Эта поездка состоялась во многом благодаря сайту SKI.RU и прошлогоднему конкурсу “Я и Доломиты”, в котором мне присудили один из вторых призов (ски-пасс Доломити суперски на 6 дней), а моей жене - один из третьих (ски-пасс на один день).
Вступление.
Зачем человек едет в отпуск? Зимой, с лыжами. Тащится в горы через несколько стран. Что ищет он, вопрошал поэт, в стране далекой, имея в виду, видимо, не только парус, но и туриста-горнолыжника. Находит искомое или нет?
Вот и мы - каждый год после новогодних праздников и каникул собираем чемоданы, лыжики и отправляемся в места, где есть горы, снег, синее небо. Задайте нам вопрос - зачем? - не сразу и ответим.
Коротко о нас. Нам с женой по 55+, катаемся на лыжах больше 10 лет, из них последние 7 лет - в заграничных горах. Как правило, дней по 10 в году. С нами обычно выезжают сын с женой, часто еще 1-2 человека из числа друзей. Уровень катания - средний. Синие и красные трассы.
Стандартная схема выезда в горы: перелет со своими лыжами, аренда авто, проживание в апартаментах, самостоятельное питание, иногда походы в ресторан (все реже и реже), посещение ближайших городов и достопримечательностей до или после (иногда вместо одного дня) катания.
В Доломитах до этого катались 2 раза. В Австрии, например, ни разу.
Доломиты очень нравятся. И другие горы тоже.
И вообще, много чего нравится. Но не на все хватает времени, денег и здоровья.
День 1. День приезда.
Утро. Мюнхен. Аэропорт. Вчетвером катим четыре багажные тележки к парковке прокатных авто.
Трогаемся. Глохнем - машина-то на ручке! Но тут же сама заводится. Какая умная машина!
В Баварии тепло и ясно. В Швангау около 15 градусов тепла, солнечно. Снега нет. Подснежников есть.
Людей очень мало. Беженцев не наблюдается. В ресторанчике, в который летом невозможно было зайти из-за народа, сидят 2 человека.
Поднимаемся к замку, затем гуляем внизу, возле озера. Обедаем в ресторанчике. И дальше в путь!
Останавливаемся у супермаркета. Выкатываем 2 тележки продуктов. С трудом распихиваем по свободным углам багажника и салона.
А пятая дверь-то, оказывается, с электроприводом, с кнопки открывается-закрывается. Очень удобно.
Апартаменты мы забронировали в Борка ди Кадоре, в 12 км от Кортины. Точнее, в деревушке Вилланова по ту сторону речки. В общем, на выселках. Без машины там, конечно, делать нечего. Зато место тихое и спокойное. Машину можно ставить вдоль парковки перед домом, а можно поперек. Можно по диагонали - все равно никому не мешаешь. Почему не в самой Кортине? А там такое жилье в 2 раза дороже! Не забыли, какой курс на дворе?
И потом, в регионе Кортины, как известно, несколько разрозненных зон катания, причем не все в черте города. Поэтому все равно до подъемника как-то добираться. Хоть из самой Кортины, хоть из Виллановы. А ехать на машине 2 км или 22 км - по-моему, без разницы.
Добираемся до дома в самом конце дня. Хозяева - приятные, общительные люди. Готовы всегда помочь. В смысле - хорошим советом или полезной информацией.
Апартаменты замечательные. Две спальни, два санузла. Большая гостиная с кухней, диваном и телевизором. Отличный беспроводной интернет. Балкон по всему периметру. С чайником все как положено - его нет. Подробный инструктаж по сортировке мусора, конечно же, есть.
Что мне особенно понравилось - апартаменты сдаются на четверых, а не на шестерых, как сдавали бы другие владельцы.
А какой вид из окон!
Прямо перед нами гора Антелао. Апартаменты, кстати, тоже называются Антелао. В Борка ди Кадоре почти все называется Антелао: бар, ресторан, отель, прокат и т.д. И в соседнем Сан Вито ди Кадоре тоже.
А то, что называется не Антелао, называется Пелмо. Вот она, Пелмо, на противоположной стороне долины.
