Да и писать отчёт, казалось, приятнее в предвкушении начинающегося сезона, под шум бесконечного осеннего ливня за окном, смакуя воспоминания о предыдущих поездках. Но вот что странно: больше месяца прошло после возвращения, – а красота Доломитовых Альп так и не отпускает: стоит перед глазами и не думает исчезать. Придётся поделиться безотлагательно. (
Дорога в Доломиты
Суббота, 2 января, и автобус из центра Мюнхена, где мы встречали Новый год, везёт нас в Брунико. Там нужно пересесть на рейсовый автобус № 460 до Корвара-ин-Бадиа, который ходит чётко по расписанию, раз в час, идёт примерно час и – о чудо! – останавливается прямо в 50 метрах от места нашего проживания в Корваре. На двоих с мужем у нас 3 чемодана и чехол на 2 пары лыж, поэтому логистика процесса – вопрос животрепещущий. Итого дорога туда, учитывая стоимость и рейсового автобуса тоже, обошлась нам в 86,6 евро на двоих. Бюджетно, учитывая расстояние около 300 км и продолжительность трансфера более 4 часов.(Обратно бронировали автобус той же компании, но уже не до центра Мюнхена, а прямо до аэропорта, получилось дороже – 145 евро на двоих, включая 10 евро за рейсовый автобус Корвара – Брунико), зато удобно.
Мало снега!
По дороге из Мюнхена горные пейзажи радовали красотой, но огорчали тотальным отсутствием снега и закрытыми подъёмниками практически везде, где их можно было наблюдать с шоссе.Перед глазами довольно навязчиво стали появляться кадры из новостей n-летней давности, где показывали, как туристы-горнолыжники в Альпах были вынуждены ввиду отсутствия снега коротать время за пешими прогулками и прочими не-горнолыжными «радостями». До сих пор помню тот кадр: жухлый цветок эдельвейса крупным планом на почти зеленеющей горе, в январе! Цветов эдельвейса в их естественной среде мне видеть не доводилось, но бьюсь об заклад: в такой обстановке они бы меня не порадовали. После заселения, вид с балкона:
Да, снега мало! Конечно, морально мы уже были к этому готовы. Местные умельцы напылили снега и сделали из него достойного качества трассы-дорожки для катания среди жухлых серо-буроватых склонов, типа залитых асфальтом автомобильных дорог. Но ведь хотелось бескрайних снежных просторов, белоснежной рождественской сказки! Мы не фрирайдеры, поэтому здесь наши запросы минимальны: хотелось просто, чтобы вокруг всё было не жухло-бурого, а белого, цвета.
Альта Бадия (в переводе с итальянского – «Высокое аббатство»), кстати, была выбрана именно за то, что ещё в декабре 2015 года там проходил очередной этап Кубка Мира. Изучив график соревнований, мы решили: раз хотя бы пару трасс планируют к декабрю подготовить, – уж в январе-то будет где покататься. И сейчас думаю, что логика в этом есть, хотя… хороши бы мы были, если бы для катания у нас были только кубковые трассы! Одна «Гран Риза» чего стОит! Но чудо всё же произошло: в ночь на 3 января выпал снег, – немного, но пейзаж стал смотреться значительно веселее:
Первый день катания. Корвара
Покататься с нами в Альта Бадии приехала моя подруга Йоханна из Хельсинки. Это – её первая поездка в Альпы и в большие горы вообще (до этого весь стаж катания – учебный склон где-то рядом с домом, ещё пару недель в Лапландии и один день с нами в Коробицыно. Не густо.)С целью «открытия сезона» решено было в первый день не уезжать далеко из Корвары, тем более что выйти кататься к открытию подъёмников в первый день нам не удалось, а ночью шёл снег, – догадались, что состояние склонов будет далеко от идеального. Для разминки поднялись на гондольном подъёмнике “Boe” и спустились по красной трассе № 1 в Корвару. Так и есть: уже в 10 утра на склоне нарыты огромные бугры, объезжать которые, особенно с непривычки (не катались с прошлого сезона ни разу), – нелёгкий труд. Ещё раз поднялись на Boe. Ехать в соседнюю долину Arabba пока не хотелось, поэтому мы снова съехали в Корвару, уже по пологой синей трассе-дублёру 1b.
Здесь бугров поменьше. Рельеф у трассы неинтересный, зато пейзажи с неё открываются просто восхитительные, так что мы больше фотографировали, чем разминались.
