Dolomiti Superski: объединенное пространство
Наверное, тяга к рекордам – в крови у нашего человека. Это в полной мере относится к любителям горных лыж – чем больше километров трасс заявляет горнолыжный курорт, тем он популярнее в России. «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена!» - умоляю, не совершайте чужих ошибок.
1200 километров подготовленных трасс в итальянских Доломитах не должны сбивать с толку. Не обязательно ставить личный рекорд и за две недели пытаться объехать ВСЁ. То, что вы приобрели Dolomiti Superpass – абонемент на все канатные дороги объединенного региона, еще ни о чем не говорит. Просто благодаря ему гораздо проще совершить знакомство с соседней долиной или проехать знаменитый маршрут Sellaronda.
Если же все время гоняться за мифом, то, во-первых, вы ничего толком так и не поймете, а во-вторых – не нужно совершать чужих бессмысленных ошибок. Остановитесь. Отдышитесь. И оглянитесь вокруг. Накататься вы еще успеете. Доломиты стОят того, чтобы задержать на них внимание и вернуться сюда не один раз.
Федеральный консорциум Dolomiti Superski (полностью официальное название выглядит так: Federazione dei Consorzi di Zona degli Imprenditori Esercenti Impianti di Trasporto a Fune Dolomiti Superski) был образована в 1974 году, когда три бизнесмена решили объединить шесть долин в три горнолыжных региона. Объединение прошло непросто – сказались различия практически во всех сферах жизни: в культуре, политике, экономике и даже в языке. В результате в консорциум вошли такие курорты, как Кортина д’Ампеццо, Валь Гардена/Альпе ди Сузи, План де Коронес (Кронплатц), Альта Бадия, Валь ди Фасса и Арабба/Мармолада. Позднее к ним присоединились Альта Пустерия (Хохпустерталь), Валь ди Фьемме/Оберэгген, Сан Мартино ди Кастроцца, Валле Изарко, Тревалли и Чиветта. Общее количество подъемников на сегодняшний день составляет 450, общий километраж подготовленных трасс – 1200. В 2009 году Доломиты были объявлены ЮНЕСКО мировым наследием – из-за своих уникальных природных и геологических особенностей.
Центром всего региона, его главным «аттракционом» является знаменитая Селла Ронда – кольцевой маршрут вокруг горного массива Селла, с высшей точкой 3150 м (Piz Boe). Строго говоря, маршрутов два – по часовой, и против часовой стрелки. Для того чтобы ничего не перепутать, их маркируют разными цветами – оранжевым и зеленым.
Первый – чуть сложнее, второй попроще. Селла Ронду иногда еще называют «дорогой через четыре перевала» - Пассо Гардена (2317 м), Пассо Селла (2244 м), Пассо Пордои (2239 м) и Пассо Камполоньо (1875 м). Однако сам по себе маршрут длиной 40 км (из которых лишь половину нужно проехать на лыжах, остальное – на подъемниках), хоть и является своеобразным брендом, служит, по большому счету, связующим звеном между несколькими долинами – Валь ди Фассой, Валь Гарденой и Альта Бадией. Все они имеют свое «лицо», все три не похожи друг на друга, зато общая протяженность трасс очень даже впечатляет – 500 км.
Перевал Пассо Селла разделяет две горнолыжные области: именно здесь заканчивается действие регионального ски-пасса Валь Гардены и начинается область Валь ди Фассы. Наверное, долина Фасса – самая итальянская в Доломитах. Она тянется с юго-запада на северо-восток и территориально не является, как большинство долин в Доломитах, Южным Тиролем: большая часть Валь ди Фассы входит в итальянскую часть провинции Трентино. Собственно, это уже настоящая Италия, что заметно даже по дорожным указателям: если в соседней Валь Гардене дорожные знаки пишут на трех языках (немецкий, ретороманский, итальянский), то в Валь ди Фассе – только на итальянском.
То же самое можно сказать про архитектуру – в отличие от коттеджей «в тирольском стиле» здесь появляются яркие архитектурные «излишества».
Центрами горнолыжной области Валь ди Фасса/Карецца являются несколько поселков: Виго ди Фасса, Поцца ди Фасса, Альба, Кампителло и Канацеи. Из двух последних достаточно просто попасть на Селла Ронду: из Канацеи через район Бельведер к перевалу Пассо Пордои, из Кампителло через Коль Роделла к перевалу Пассо Селла.
Однако и «внутренняя» зона катания Фассы достойна внимания: из Альбы на фуникулере можно подняться в район Чампак (2100 м), откуда через Селла Брунеч и Буффор спуститься в Поцца ди Фасса. Затем, воспользовавшись ски-бусом, за 10 минут переехать в Виго ди Фасса и на маятнике подняться в район Чампеди (2000 м). Здесь всего несколько трасс, но две из них названы по имени великих итальянских горнолыжников – Альберто Томбы и Густаво Тони.
"Томба", понятное дело, «черный» спуск, правда, не слишком длинный. «Тони» ведет в противоположную сторону – в Виго ди Фасса, под маятниковой канаткой. Спуск довольно протяженный и очень красивый – под доломитовыми скалами.
Для того чтобы вернуться в Канацеи, нужно проделать обратный путь. Главное, не слишком долго «зависать» в ресторанчиках по дороге: известен случай, когда группа итальянцев засиделась в одной из хижин на Буффор до такой степени, что не смогла спуститься вниз не только на лыжах, но и на подъемнике – его просто выключили. Пришлось им ночевать прямо на полу, вместе с хозяйкой, которая осталась сторожить остатки граппы.