Готовим кое-какой ужин. Не, ну что значит кое-какой?! Все как положено. Нарезаем овощи, подливаем оливкового масла. Варим итальянские пельмени, открываем просекко, а для желающих (это я!) - пиво. Прошутто, горгондзола. Фрукты, ягоды. Всегда бы так ужинать!
Спал как убитый. Все ночи спал как убитый. Почти все…
День 2. Сан Вито ди Кадоре.
Открывать решаем в ближайшей от нас зоне катания. 5 минут на машине. Всего 3 подъемника, из них один бугельный. 3 синих, 3 красных, 1 черная. Кстати, на некоторых картах эта зона совсем не показана. А зря! Небольшая, но очень неплохая. Такие нам нравятся. Во-первых, трассы умеренной длины - минут на 3 - 5 безостановочного спуска. А потом отдыхаешь в кресле подъемника. Во-вторых, уклон для нас подходящий - можно спускаться не спеша, а можно и разогнаться. В-третьих, народу почти никого. Поэтому, в-четвертых, трассы в хорошем состоянии до самого закрытия. На такую маленькую зону целых три автостоянки, причем, в непосредственной близости от трасс - в любой момент можно подойти к машине чего-нибудь поддеть или снять при необходимости. Или перекусить - мы обычно питаемся на горе в формате “бутерброды+напитки из термоса”.
Ну, достаточно для первого дня. Возвращаемся домой и видим с балкона наших апартаментов оранжево-розовую гору! Не впервые наблюдаем это знаменитое явление, но каждый раз оно производит какое-то магическое впечатление. Замираем и смотрим. Прихожу в себя, достаю фотоаппарат, когда гора уже тускнеет.
День 3. Сессто.
Погода сегодня отличная. Поэтому решаем ехать в какой-нибудь из соседних регионов - в Кортине успеем еще покататься. Рассматриваем Чиветту. Но в итоге едем в Сесто, даже не знаю почему. Может, немецкое название - Секстен - понравилось.
Доезжаем быстро, примерно за час.
Ближе к Добьяччо по трассе, проложенной параллельно дороге, катаются обычные лыжники. Есть и хорошо экипированные спортсмены с поставленной техникой конькового хода, и чайники, семенящие по нарезанной с краешку лыжне. Видно, что и те и другие получают удовольствие от катания. Ну еще бы - солнце, снег, легкий мороз, горы кругом! Завидую - сам уважаю это дело.
Приезжаем и вначале бродим по Сан Кандидо - уютный тихий альпийский городок. Жаль, не покатались на местной горке.
Поднимаемся на вагоне из Сесто и сразу косяк - неправильно ориентируемся и попадаем на черный спуск. Ну, это не катание, это ...Секстен!
А по красным - сплошное удовольствие. Конечно, не успеваем обкатать весь регион, тем не менее, получаем самое положительное впечатление, даже несмотря на казус с черной трассой.
Спускаться к стоянке, кстати, также приходится по черной - других вариантов нет, если не считать спуск на вагоне. Но я читаю SKI.RU и знаю, что ехать вниз на подъемнике - это позор для горнолыжника.
День 4. Венеция.
Ну как не посетить Венецию, находясь на расстоянии каких-то 150 км от нее! Это как из нашего глухого Подмосковья в столицу сгонять. Даже легче - дороги лучше и ненормальных водителей нет.
Не буду рассказывать про Венецию - это отдельная тема. Скажу лишь, что поездка вполне удалась.
Бродили по улочкам, мостам, площадям, заглядывали в магазинчики, ели мороженое, много фотографировали. Пообедали в ресторане, изрядно потрепав бюджет, выделенный на питание.
И покатались на гондоле!
День 5. Арментарола. Чинкве Торри.
Погода снова отличная! Едем к перевалу Фальцарего. Машину ставим на бесплатную стоянку.
Поднимаемся на вагоне, наверху некоторое время изумленно глядим по сторонам и начинаем спуск. Трасса, безусловно, одна из лучших в Доломитах. Насколько я могу судить. Очень приятная и живописная. Да еще в такую погоду!
Правда, местами узковатая, и когда вокруг тебя катится некоторое количество лыжников, приходится вертеть головой и притормаживать, чтобы никому не помешать.
