В прошлом году мы восторгались незабываемым отдыхом в скромной швейцарской деревушке Verbier, о чем я, впрочем, рассказывала в своем отзыве
«…отдых превзошел наши ожидания... В первый раз за многие годы решили на неделю вернуться на следующий год. Регион очень понравился... А вот куча недоделанных дел осталась… Равно как и потрясающие воспоминания и восторг от проведенных двух недель...»
Так что выбор одного курорта был очевиден. Рассмотрение второй точки пребывания на расстоянии транспортно-временной доступности сузило выбор до нуля, все отпали по разным причинам: Zermatt - Saas Fee – по погодным условиям – в наш период там ветренно/холодно, Crans-Montana – регион маловат, Grindelvald – были, скучно, Gstaad – низко, понтово, Villar – разрозненно, Chamonix – сначала подошло, но неожиданно съездили туда на рождественские каникулы. Выбор наименее неподходящего остановился на Crans-Montana, с возможностью дополнения небольшого региона разными поездками.
Поездки организовывали сами в начале лета сразу с учетом экскурсионной программы. Сроки – стандартно – 23 января – 7 февраля – народу еще не так много, а снег уже хороший. Состав – три особы женского пола, обожающие комфорт.
Дорога до курорта
Неожиданности начались незадолго до поездки, когда спутница-подруга, заявила, что заболела… Масштабов бедствия я не представляла до встречи в аэропорту…. От поездки она не отказалась, но состояние было автопилотное… Первая часть экскурсионной программы Montreux-Laussane накрылась медным тазом. Мы ехали прямо на курорт.
Зато получили мы по полной программе развлекуху с переправлением наших тел от конечной ж/д станции Sierre до отеля. Как-то по инерции от других курортов, и в надежде на швейцарскую организованность - посчитали, что будет все просто. В результате - добирались почти два часа.
1. Фуникулер расположен в городе, а не у ж-д станции. Идти с багажом минут 10-13 по красной линии в сторону от вокзала (знать надо заранее). До него иногда ходит автобус бесплатный (понятно, что не в нашем случае).
2. По территории Crans-Montana нет такого интенсивного автобусного движения, как на других курортах. Автобус ходит где-то раз в час по расписанию, при этом без полной увязки с фуникулером, т.е. если фуникулер опоздал - ждите следующего автобуса. Такси бывает у фуникулера иногда - мы за поездку четыре раза приезжали - такси было один раз, телефонов там такси нет.
3. Автобусных остановок в городе не много, до отелей от них приходится по любому идти (если правильно соотнесли свою автобусную остановку и отель), и часто по рельефной местности.
4. В наш отель Аlpina & Savoy - ведут две дорожки - одна длинная с небольшим уклоном для машин, другая - ближняя - к остановке – пешеходная - с крутым уклоном, серпантином и довольно скользкая (шли именно по ней). Несмотря на то, что мне пришлось нести два чехла, и к концу пути у меня ноги болели как после недели каталки, я была намного бодрее подруги, которая от усталости и болезни заявила, что вообще больше в горы никогда не поедет.
Следующим шагом моей развлекательной программы был поиск магазинов еды и алкоголя (не пьянства ради, а ради профилактики больному другу) в городе Crans. Это заняло еще пару часов. Супермаркетов не видно совсем. Обойдя весь город я нашла как раз между двумя дорожками нашего отеля– мигрос и мини-маркет с алкоголем. На этом мои злоключения на 6 дней закончились, а подруга смогла в спокойствии и нормальных условиях без перегрузок поболеть и вышла на катание только в пятницу.
Crans Montana
Горнолыжный курорт Швейцарии Crans-Montana (Кран-Монтана, 1500 м) расположен в кантоне Valais в долине Роны. Этот курорт, состоит из двух посёлков — элитной части - Crans и более демократичной деревушки Montana, которые соединены дорожками и автобусным сообщением, и границы которых неопределенны. Курорт сочетает в себе современную архитектуру и образ альпийской деревушки в виде шале. Crans – более престижный поселок, в котором находятся лучшие отели, представлены многие известные марки бутиков. Montana – менее шикарна, но более насыщена демократичными отелями и магазинами. Обе составляющие предназначены для полного релаксирующего отдыха от всего, в том числе от людей...