Переезжаем на другую сторону долины и поднимаемся на подъёмнике Col Alt. Отсюда начинается основное катание Alta Badia.
Веер синих и красных трасс, часть из которых идут в San Cassiano, часть – в La Villa, а часть – путь возвращения в Корвару. Это на карте. В действительности же часть этих трасс закрыта, а мы, вовремя не посмотревшие на соответствующие индикаторы на световом табло у низа Col Alt, пару раз откровенно впадали в ступор: «На карте трасса есть? – Есть. – Стартует отсюда? – Отсюда. – И где она? – ……». В итоге выяснилось, что, пока трасса закрыта, местный обслуживающий персонал может просто убрать вешку с номером трассы. Не закрыть въезд на неё сеткой, не поставить табличку какую-нибудь, например, «Сlosed», а просто убрать все следы того, что здесь эта трасса когда-то была! Не везде такое происходит, обнаружено лишь в паре мест.
Это не помешало нам накататься от души в первый день в Доломитах, но вот так стоять и «тупить» с картой в руках – категорически не понравилось. Поэтому на следующий день было принято решение поехать по маршруту Sella Ronda (выбрали «зелёный» круг – против часовой стрелки).
День второй. «Зелёная» Селла Ронда
В теории ехать по круговому маршруту Селла Ронда, объединяющему 4 долины, расположенных вокруг живописного скального массива Селла, очень легко, – смотри, куда ведут тебя стрелки соответствующего цвета, и следуй их направлению. На практике же, наутро после очередного снегопада, маршрут дался на редкость непросто.Пару раз подвела навигация по ходу маршрута: например, когда, перемахнув из Альта Бадии в соседнюю долину Val Gardena, от нижней станции подъёмника Dantercepies, мы съехали вниз на главный «пятачок» Сельвы. По дороге смотрели очень внимательно: никаких указателей “Sella Ronda” не видно. Едем медленно, периодически останавливаясь и пытаясь найти очередной указатель. Наконец, единственный указатель на продолжение зелёной “Sella Ronda” обнаружен на входе на маленький 1-местный бугельный подъемник, который в любых других условиях не мог быть ничем иным, кроме как учебным подъемником местной г/л школы для тренировок совсем начинающих. Гигантская очередь желающих на него попасть подсказывала нам, что, увы, именно он и является продолжением нашего пути. В этой очереди было убито минимум полчаса драгоценного времени. Поднявшись наверх, я спросила у работника этой канатки, куда ехать дальше. Он ответил: «Видите забор в 200 метрах ниже»? (Примерно на 50 метров вверх по склону от нижней станции бугеля, на котором мы только что поднялись.) «Вдоль него – налево». Забор есть, – указателей «Селла Ронда» ни на нём, ни вокруг – нет! Но вид парня внушал доверие, и мы сворачиваем, куда он показал. Дорожка-склон между домами, и вот мы уже у автомобильной дороги, перейдя которую, (пришлось снять лыжи) попадаем на подъёмник Ciampinoi.
То есть, вся огромная очередь, ломившаяся на маленький 1-местный бугельный подъёмник, тратящая там уйму времени и, фактически, лишающая бедных валь-гарденовских детишек возможности свободно кататься на учебном склоне, этого бы не делала, повесь администрация курорта указатель на том злосчастном заборе! No comments…
Поднимаемся наверх. Виды, конечно, сказочные:
Пофотографировавшись здесь недолго, пускаемся в путь.
Йоханна, для которой это был второй в жизни день катания в горах, держалась молодцом: конечно, в особенно «памятные» моменты у неё менялось выражение лица, например, когда она увидела сверху спуск Ciampinoi, – хоть и имеющий довольно безобидный красный уклон, но уже в 10 утра разбитый до состояния огромных сугробов, между которыми то тут, то там лежали в большом количестве павшие (в смысле, упавшие, конечно, тьфу-тьфу) лыжники. Так там и нам, видавшим виды, стало немного не по себе. Но делать было нечего, и когда я ободряюще сказала: «Потихонечку, давай за мной, аккуратно», – Йоханна безропотно съехала. Я вспомнила себя впервые в Альпах. Это было в Хинтерглемме, там в 2010 году работали настоящие гуманисты, поэтому везде вдоль склонов было написано что-то вроде «Эвакуация с любого места склона на снегоходе – 80 евро, номер телефона…». Да, это был бы позор, и мы даже тогда, будучи абсолютными «чайниками», ни разу предложением этим не воспользовались, но сама возможность – «Не смогу съехать – вызову снегоход» – сильно успокаивала. Здесь ничего подобного нет: рассчитывать приходится только на свои силы. Йоханна справилась (вот что значит финский характер!), чему мы тоже были несказанно рады: во-первых, впереди было ещё 2/3, а то и все ¾, пути, а во-вторых, это ещё раз подтвердило, что на лыжах наша спутница стоит уверенно, а значит, нам не придётся всё время кататься по синим трассам.