Граппа - продукт национальный, но в местных ресторанах выбор итальянских вин настолько богатый, что вряд ли получится удержаться от дегустации. К тому же, именно провинция Трентино славится своими изысканными винами. Не случайно знаменитый горнолыжник из США, олимпийский чемпион, двукратный обладатель Кубка мира Боде Миллер привез в Трентино несколько калифорнийских сортов винограда.
Что получится от подобной селекции, пока никто не знает, но Боде – человек дела и вряд ли зря стал бы расходовать энергию. Ну а пока будущее итало-калифорнийского гибрида еще неясно, можно остановиться на одном из местных сортов.
Во всяком случае, в ресторане приюта Salei, что расположен прямо на перевале Селла на высоте 2225 м, выбор большой. Еще бы – в числе завсегдатаев этого места были и принц Альберт II Монакский, и автогонщик Формулы-1 Михаэль Шумахер (здоровья ему!), и легенда горнолыжного спорта, олимпийский чемпион 1976 года Франц Кламмер, который, кстати, родом из австрийской Каринтии и в винах разбираться должен.
Конечно, 8 номеров в приюте, которые расположены под самой крышей, не очень похожи на «приютские» - скорее, они соответствуют номерам в хорошем отеле, хотя цены заоблачными не выглядят. Но для настоящих любителей горного эксклюзива цена – не главное.
Ведь когда есть возможность морозной ночью выйти из номера, нацепить лыжи для ски-тура и в лунном свете махнуть через перевал в соседнюю Валь Гардену, или обойти вокруг массива Сассолунго, никаких денег, согласитесь, не жалко. Конечно, такие путешествия возможны лишь в группе и под руководством опытного гида.
…Для того, чтобы от нижней станции канатки Dantercepies добраться до подъемника на Ciampinoi, нужно в прямом смысле слова проехать на лыжах по улицам Сельвы. Примерно в середине пути, по левую руку, можно увидеть коттедж довольно необычной архитектуры.
«Вилла Принот» - а именно таково название коттеджа - была построена в 1899 году, как охотничий домик, по проекту австрийского архитектора А. Риттера фон Иннфельд. В 1936 году «Иль Кастеллетто» (Маленький замок), как стали именовать виллу, был куплен Францем Ператонером де Коль, а после его смерти в 1946 году перешла по наследству его сыну. В конце концов, владелицей дома стала внучка Франца Ператонера, Леа Хильдегард, которая впоследствии вышла замуж за Петера Рунггальдира, обладателя Малого хрустального глобуса 1995 года в соревнованиях по супергиганту. Вот таким замысловатым образом Петер Рунггальдир оказался совладельцем дома с более чем 150-летней историей.
Еще одно культовое место Валь Гардены – трасса скоростного спуска Саслонг, по которой ежегодно проводятся соревнования Кубка мира по горнолыжному спорту. В принципе, спуск в обычном, «туристическом» режиме для нормального катальщика ничем особенно не примечателен.
Есть несколько сложных участков, в том числе финишный выкат в поселке Санта Кристина, а также несимметричные пологие «волны» после развилки с параллельной Saslong-B. Однако если представить, что спортсмены мчатся здесь со скоростью 120-130 км/ч, становится понятно, почему трасса Саслонг считается «классикой» Кубка мира. Гонки проводятся здесь регулярно, начиная с 1969 года. В 70-х трасса Саслонг считалась самой быстрой трассой мужского скоростного спуска: средняя скорость составляла здесь 111,60 км/ч, в то время как в австрийском Китцбюэле («Штрайф») было 90,72 км/ч, в швейцарском Венгене («Лауберхорн») – 84,25 км/ч, а в Кортина д’Ампеццо («Тофана») – 90,36 км/ч.
На пути от Чампинои в Канацеи можно увидеть еще много интересного, к примеру, Citta del Sassi, «Город камней», россыпи огромных каменных глыб, образованных в результате обвала скалы. Но задерживаться лучше не стоит: после остановки подъемников с Пассо Селла до Канацеи можно добраться только на такси, что само по себе довольно накладно.
…По вечерам, в хорошую погоду во время заката солнца, можно наблюдать забавную картину: люди стоят с фотокамерами наизготовку и ждут «энросадира» (Enrosadira). На местном – ладинском – языке это означает явление, когда отвесные скальные вершины Доломит окрашиваются в оранжево-розово-фиолетовые цвета.
В такие моменты кажется, что мягкие скальные породы сами излучают неяркий свет. Что интересно – все, кто дождался «энросадира», могут наблюдать это явление природы, но не всем удается запечатлеть его на фотокамеру. Для того чтобы все-таки сделать тот самый единственный кадр, нужно будет обязательно вернуться. Тем более, что Доломиты прекрасны круглый год – и зимой, и летом. Тут есть над чем задуматься.
Душевный и познавательный экскурс по Доломитам. Хотелось бы добавить по поводу скипасса Dolomiti Superpass.
В некоторых гл курортах имеется возможность брать комбинированный скипасс, типа 4+2 , где 4 катание на своем курорте, а 2 это Dolomiti Superpass, можно на другом гл курорте катнуть. Естественно он дешевле чем скипасс Dolomiti Superpass на 6 дней.
Перед поездкой обязательно нужно ознакомиться с картой основного курорта, где собираетесь остановиться, но и с соседними долинами и комплексами.