+3

Что такое Хелиски и как его освоить

Reports Лента автора 24 Декабря 2021 (11:20) Просмотров: 2321 39

Хелиски существует в России уже 30 лет: первые услуги стали оказывать еще в самом начале 90-х годов. С тех пор в этой сфере многое изменилось, и сегодня хелиски становится все популярнее. Что нужно знать про хелиски и как им заниматься, мы расскажем в этой статье.

Что такое Хелиски

Хелиски — это разновидность горнолыжного спорта. Его суть заключается в спуске по нетронутым снежным склонам. Они располагаются вдалеке от подготовленных трасс, поэтому к началу спуска райдеры поднимаются на вертолете.

Первый задокументированный хелиски-тур был проведен в феврале 1963 года в Канаде. Альпинист Ханс Гмозер, популяризатор горного туризма, предложил клиентам поднять их на вертолете на вершину хребта, чтобы они смогли спуститься на лыжах по нетронутому человеком склону. Первая попытка вышла неудачной — плохая погода испортила спуск, который оказался слишком опасным для райдеров. Однако Гмозер не оставил попыток популяризовать изобретенный им вид отдыха и уже в 1965 году начал продавать первые в мире полноценные хелиски-туры, которые включали в себя размещение в гостинице, доставку на вертолете и услуги гида. 

           1969 год -   пионеры хелискиинга рядом с вертолетом Bell 47 B-1. фото: CMH Archives


Хелиски быстро начал завоевывать популярность, особенно в Европе и США. В Старом Свете райдеры стремительно стали осваивать отдаленные спуски в Альпах, и уже в 70-е годы хелиски утвердился в списке одного из самых популярных видов зимнего отдыха.

В России первые услуги хелиски начали оказывать в начале 90-х годов. Отечественным энтузиастам очень помогли французы, которые стали организовывать туры в Красной Поляне. Сегодня в строю остались многие российские гиды, которые обучались у французов.

           Ноябрь 2021. Хелиски в районе Мамая (восточном Хамар-Дабан). Байкал


Постепенно география хелиски в России стала расширяться. Райдеры сначала открыли для себя Камчатские склоны, а затем услуги стали оказывать в окрестностях Байкала, в Кемеровской области, на Кольском полуострове. В Кавказском регионе хелиски не ограничился одной лишь Красной Поляной и добрался до Домбая, Архыза и Эльбруса.

Что нужно для занятия Хелиски

В момент спуска хелиски представляет собой обычный фрирайд. Поэтому горнолыжники и сноубордисты, которые умеют уверенно кататься по целине и пухляку, могут спокойно начинать заниматься хелиски. Отличие лишь в том, как райдер добирается до вершины склона. В зависимости от вместимости вертолета, организуются группы от 4 до 12 человек. Их сопровождают сертифицированные гиды, хорошо знающие географию местности, а вертолетом управляет высококвалифицированный пилот.

Экипировка для хелиски-тура во многом повторяет то, чем снаряжаются фрирайдеры. Это лыжи для фрирайда (например Head Kore или Atomic-Bent Chetler) или сноуборд, шлем, маска (желательно иметь несколько фильтров для разного типа освещения), правильно подобранные ботинки и крепления, перчатки и одежда.

Одежда для хелиски обязательно должна быть на мембранной основе. Компания Volkl к этому сезону выпустила несколько новых серий, которые идеально подойдут для хелиски.

Технологичная мужская куртка Volkl
Куртка женская Volkl

 

Линейка верхней одежды Energy предназначена для самого экстремального фрирайда и хелиски. Больше всего подойдет одежда с мембранами Dermizax и Sensortex 20K/20K. У этих мембран высокие показатели водо- и паронепроницаемости, они отлично дышат и устойчивы к образованию конденсата. В качестве утеплителя в куртках лучше всего выбрать Primaloft — он отлично сохраняет тепло при минимальном весе и объеме. Американская компания Primaloft начала производить утеплители по заказу армии США, а в 90-е годы стала активно внедряться в спортивный сегмент. Сегодня это один из самых популярных утеплителей, используемых производителей одежды для экстремальных зимних видов спорта.

