Материал не буду долго и красиво расписывать, а структурирую просто – а) описание мест катания; б) всякие разные оргвопросы и оргпроблемы; в) получившаяся по факту экономика.
Вдруг это тот самый контент, за который что-нибудь и дадут в контент-премии СКИРУ?
Места катания
Две недели (10 катальных дней) мы были в долине От-Морьен, по которой протекает река Арк. Жилая дислокация находилась в Валь-Сени (Ланслебур), катались на шести станциях (сам Валь-Сени, Терминьон, Ла Норма, Оссуа, Валь Фрежус, Бонневаль-сюр-Арк и для сравнения – Валь Торанс).
Эти станции, за исключением Валь Торанса, являются не международными коммерческими проектами, а просто муниципальными комплексами, нужными прежде всего для отдыха населения ближних департаментов, обучения детей горным лыжам по школьной программе и прочим потребностям французов. Поэтому инфраструктура в них обновляется не раз в три года, а реже, подъемники не такие навороченные и попу не греют, тарелочных бугелей в избытке, рестораны на горе не у каждой канатки, в 21.00 жизнь внизу замирает и т. д. Но из-за того, что это деревни, там стоит неповторимый запах Франции (даже запах в смысле обоняния), там стоят обычные савойские каменные домики, навалом магазинчиков, автосервисов, заправок, церквушек, живописных развалин et cetera. И мало кто говорит по-английски, и мало кто не улыбается. Меня это как-то вставляет…
А теперь про катание.
Собственно Валь-Сени (деревни Ланслебур и Ланслевийард)
По схеме около 100 км трасс, перепад порядка 1400 метров, ратрачатся без замечаний, катабельны с верху до низу, примерно до середины лес – выше широкие поля. Наиболее интересными показались трассы arcelle (очень длинная, везде красная, перепад больше километра), fema (ставят ворота), ramasse (потому что жили у нее). Все остальное тоже неплохо. Что-то близкое к черной – MJberche. Остальные «черные» MJmet и vers le Mont Cenis таковыми не являются (особенно последняя – это узкий траверс). Есть места с отрицательным уклоном, где требуются палки, ну а доскерам – пешком. Для оффписта вверху сплошные поля, скальных сбросов мало, лес катабельный, запреты не обнаружены.
Маркировка трасс стандартная французская, перекрестки обозначены.
Подъемники разные, внизу две гондолы (старые) и две отцепляшки, наверху две отцепляшки. Остальные медленные кресла и тарелки. Характерным является свободный проход без скипасса на верхних подъемниках. Поэтому замечено много экономных ски-туристов.
Возврат ski-in возможен из любой точки благодаря трассе escargot, коя является обычной автодорогой на перевал МонСени, ведущей в итальянскую Сусу.
Отличный вид на озеро Мон-Сени с верхней станции Met (2800 метров). У верхней станции Ramasse можно покататься на собачках. Харчевен немного (порядка пяти), одна большая у верхней станции гондолы Vieux Moulin (ее видно с вэбки). Для экономного самопитания есть специальные места и на улице и под крышей.
У Валь Сени есть метеорологическая особенность – наличие перевала с озером, зажатым в ущелье, приводит к тому, что та часть, в которой находится подъемник Ramasse, часто оказывается в облаке и с сильным ветром. У нас такое было – здесь кататься ну совсем невозможно, а в километре налево – солнце, тишь и благодать.
Воскресенье, 11 часов дня, одинокая Лари и одинокий указатель.
Терминьон
Терминьон связан с Валь Сени канаткой Turra, но это все-таки отдельная станция. По схеме около 50 км трасс, перепад порядка 1100 метров. Катались только наверху – широченные поля, трассы шириной минимум в три ратрака. Наверху только два тарелочных бугеля, оба безумно длинные. Все три верхние трассы хороши, но делать там больше, чем полдня, нечего. Возврат в Ланслебур лучше всего на креселке (вниз можно). Ресторанчик один, народу – нет, что иллюстрируется фото.
Пятница, 12 часов дня, по вельвету проехало человек пять, позируют аффтар и Лари.
Ла Норма
Порядка 6 км от Модана, 20 км от Валь Сени, требуется подъем по серпантину. Ездили на автобусе по скипассу Eski-Mo. По схеме около 50 км трасс, перепад порядка 1500 метров, катабельна везде (вниз только две трассы через лес). Очень понравилась связка clot+arlette и трассы norma1 и 2. Маркировка трасс соответствует, т. е. черная – это нератраченная красная. Подъемники не айс, снизу подержанная гондола, отцепляшек нет. Траверсы с отрицательным уклоном имеются. Для фрирайда есть «специальный» лес под подъемником Carrelet. Из достопримечательностей – якобы есть церковь святой Анны, но она недосягаема и не видна с трассы. Харчевни есть, пикник – пожалуйста.
