А потом богиня залетела. И привет. Целый год - никаких тебе полетов. А потом появился ребенок, который был с рождения обречен стать горнолыжником. Ну собственно для того, чтобы не мешать мне ежегодно по 3 раза ездить в горы. А как - иначе? Оставить не с кем, да и не хочется оставлять, поэтому, когда все среднестатистические мамаши тащат несчастных чад на юга, мы потащили своего в горы. Ну а поскольку самолеты для сильно мелких детей я категорически не приветствую в силу сострадания к своим детям и окружающим ушам, ездили мы всегда на машине. Ну а на машине у нас, питерских, все просто - Финляндия, Швеция, Норвегия.
И вот именно тогда нам очень повезло в первый раз. Уж сколько я после не была на всяких разных горнолыжных курортах, но нет в Европе более приспособленных мест для маленьких детей, чем в этих трех странах. Одни варместуги чего стоят. Это такие довольно большие домики, которые понатыканы везде, где и памперсы сменить можно, и сиськой покормить, и еду в микроволновке подогреть, и в детской комнате поиграть, и даже поспать, если надо.
За первым горнолыжником-поневоле через год подтянулся второй. И все те же скандинавские страны помогли нам привить у них любовь к катанию, к лыжам, к горам. Вот позже, с третьим мелким, мы уже не ездили в Скандинавию, и он не увидел всей этой сказки, в какую превращают скандинавы детское катание.
Целые города из мишек-сидящих-лежащих-даже поющих, мишек-на лыжах-на санках-на машинах, а то и вовсе не мишек, а еще какой нечисти, которые надо проехать, чтобы попасть вниз.
Тут - мишки живут, тут - спят, ну а тут - сами понимаете... Повышают культурный уровень. В общем, молодцы скандинавы, хоть и чертовски у них бывает холодно. Как мы иногда катались с детьми при минус 30-ти, сейчас уже и ума не приложу, но детей было с горы не утащить.
По итогам - старший встал на лыжи в 3 года, средний в 2. А мелкий без мишек и в 5 стоит неохотно. Неприкольно ему с тренером с горы туда-сюда. Бесит. Кстати, на старших мы опробовали чисто скандинавское изобретение - вожжики. Очень укрепляют папино-мамину ножную мускулатуру.
Правда, расшатывают в хлам нервную систему. Когда приходится выбирать - или башкой об снег или сбить родного ребенка.
Не могу сейчас сказать, рано в 2 года ставить ребенка на лыжи или нет. Вот тут видно, что бедная деточка страдает, ей не нравится.
Но вот эта же самая деточка уже в 3. И она снова страдает, и ей снова не нравится. Думаю, дело в деточке? Или в мишке... Не туда его поставили. понимаешь...
Ну а потом нам надоело заниматься самодеятельностью, и мы решили обратиться к помощи профессионалов. Нет, упаси Боже, не к недельным занятиям с инструктором на горнолыжном курорте. Ежу понятно, что такими темпами мы еще долго катались бы со скоростью черепахи. Нет. Мы подошли к вопросу глобальнее. Нормальная горнолыжная школа в ленобласти с тренировками круглый год по 3-4 раза в неделю. Опять же - исключительно для ускорения процесса вступления ребенка в ряды быстроездящих горнолыжников. Никакие профессиональные спорстмены нам в семье были не нужны.
И тогда, я считаю, нам крупно повезло во второй раз. Уж и не помню, как она называлась, но это была штатная школа при Охта-Парке, Ленобласть, совсем рядом с городом. Отдельный склон и подъемник на самый верх для школы, карусельки, огромное количество соревнований и призов для мелких.
А соревнования, кстати, - это мегаважно. Особенно для мальчиков. Медали творят чудеса с мужским полом. Пусть хоть вся школа на пьедестал заберется, но зато они все потом - горнолыжники с медалью, а не чайники.
Тут среднему - 3, старшему 4. Ну ведь уже - крутые парни?
И с тех пор пошла у нас на селе совсем другая жизнь. Почти пропали ужасные вожжики и детские подъемники. С ними уже можно было ездить, хоть и очень медленно, но уже достаточно высоко.
