Рекордсмен Китцбюэля Дидье Куш рассказывает о своем рецепте успеха и о том, почему после первого спуска над ним посмеялись на Штрайфе.
Никто не выигрывал на пресловутом Штрайфе так часто, как он. Швейцарец пять раз получал золотую серну за победу в скоростном спуске, а один раз победил в супергиганте. Именно в Китцбюэле в 1998 году Куше выиграл свою первую гонку Кубка мира и объявил о завершении своей карьеры в 2012 году.
В интервью LAOLA1 49-летний Дидье рассказал, какие две грани не следует переходить в Китцбюэле, почему над ним смеялись во время его первого спуска на Штрайфе и каков эффект успеха Марко Одерматта.
LAOLA1: Вы приезжали на этапы Кубка мира в Адельбоден, Венген, а теперь и в Китцбюэль. Вы, очевидно, все еще увлечены гонками?
Дидье Куш: Если получается, я всегда приезжаю. Большую часть времени я работаю на спонсоров, сопровождаю гостей. Если я не в прямом эфире, всегда очень внимательно слежу за гонками по телевизору.
LAOLA1: Марко Одерматт наконец-то одержал свои первые две победы в скоростном спуске на этапе Кубка мира в Венгене. Как вы оцениваете его прогресс в скоростном спуске по сравнению с прошлым сезоном?
Куш: Его время пришло. У меня не было никаких сомнений, что Марко может победить и в скоростном спуске. Я просто надеялся, что он сделает это, благодаря технике, а не слишком большому риску. В Венгене Александр Аамодт Кильде в очередной раз показал, насколько тонка грань.
LAOLA1: И Килде, и Марко Шварцу, самым яростным конкурентам Одерматта, пришлось досрочно завершить сезон. Тем не менее, превосходство Одерматта почти сверхъестественное. Что делает его таким совершенным лыжником?
Победа в 2010 году
Куш: Конечно, играют роль базовые навыки из юности. Но нынешнее доминирование – это еще и следствие прошлого года. Когда ты находишься на старте и знаешь, что если все сделаешь правильно, то в худшем случае можешь оказаться на пятом месте, это делает тебя ментально невероятно сильным. У меня во время моей активной карьеры тоже было такое чувство время от времени. Это результат успеха, который нарастает в Оди уже два года. Это делает вас только сильнее.
LAOLA1: После трех серьезных травм в Венгене сейчас идет дискуссия о планировании календаря и о том, не слишком ли много трех скоростных гонок за один уик-энд. Каково ваше мнение?
Куш: Это сложный вопрос. В принципе, я думаю, что компенсировать пропущенные гонки – это хорошо. Потому что многие спортсмены выступают только в одной-двух дисциплинах, и они страдают, когда гонки отменяются без замены.
Но, возможно, не стоило делать это в Венгене. На Лауберхорне достаточно двух гонок. В любом случае, я считаю, что в овеянных мифами и легендами Венгене и Китцбюэле должен быть только один скоростной спуск в год. При этом я понимаю, что с экологической точки зрения имеет смысл добавлять гонки там, где уже есть рамочные условия.
Победа в 2011 году
LAOLA1: Вы упомянули мифы о Китцбюэле. Здесь вы отпраздновали свою первую победу на этапе Кубка мира, вы являетесь рекордсменом с пятью победами в скоростном спуске, а также объявили о завершении карьеры. Почему Китцбюэль является для вас таким особенным местом?
Куш: Я всегда чувствовал себя комфортно на австрийской земле. За исключением Патчеркофеля (олимпийская трасса в Инсбруке- ред.), где доминировали австрийцы. Когда австрийцы были очень сильны и их было много в топ-10, мы всегда говорили: «У нас снова Патчеркофель!» (смеется).
Я чувствовал, что меня очень хорошо принимали болельщики в Австрии. Это, безусловно, способствовало моим успехам. Все, что происходило в моей карьере в Китцбюэле, всегда было особенным».
