0

До лыжни - автостопом

official_skiru Лента автора 16 Августа 2004 (00:05) Просмотров: 79 0

До лыжни - автостопомДо лыжни - автостопом Именно так предпочитает добираться семидесятичетырехлетний дед до места проведения крупных ветеранских соревнований.

Без бороды - никак

Михаил Кириллович Фефелов - человек, в городских спортивных кругах известный. Его знают все любители лыж. Видный издалека седобородый гонщик регулярно выходит на соревнования. Тридцатикилометровая дистанция не вызывает у него никаких проблем. Различных грамот, медалей, кубков за десятки лет накопилось немало.

Впервые в лыжных гонках Фефелов участвовал еще в двенадцатилетнем возрасте, на родной Тамбовщине, в самую тяжелую военную зиму 1942 года. И с тех пор не переставал "гоняться", но только после выхода на пенсию лыжи стали занимать в его жизни главное место.

И роскошную седую бороду, и длинные волосы Михаил Кириллович отрастил уже будучи пенсионером. Считает, что это приносит ему удачу на лыжне.

- Я ведь был кадровым офицером, ушел в запас в звании майора, - рассказывает Фефелов. - А на службе, сами понимаете, бриться каждое утро надо. Служил я и служил, и всегда интересно было: как буду выглядеть, если не брать в руки бритву пару месяцев. Но в молодости так и не довелось пощеголять "мужественной небритостью". Зато сейчас по полной программе бороду отрастил.

Фефелов в свои семьдесят четыре года полон сил. Позавидовать его физической форме могут многие молодые, которые часто и не надеются дожить до таких лет. Несколько лет назад, когда дочь Михаила Кирилловича вступила в гаражно-строительный кооператив, помимо уплаты ежемесячных взносов, надо было отработать определенное количество часов на стройке в качестве подсобного рабочего. Спортсмен-ветеран взялся за это без проблем. И тут же "навел шухер" на всех:

- Пришел я первое утро на стройку. Требовалось носить кирпичи на носилках. Смотрю, все норовят ко мне в напарники попасть. Думали, наверное, дед старый, борода седая, с ним можно будет и посачковать. Достался один такой. Ну, я его и загонял с носилками! Через пару дней все умоляли: "Кириллыч, сиди сторожем лучше по ночам". Так-то от работы бегать! Пожалел я их в итоге, пошел сторожить…

Тяготы и лишения воинской службы

На лыжах маленький деревенский мальчик Миша оказался чуть ли не сразу после того, как научился ходить. Делал ему лыжи соседский плотник, и от современных пластиковых гоночных "Фишеров" они, конечно, очень сильно отличались. А первые настоящие, фабричные, лыжи появились у него в конце 1941 года. В соседнем селе их в ту пору производили для Красной армии, начинавшей знаменитое зимнее контрнаступление под Москвой. Время от времени, конечно, случался и брак. Забракованные лыжи можно было выменять у работников фабрики на небольшое количество продуктов - картошки, например, или репы. Для солдат лыжи не годились, а в деревнях шли нарасхват.

Крестьянская жизнь в те годы была, конечно, не сахар. Ни дети, ни взрослые никогда не ощущали себя полностью сытыми. Работать же приходилось от зари до зари. Поэтому, когда в конце сороковых годов Михаил Фефелов стал курсантом Тамбовского военного училища, и он, и его друзья, в массе своей такие же деревенские ребята, недоумевали над пунктами устава и текстом присяги. Особенно были непонятны призывы "стойко переносить тяготы и лишения воинской службы". Какие-такие тяготы? Трехразовое питание от пуза, возможность валяться в кровати до семи утра, незначительные (как казалось деревенским курсантам) физические нагрузки - да просто санаторий после забот родного дома и тяжкого колхозного труда!

В военном училище спортивные способности Фефелова заметили быстро. Во время первой же зимней внутренней спартакиады состоялась эстафетная гонка. Михаилу выпало бежать последний этап за самую слабую команду. Кроме него, все участники эстафеты учились уже на старших курсах. Когда "салага" под улюлюканье собравшихся отправился на свой этап, его команда безнадежно шла на последнем, седьмом, месте. А в итоге получила "серебро".