А они? Я вот сейчас думаю, может мы просто их заставляли? Да нет, им нравилось всегда...
Да и вообще, даже при абсолютно чокнутых родителях и равнодушию к горам, в Швеции или Норвегии детям не нравиться не может.
Ну, а что мама? Мама по-прежнему чувствовала себя богиней. Правда, уже не такой смелой. С двумя детьми на черные склоны особо не полезешь, только, если по очереди, пока дети у папы. А черный склон без коллектива, это уже совсем не то удовольствие. Но, все равно... Они были такие мелкие, такие трогательные, так старались. И я, такая большая, опытная и практически всемогущая, вслед за ними. Богиня фореве, чо уж.
Горнолыжная школа не отпускала даже летом, летом у нас были ролики.
Когда же все пошло не по моему мудрому плану? Ах, да. Однажды летом школа устроила грандиозное собрание и всем родителям объявила, что со следующего года обучение на ребенка будет стоить 3 тысячи евро за год. Оплата единовременная и в июне.
Не, ну будь у нас один, мы бы, возможно, и раскорячились бы. Но 6 тысяч и сразу... В общем, мы перешли в другую школу. Северный Склон, "Альпийский Старт". Ездить было подальше, мне было неудобно, все взял на себя муж, и я расслабила мозг. Вот сколько раз я его расслабляла в этой жизни, столько раз заканчивалось плохо.
Еще несколько лет я пребывала в неведении, твердо уверенная, что мои дети занимаются горными лыжами. Да и внешне все было, как раньше, даже покрасочнее. Вот, карнавал, например.
Средний - ангел, старший - дьявол.
В горах все стало, кстати, тогда все совсем хорошо. Папа шел первым, потом - дети, потом - мама, собирая павших. Мы, конечно, тормозили, но уже совсем немного. Тут старшему - 6, среднему - 5. Средний, кстати, снова недоволен. Человек такой, однако...
Ну а потом случился роковой 11-й год, и старший в Норвегии сломал ногу. Глупо сломал - на выкате с подъемника, на самом верху, на ровном месте. Всю подготовительную группу детского сада закосил из-за этого. 4 месяца в гипсе. И не только потому, что перелом сложный, а еще и потому, что скакал везде на загипсованной ноге.
Зато в этом же году я родила мелкого и снова от лыж немного отвлеклась. А папа, наоборот, увлекся окончательно и, с настойчивостью маньяка, просыпаясь в выходные в 7 утра, продолжал таскать деточек на Северный склон. Я, ввиду сильной занятости и мелкого ребенка, на тренировки не ездила и была абсолютно не в курсе, чем они там занимаются. Лыжи и лыжи. Ну мелкий тоже был обречен на лыжи с самого детства, сами понимаете.
Мне только гордо демонстрировались фотографии с соревнований, да награждений. Кстати, очень забавно, привыкнув на горе видеть своего ребенка в определенном костюме, вдруг обнаружить, что у него полно клонов. Минуты 2 надо, чтобы понять, где твое.
Первая серьезная награда среднего. Ему 7.
Хоть тут он доволен. Хотя по пальцу и не скажешь...
14-й год был судьбоносным. Мелкий понял, что выхода у него нет, и поехал. Сейчас ботинков, кстати, еще на 3 пары больше...
Да, да, у него не было решительно никакого выбора, бедный ребенок. Вот на лице написано - "Я попал походу".
В том же году мы первый раз поехали с детьми в Альпы, и дети сказали, что больше - НИ-КОГ-ДА. Никогда никакой Скандинавии. И пусть все мишки с их морозами забудутся, как страшный сон. Солнце и минус 5 - единственно приемлемая температура для любого горнолыжника.
И, кстати, в этом самом году дети стали кататься ровно с нашей скоростью. А поскольку были Альпы с минимальным набором развлечений для детей, с мелким особо никто не возился, пару часов на склоне - и к няне, а сами дружным коллективом по горам. Наверное, поэтому сейчас, в 5 лет, он катается на уровне 3-х летнего среднего...