Народу – как всегда – никого.
Вторник, часов 11, вид из главной харчевни.
Валь Фрежус
Находится рядом с Моданой, проезд – вверх по серпантину. Станция вроде бы новая, заточена под всякие ньюскульные вещи, в том числе и парашюты. Единственная станция От-Морьен, которая выглядит не по-деревенски. Перепад – порядка 1200 метров, катабельна сверху донизу. Трассы суперские, что наверху (на плато), что ниже в лесу. Все очень широко, хоть на схеме и есть синие трассы, реально синие – это только съезд boveniers и длинный объезд lac, остальные вполне красны. Более того, красные souches реально черные, но классные. А punta bagna – это вообще для парашютистов. Трассы суперские, длинные, всяких сноупарков, трасс с вешками куча, оффпист – навалом и по кулуарам и в лесу. Подъемники приличные, гондола практически новая. На схеме есть очепятка – Punta Bagna2 не гондола, а отцепляшка. Две харчевни наверху, солярии, кресла и т. д. Виды классные, понравилось в Валь Фрежусе очень. Народу – никого.
Cреда, полдень, главная пересадка, ау, лю-ю-юди!
Чуть позже, справа одинокая Лари.
Оссуа
В противоположной стороне от Ла Нормы, но не в долине Арка, а где-то глубже. Были в совершенно дикую погоду – внизу облако, вверху солнце, потом облако поднялось, ветер, снег, жесть одним словом. Может, поэтому и понравилось меньше всего. Толком не распробовали, но еще замечание – это единственная станция, где везде на любой подъемник нужен скипасс. Успели до поднятия облака тройку раз проехаться под тупиковым подъемником Fournache (очень неплохо) и по длинным bellecote и roche+cochette (подъемник Armoise). Ну, а потом забрались наверх, тут за две минуты облако и вьюга, ежики в тумане и борьба за выживание, когда не видно ни вешек, ни зги, ты тут полтора часа всего катался и вообще никого на горе, ни спросить, ни пристроиться! Ну да соскреблись, а кроме этого и рассказать-то нечего, увы…
Четверг, утро, верх Оссуа, четыре пары лыж (две – наши).
Лари спаслась из бурана.
Бонневаль-сюр-Арк
Вот где мне понравилось больше всего. Деревня эта крайняя, дальше только перевал Изеран и любимый многими Эспас Килли. Но туда не проехать – закрыта дорога до лета. Маленькая деревня, маленькая станция, трасс-то всего ничего, но хорошо безумно. До Бонневаля от Валь Сени порядка 20 км, наличествует порядка 30 км трасс, три старых креселки и пяток таблеток, все старенькое, покоцанное, но какие трассы! Длиннющая синяя tetras шириной метров 50, отратраченная как будто шпателем и вполне себе красная. Красная alglon, широченная, с крутяками и полутрамплинами, по которой спускаешься и поёшь, потому как само поётся! По-французски черная tichodrome, на которую так хочется, но нога побаливает. А единственный ресторанчик, лицензию которому дали при нацистах в 41-м году и так он по этой лицензии и делает бесподобные ростбифы и vin chaud не в стаканах, а в полноценных кружках – вот это Франция и есть! И деревенька савойская, которой 400 лет. Бонневаль рулит! Жалко только, что основные красоты на видео, а не в фотках – пожалею сервер СКИРУ.
Вторник, утро, народу как обычно – никого
А дальше дороги нет...
Вот ресторан (с лицензией от 1941 года) в самое обеденное время.
Валь Торанс
Ну как же – надо было ведь и по местам боевой славы М. Д. Прохорова покатать. Попасть туда из долины Арка очень просто – доехать до Орелля (40 км от Валь Сени), купить билетик на гондолу, минут 10 тряски в раздолбанной кабине с непонятными приступочками для сидения – и мы в регионе Orelle долины Val Thorence. Не понимаю, почему это называется «Три долины», когда это «Три с половиной долины» – Орелль все же к Арку относится. Ну да не суть, а суть в когнитивном диссонансе нашего уже привычного деревенского катания с курортом международного класса. Погода – хуже некуда, примерно как в Оссуа. День недели – понедельник. Народу – не протолкнуться. На трап внизу – очередь! На Peclet – очередь! Без скипасса не пройдешь нигде! В харчевне у Portette – очередь! На синей tete ronde сделанная ратраком ступень в 20 сантиметров высотой, чудом на ходах не навернулся. Обратно надо успеть на ореллевскую гондолу к 16:30, на mauriennaise пурга натуральная, -20 градусов, видимость равна нулю, а на подъемник Rosael вниз не пускают. А у нас в деревнях вниз пустить или остановить подъемник для деток-бабушек вообще не вопрос.