Что касается термобелья, то для хелиски лучше всего подойдет две линейки. Белье с базовым слоем Wool Line рассчитано для сверхнизких температур и изготовлено из смеси шерсти с функциональных волокон Sorbtek. Белье эффективно впитывает и выводит влагу. Новинка от Volkl — слой Techsoft Line, которая обладает высокими термоизоляционными свойствами и эффективно отводит влагу. 

Термобелье верх мужское Volkl
Термобелье верх женское Volkl

 

 

Безопасность

Хелиски сопряжен с рисками. В горах может сойти лавина, райдер может получить травму во время спуска, группа может попасть в тяжелые погодные условия.

Каждый участник хелиски-тура должен иметь с собой необходимое лавинное снаряжение. В него входят лавинный датчик, лавинный щуп, лопата и лавинный рюкзак. 

Лавинный датчик — это основа безопасности любого фрирайдера. Попавшего под лавину человека без датчика практически невозможно найти, и шансы на выживание в этом случае минимальны. Поэтому датчик всегда должен быть включен с начала поездки.

Лавинный датчик постоянно передает пульсирующий радиосигнал. Если райдер оказался засыпан лавиной, то датчики других участников группы будут принимать сигнал, определять его направление и расстояние до сигнала, поэтому в группе они должны быть настроены на одну частоту. Датчик необходимо надежно крепить на теле, а не класть его в рюкзак, так как при попадании в лавину есть вероятность, что рюкзак отбросит от райдера.

Лавинный щуп необходим для зондирования снега при поиске людей. Он представляет собой складную трубку длиной до трех метров, которая делится на секции около 40 сантиметров. В сложенном состоянии щуп легко упаковывается в рюкзак. Он произведен из легких материалов и не влияет на распределение массы.

Лавинные лопаты производят в основном из дюралюминиевых и алюминиево-марганцевых сплавов. Бывают также лопаты из нержавеющей стали и поликарбоната, но у них есть очевидные недостатки: больший вес и хрупкость при низких температурах.

Лавинный рюкзак предназначен для того, чтобы райдер не оказался под большой толщей снега. Рюкзак оборудован одной или двумя подушками и баллоном с газом. В случае опасности райдер дергает рычаг, и за его плечами за несколько секунд надуваются подушки. Их объем, как правило, варьируется от 150 до 180 литров, что создает дополнительный объем плавучести. Это позволяет райдеру не утонуть глубоко в лавине.

Информация предоставлена компанией Спортмастер.

Магазины Спортмастер PRO

  • Широкий ассортимент технологичного инвентаря Volkl, Atomic, Salomon, Armada, Blizzard, Head, Tecnica и др.
  • PRO – эксперты: сотрудники магазинов PRO, которые имеют огромный опыт в подборе инвентаря и сами являются увлеченными горнолыжниками или сноубордистами.
  • PRO – сервис: продвинутый сервис подготовки инвентаря (ремонт любой сложности, установка креплений, шлифовка, заточка канта, нанесение структуры, нанесение парафина  и прочее)

 

Фото: Спортмастер, Петр Ястребков @snowsurfpro

+3
+4  
Stock62    24 Декабря 2021 (12:58)   #

1. Сначала надо иметь денег....

+1  
Gosha    24 Декабря 2021 (12:59)   #

1. Сначала надо иметь денег....

+1

В 2000х это было не так популярно и намного дешевле. 

PS А так реклама спортмастера. 

0  
Gebor    24 Декабря 2021 (13:20)   #

1. Сначала надо иметь денег....

все остальное Вам выдадут в прокате, при той же конторе.

  • 8
  • 6
  • 12
+1  
-=Shurik=-    24 Декабря 2021 (14:06)   #

Начинаешь читать- вроде про историю, продолжаешь- дальше реклама.

Интересно, для чего это публикуют, кто то такой заходит на ски ру, типа прочитал рекламный пост и "а ну ка поеду в поляну на хели... так, че там нужно, лыжи широкие и куртка гортекса. О, а тут и ссылка есть, ща куплю и поеду..". Это так что ли работает?))

