По истечении некоторого времени, поэкспериментировав с мазями, вам, возможно, захочется новых ощущений. И это правильно, потому что вы выжали из своей доски далеко не все 100%. Ведь еще есть кант! И его надо точить, иначе "асфальтовая", точнее "снежная" болезнь будет преследовать вас на каждом мало-мальски серьезном вираже! Точить кант можно обычным напильником, но если вы не слесарь 6-го разряда, то лучше воспользоваться специальным канторезом. Они бывают с фиксированным углом заточки (88 градусов или 90 градусов) и с регулируемым углом заточки. Вот мы и подобрались к вопросу о том, что такое угол заточки, и зачем оно, вообще, нужно, а заодно и к разделу.
Тюнинг
Тюнинг - это, оказывается, не то, когда на доске замазывается слово "Мафия", а поверх выводится "Буртон", или глубже вырезается талия, или устанавливается антикрыло и т.д. и т.п. Тюнинг - это заточка канта под себя, свой опыт, вес и манеру катания. Изначально на большинстве сноубордов применяется кант, заточенный под углом 90 градусов.
Однако некоторые производители, например, уже упоминавшаяся фирма KUUSport Mfg, применяют на своих досках кант с углом 88 градусов по боковой кромке. Зачем это нужно? Очевидно, что острый кант будет врезаться в снег (наст, лед или что-там-еще-бывает-на-склоне) лучше, чем обычный кант, обеспечивая стабильную дугу поворота при закантовке и резко уменьшая вероятность сбрасывания доски вниз по склону (читай - падения).
Экспериментировать можно и с нижней кромкой канта, срезая от 0,5 градуса до 2. Обработка нижней кромки приводит к облегчению закантовки и инициализации поворота, скорейшему переходу с канта на кант, а значит, способствует более маневренному катанию.
В нижеприведенной таблице даны рекомендации по углу заточки нижней кромки канта в зависимости от стиля (с привязкой к спортивным дисциплинам), веса и опыта:
Угол заточки | Стиль* | Вес, кг | Опыт, годы град.° |
0,5 | FR | до 80 | 6 и более |
1,0 | DH, HP, FR, ST | Любой | 4 и более |
1,5 | DH, HP, FR, ST, R, B | Свыше 90 | от 0 до 5 |
2,0 | DH, HP, ST | Любой | Любой |
*FR - фрирайд, DH - все скоростные и слаломные дисциплины, HP - хафпайп, ST - вращения и трюки, R - рекреационное катание, В - начинающие. |
Обработка нижней кромки канта должна проводиться с помощью того же напильника и специальных "кондукторов" или "угловых фиксаторов" - приспособлений, поддерживающих постоянный угол между кантом и режущим инструментом.
Можно обработать и обе кромки канта. Но следует учитывать, что угол заточки 1,5-2 градуса по базовой кромке рекомендуется, прежде всего, райдерам с весом, превышающим 110 кг и (или) начинающим. Суммарный угол заточки канта (который вычисляется как 90 градусов минус угол заточки по боковой кромке плюс угол заточки по базовой кромке) в диапазоне 88-89,5 градусов можно смело рекомендовать тем, кто совершенствует свою технику и хочет добиться лучших результатов. Однако эксперименты надо начинать с меньших углов заточки, стараясь почувствовать происходящие изменения и убедиться в их эффективности.
Самым распространенным является все же угол заточки 88 градусов по боковой кромке. Для обработки такого канта и существует канторез с фиксированным углом 88 градусов. В продаже есть также канторезы с регулируемым углом заточки (с шагом 0,1 градуса), очень удобная, но довольно дорогая вещь.
Канторезом стоит пользоваться раз в 2-3 дня интенсивного катания или по мере появления серьезных зазубрин. Кроме кантореза, вам понадобится специальный наждак (точильный камень) для финишной обработки канта и удаления небольших заусенцев.
Самостоятельный ремонт скользящей поверхности
Каждый день гора норовит оставить себе кусочек вашего сноуборда. Царапины и выбоины не только портят настроение и внешний вид доски, но и значительно ухудшают скольжение. К услугам мастерских имеет смысл прибегать лишь в тяжелых случаях - при расслоении доски или вырванном канте, в остальных случаях постарайтесь обойтись своими силами, поскольку частые обращения в мастерскую не только обременительны для кошелька (минимум 25-35 "зеленых" за самый элементарный ремонт плюс шлифовку), но и чреваты быстрым износом скользящей поверхности и канта.
Времена, когда наш находчивый народ при ремонте использовал пробки от "Советского шампанского" канули в лету. Теперь все можно купить. Да и требуется для этого немного: ремонтная свечка или полоска (Drip Stick, Slick Stick), паяльник (желательно с плоским жалом шириной 5-6 мм), стальной шпатель, наждачная бумага и уже упоминавшийся очиститель - Base Cleaner.
Порядок действий таков:
- Удаляем заусенцы вокруг "раны".
- Обрабатываем место ремонта очистителем.
- Включаем паяльник в сеть приблизительно на 5 минут, затем отключаем во избежание перегрева.
- Заполняем царапину расплавом ремонтной свечки (лучше, чтобы этого расплава было чуть больше, чем недостаточно), прижимаем сверху металлический шпатель и удерживаем его под давлением минуту-другую. Шпатель не только выравнивает поверхность, но и интенсивно отбирает тепло, ускоряя процесс застывания полиэтилена.
- Приложив одну из кромок шпателя к месту ремонта, можно оценить "на просвет", сколько массы нужно удалить, чтобы выровнять поверхность.
- Излишки удаляем острой кромкой того же шпателя (как циклей), затем проводим окончательную полировку шкуркой.
- Повторяем обработку очистителем перед нанесением мази. Все!
И в завершение нашего рассказа - еще о некоторых приспособлениях и мерах по сохранению внешнего вида сноуборда.
Хотелось бы избежать царапин и на "лице" сноуборда. Настоящий бич - это наглые дошкольники и школьники, которые не признают очередей на подъемник и так и норовят пройти прямо по вашему драгоценному оборудованию, поэтому, пока стоите на месте, ставьте доску на ребро, под небольшим углом к напирающим сзади - помогает! Кроме того, в продаже иногда бывает специальный защитный top sheet protector - толстая прозрачная самоклеющаяся пленка, которая наклеивается на лицевую сторону сноуборда и обрезается по форме доски. Небесполезным является и так называемый "бампер" - металлическая или пластиковая скоба, которая приклеивается или крепится с помощью саморезов к носовой и хвостовой части доски.
И, самое главное, берегите собственные части тела, ведь они созданы гораздо более хрупкими, чем все эти сноуборды и прочие Доски! Успешного вам катания!
- В статье использованы материалы, предоставленные фирмой KUUSport Mfg, Канада - официальным поставщиком олимпийской сборной Канады по горным лыжам и сноубордингу.
Полная версия статьи - на www.tsargor.com
Автор: Аркадий Ащеулов Источник: doskimag.ru |