Вид на Ciampinoi:
Второй (и, к счастью, последний) «прокол» с навигацией случился тоже в Валь Гардене: мы ехали-ехали по зелёным стрелкам, и вдруг они исчезли. Оранжевая Селла Ронда, по которой можно вернуться обратно, – есть, а зелёной – нет. Как сквозь землю провалилась. После обсуждения нашего маршрута с парой словаков, выяснилось, что мы можем вернуться на зелёную Селлу Ронду, съехав до самого низа по красной трассе № 12. Так и сделали. Вернулись на маршрут, далее без всяких проблем переехали в Валь ди Фасса. Здесь мы уже начали торопиться, т.к. хотелось до закрытия подъёмников завершить маршрут и, желательно, где-то по ходу успеть ещё и пообедать.
Поэтому особенно не останавливались нигде. Долину Валь ди Фасса видели в основном с подъемников. Широченные склоны-поля, расположенные в Валь ди Фасса выше отметки 2000 м и, в отличие от Селлы Ронды, совершенно не разбитые, до сих пор мне снятся. Если когда-нибудь доведётся вернуться в эти края, – думаю, в Фассу.
Несколько видов «Зелёной» Селлы Ронды:
Когда мы, уже изрядно измученные, двигались по направлению к нашей «домашней» Альта Бадии, предстояло проехать Араббу. Самая суровая из всех четырёх долин, входящих в Селлу Ронду, готовит «сюрприз»: нижний участок чёрного склона № 5, – участок не слишком длинный и, в нормальных условиях, не экстремально-крутой, но огромные сугробы сделали его тяжким испытанием даже для подготовленных. В принципе, его можно было легко объехать по красной трассе № 6, по которой мы двигались до того, как свернули на чёрную. Но и №6 была не в лучшем состоянии.
Сохранилось фото этих спусков – по центру снимка, на противоположной стороне долины – чёрная трасса № 5, а левее – красная № 6:
Когда он, наконец остался позади, а мы подъехали к подъёмнику № 5, мы поздравили Йоханну с первым в её жизни чёрным спуском. Она удивилась и отметила, что это был за сегодня не самый трудный для неё спуск. Правда, ещё тяжелее (из-за огромных сугробов и, одновременно, гигантского количества народа на трассах) нам дались Ciampinoi и красный “Ornella” в Араббе.
В этот день мы поставили личный рекорд – более 7,5 часов катания (минут 40 ушло на обед, поэтому считаем, что это было 7 часов катания). О том, чтобы пройти в один из последующих дней ещё и оранжевую Селлу Ронду – даже и речи быть не могло: все мы очень устали за эти 7 часов издевательств над собственными ногами. А для мужа Селла Ронда теперь – имя нарицательное и слово ругательное, использует его с тех пор в контексте «Опять ты нас хочешь в какую-нибудь… Селлу Ронду затащить?»
Но это было интересно. Нисколько не жалеем, что в итоге всё же выполнили этот круг и увидели все 4 входящие в него долины. Там, определённо, есть на что посмотреть. Конечно, для прохождения маршрута лучше было бы дождаться какого-нибудь дня без снегопада накануне ночью, но кто же знал, когда будет такой день, и будет ли вообще, за время нашего пребывания в Корваре… И да, со всей ответственностью заявляю: Селла Ронда – маршрут не для начинающих, даже при идеальных погодных условиях!
День третий. Альта Бадия
На следующий день после марафона под названием «Селла Ронда» нам потребовалось катание в стиле «релакс». Наилучшим образом для этого подходит наша «домашняя» Альта Бадия.С выбором места проживания мы не ошиблись: катание в Альта Бадии очень понравилось: приятные синие и красные склоны, великолепно подготовленные. Да, склоны здесь готовят волшебники, не иначе! Как ещё можно объяснить тот факт, что до нашего приезда снега практически не было, за последние двое суток выпало буквально 5 см, 80 % склонов при этом не просто открыты, а ещё и в прекрасном состоянии?