  • 37
  • 11
  • 4
0  
edgarsr    24 Декабря 2021 (14:19)   #

Обычно когда деньги есть то времени нет, в таких случаях отличный вариант. Наверное за неделю хели можно накатать столько, сколько скитурщик делает за целый сезон :)

  • 37
  • 11
  • 4
0  
edgarsr    24 Декабря 2021 (14:22)   #

Начинаешь читать- вроде про историю, продолжаешь- дальше реклама.

Интересно, для чего это публикуют, кто то такой заходит на ски ру, типа прочитал рекламный пост и "а ну ка поеду в поляну на хели... так, че там нужно, лыжи широкие и куртка гортекса. О, а тут и ссылка есть, ща куплю и поеду..". Это так что ли работает?))

 

Это работает по другому, сначала тебе по телику каждый день показывают правильный йогурт и шампунь, и ты думаешь - что за хрень,  а потом через пару лет, ты именно их и покушаешь, потому что это твое личное решение icon_smile.gif

  • 4
0  
pavel_45    24 Декабря 2021 (14:28)   #

+1

В 2000х это было не так популярно и намного дешевле. 

 

Год не помню, как раз начало 2000-х, в Кировске предлагали тур на 5-6 спусков за 75$. Через год в Домбае то же самое стоило уже 250.

0  
serpo    24 Декабря 2021 (15:19)   #

94 или 95 год февраль, рядом с  Азау вертолетная площадка где бывшая гостиница была... Ми-8 с группой буржуинов чел15 примерно, грузятся в вертушку. Диалог с пилотом:

-Мужики, а возьмете нас троих?

- По двадцать баксов с каждого давайте.

Пауза...

- Ну давайте по пятнадцать договоримся, нас же трое!

-Нет не договоримся, мало!!!

С грустным видом проводили улетевший борт... Какой же жадный я был...

 

Лет пять до этого в Гудаури катальный день, австрияки организовывали при гостинице Марко Поло, стоил 120 баксов

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    24 Декабря 2021 (15:58)   #

Год не помню, как раз начало 2000-х, в Кировске предлагали тур на 5-6 спусков за 75$. 

Да. Было дело.

Попадал пару раз...

  • 120
  • 38
  • 18
0  
jul    24 Декабря 2021 (16:35)   #

 

serpo    пт. 24 Декабря 2021 (15:19)   #

-Мужики, а возьмете нас троих? - По двадцать баксов с каждого давайте.

 Самый фиговый случай, когда у человека есть деньги на вертолет, но кататься он толком не умеет.  Вместо 5-6 скаток, все едут 3, и недобро так внизу ждут. Ждут  бедолагу которого замыкающий гид подгоняет, чуть ли не плаками в спину)) 
Но это в старые времена, и на интересном рельефе. Сейчас умные гиды просто не катают народ, там где сложно. Так что вся группа катает по самому слабому участнику. Разумно.
 

  • 37
  • 11
  • 4
0  
edgarsr    24 Декабря 2021 (17:28)   #

К сожалению возят они на совсем пологое, никто не хочет рисковать. Вот в Швейцарии есть ребята просят 270 евро за заброску , например на Ebnefluh 3850m, но там пологое все разве что палками не толкаться. А так перепад солидный, почти 2км.

 

Слышал, что если своя скатанная группа, и гид видит что катаете хорошо, то могут повести на более интересные места.

0  
cheshire    24 Декабря 2021 (18:06)   #

К сожалению возят они на совсем пологое, никто не хочет рисковать. Вот в Швейцарии есть ребята просят 270 евро за заброску , например на Ebnefluh 3850m, но там пологое все разве что палками не толкаться. А так перепад солидный, почти 2км.

Слышал, что если своя скатанная группа, и гид видит что катаете хорошо, то могут повести на более интересные места.

Мы в Монте Розе летали своей группой 4 чел плюс гид. Все равно в вертолет больше не помещается. Гид учитывал наши пожелания. Но они нас хорошо знали, мы каждый год с ними катались, не только на хели, но и просто вне трасс и на скитуре.

На МИ-8 наверно так и будет - уровень скаток будет определяться по слабому звену
  • 1
0  
borisotto    24 Декабря 2021 (19:02)   #

все остальное Вам выдадут в прокате, при той же конторе.