LAOLA1: Были ли у вас и менее приятные впечатления в Китцбюэле?
Куш: Нет, к счастью, нет. Я никогда не падал, я только дважды едва не упал. Может быть, это одна из причин, почему я добился здесь такого успеха. В Китцбюэле есть две грани, которые вы не должны пересекать: собственные возможности и намеченная траектория. Когда я выиграл свою первую гонку в 1998 году, я не понимал этого. Но в последующие годы я постепенно достиг возможных пределов на Streif, но никогда не превышал их. Это, безусловно, был рецепт успеха.
Вы прижаты спиной к стене и знаете, что должны использовать свои лучшие навыки. В Китцбюэле мне почти всегда это удавалось. Конечно, я пробовал это и на других гонках, но, как и в Китцбюэле, это не сработало ни в одном другом месте.
Первая победа в 1998 году
LAOLA1: Насколько ярко вы помните первый спуск с Штрайфа?
Куш: Я помню это, как вчера. Это было за два года до моей первой победы. На первой же тренировке у меня был высокий стартовый номер, около 40, а из первых пяти участников четверо разбились и были эвакиурованы на вертолете. Я подумал: как мне это пережить? Я был на грани, но все равно поехал. Я финишировал с отставанием в 8,5 секунд, потому что попал в сетку, как Боде Миллер, но после финиша я вскинул руки вверх, как победитель. Конечно, другие спортсмены на финише смеялись до упаду. Но это был мой первый и, возможно, даже самый важный успех в Китцбюэле, который я пережил (смеется).
LAOLA1: Всего вы выиграли шесть раз в Китцбюэле. Где все ваши золотые серны?
Куш со своей золотой серной в 2012. Фото: © GEPA
Куш: Одна - в витрине с моими самыми большими успехами в ресторане моих родителей. Местные жители знают об этом, но всегда есть люди, которым это интересно. Другие серны у меня дома.
LAOLA1: Кстати, о золотой серне: выиграет ли Марко Одерматт в Китцбюэле после Венгена?
Дидье Куш и 13-летний Марко Одерматт
Куш: У него есть два шанса на победу. Получится ли у него это, предначертано звездами. Но я верю в него. Не нужно быть ясновидящим, чтобы знать, что он будет в первых рядах. Если вы поставите на Оди, вы не разбогатеете.
LAOLA1: Он уже спрашивал у вас совета, как выиграть на Streif?
Куш: Не в этом году, но в прошлом мы немного поговорили. Он уже был близко, но тут у него случился момент шока. Он увидел, что есть предел, который нельзя превышать. Думаю, он многому научился. Я уверен, что в этом году он будет лучше управлять собой и выложится по полной.
Победный спуск в 2012 году
LAOLA1: Если посмотреть на все ваши успехи, какой из них был самым значимым в вашей карьере?
Куш: Это сложно. В мою первую зиму с Head я выиграл Кубок мира в скоростном спуске, и это было вау-чувство. В сезоне 2008/09 я выиграл в 35 лет чемпионат мира в гигантском слаломе, опередив Бенни Райха. Это был не самый приятный успех, но самый удивительный. Когда я выиграл свою первую гонку в Китцбюэле, мне было 24 года. После чего я в общей сложности пять раз поднимался на подиум в скоростном спуске и супергиганте, упустив победу один раз на 0,19 сотых и один раз на 0,05 сотых.
Только в 2008 году, в возрасте 34 лет, я смог одержать победу на оригинальной трассе. Это, пожалуй, было венцом славы в то время. В 2011 году я выиграл с отрывом почти в секунду, и это была моя самая идеальная поездка на Streif. В 2012 году я одержал последнюю победу в Китцбюэле, после того как за два дня до этого объявил о завершении карьеры – это была сумасшедшая история.
Дидье Куш родился в 1974-м. На правом верхнем фото человек едет на классических лыжах - я про них здесь много даю материала - по трассе с символикой Олимпиады 1964-го.
Реинкарнация?