Как-то, читая очередной гламурный глянцевый журнал про экстрим и всё такое, я наткнулся на статью крутых перцев-фрирайдеров про катание в альпийском районе Монте-Розе (Валле д`Аоста, Италия). Идея съездить туда зацепила! Кликнул клич, народ подтянулся, идея начала обретать конкретные черты отдыха на мартовские праздники.
Ну и каша заварилась!
Вот в один из непогожих мартовских дней 12 райдеров из нашей команды WPE прыгают в самолёт и мчатся сквозь облака на запад — в Европу. Прилетали в Милан. Летели разными рейсами. У пятерых человек не долетел багаж. На одном рейсе вообще хохма получилась – у самолёта не открылся багажный отсек и аэропорт отправил самолёт обратно в Москву со всем грузом. У райдера Лёхи там был рюкзак с вещами. У другого народа улетели доски и лыжи в Мюнхен. Дело усугублялось тем, что мы прибыли в воскресенье вечером – и в аэропорту работало минимум служащих. С грехом пополам мы таки пропихнули по инстанциям заявления о потерях, нам обещали всё привезти в лучшем виде в ближайшее время. С опозданием в 5 часов грузимся в арендованный бусик и едем наконец в горы.
УРА!!!!!!
Долина Грессоней. Деревня Orsia. На заднем плане массив Монте-Роза
Рассвет был встречен уже в Грессонее – одной из долин в районе Монте-Розы. У нас были забронированы апартаменты в одном уютном отельчике «Residence dei Walser» в деревне Orsiа. Нас встретили и разместили по номерам, в дальнейшем у нас не болела голова за жильё – всё было прекрасно, спасибо Луизе, хозяйке отеля и её детям за отличный сервис и человеческое отношение.А нас ждали горы, точнее, мы ждали горы, им-то, собственно, всё равно – они ж горы! Накупили скипассов – они, кстати, действуют на все три долины катания Монте-Розы, а это 180 км трасс. Необычно было то, что скипассы были именные и по ним можно было в течение двух дней катать на любом курорте Аосты. Впрочем, нас трассы не очень интересовали, цели были вдоволь попахать целину.
Фото с официального сайта курорта Монте-Роза
Немного географии, чтоб понятно было, где происходило действие. Мы находились на самом севере Италии в регионе Валле д`Аоста, граница Италии с Швейцарией. Горы – Альпы. Самые высокие вершины здесь – выше 4000 метров.С итальянской стороны в итальянскую сторону (на юг) идут три долины: Грессоней, Аяс (Шамполюк), Валсесия (Алания). Долина Грессоней посередине между Шамполюком и Аланией – здесь мы жили. Долины узкие и длинные, если ехать из одной в любую другую соседнюю, то получается солидный крюк. В верхней части у самого массива Монте-Роза и находится горнолыжный комплекс, соединяющий все три долины.
Долина Грессоней с Punta Indren
180 километров оборудованных трасс, как я уже говорил, и немеряно мест для фрирайда. Огромный простор для ски-тура, ски-альпинизма, фрирайда, бэккантри, хели-ски, офф-писта... Ещё вспомню, добавлю. Тут есть даже официальная трасса фрирайда и даже канатка, с которой нет трасс, только фрирайд. Перед выходом с канатки стоят небольшие такие воротца с надписью, что вы выходите в зону офф-писта (катания без трасс то бишь, по-нашему), что мол, дескать, вы должны быть готовы к этому и морально и физически. А так же у вас должно быть лавинное и прочее снаряжение, хорошо бы, что бы был гид. Ежели этого нет, идите и прокачивайте карму и стафф, иначе может быть каюк – полный каюк! Все сервисы тут есть, если хочется катнуть, а чего-то не хватает. Невольно представил себе 25 км в родных Хибинах. Эх, будет ли у нас такое?!Но не будем о грустном!
В первый день мы активно решили вопрос с едой и питием. Смотались в ниже лежащую деревню Грессоней Тринити (2 км).