 

Зачем прокатное, если свое лучче? wink.png

  • 1
0  
borisotto    24 Декабря 2021 (19:05)   #

Слышал, что если своя скатанная группа, и гид видит что катаете хорошо, то могут повести на более интересные места.

 

Это уже маленький вертолетик для private group в 3-5 человек с одним гидом, стоит значительно дороже, чем стандартный прокат с 2 гидами на 10-12 катальщиков.

  • 37
  • 11
  • 4
0  
edgarsr    24 Декабря 2021 (19:13)   #

Это уже маленький вертолетик для private group в 3-5 человек с одним гидом, стоит значительно дороже, чем стандартный прокат с 2 гидами на 10-12 катальщиков.

 

А такие в Европе катают? Все что я смотрел это на 4 человека плюс гид.

  • 4
0  
pavel_45    24 Декабря 2021 (19:18)   #

Да. Было дело.
Попадал пару раз...

А я не попал. Увидел объявление минут за 20 до отправления, а вечером уезжать :(
  • 1
0  
borisotto    24 Декабря 2021 (19:25)   #

А такие в Европе катают? Все что я смотрел это на 4 человека плюс гид.

 

Не знаю, я на европейский хелиски даже не смотрел. Но подозреваю, что большие вертолеты врядли по Альпам летают. 

  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    24 Декабря 2021 (20:04)   #

+1
В 2000х это было не так популярно и намного дешевле.
PS А так реклама спортмастера.

Верно. Я позволял себе это не один раз в год. В разных местах в России. И даже сам организовал 2 хели-экспедиции на Приполярье. А потом... Потом рынок перестал быть консервативным: доллар, курс, западные веяния и потребитель из-за границы... И теперь это очень не для всех. Так я в те времена собирался купить новый Гольф без всякого кредита, а нынче об этом просто забыл и не вспоминаю. Это я к тому, как в целом всё изменилось в потреблении.
0  
Gebor    25 Декабря 2021 (00:05)   #

94 или 95 год февраль, рядом с  Азау вертолетная площадка где бывшая гостиница была... Ми-8 с группой буржуинов чел15 примерно, грузятся в вертушку. Диалог с пилотом:

-Мужики, а возьмете нас троих?

- По двадцать баксов с каждого давайте.

Пауза...

- Ну давайте по пятнадцать договоримся, нас же трое!

-Нет не договоримся, мало!!!

С грустным видом проводили улетевший борт... Какой же жадный я был...

Красивая сказка. О таких вещах с гидами договариваются,

0  
serpo    25 Декабря 2021 (01:52)   #

Красивая сказка. О таких вещах с гидами договариваются,

а я и сказочник с опытом. В те времена понятий гид, фрирайд, бипер и всякие рокеры с магнатрекшенами у нас не существовало.

Вот вам еще сказка: такси тогда можно было "взять" по взмаху руки или если житель мегаполиса то аж по телефону, а уберов- яндексов не было

0  
Gebor    25 Декабря 2021 (03:01)   #

а я и сказочник с опытом. В те времена понятий гид, фрирайд, бипер и всякие рокеры с магнатрекшенами у нас не существовало.

Вот вам еще сказка: такси тогда можно было "взять" по взмаху руки или если житель мегаполиса то аж по телефону, а уберов- яндексов не было

А понятно! Группа из 15 буржуинов, сама тормознула пролетающий мимо вертолет, взмахом руки: "Брат, до скал Пастухова подкинешь?"

Пилот: "Не вопрос. По 20-ке бакинских, сноса!"

 

P.S. в те времена, когда в нашей стране "Не было, даже секса", гиды у буржуинов уже были...  

  • 1
0  
ASDr    26 Декабря 2021 (07:26)   #

Обычно когда деньги есть то времени нет, в таких случаях отличный вариант. Наверное за неделю хели можно накатать столько, сколько скитурщик делает за целый сезон :)

Вывод - хочешь больше кататься - в жопу скитур )))
  • 1
0  
ASDr    26 Декабря 2021 (07:31)   #

Верно. Я позволял себе это не один раз в год. В разных местах в России. И даже сам организовал 2 хели-экспедиции на Приполярье. А потом... Потом рынок перестал быть консервативным: доллар, курс, западные веяния и потребитель из-за границы... И теперь это очень не для всех. Так я в те времена собирался купить новый Гольф без всякого кредита, а нынче об этом просто забыл и не вспоминаю. Это я к тому, как в целом всё изменилось в потреблении.