Народу реально очень мало везде – на горе, на улицах, в кабачках. Если в выходные на улочках еще теплится какая-то жизнь, в том числе и от местных жителей, то в будни тишина. Можно гулять пару часов по магазинам и не встретить никакого народу, кроме продавцов. Направленность – это горнопляжничество. Этому благоприятствует и то, что официально считается, что здесь почти всегда солнечная погода. (Наш визит – исключение). А еще – здесь красиво – как природной красотой – солнце, лесочки, озера (их не мало), поля, так и архитектурной.
Я познакомилась с местностью в замечательную погоду – красивые гостиницы с парками, беленькие домики, отделанные светло-коричневым деревом, солнечные блики от озер, все довольно красиво. Курорт разноуровневый, расположен на склонах, поэтому основном недостатоком прогулок является постоянное хождение по рельефной местности или по лестницам, но при невысоком темпе жизни в этом городке это не напрягает. Есть несколько почти всегда пустых баров, ресторанчиков, которые также не блещущие посетителями, но предлагают отменную кухню, чайные комнаты. Основной характеристикой курорта я б назвала – приятная эстетическая картинка и полный покой.
Отель Alpina & Savoy 4*
При выборе отеля мы столкнулись с некоторыми трудностями. Основной чертой, которой я руководствуюсь обычно при выборе, является комфортное расположение относительно подъемников. Хождение в лыжных ботинках напрягает, поэтому надо либо идти по минимуму, либо быть поближе к автобусной остановке. Несмотря на бронирование в начале лета – выбор был ограничен – что-то не проходило по бюджету, что-то по территориальному расположению, а где-то уже не было мест. Неожиданно всплыл отель Alpina & Savoy 4*. Он не проходил не по звездности, ни по цене. Но я зациклилась на нем. Мыши плакали, кололись, но жевали кактус. Это было моей характеристикой при бронировании.
Отель представляет из себя здание, ближе к современной архитектуре. Расположено на перемычке между Crans и Montana. До центра обоих курортов недалеко.
И как же мы порадовались, когда приехали на курорт.
Основными достоинствами отеля оказалось:
- очень удобное расположение отеля – при том, что курорт расположен на склоне и имеет значительный перепад по высоте, мы располагались в верхней части, и добираться до подъемников, в отличии от многих, нам приходилось по прямой, а не преодолевая довольно крутые подъемы;
- как не странно, у нас был так называемый ски-аут. Тропинка от отеля с небольшим уклоном вела прямо к подъемнику и легко преодолевалась на лыжах;
- при состоянии курорта в целом, характеризуемым одним словом – болото – наличие неплохого SPA-центра, крытого бассейна, сауны, теннисного стола, бильярда и тренажерного зала – явилось хоть какой- то отрадой для коротания времени.
Сразу по приезду у нас всплыл косяк, принесший массу положительных эмоций. У подруги, забронировавшей dbl in sngl use, в отеле перепутали бронь. Поэтому день она прожила на шикарной 10-местной вилле, а остальное время в super dbl. При том, что там и dbl standart – очень просторный номер со всей необходимой инфраструктурой и даже креслами со столиком, super dbl был огромен.
Питание в отеле – завтрак-шведский стол – нормальное. Понравились блинчики, семга, но не очень горячие блюда. Персонал в отеле тоже доброжелательный. На ресепшене почти всегда находился дедушка-серб, хорошо говоривший по-русски. Кстати, мы были не единственными россиянами, проживающими в отеле. Нас было человек 10. Но больше на курорте соотечественников не замечали.
[page]Ну а теперь о катании. Crans Montana
Зона катания - 1500-3000 м
• Общая протяженность трасс - 140 км (50 трасс);
• Синие трассы - 20 (55 км),
• Красные трассы - 28 (70 км),
• Черные трассы - 2 (15 км)
• Количество подъемников - 28
Горнолыжная территория Crans Montana имеет классическое пирамидальное построение, то есть снизу во всех поселках региона – Crans, Montana, Barzettes, Aminona расположены кабинные подъемники, которые сходятся в нескольких вершинных центрах. Все это объединено единой областью катания и связано подъемниками и трассами. Спуски, главным образом средней сложности, отличаются разнообразием.