Деревня Грессоней Тринити
В местном магазинчике закупили полный комплект еды, питаться мы планировали самостоятельно, собственноручно приготовленными блюдами. В каждом номере была кухня и полный комплект утвари. Питание, таким образом, удешевлялось в два раза, при этом не теряя нисколько калорийности. Будь мы рафинированными катающимися лыжниками на отдыхе, такой подход был бы абсолютно неприемлем.Ведь еду надо было бы готовить!
Макароны варить!
Салат из помидорок самим резать ножом!
Ужас!!!!!
Рассейские ски-жирдяи в Куршавеле нас бы не поддержали! Ай-ай-ай!!!
Наша банда этого не боялась, готовили всё сами и не обламывались! Всё было очень вкусно. Вальдаоские сыры, колбасы, вино и прочее. И главное, мы же были в Италии – это pasta, – макароны и спагетти.
В этот же день умудрились ещё катнуть по трассам в Грессонее. Подъёмники в это время года работают до 16.30 (время последнего подъёма). До этого времени желательно переползти в ту долину, где живёшь. В противном случае придётся задорого ехать на такси через низ, или искать, где переночевать.
Погода стояла отличная! Солнышко, лёгкий морозец. Но уже чувствовалось дыхание весны. В низу долин в районе деревень снег наполовину потаял, текли ручьи, днём можно было смело загорать.
Наши девчонки!
Катаясь по трассам в первый день, мы невольно косились на фрирайдные спуски в округе. Смотрелось впечатляюще – куча ущелий и маленьких долиночек – поля целины!Но везде виднелись следы проездов. На трассе официального фрирайдного спуска с Punta Indren было вообще всё раскатано в мясо! Раскрученность Монте-Розы, как фрирайдной Мекки, давала о себе знать. Сюда съезжаются райдеры со всего мира, плюс местные итальянцы имеют очень высокий уровень катания фрирайда, а тут их было очень много!
Вечером поев – все «в хлам» – завалились спать до утра, сказались перелёты, смена времени и начатая движуха.
Подъём выше Punta Indren
Второй день начали с трассы идущей с Punta Indren. Канатка №26 – неторопливый вагончик, едущий в сторону ледников, грузимся в него и двигаем в царство фрирайда. На верхней канатке куча народу. Часть райдеров под руководством гидов сразу же валят вниз. Кто-то влево, кто-то вправо. Ски-альпинисты одевают камуса и ползут вверх. Там красота – поля целины. Нас начинает пожирать фрирайдерская жадность. Посыпались предложения – а давайте тоже вверх забэккантрим?!Поскольку наши все райдеры и райдерши все с хорошим альпинистским опытом, то вопрос махнуть в горку по любому рельефу – вообще не вопрос и не вызывает усмешки, – суровая реальность! Приходится «попридержать коней» – надо сначала раскататься. Немного всё же поднимаемся в гору и уходим длинным траверсов в долину Грессоней. Не раскатанных кусочков попадается мало, но есть. Раскатано, не раскатано, но это уже настоящий фрирайд. Вокруг следы сошедших лавин. Едем вниз по всем правилам – выбираем для проката пнаиболее безопасные спуски, радиосвязь, лавинное оборудование наготове, полный визуальный контроль склона и прочее.
Вырываем кусочки целины
Сегодня катаемся впятером. У остальных – у кого-то ещё не приехало снаряжение, кто-то просто захотел катать по трассам. Но это и хорошо, 5 человек в нашем случае – это оптимальная группа по мобильности.
Первый проезд по незнакомой местности – это по-пионерски. Хоть и рядом с трассами (канатки периодически были видны из-за гребня), но всё равно интересно и иногда очень неожиданно! Например, по пути нам встретилось узкое крутое длинное ущелье. С покрытием здесь было «не айс», а самый настоящий айс, с буераками, мегамогулами и «колодцами» с водой, куда, если зазеваешься, можно было запросто сигануть, утонуть не утонешь, но вымокнешь по полной! Но наша бравая команда справилась с задачей и лихо вырулила к лесу, по которому через 300 метров уже была горнолыжная трасса. Уф-ф-ф, 2 км сбросили зараз по буеракам и чигирям! Внизу у стартовых площадок канаток в Стафале нас ждала жара, текущие ручьи, тяжёлый снег и масса отдыхающих лыжников и лыжниц. Выходные. Народ сюда мотается со всех окрестностей, как мы в Сорочаны или в Тяги.