А что мама? Мама смекнула, что она уже не очень-то и богиня. Что таких богов-то под ногами развелось уже несколько. Что катаются уже вполне себе... А еще появился страх. Страх упасть, сломать конечность и остаться временно без работы, лишив тем самым семью возможности ездить в горы несколько раз в год. Да... Мама к тому времени стала чувствовать себя партнером, а не Богом и стала гораздо осторожнее. Да и вообще, все эти катания с восьми утра до 16-ти... Можно и в кресле иногда посидеть, ноги целее будут.
Но годом, полным открытий, для меня стал 2015. Я, наконец-то надела шлем и выяснила, что это вполне себе не кастрюля на голове, а полезная штуковина. И самое главное - я приехала на детскую тренировку. То ли муж не смог, то ли звезды сошлись неудачно. Фоток не будет, словами страшнее.
Была осень и мерзкий +1 с дождем. Улица. Хлипкая горка из фанеры высотой с трехэтажный дом. И мои дети на этой горке делающие сальто в подушку. Вот хотите верьте, хотите - нет, но только тогда я узнала, что мои дети занимаются уже давно вовсе не горными лыжами, а вовсе даже фристайлом.
Да, дома я устроила грандиозный скандал. Типа - обманул, запутал, когда появился этот фристайл, почему мне никто не сказал,переводим на лыжи обратно. Но, было уже поздно.
Старшему просто нравилось, а средний был уже мало того, что фанат, так еще и перспективный. Плюнув, я поклялась им, что как только эта хрень в виде сальто начнется на горе (на тот момент ничего страшнее могула на соревнованиях не было), как только я увижу эти жуткие прыжки - то все, кирдык их занятиям. Не пущу.
В этот же год горнолыжная школа поменяла цвета и теперь у меня - две лампочки на склоне. Таких же, как и их мать.
На тренировки по-прежнему возил их муж, и весь этот ужас наблюдал он.
Я наблюдаю более приятные вещи. Это -старший.
Или - такие. Это - средний.
В 2016 старший с дистанции сошел. Проблемы с позвоночником. Допрыгался. Больше ему прыгать нельзя. Папа расстроился очень. Да простят меня все существующие боги, я обрадовалась. Хотя бы за него я теперь спокойна. А средний, напротив, попал в сборную. Теперь в его жизни все меньше поездок с родителями, а все больше сборов. И тренировки, тренировки - батут, ролики, Коробицыно. В этом году с трудом в Куршевель ехать уговорила, хотел в Коробицыно остаться - сборы у них. Мне вообще все это не нравится категорически, никогда не видела своих детей спортсменами-профи, но ему так нравится... К тому же, ему только 11. Может, рассосется?
И вот, в этом самом году, в Куршевеле я, наконец, увидела то, чего боялась. Правда, пока в подушку.
Боже мой. Это мой маленький кулечек... Который каких-то 8 лет назад мишку объехать не мог...
А теперь у него одних лыж - 4 пары. Твины, для скикроса, для слоуп-стайла убивать и для фанеры. И ему это все нравится, и ждет он, когда уже можно будет без подушки. А чего жду я? Почему не скандалю с воплем - или я или эти ужасные прыжки? Боюсь, наверное, что выберет прыжки... Он такой, он может.
А в горах... В горах у нас теперь только такая картина.
-Ну мамо, шо же ви так долго? Мы уже запарились вас ожидавши!!!
А мама уже давно не чувствует себя ни королевой, ни даже парнером. Мама - чайник. Когда я смотрю на них, я понимаю, что у меня не то, что техники, подобия техники нет. Синие, а лучше зеленые склоны - мое все. А еще я боюсь. До ужаса. Не за них, они профи. За себя и за того, кто может оказаться на дороге, если я вдруг разгонюсь и не сумею затормозить. В общем, никаких экстримов, никаких разгонов. Плевать, что по-пенсионерски, зато у меня самый красивый костюм на горе и дети - мамина гордость. Даже подумала, а не перейти ли мне в горнопляжники или вообще в пляжники, но подумала и решила со следующего года взять себе инструктора. Молодого и красивого разумеется. В качестве компенсации за все мои нынешние комплексы. Потому что любые изменения в этой жизни должны быть к лучшему. Только так.