Руководство сразу поняло, кого в следующий раз надо отправлять уже на региональные соревнования.

Министру обороны от жены лейтенанта

А после училища жизнь завертела молодого офицера по всей стране. Через несколько лет после его окончания Михаил женился, а в 1958 году, когда служил на Сахалине, стал отцом. Родилась дочь Лена.

- Я и в армии продолжал спортом заниматься,- говорит Фефелов. - Зимой - лыжи, летом - легкая атлетика. На соревнования Вооруженных сил выезжал каждый год, представлял Дальневосточный военный округ.

Жена, Мария Ивановна, спортивных увлечений мужа не разделяла, да и сейчас ворчит время от времени на супруга. Семейной жизни это, к счастью, совершенно не мешало и не мешает. Один раз, правда, получилась форменная хохма.

- Жена у меня всегда была идейной,- смеется Михаил Кириллович. - Сама она учитель математики по специальности, институт закончила с красным дипломом. Могла бы выбирать, где работать - хоть в Москве. Но проявила комсомольский энтузиазм, отправилась в Читу. Потом, правда, разочаровалась в Бурятии и вернулась в Тамбовскую область, где мы и встретились.

Идейность Марии Ивановны входила в постоянный конфликт с такими вещами, как, например, полет мужа из Южно-Сахалинска в Ленинград. Пусть и оплачивалось все это за счет Министерства обороны, пусть и непосредственное командование отпускало Михаила защищать спортивную честь округа, а все равно непорядком казалось жене, что офицер не круглый год на посту. Что, если завтра война?

Тогда Мария Ивановна написала письмо министру обороны, в котором требовала, чтобы ее мужа перестали направлять на соревнования. Родине это, мол, пойдет только во благо.

Просьбу эту, однако, не удовлетворили. Повезло Фефелову.

"Стопщик"

В Тольятти семья Фефеловых живет с 1966 года. Родилась вторая дочь, Галина. В начале девяностых Михаил Кириллович вышел на пенсию, начал разводить на своей даче в Переволоках пчел, и теперь снабжает своим медом многочисленных родственников и друзей.

Ну, а на всех крупных лыжных гонках, проводящихся в городе и области, присутствует всегда. Только вот маловато стало деду, как все его называют, соревнований, где в возрастной группе "за семьдесят" конкурентов раз, два и обчелся. Можно, конечно, бороться за призовые места и с молодыми в гонках с гандикапом, когда время каждого участника пересчитывается по возрастному коэффициенту - но это уже совсем не то.

Для полного "драйва" надо выезжать на всероссийские соревнования. Но как? Денег пенсионеру Министерство обороны, как прежде, не выделит. На спонсоров надежды нет. Остается копить помаленьку… Да много ли с пенсии накопишь?

Впрочем, был и еще один вариант. Освоить альтернативные, бесплатные, способы перемещения по стране - в первую очередь автостоп.

Среднестатистический "стопщик" - экстремальный молодой человек, рассекающий пространства на попутном автомобильном транспорте. Дистанции до пары тысяч километров вообще считаются опытными представителями этой породы путешественников сущими пустяками. Это, правда, если летом. А вот зимой, да еще с лыжами? Тут даже легендарный Антон Кротов, автор "Азбуки вольных путешествий", разведет руками и скажет: "Экстрим полный".

Михаилу Фефелову, когда он едет не в Москву (там у него родственники, у которых хранится несколько пар лыж как раз на случай соревнований в окрестностях), имеет смысл "ловить" только грузовики, среди которых чаще всего оказываются фуры дальнобойщиков. А куда еще можно сунуть пару лыж? Можно, конечно, брать их напрокат уже в пункте соревнований и не мучаться. Но на своих, "прикипевших к ногам", результаты несравнимо выше.

Сейчас, после нескольких лет таких путешествий, Фефелова знают многие дальнобойщики, регулярно проезжающие мимо наших мест. Они ему даже телефоны оставляют - мол, звони, если что, а мы скажем, когда на дорогу выходить.

Так и отправляется дед каждую зиму в поездки. Ну а что? Семьдесят четыре года - не такой уж большой возраст. Еще жить да жить.

Источник: ИА «АРиА»
0