Особенно понравилась красная трасса № 17 (ведёт в La Villa, параллельно знаменитой кубковой трассе Gran Risa), – широкая, с интересным рельефом, проходится на хорошей скорости. На неё мы возвращались ещё много раз, – непередаваемое удовольствие! Стартуют эта трасса, а также Gran Riza и ещё несколько интересных спусков, с вершины Piz La Villa, вот с этого «пятачка»:
Заодно решили разведать путь до ски-баса, соединяющего Альта Бадию и Кронплатц. Останавливается он у нижней станции подъёмника “Sponata”. Доехали, сфотографировали расписание:
Здесь же, рядом с остановкой ски-баса, – милая кафешка. Обедаем и отправляемся в обратный путь, к себе в Корвару.
День четвёртый. Кронплатц
Утром поднимаемся на Col Alt, и за 50 минут доезжаем до остановки ски-баса, и ещё через 20 минут мы в зоне катания Кронплатц – точнее, в деревушке San Martino in Badia, у нижней станции подъёмника Piculin. Поднимаемся довольно быстро.Спуск до низа по роскошной – широкой и живописной – красной трассе № 41, подъём на нескольких очередях гондольных подъёмников и ещё 1 креселка,
– и вот мы у подножия горы Kronplatz (или, по-итальянски, Plan de Corones, кому как больше нравится). Ну конечно же, немедленно едем на самый верх! Садимся на подъёмник № 201 и минут через 10 мы на вершине (2275 метров). Впервые встречаю такое, – чтобы на одной и той же горе сходились одновременно 8 подъёмников! Хотя эта вершина, когда находишься на ней, гору напоминает значительно меньше, чем площадь, - недаром же она носит название Kronplatz, или, в переводе с немецкого, Коронная площадь.
Знаменитый колокол:
Практически всё катание в Кронплатце – трассы, проложенные по разным склонам этой горы и немного – на противоположной стороне долины, спуски с горы Geiselsberg (1344 м): россыпь синих спусков вдоль подъёмников 103, 303 и 304, несколько красных вдоль 112, 301 и 201 подъёмников и трассы экспертного уровня с обеих сторон от подъёмников 100 и 102.
Одна из трасс, спускающихся с Geiselsberg, – ну разве не загляденье?
Также продвинутых лыжебордеров не оставит равнодушными и трасса №45, спускающаяся к нижней станции гондолы Piculin (пока мы, уже вечером, по пути обратно, ждали свой автобус, как раз при нас две «скорых» грузили «переоценивших свои возможности»…).
В целом катание здесь понравилось. Конечно же, времени на то, чтобы объехать Кронплатц полностью, нам не хватило. Два дня, мне кажется, было бы в самый раз. Либо целый день, если кататься только здесь, а не тратить время на перемещения и автобусы. За неделю катания только в Кронплатце, наверняка, мы бы уже заскучали (хотя обычно не имеем ничего против того, чтобы неоднократно проходить одни и те же, особо понравившиеся, трассы). Но общее представление получили.
Зона катания, определённо, заслуживает внимания. Склоны интересные и подготовлены так же хорошо, как в Альта Бадии (даже при недостатке снега).
А вот пейзажи в Кронплатце разительно отличаются от долин, входящих в Селлу Ронду. Временами они сильно напоминают Австрию. В частности, синие склоны Кронплатца вызвали во мне стойкую ассоциацию с любимым Заальбахом-Хинтерглеммом (хотя, вынуждена признать: виды Хинтерглемма, на мой вкус, достойны бОльшего восхищения). Йоханне, которая попала в Альпы впервые в жизни и первые дни отпуска допытывалась у нас, чем отличаются Доломитовые Альпы от гор во Франции или в Австрии, мы сказали в Кронплатце: «Вот видишь, – горы здесь совсем другие, «не-доломитовые» совсем. Они похожи на то, что мы видели в разных местах в Австрии». Она ответила, что, да, разница очевидна.
В общем, Кронплатц было очень интересно посмотреть и познакомиться с ним, приятно здесь покататься денёк… Но в качестве основного места дислокации в Доломитах я бы его не выбрала: живописные скалы из доломита, прекрасные, изображённые на всех рекламных картинках региона Dolomiti SuperSki, здесь отсутствуют. Виды сильно напоминают Австрию. Но цены в среднем чуть выше, а подъёмники – старее, чем в Австрии. Да и транспортная доступность (отдаленность от аэропортов) – оставляет желать лучшего. В итоге, в голову не приходит ни одного рационального аргумента «за» то, чтобы когда-нибудь остановиться в Кронплатце.