Слишком обтекаемо "изменилось в потреблении" )))
Давай прямо скажем - все дорого и денег нет ))))
Зато ... сами знаете что )))
  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    26 Декабря 2021 (08:08)   #

Слишком обтекаемо "изменилось в потреблении" )))
Давай прямо скажем - все дорого и денег нет ))))
Зато ... сами знаете что )))

Я думал, так все и понимают. Денег нетюи на Западе, во всем мире, у среднего гражданина, типа меня - это никак не связано с властью. Так мир устроен - подавляющее большинство денег на ништяки не имеет. Я вот с ужасом думаю, а что бы было, окажись я сейчас где-то в Штатах или Франции. Капец, так легко бедовать , как в России, у меня б не получилось. Здесь я лежу ровно и не особо даже парюсь, что пенсии не будет. Медициной обеспечен, что уже не раз спасало, жильё у нас собственное, не арендное, жена работает и с пенсией будет. Сам чего-то поковыряю. Схемы типа самозанятого, как сейчас у меня, позволяют уйти от проблем с законом и налогами... Короче, шикарно. Не в хели ски жизнь. Плевать на них по большому счету, и так здоровья скоро ни на что не останется. Жена бывшая живёт в Италии без гражданства, говорит, что не дай бог на старость там остаться. Так что недостижимые хели ски ещё не означают, что "всё пропало, шеф!". ))))
Крым сильно помогает здоровье поправлять. Дёшево и сердито. ))) Слава Богу, что он теперь мой.
  • 1
0  
ASDr    26 Декабря 2021 (12:06)   #

Я думал, так все и понимают. Денег нетюи на Западе, во всем мире, у среднего гражданина, типа меня - это никак не связано с властью. Так мир устроен - подавляющее большинство денег на ништяки не имеет. Я вот с ужасом думаю, а что бы было, окажись я сейчас где-то в Штатах или Франции. Капец, так легко бедовать , как в России, у меня б не получилось. Здесь я лежу ровно и не особо даже парюсь, что пенсии не будет. Медициной обеспечен, что уже не раз спасало, жильё у нас собственное, не арендное, жена работает и с пенсией будет. Сам чего-то поковыряю. Схемы типа самозанятого, как сейчас у меня, позволяют уйти от проблем с законом и налогами... Короче, шикарно. Не в хели ски жизнь. Плевать на них по большому счету, и так здоровья скоро ни на что не останется. Жена бывшая живёт в Италии без гражданства, говорит, что не дай бог на старость там остаться. Так что недостижимые хели ски ещё не означают, что "всё пропало, шеф!". ))))
Крым сильно помогает здоровье поправлять. Дёшево и сердито. ))) Слава Богу, что он теперь мой.

В совке тоже большинство думало чего то там пока он не развалился ... а хелиски точно не главное, там главное траву научится жрать вовремя )
  • 5
  • 1
0  
Nicko88    25 Августа 2022 (22:04)   #

Забыли упомянуть про хелиски в Абхазииsmiley

0  
OldGuy    26 Августа 2022 (14:23)   #

А понятно! Группа из 15 буржуинов, сама тормознула пролетающий мимо вертолет, взмахом руки: "Брат, до скал Пастухова подкинешь?"
Пилот: "Не вопрос. По 20-ке бакинских, сноса!"

P.S. в те времена, когда в нашей стране "Не было, даже секса", гиды у буржуинов уже были...

