В преддверии нового горнолыжного сезона хочется еще раз затронуть тему, споры о которой не умолкают на форуме в разделе «Техника для всех» круглый год. Темы физкультуры и спорта. Для людей, давно катающихся на лыжах, здесь все понятно и очевидно. Но вот начинающие делать первые шаги в горных лыжах часто приходят в недоумение или даже в некое смущение, когда оказавшись в разделе про технику нашего форума, сталкиваются иногда с очень категоричными, а порой просто с безапелляционными заявлениями со стороны местных завсегдатаев о том, что только катание в трассе и спортивный уклон это настоящие горные лыжи, а все остальное пустая трата времени.
Спорт это какой-либо вид активной физической деятельности для максимального развития определенных физических качеств и физических кондиций с конечной целью достижения максимального результата в рамках соревнований для выявления сильнейшего спортсмена в своем виде или дисциплине.
Физкультура, это формат физической активности, направленный на общее укрепление и оздоровление организма, выработки здорового образа жизни и питания как источника силы и долголетия.
Как видим спорт и физкультура, это совершенно два различных направления, преследующие совершенно разные цели. В институтах физической культуры изучают два разных предмета – «Теория и методика спорта» и «Теория физической культуры».
В горных лыжах, как и в любом виде физической активности, есть два направления - спортивное и физкультурно-оздоровительное. И здесь уже каждый для себя выбирает то, что ему по душе.
Спортивное направление предъявляет высокие требования к тем, кто решил пойти по пути спорта и ставит совей целью достойное выступление на соревнованиях. Это уже образ жизни со своими правилами и порядками. Ритм жизни спортсмена полностью подчинен поставленной цели.
Поэтому совершенно не грамотно и не профессионально путать одно с другим.
В результате деления физической активности на спорт и физкультуру существует два вида наставников практически в любом виде и направлении – это тренера и инструктора. Соответственно квалификация и уровень подготовки предъявляемый к ним разный.
Инструктору не обязательно иметь профессиональное или серьезное спортивное прошлое в выбранном направлении. Ему достаточно быть любителем хорошего уровня. Необходимые знания и навыки им приобретаются на специальных курсах по подготовке инструкторов. Очень часто любители пытаются самостоятельно выработать свою собственную методику обучения, в подавляющем большинстве это получается непрофессионально, а зачастую не безопасно для обучаемого. По личному опыту могу сказать, что не редко ко мне обращаются люди, прозанимавшиеся с такими самопальными инструкторами, но не получившие и близко желаемого результата.
Так в чем же основная задача инструктора по горным лыжам? Самое главное, это четко определить то, чему хочет научиться пришедший к нему человек. Если человек ставит перед собой цель стать спортсменом любителем, ходить трассу и участвовать в соревнованиях, то лучше сразу посоветовать ему обратиться к профессиональному тренеру, который занимается соответствующей подготовкой. Если же человек хочет просто научиться кататься или повысить свой технический уровень, то нужно определить его уровень на данный момент, определить чему конкретно (какой технике) он хочет научиться и подобрать соответствующую программу обучения. Но и здесь не все так просто. Если инструктор работает на местной горке, то он имеет возможность выстроить относительно долгосрочную программу обучения, у него есть временной люфт для корректировки программы и ее изменения при необходимости. Если занятия проходят в больших горах, куда отдыхающие как правило приезжают на 7-10 дней, то времени у инструктора для занятия с подопечным в обрез, это 3-4 занятия в лучшем случае, иногда и того меньше. Да и не нужно забывать что в горы подавляющее большинство горнолыжников приезжает не только покататься, но и отдохнуть. Поэтому заставлять ученика на отдыхе пахать по полной программе не совсем правильно (если только он сам не изъявит такого желания). В таком случае надо либо сузить спектр отрабатываемой техники, либо выстроить обучение таким образом, что инструктор только показывает изучаемую технику и необходимый набор упражнений к ней, а ученик дальше самостоятельно дома при возможности отрабатывает этот материал.
Подводя итог вышенаписанного хочется выделить ,на мой взгляд, самый важный момент в работе инструктора – давайте людям то, что они хотят получить, а не старайтесь впарить то, что у вас есть.