День пятый. Снова Альта Бадия
После турне в Кронплатц и обратно решили не устраивать «гонок на выживание», а просто спокойно покататься в Альта Бадии, тем более, что далеко не все спуски в своей долине мы успели объехать ранее. С погодой повезло, и склоны были, пожалуй, в наилучшем состоянии за все дни с момента нашего приезда. Мы этим воспользовались и целый день оттягивались на великолепных красных трассах № 16А, 16В (на фото ниже), 12 и 17. Все хороши, но самыми любимыми стали в итоге 16В и 17 – самые живописные, широкие и скоростные.
День шестой. Кольфоско
При взгляде на сказочно-прекрасный Сассонгер – гору, живописно возвышающуюся над Корварой и Кольфоско,и в голову не приходит, что у её подножия имеются весьма интересная (хоть и «тупиковая» и совсем небольшая) зона катания. Туда мы и направились. Катание в Кольфоско порадовало, во-первых, количеством народа: благодаря тому, что Dolomiti SuperSki и Альта Бадия в частности – обширные регионы катания, не каждый горнолыжник найдёт время на Кольфоско. А зря. Помимо отсутствия очередей и прекрасного состояния склонов, здешние трассы могут похвастаться ещё и весьма интересным рельефом.
На фото: правее – чёрная трасса № 45 (большей частью находится в тени), левее – синий «объезд» № 45А. Между ними – по нашим ощущениям, красная трасса (на карте не значится).
Чёрная трасса здесь – чистый восторг! Настоящий «чёрный» уклон, хорошая нагрузка, но при этом устать не успеваешь, т.к. она довольно короткая и при этом широкая. Впервые в жизни захотелось повторить этот спуск ещё и ещё раз, без перерыва. И впервые в жизни главным мотивом покорения ЧЁРНОЙ трассы стало не желание самоутвердиться или неизбежная необходимость (когда единственный путь вниз – чёрный), а просто получение удовольствия от катания. Красные трассы № 50 (на фото) и 46 здесь – тоже хороши, весьма:
А на бугеле № 49 имеет смысл подняться ради одних только видов!
Вторая неделя в Доломитах
Во вторую неделю катания нам, окончательно акклиматизировавшимся в горах и обретшим, наконец, нормальную спортивную форму, тоже скучать не пришлось.
Арабба
Во время прохождения этой долины по ходу движения «зелёной» Селлы Ронды мы, конечно, не составили толком впечатление о ней: во-первых, приехали сюда уже в конце дня, когда склоны были разбиты, во-вторых, передвигаясь по маршруту Селлы Ронды, успели оценить лишь немногие склоны, включённые в него, а в-третьих, к тому моменту, как мы доехали до Араббы, нам и нашим ногам было уже вообще всё равно, главная мысль была – «доехать…». В итоге решено было вернуться в Араббу для, так сказать, более предметного знакомства с долиной.С самого утра поднимаемся из Корвары на подъёмнике “Boe” и спускаемся в сторону Араббы по красной трассе 22. В начале извилистая и узкая, дальше она набирает уклон, становясь при этом шире. Ещё 1 подъём на 4-местной креселке № 07, - и спуск в до самого низа в Араббу: сначала, на выбор, по красной 24 или 27 (попробовали оба варианта, – оба спуска хороши и немноголюдны), а затем – по спокойной синей 26.
После этого приходится снять лыжи и идти метров 300 – через дорогу, к подъёмнику на Porta Vescovo. Огромный «трамвай» набивается битком. Вот он, уже вид сверху:
В пути приходится, естественно, стоять. Наверху, на высоте 2478 м, – сильнейший ветродуй и туман. Вниз ведёт единственная трасса № 6, красная, – слава Богу, широкая настолько, что даже в тумане катание по ней, несмотря на изрядный уклон, не представляет особой опасности.
В целом катание в Араббе понравилось, вот только пейзажи здесь – суровые и (ИМХО!) красотой своей уступают остальным трём долинам «Селлы Ронды».