Я тебе расскажу реальную историю смешнее. Группа буржуинов приехала на Чимган, и всего за два видеомагнитофона натурой командиру вертолётного воинского соединения имела по 4 заброски в день на Ми-6 в течение нескольких дней. Но это в совсем позднем совке, но до капитализма
0  
Gosha    26 Августа 2022 (15:33)   #
На севере вертолет можно было взмахом руки тормознуть. :)
0  
кум808    29 Августа 2022 (13:39)   #

На севере вертолет можно было взмахом руки тормознуть. :)

Северный поселок имярек на Таймыре, Слава КПСС. Садится МИ 8, из него группа офицеров. Подбегаю к пилоту - нам бы в Бырранга немного подлететь, а? Не могу, мне еще сегодня (поясняет дальнейший секретный маршрут). Вот на обратном пути другое дело, бухать тут будут, могу. Неделю подождете? :-)
0  
Igorello    29 Августа 2022 (14:49)   #

Я тебе расскажу реальную историю смешнее. Группа буржуинов приехала на Чимган, и всего за два видеомагнитофона натурой командиру вертолётного воинского соединения имела по 4 заброски в день на Ми-6 в течение нескольких дней. Но это в совсем позднем совке, но до капитализма

таки наверное Ми-8. Ми-6 - слишком уж smile.png

0  
OldGuy    29 Августа 2022 (15:46)   #

таки наверное Ми-8. Ми-6 - слишком уж smile.png

Не знаю точно 6 или 8, знаю, что слишком не бывает. У меня не очень далеко от дачи вертолётный полк, оттуда при мне прилетали в соседнюю деревню бухать на Чёрной Акуле. Садились на дачный участок.
0  
Игорь163    29 Августа 2022 (16:12)   #
Серьёзно не знаешь разницы между ми-8 и ми-6?

Ми-6 размером немного больше, чем 9ти этажный дом...

Примерно в 30-50 раз больше чёрной акулы...
0  
OldGuy    29 Августа 2022 (16:25)   #

Серьёзно не знаешь разницы между ми-8 и ми-6?

Ми-6 размером немного больше, чем 9ти этажный дом...

Примерно в 30-50 раз больше чёрной акулы...

Не помню разницы. В детстве насмотрелся на все, даже не существующие самолеты (жил на даче рядом с испытательным аэродромом), а потом меня это просто не интересовало. Никогда не работал в авиаотрасли и не клеил модельки.
  • 9
  • 4
0  
SASН    29 Августа 2022 (16:32)   #

Поднимался я на обоих бортах, в армии. А хелиски у нас только на ми-8 проводились, что на Чимгане, что в КП с верт.площадки поселка. Такой биг-автобус как ми-6 использовать в хелиски не практично и не безопасно, он же полгоры сдует до камней, смогёт и лавину спустить )))) 

0  
OldGuy    29 Августа 2022 (16:33)   #

Поднимался я на обоих бортах, в армии. А хелиски у нас только на ми-8 проводились, что на Чимгане, что в КП с верт.площадки поселка. Такой биг-автобус как ми-6 использовать в хелиски не практично и не безопасно, он же полгоры сдует до камней, смогёт и лавину спустить ))))

Значит я спутал, бывает для дилетанта
0  
Igorello    29 Августа 2022 (17:19)   #

ну, с девятиэтажкой сравнивать можно Ми-26. Ми-6 поменьше будет. но Олдгай таки про Ми-8, кмк. во всяком случае, в Приэльбрусье в 90-е можно было за 20 долларей в день покататься. зряплата в месяц как раз такой и была smile.png

0  
Игорь163    29 Августа 2022 (20:31)   #
Они примерно одинаковые, плюс-минус, поскольку 26, это продолжение и глубокая модернизация шестёрки.
Но да, согласен, Олдгай конечно про восьмёрку мог говорить только.

6 и 26 слишком громадные, да и каждый полёт у них на учете
0  
кум808    30 Августа 2022 (00:02)   #
Ми 6 вместил два колесных буера на камерах от шишиги, только мачты завалили. Летели от некоей буровой в Большеземельской тундре до Инты. И еще место осталось. Корова :-) Бесплатно :-)
  • 10
  • 7
  • 2
0  
skibars22    13 Сентября 2022 (15:35)   #
На Чимгане Ми 8 был, я на нем первые свои хели получил. Пилот там заслуженный был, лауреат ордена Ленина, если правильно помню. Русский мужик пожилой. О его умении легенды сказывали. 97 год, вроде , это было.