То есть натуральный диссонанс, и не в пользу великих Трех Долин. Почему так? По моему разумению ответ прост. Три Долины и прочие мега-супер курорты сделаны для зарабатывания денег, а деревенские местечковые сделаны для людей, в первую очередь французских, но и для иных тунгусов тоже. У местечковых, у них нет апрески, у них отельчики так себе, у них куча съемных квартир, но горы-то не хуже, трассы даже близко к вальторансовским не падают, народу кратно меньше, ну а цены – знатоки, сравните приведенные в экономическом разделе с потребными в Трех Долинах. И эта неуловимая французская аура...
Ну и зачем мне Три Долины?
Понедельник с очередью (Лари удивляется).
Откуда вас столько?

Чувствую, скажут одни – ты ничего не понимаешь, 3Д, ЭК, Парадиски, Арки – это супер. Отвечу – возможно, но сомневаюсь. Другие скажут – на фига ты классные места запалил. Отвечу – мне не жалко, знания – в массы!
Оргвопросы, оргпроблемы и оргсоветы
По жилью. Мы жили в апартах Les Valmonts. Особенностью является то, что бронятся апарты с дискретом в 1 неделю, на n дней не бронируются.
Первая проблема – в апартах полотенец нет принципиально. Первую ночь вытирались наволочками))), потом купили. Посудомоющих и мыльно-рыльных тоже нет. Купили. Фена нет. Лари сушилась, как могла, над электрической плитой))). Все это в деревенскую Францию надо брать с собой.
Бассейн маленький есть, сауна при нем имеется, но платная, 5 евро с человека за 20 минут. Брали на одного человека, парились вчетвером, приходящих французов гоняли простым словом «Reserved».
Сушки для бот нет, ски-рум – просто шкафы в неотапливаемом полуподвале, везде таблички «В ботах нельзя», все на таблички плюют и ходят.
А в целом – терпимо.
По машине. Брали в миланском прокате (Малпенза) пыжа 308, дизель, летняя резина. Спешили, толком не проверили, в результате – омыватель не работает, печка то греет, то нет, одна лампочка ближнего света сдохла. Главное – сдох аккумулятор, починили в автосервисе за 184 евро, сейчас буду с итальянской страховой деньги выжимать, может и получится. Совет: у итальянцев проверять всю машину, пусть время потеряете, но деньги сохраните. Кстати, а если в Трех Долинах тачка сломается – как ее чинить, сервисы-то есть там?
Еще два замечания. Не пользуйтесь навигаторами, все автострады размечены указателями прекрасно, а навигатор может повести по деревням, просто время потеряете и можете попасть под автоматическое видеонаблюдение. Второе – спокойно можно ехать на летней резине, т. к. дорога идет вдоль реки, серпантинов мало, а чистят как угорелые.
По каталке. Уже писал, что наверху проход свободный. Т. е. можно спокойно брать скипасс на полдня и катать после обеда наверху. К Оссуа не относится. Мы брали в первую неделю скипасс Eski-Mo на 4 станции, рекомендую не ездить на автобусе, а ездить на своей машине (если есть), т. к. автобус высаживает всех у одного места и брести оттуда с амуницией до гостиницы напряжно.
Экономика
Даты поездки 12.01.2013-26.01.2013 (низкий скидочный сезон). Маршрут СПб – Милан – Валь Сени (12 дней) – Милан (2 дня) – СПб. Коллектив – четыре человека, бронили два двухкомнатных апарта.
Расклад по статьям на одного человека (без питания).
1. Виза – 2500 р.
2. Самолет – 14300 р.
3. Аренда авто – 4900 р.
4. Солярка – 2000 р.
5. Платные дороги и туннели – 1300 р.
6. Крытая парковка – 600 р.
7. Проживание Валь Сени (оплачено 14 ночей) – 14000 р.
8. Проживание Милан 2 ночи – 2400 р.
9. Суммарно скипассы (10 катальных дней) – 11500 р.
Всего 53500 рублей за две недели.
Засим все, желаю приятных путешествий во Францию!