Вход в ущелье
Выезд из ущелья
Время ещё было навалом, поэтому погнал второй раз наверх. Спускались примерно по той же программе, но с вариациями. Цапанули побольше целины. В середине спуска нашли прикольный склончик – вообще нетронутый. Правда, на него надо было подняться. Замутили небольшой бэккантри, но подъём был вознаграждён прекрасным видом вокруг, чаепитием и спуском по жирному целяку. Внизу немного попрыгали.Подъём в горку – в погоне за целиной
Можно и чайку!
Юльчик жгёт!!!
Время меж тем катилось к вечеру. Съехав чуть ниже, мы встретили карабинера на лыжах, который предупредил нас, что скоро станет темно и вежливо, но настоятельно предложил нам спускаться вниз. У них тут, оказывается, так постановлено, чтобы люди в пределах курорта и около не оставались затемно. О как! С заботой о людях! На трассах у них в это время начинают работать ратраки, а на фрирайдных трассах становится уже темно и можно запросто поломаться.Карабинер показал нам короткий путь к ближайшей канатке, а оттуда мы уже уехали в сторону дома. Одна из трасс выходила прямо к нашему отелю.
Вечером лёгкий chillout, туса, ненапряжные беседы. Потом все разошлись, кто-то ушёл в Интернет, кто-то в аут, а кто-то в угар.
Долина Аяс (Шамполюк) с перевала Bettaforca
Спуск в долину
Далее у нас была долина Аяс (Шамполюк). Раненько с утра поднялись на перевал Bettaforca – это перевал между нашей долиной Грессонеем и Шамполюком. Снизу из соседней долины поднималась канатка и были проложены трассы. Мы выбираем фрирайдный вариант справа от канаток, по дикому склону – между камней и огроменных сосулек. То, что сверху просматривалось как целина, на деле ей и оказалось. Но утренний холод ещё не отпустил склон, местами было очень жёстко – почти лёд! Половина спуска проходила в режиме Встал-Пошкрябался-Упал-Отжался-Встал. В середине спуска снег стал помягче, пошла катуха! Всё-таки фрирайд это не всегда пухляк и мякоть – очень часто попадается и жесткач.Выехали к канатке. Встали начали осматриваться – водить жалом, что тут, да как и где. По данным разведки здесь должен быть не раскатанный склон, который почему-то не пользуется популярностью у местных. И мы его нашли – прямо напротив 16-ой канатки!
Первый след
Спустились вниз, объехали горку и поднялись с другой стороны. Внизу в солнечных лучах искрились тонны целины и над этим всем стоял красавчик Червино-Маттерхорн. И тут началась фрирайд вакханалия! Резали жирный и вкусный пухляк вдоль и поперёк! Как белки в колесе – вниз-вверх! Проезды получались не длинные, но разнообразными, красивыми, с проездом по редкому лесочку с небольшими дропами по пути. Выезд к трассе с этого места был скалистый и крутой, но мы нашли хороший проход и в дальнейшем ловко по нему спускались.Очень приятное местечко, получили много удовольствия, раскатали всё, что можно было.
Таня
И каждый может оставить свой след!
Покататься в Альпах и чтоб вокруг были красивые девушки – что может быть лучше???
После таких удовольствий захотелось отдыха. Четвёртый день был посвящён культурному наследию долины Валле д`Аоста. Большой шумной компанией съездили в Аосту – столицу местного края. Часть народу здесь уже бывала прошлым летом, часть народа впервые. Очень красивый город. Небольшой такой по размеру, насыщенный всевозможными памятниками и крепостями разных эпох. Стоит посмотреть по-любому!Прогулки по Аосте
Втыкаем в медный макет города
Древнеримские руины. Театр когда-то был
Меж тем погодка на глазах портится. В Аосте был даже небольшой дождь. Когда поднялись наверх в Грессоней пошёл снег…Продолжение следует....
Юркин Алекс (bonza, blanche bindings)
Фото Юлия Бесчастнова, Рукосуева Анна, Юркин Алекс