А вот и собака на крыше! Привет победителю конкурса "Я и Доломиты"!
Спускаемся чуть ниже. Здесь знаменитые лошадки для буксировки лыжников. Прицепляемся, едем. Инструктор (он же возчик) громко делится с нами секретами катания на лыжах за лошадьми: “Ши параллель! Ши параллель!” Очень весело!
Жаль, что нет обратного подъемника. А вместо него - автобус по 6 евро с каждого. Не особенно разъездишься. А трасса нам так нравится, что хочется весь день здесь кататься. Думаем приехать сюда в один из последующих дней и кататься по схеме “вниз - трое на лыжах, один на машине, вверх - вчетвером на машине” со сменой водителя после каждого рейса (а мы все четверо водители-любители). Получилось бы, как в известном производственном графике “сутки-трое”. Сколько денег за целый день на автобусах сэкономить можно было бы! Жаль, не получилось.
Перекусываем и отправляемся в сторону Чинкве Торри. Для этого надо снова подняться на вагоне на Лагацуой и спуститься сюда же, только взять левее. Дальше длинная синяя до нижней станции креселки на Чинкве Торри. Она с колпаком - редкость для Кортины. Наверху - красота. Вот они, башни.
И отличные красные трассы слева и справа от подъемника. Удивительно безлюдно. Состояние трасс - замечательное (а уже около двух часов дня). Крутимся вверх-вниз некоторое время, затем едем по соответствующим трассам и подъемникам к стоянке, где осталась наша машина. Напоследок еще катаемся по красной с Лагацуой.
Машина продолжает преподносить приятные сюрпризы. Оказывается, обогреваемый руль - это так здорово! Я невольно меняю манеру вождения - то и дело перехватываю руль, даже когда еду по прямой. Так приятно в конце катального дня ощущать ладонями теплую, почти горячую кожу.
День 6. Тофана. Чинкве Торри.
Ну что ж, пора и на Тофану. В Кортине мы или где!
В поисках стоянки со свободными местами поднимаемся на машине все выше и выше. Находим свободную парковку, рядом - участок синей трассы. Получается своеобразный ски-ин-ски-аут из/в машины.
Сегодня облачно, местами, особенно на самом верху, туман. Народу, конечно, побольше, чем у нас в Сан Вито (простите за “у нас”), но до столпотворения, как на Селла Ронде, далеко. Не стану писать про эту зону, поскольку про нее на информационных просторах поболее отзывов, чем, например, про Мизурину.
Должен лишь покаяться, что, подъехав к началу всем известной трассы и изучив плакат на нескольких языках про “онли экспертс”, мы дружно попятились назад и уехали в сторону альтернативной красной.
Ну, в самом деле, мы же не Линдси Вонн!
После перекуса:
- А поехали снова на Чинкве Торри, здесь же рядом!
Наслаждаемся катанием до самого закрытия подъемников, удивляясь отсутствию людей и великолепному состоянию трасс.
Вечером, засыпая, роняя из рук девайс с открытым SKI.RU, где форумчане сетуют на толпы народа, бугры на Порта Весково, малое количество снега, думаю: Хорошо, что мы в прошлые годы уже были на Селла Ронде, а то двинули бы туда нынче со своими призовыми ски-пассами и не было бы нам счастья…
Люди, приезжайте кататься в Кортину!
День 7. Сан Вито. Кортина сухопутная.
Мы про погоду обычно говорим: на завтра обещают снегопад. А наши хозяева сказали: завтра будет снегопад. Вот откуда они знают, что будет, а чего не будет?
Снегопад, как вы правильно догадались, будет. Приличный. За ночь насыпает сантиметров сорок. И продолжает сыпать, точнее, лепить. Так правильнее про мокрый снег.
А мы без цепей. Короче, чего-то пугаемся и дальше Сан Вито не едем.
Катаемся под мокрым снегом и по мокрому снегу. Когда уже изобретут на маску дворники, как у автомобиля!?
Народу еще меньше. Наверное, все надели цепи на колеса и уехали повыше, где снег сухой.
Зато знакомлюсь на подъемнике с очаровательной лыжницей в ярко-розовом комбинезончике и ярко-розовом шлеме.