В первый день катания – воскресение – я даже не поняла, куда мы приехали. Великолепная погода, солнце, и трассы – жесть и лед, народу полно. После первого же спуска по трассе Piste Nationale захотелось резко предаться расслабленному состоянию и позагорать. Спуск вниз в Cran по Pas du Loup привел в состояние близкое к паническому и необходимости срочного забега до сервиса на заточку кантов - вроде и трасса была красная, но как там люди катаются непонятно – несет по довольно крутым участкам, полностью покрытым льдом, со страшной силой.
Третий спуск оказался более удачным – по пути попалась чудная апре-скишная кафешка Amadeus 2006 – с креслицами, диванчиками, и просто огромными подушками на земле. Мы не смогли проехать мимо, не позагорать (успели – больше возможности на неделе не было), и не обсудить создавшуюся ситуацию. Правильным решением, оказалось, ехать на верхнюю точку Plaine Morte – пока есть возможность – скатиться с вершины – там оказалось не так вышкребано. Сверху ведет широченная трасса – несмотря на количество народу, она сильно не разбивается, рельеф хороший, проходится единым махом. В общем – просто зачет. Очень понравилось.
Дальше полегчало и мы обкатывали регион по вершинам les Violettes и Cry d`Er по возможно открытым трассам – многие спуски вниз были закрыты по причинам расшкрябанности и раздолбанности. Единственное, что было непонятно – что будем делать в остальные дни, потому что большая часть региона была не просто объехана, а именно укатана с повтором по понравившимся трассами за один день (Кроме Aminona).
Но на следующий день погода преподнесла нам чудесный сюрприз – пошел снег, и шел он, с перерывами конечно, до субботы. Резко изменившиеся погодные условия, а также исчезновение народа с трасс в будни, в корне изменило катание, а также увеличило интерес к нему. Правда было обидно – регион, славящийся как солнечная долина и знаменитый постоянным солнцем, нас не побаловал. Но в целом покатались неплохо.
Регион катания небольшой. Основная часть - действительно объезжается за один день. Он состоит из трех условных зон – левая зона катания у Cry d`Er, центральная зона Violettes, связанная с ледником и самый дальний для нас регион – Aminona. Сложного катания нет, или мы его не застали. Говорят, с Bella Lui идет бугристая трасса, но в этом году туда не ходила гондола, а длиннющий полуторакилометровый бугель, доставляющий народ, в снегопад с ветром не привлекал. Есть пространство для фрирайда, но не так много. Простого катания тоже почти нет – разве что вдоль бугелей в Cry d'Er в хорошую погоду. Все остальное – можно отнести к среднему комфортному катанию. Лесные дорожки, разнообразный рельеф, трассы средней ширины и не очень трудные, катание в целом на курорте такое же, как и сам курорт – релаксирующее, неторопливое, без особых усилий. Хорошо тренировать технику, хорошо загорать, иногда гоняя по редким достойным трассам. На подвиги – не тянет. Даже сейчас, когда описываю этот регион, не возникает эмоций – все спокойно и ровно.
Что хочется отметить из открытых трасс – с высшей точки вниз Plaine Morte – на мой взгляд лучшая трасса. Широкая, с интересным рельефом – в общем, скоростной спуск.
В Aminona – сверху до креселки Tsa – хоть и голубая, но очень приятная для катания.
Хороший «красный» спуск, сертифицированный FIS – самая сложная из «красных» трасс региона Pas du Loup, и уклон местами хороший, и рельеф в целом неплохой, но, правда, обычно разбит.
[page]Saas Fee
Saas Fee - один из самых высокогорных курортов Швейцарии, расположенный среди 13 самых высоких альпийских вершин (свыше 4000 метров).
Перепад высот: 3600–1800 м.
Протяженность трасс: 100 км/33 трассы, черные — 28 км, красные — 43 км, синие — 39 км.
Количество подъемников: 22, из них: бугельные — 12, кресельные — 2, малогабаритные кабины — 5, крупногабаритные кабины — 2, фуникулеры — 1.
