выводит влагу. Новинка от Volkl — слой Techsoft Line, которая обладает высокими термоизоляционными свойствами и эффективно отводит влагу.
|
|
Безопасность
Хелиски сопряжен с рисками. В горах может сойти лавина, райдер может получить травму во время спуска, группа может попасть в тяжелые погодные условия.
Каждый участник хелиски-тура должен иметь с собой необходимое лавинное снаряжение. В него входят лавинный датчик, лавинный щуп, лопата и лавинный рюкзак.
Лавинный датчик — это основа безопасности любого фрирайдера. Попавшего под лавину человека без датчика практически невозможно найти, и шансы на выживание в этом случае минимальны. Поэтому датчик всегда должен быть включен с начала поездки.
Лавинный датчик постоянно передает пульсирующий радиосигнал. Если райдер оказался засыпан лавиной, то датчики других участников группы будут принимать сигнал, определять его направление и расстояние до сигнала, поэтому в группе они должны быть настроены на одну частоту. Датчик необходимо надежно крепить на теле, а не класть его в рюкзак, так как при попадании в лавину есть вероятность, что рюкзак отбросит от райдера.
Лавинный щуп необходим для зондирования снега при поиске людей. Он представляет собой складную трубку длиной до трех метров, которая делится на секции около 40 сантиметров. В сложенном состоянии щуп легко упаковывается в рюкзак. Он произведен из легких материалов и не влияет на распределение массы.
Лавинные лопаты производят в основном из дюралюминиевых и алюминиево-марганцевых сплавов. Бывают также лопаты из нержавеющей стали и поликарбоната, но у них есть очевидные недостатки: больший вес и хрупкость при низких температурах.
Лавинный рюкзак предназначен для того, чтобы райдер не оказался под большой толщей снега. Рюкзак оборудован одной или двумя подушками и баллоном с газом. В случае опасности райдер дергает рычаг, и за его плечами за несколько секунд надуваются подушки. Их объем, как правило, варьируется от 150 до 180 литров, что создает дополнительный объем плавучести. Это позволяет райдеру не утонуть глубоко в лавине.
Информация предоставлена компанией Спортмастер. Магазины Спортмастер PRO
|
Фото: Спортмастер, Петр Ястребков @snowsurfpro
1. Сначала надо иметь денег....