- Come ti chiami?
- Julia.
- Quanti anni hai?
- Otto.
- Di dove sei?
- Di Bologna.
- Hai paura?
- No!No!No!
- Brava!**
Конечно, нехорошо у девушки спрашивать про возраст, но мне же надо было попрактиковаться в итальянском.
Да, как мы попали на одно кресло - их Маэстро попросила меня и сына взять с собой на кресло подъемника по одному ученику, сама поехала с третьим. Сыну достался в подопечные Антонио, а мне Джулия.
Заканчиваем катание после полудня, изрядно промокнув. В спешке не обращаю внимания, Маэстро увела учеников со склона или они продолжают кататься. Переживаю, как там Джулия, наверное, тоже вся промокла.
Обедаем дома. Одеваемся в цивильное и едем в Кортину. Снегопад прекращается. В Кортине все так, как написано в интернетах. Мы, правда, цены в магазинах и в ресторанах не проверяли. А дамы в шубах и с собачками на главной пешеходной улице имеются, подтверждаю.
Тем временем снегопад возобновляется. Заезжаем на АЗС узнать про цепи. - Quanto costa? - Cento cinquanta euro! (Подожди, это сколько, никак не соображу, хотя счет по итальянски вроде бы усвоил назубок). - Quanto? - Scusi, signore, guardi, che nevicata!***
День 8. Фалория. Кристалло. Снег.
Так! Я не понял, чего мы вчера снега испугались?! Что там у нас сегодня по плану? Фалория-Кристалло со стоянкой на Рио Джере? Опять снегопад? Нет цепей? Ерунда, проедем!
Так. Едем. Добираемся до Кортины. Едем. Проезжаем Кортину. Едем. Не едем. Буксуем. Те, кто на цепях или 4х4, лихо нас объезжают. Так… Ладно, поедем на вагоне. Разворачиваемся, съезжаем к вагону Фалория. Стоянка почему-то почти пустая. Оплачиваем стоянку и бодро идем к вагону. Вагон закрыт. Вот те раз! И чо делать? Тут подъезжает Мерседес 9-местный, такси, на цепях, и приглашает ехать на Рио Джере. Бесплатно! Таксист подхватывает наши лыжи, грузит их в Мерседес и по дороге объясняет, что в связи с неработающим подъемником сегодня на Рио Джере всех желающих везут на такси. И обратно тоже. И тоже бесплатно.
А кто вернет деньги за стоянку!?
Так! Приехали. Снегопад. Снег на трассах.
Пытаемся кататься. Получается плохо. Уважаемые фрирайдеры, вот вы мне объясните, как вы по сугробам катаетесь? Я не умею. Но кататься надо. Это на работе можно не работать, а здесь нельзя не кататься!
Худо-бедно катаемся. Как-то приспосабливаемся. Даже начинает нравиться. Ясно, что зона очень интересная. Дружно хотим на завтра хорошую погоду.
День 9. Фалория. Кристалло.
С детства усвоил одну простую вещь - если чего-нибудь сильно захотеть - это обязательно случится. Особенно такая мелочь, как хорошая погода. Только надо очень сильно захотеть.
Лихо заезжаем на машине на Рио Джере. Естественно, без цепей. (Не платить же 150 евро!) Однако, стоянка заполнена, не то что вчера. И народу на трассах гораздо больше.
Сначала в сторону Фалории. Забираемся на самый верх. Замечательно. Кортина - как на ладони. Тофана - вот она, напротив. Совсем безобидная отсюда Олимпия в тени камушка. Наши любимые Чинкве Торри.
Здесь отличные красные и синие трассы. Есть быстрые креселки. Немного народа. Замечательная погода!
После обеда катаемся на стороне Кристалло. Наверх от стоянки быстрая креселка с колпаком, наверху 2 коротких красных, одна синяя и одна черная. Свежий снег вне трасс располосован любителями кататься по сугробам. Загораем некоторое время на солнышке. Катаемся, катаемся, катаемся.
Ну все, домой, по длинной красной вниз. Сняли уже лыжи. - Ой, а можно я еще разок съеду? Подождете? - Нет, мы с тобой!
И так еще три раза.