Туда мы поехали на денек то ли на разведку, то ли для смены своего региона, в общем, своеобразная экскурсия. Здесь я приведу только факты, относящиеся к катанию, а экскурсионную часть – чтобы не засорять эфир – в общем блоке про поездки.
Первое впечатление от региона катания – более, чем положительное. Огромное пространство, покрытое нечастыми, очень хорошо отратраченными трассами, трассы все на виду, солнце, даже с подъемника видно, что катание будет хорошим. Постепенно объехали почти весь регион в основном по красно-черным трассам. Очень понравилось наверху в центральной части – свободно, просторно, интересный рельеф, но жалко, что все быстро раскатывается несмотря на небольшое количество народу. До обеда светило солнце, был свежий снег, и было полное безветрие. Покатались на славу. Насколько я не люблю летать на бешеной скорости по трассам, но тут удержаться было не возможно. И еще, трассы такие, что можно смело ехать по незнакомой местности, не ожидая подвоха впереди. А, что еще удивило в Saas Fee – у них не продают скипассы со страховкой. Вроде такой курорт, где это точно надо – а предложений нет.
После обеда все поменялось – подул ветер, и исчезло солнце. Вместе с ним исчез и тот регион, куда жалели, что не поехали на неделю. Замерзание на бугеле и лед под ногами стали основными чертами нашего катания, жесткость склонов и частота проскальзывания лыж увеличивались буквально на глазах. Но основным ужасом стал спуск вниз по переполненным ледяным трассам. Несмотря на отсутствие снегопада и туманов, сориентироваться на местности было не очень просто. Попытки съехать с полностью ледяной красной трассы 4а не всегда увенчивались успехом. Голубая дорожка 4с вообще представляла из себя узкую ледяную дорогу с ответвлениями в сторону на поворотах для торможения, и единственный способ спуска на ней был наверно плуг. В результате самым безопасным оказалось спускаться по черной трассе 6а – там хоть народу было поменьше.
Говоря в целом о Saas Fee - регион катания маловат. За день все основное объезжается легко, но дня три можно покататься в удовольствие в хорошую погоду, и еще день на фотосессию. Трасс хороших, сложных и интересных много, разнообразный рельеф – самое основное достоинство. Нам понравились все трассы, по которым проезжали, вне зависимости от цвета. Трасс для слабого катания мало. Очень хорошо готовят трассы, даже по сравнению с другими швейцарскими курортами. Мы попали на свежий снег. Пока было солнце и не было ветра - катание устраивало более чем. При ветре - стало очень неприятно. Ближе к концу дня трассы, ведущие вниз, были покрыты льдом. Более чем жесткое катание. Если ехать - то наверно в марте. Подъемники хорошие, комфортные, быстрые и современные, удобно, что расходятся пока с одного места в три зоны. Не понравился только выход на трассы с подъемника Alpin Express – длинный пеший проход по тоннелю c уклоном вверх немного напрягает.
Хотя курорт и предназначен для средних лыжников, но в сравнении с Crans-Montana, ориентированной на средних лыжников, покинувших ряды начинающих, здесь ориентир на продвинутых лыжников ближе к опытным. Высокогорье обуславливает холода и жесткость трасс. И сами трассы намного круче. Отсюда и намного более сложное катание. В результате я уехала из Saas Fee очень радостная, что не выбрала этот регион для поездки – все-таки я люблю комфорт. А как экскурсия – замечательно. Рекомендую.
[page]Verbier
Высокогорный курорт Verbier – традиционная альпийская деревня - расположен на небольшом плато, на высоте около 1500 метров, в западной части самого большого горнолыжного региона Швейцарии (420 км). Негласно Verbier считают лучшим тусовочным курортом в швейцарских Альпах – так называемая швейцарская Ибица, как говорят посетители курорта, и он полностью оправдывает это звание, предлагая помимо потрясающего катания любителям трасс и off-piste полный спектр демократичный развлечений. Девизом Verbier со дня его основания в 1910 году является «Отдых, спорт, развлечения».
Субботний переезд между Crans-Montana и Verbier прошел по полностью изученным дорогам и без происшествий. Последний участок между Le Chable и Verbier пришлось преодолевать на такси, т.к. следуя нашей везучести, мы приехали четко в 2-х часовой перерыв между автобусами, а на фуникулер Le Chable-Verbier наш флексии-пас не приняли. Учитывая разницу в 9 франков с человека между такси и фуникулером, но при отсутствии поднятия с багажом по лестнице, выбор такси транспортным средством был единогласен.
20 минут поездки – и мы в нашей прошлогодней сказке…. И непонятно, где и зачем мы болтались предыдущую неделю, и как вообще могли сомневаться в выборе места. Играющие солнечные зайчики на домах, улицы со спешащими пешеходами и снующими машинками, очередь за горячими бутербродами, публика вокруг – наши ровесники, все очень эмоциональны, темп движения – явно отличается от Crans-Montana. В общем, характеристика одна – жизнь бьет ключом. Спутницы-скептики, поддержавшие от безысходности идею повтора 2 года подряд одного курорта, находятся в не менее радостно-возбужденном настроении: Как здесь классно, а поедем сюда еще?
Мы тоже переходим на более активное движение и через час после прибытия на курорт уже отбываем на запланированную экскурсию в Martigny, откуда возвращаемся уже вечером А дальше – о да здравствует швейцарская Ибица – Verbier. За один вечер мы сбили настроения полного расслабления до истинного драйва. Любимые бары, знакомые персонажи, почти родная дискотека.
Все основное по инфраструктуре отеля, курорта и склонов я уже описывала в том году. Так что сейчас я это пропущу, оставив только новые эмоции, новые впечатления и сравнения.
Основная часть. Катание
В прошлый раз нам достались две великолепные солнечные недели. На этом, видно, лимит солнца мы почти исчерпали. В этот визит снег шел довольно часто, поэтому солнце для загара надо было ловить. Хорошо, что в отличии от Crans-Montana, почти не было туманов. В результате за неделю мы опять обкатали весь регион, уделив основное внимание самому лакомому его участку – непосредственно Verbier.
Начало дня было стандартным. Две параллельные гондольные канатки, 6- и 4-местная, идут на Les Ruinettes (2200); выше, на Attelas (2727) - Funispace с большими кабинами, рассчитанными на 30 человек. В воскресенье, когда родная зона переполнена отдыхающими на выходные, мы сразу же уехали в Siviez – и обкатывали близлежащие территории. Мои спутники с удивлением взирали на меня – при всей нелюбви к бугелям я сама рвалась туда. И вот уже лучший Вельвет 4 Vallee – трасса вдоль бугеля Le Tsa пройден по третьему разу, вот пронеслись вдоль бугелей Greppon Blanc, наслаждаясь простором. Вот и спуски вдоль подъемника Combatzeline остались позади.
Единственное – немного смущала погода. Было, прямо скажем, не жарко, поэтому бугели приходилось чередовать с чашкой горячего чая в ближайших – таких родных – горных ресторанчиках. И мы поняли – если есть рай, то он здесь. И каждая знакомая трасса вызывала массу эмоций и воспоминаний, и понимания, да, все уникально, но очень мало курортов, которые для меня могут сравниться с данным регионом.
В последующие дни, несмотря на возникающие то тут, то там снежные осадки, и термометр, успешно показывающий на нижней высоте двухзначную температуру, ничего не смогло остановить моего безумно-восторженного катания. Хотелось объять необъятное. Нам по-своему повезло с погодой – ежедневный вечерний снег обеспечивал исключительно мягкое катание. А с утра почти всегда осадков не было. Утренний подъем – чтоб отловить идеальный вельвет на черной трассе с Attelas, какой кайф проезжать там одной из первых. Замечательный рельеф, никого народу, пару спусков разминки по солнцу – и куда-нибудь дальше.
Даты поездки: 23 января - 7февраля 2010
Автор: jjjulia
Другие статьи автора на сайте
Мерибель. Февраль. Погода подкачала
Как мы ездили в Вербье
Две недели одиночества в пик сезона в Val d’Isere
Сhamonix! А там иногда лучше, чем рассказывают