День 10. Мизурина. Миетрес. Сан Вито.
На это утро не обкатанными зонами в Кортине и ближайших окрестностях остаются лишь Мизурина и Миетрес.
Вперед! В горы!
Погода отличная - легкий мороз и солнце! Парковка на Мизурине пустая и бесплатная. Подъемник один - медленная двухкреселка. Народу - никого. Точнее - очень-очень мало. (Про “никого” - это ниже). Две сине-красные трассы по обеим сторонам подъемника, несколько раз пересекающиеся и переходящие друг в друга. Почти по всей длине - среди елок. То что надо для нашего уровня и манеры катания.
Катаемся с огромным удовольствием до обеда. Тот случай, когда после катания покидаешь горку, испытывая только радость и удовлетворение.
Теперь на Миетрес. Снова проезжаем через Рио Джере, и снова очень хочется остановиться и покататься здесь.
Приезжаем на Миетрес, предварительно пару раз проскочив нужный поворот. Удивляемся - а где народ? а это что - подъемник?
Короче. Подъемник из двух очередей. Старый-старый. Медленный-медленный. Несколько синих трасс, параллельных и пересекающихся, широких и пологих. Ни одной живой души, кроме двух канатчиков и одного грозного ротвейлера на станции пересадки (он на меня так сердито смотрел, что я даже фотоаппарат не решился достать). То есть Мизурина по сравнению с Миетрес - это первомайская демонстрация во времена расцвета застоя.
Товарищи! Если кому нестерпимо захотелось вельвета часа в три пополудни - вам сюда! Я не про пиво, а про сами знаете что. Кому пива Вельвет - тем в Прагу!
В-общем, зона подходит для компаний с начинающими, или с детьми - вам никто и ничто не помешает делать первые шаги на лыжах или доске. Или на санках. Кусок трассы возле нижней креселки предназначен именно для саночников.
Спускаемся пару раз (на один подъем уходит полчаса!) и решаем, что заканчивать катание будем там же, где и начинали - в Сан Вито.
А там - движуха! У детей-подростков то ли тренировка, то ли соревнования. Всем весело! И нам тоже.
Канатчик говорит мне при посадке: последний подъем на сегодня. А я про себя его поправляю - на этот год...
День 11. День отъезда.
Спал плохо. Несколько раз за ночь подходил к окну и смотрел на падающий крупными хлопьями снег. Снег падал медленно-медленно, вертикально-вертикально. Грустно-грустно.
Утром решали стандартную для дня отъезда проблему - что делать с оставшимися продуктами. Вспомнили, как в прошлом году всю дорогу от Трех долин до Женевы грызли морковки.
Апартаменты сдали без проблем. Точнее, ключи от апартаментов.
- Buon voyage!
- Grazie! Arrivederci!****
А снегу прилично насыпало за эти дни!
Вот представитель местной фауны выглянул из леса. Мы остановились, благо, на дороге, кроме нас, никого не было. Полминуты молча разглядывали друг друга. Потом мои пассажиры стали спорить, кто это. Дошло даже до “это ослик!”. Мне же было ясно: это хозяин. А мы - гости. И гости уезжают…
Между тем, надо было думать, как ехать дальше, и мы, вспомнив об экономии финансов, решили ехать по местным дорогам. Поездка оказалась познавательной. Увидели маленькие симпатичные городки, итальянские, австрийские, немецкие, высоченные опоры автобана вблизи перевала Бреннер, иннсбрукские трамплин и аэропорт.
Далее заехали по отличной дороге на перевал и спустились в Гармиш-Партенкирхен.
А там рядом баварский городок Мурнау-Ам-Штаффельзее, в котором должна быть неплохая, судя по некоторым источникам, пивоварня. А попутчиков я заманил в этот городок информацией о том, что в нем имеется дом-музей русского художника-абстракциониста Василия Кандинского, который некоторое время здесь жил и, так сказать, творил.
В этот дом-музей мы первым делом и направились. Он оказался совсем небольшим, и картины там были вовсе не его, а его подруги - хозяйки дома Габриэллы Мюнтер.
Зато на мебели и некоторых деталях интерьера - “граффити” кисти Кандинского. В основном цветочки и лошадки.
Вокруг дома, как и в Швангау 10 дней назад, цветут подснежники...
Я сфотографировал пейзаж Мурнау с холма вблизи дома.
У ученицы Кандинского были кисти и краски вместо фотоаппарата.
А это Кандинский. Ну что сказать - гений!
Пивнушка Griesbrau очень понравилась. Пиво замечательное, еда тоже. Интерьер соответствующий. Народу никого. Шеф-повар к нам подошел: “Guten Appetit!”
Пополнил свою коллекцию пивной посуды двумя экземплярами. Вот один из них, уже дома.
С этого дня я - поклонник творчества Василь Василича. А белого пшеничного уже давно.
При сдаче машины в аэропорту впервые столкнулись с тем, как тщательно принимали машину. Их было двое. Нас было четверо. Наверное, в сумме мы сделали не менее полусотни человеко-кругов вокруг машины.
“Good car!” - сказал я машине на прощание. “Thank you!” - зачем-то встрял в разговор приемщик...
Заключение.
Нашли ли мы в Кортине, что искали? Конечно!
Мы нашли там уютный и теплый (во всех смыслах) дом, добрых и приятных людей (включая продавца цепей), замечательную погоду, отличные трассы, превосходные пейзажи, зверский аппетит и крепкий сон. А также - наверное, это главное, и вы это знаете не хуже меня - восторг, радость и другие неописуемые словами ощущения, которые испытываешь каждый день, пока находишься на хорошем горнолыжном курорте.
А все это нужно для того, чтобы предстоящие весну (не особо любимую мной), лето (тоже не очень) и осень (куда ни шло) прожить, подпитываясь впечатлениями и воспоминаниями о поездке, дождаться следующей зимы и снова рвануть в горы.
Хотел бы я туда вернуться? Еще как! Как и в другие места, где побывал.
Но, боюсь, не придется. Много еще мест не посещено, та же Австрия, страшно сказать, Швейцария, много мест во Франции, которая также очень нравится. В Италии не везде еще были. А время идет...
Дети вот на следующий год агитируют ехать в Испанию, в Сьерра Неваду. Говорят, там 2 метра снега, мороз и солнце, и Африку видно! Неужели правда?
Поживем - увидим!
Даты поездки: 22 февраля - 3 марта 2016 года.
Перелет Аэрофлотом, билеты купили 21 декабря 2015 года. Лыжи бесплатно.
Автомобиль - Бронировали и оплачивали 24 декабря 2015 года универсал Opel Insignia. Выдали Ford C-max дизель, 2 литра. HERTZ, GOLD-парковка. Заблокировали на карте 243 Евро (стоимость бака горючего по 4,6 (!) евро за литр. Всего проехали 1740 км, средний расход горючего - 6,1 л/100 км. Цена солярки (Евро/литр) от 0,97 в Австрии до 1,25 в Италии.
Апартаменты нашли на одном из сайтов курорта. Забронировали в декабре 2016 года напрямую у хозяев. Предоплата 33%. Остальное на месте наличкой и картой.
Бюджет (Евро, в расчете на одного):
Виза, страховка - 110.
Перелет - 187.
Аренда авто - 95.
Горючее - 31, платные дороги, паркинги - 20.
Питание самостоятельное (в т.ч. алкоголь) - 81, кофе на горе (2 раза), рестораны (3 раза) - 70, всего 151.
Апартаменты - 225.
Ски-пассы - призовые на двоих, то есть бесплатно, 348, еще за свой счет на двоих - 354, в среднем на одного - 177 (включаю в итого эту цифру). Для полноты картины - всего на одного (призовые и за свой счет) - 351.
Гондола в Венеции - 40.
Сувениры, алкоголь, санкционные продукты домой - 55.
Итого - 1091.
* Кто ищет - находит.
** - Как тебя зовут? - Джулия.
- Сколько тебе лет? - Восемь.
- Откуда ты? - Из Болоньи.
- Ты не боишься? - Нет! Нет! Нет!
- Молодец!
*** - Почем? - Сто пятьдесят евро. - Сколько? - Извините, синьор, смотрите, какой снегопад!
**** - Счастливого пути! - Спасибо! До свидания!