Пара фото, сделанных в Араббе уже в другой день (при нормальной видимости):
Фрирайдим
После снегопада Доломиты божественно красивы. Но справиться к утру с подготовкой склонов даже здешним волшебникам, отвечающим за подготовку трасс, оказалось не под силу. В итоге в один из дней катание для нас превратилось в очень осторожное перемещение (на трассовых лыжах, да по целине, – тот ещё экстрим), а главной целью стало запечатлеть эту красоту на фотоаппарат и, конечно же, в памяти. Где-то когда-то мне попадалась информация о том, что фрирайд в Доломитах категорически запрещён правилами курорта (не придала этой информации тогда особого значения, т.к. мы не фрирайдеры). Теперь стало интересно: где администрация курорта предполагает, мы должны кататься, если все трассы выглядят примерно вот так?Естественно, мы не стали выбираться в этот день никуда из Альта Бадии (далеко по таким склонам не уехать, да и зачем?) И были вознаграждены за это видами редкой красоты:
Маршрут к монастырю Santa Croce
Этот маршрут преподносится в буклетах как способ знакомства с местным культурным наследием. Он, действительно, ведёт к Церкви Санта Кроче, построенной в 1484 году.В самом Santa Croce, последние 100-150 метров, до верхней точки маршрута – La Crusc (2045 м) предстоит топать в гору, сняв спортинвентарь. Кто-то, предпочитая не рисковать, несёт лыжи на плечах, мы же оставили их на стойке при выходе с подъёмника. Наши лыжи нас дождались. Место потрясающе живописное и фотогеничное (особенно, наверняка, в ясную погоду).
Однако, и с точки зрения катания маршрут сюда из Корвары и обратно способен доставить удовольствие. Масса интересных трасс по пути из Корвары до подъёмника № 63, расположенного на окраине La Villa и ведущего в направлении La Crusc (особенно нам полюбились красные спуски № 17 и 27). На фото – красная трасса № 31, пройти которую придётся всем, кто доберётся до Santa Croce:
Да, чуть на забыла, в здешнем кафе очень неплохо готовят: всё было очень вкусно. Необычный напиток, нигде до этого нам не встречавшийся – горячий яблочный сок. Яичница-глазунья из 3 яиц, полностью накрытая огромными пластами ветчины, буквально дрожавшими на нерастёкшихся желтках, выглядела очень аппетитно, это готова признать даже я (яичницу не ем в принципе).
Позже муж настоял на повторении этого маршрута, ради одной только этой яичницы (а вот сфотографировать её, простите, не успела, ни в первый, ни во второй раз!)
(К слову, в Корваре имеется церковь Святой Катерины, построенная в 1347 году! Вот она, прямо под окном наших апартаментов):
Мармолада
Конечно же, мы не могли уехать, не повидавшись с «Королевой Доломит» – именно так здесь принято величать Мармоладу – ледник, вершина которого достигает 3342 метров. Путь туда из Альта Бадии – через Араббу, пролегает в основном по красным трассам.К слову, если бы эти трассы были как следует отратрачены на всю их ширину, – дорога к Мармоладе и обратно для опытных лыжников могла бы стать приятной прогулкой. Но склоны с утра были в сносном состоянии только на 1/3 их ширины.
К вечеру, естественно, на этих узких дорожках образовались огромные сугробы... Плюс подъёмники по пути на Мармоладу – практически сплошь старые и медленные креселки. В тени на них успеваешь замёрзнуть, – ветер, как всегда выше 2000 м, задувает ужасно!
Нижняя станция подъёмника, 3 очереди которого ведут на Мармоладу, находится в живописной котловине, откуда вагон подъёмника стартует резко, почти вертикально, вверх:
Наверху, – как водится, смотровая площадка, кафе-ресторан, магазин сувениров и грот со статуей Мадонны:
Со смотровой площадки видно, конечно, далеко. Но, признаться, тут мы ожидали большего: Доломиты – ИМХО – значительно красивее снизу – из долин и со склонов, чем отсюда. Но «отметиться» здесь, наверное, всё же стоило.
А вот и сама – Её Величество Мармолада. Видно, как с самой вершины стартуют по трассе № 60:
Вот только склоны на обратном пути были полностью «убиты», – приходилось лавировать между сугробами, при красно-чёрном уклоне – удовольствие ТО ещё! К тому же потенциальную опасность представляют трещины, ползущие вдоль спуска с Мармолады (ледник старый, и трещин с каждым годом – всё больше). Так что, когда осмелитесь сюда заехать, – на трассах 60, 61 и 62, ведущих с вершины Мармолады, не разгоняйтесь сильно и смотрите внимательно, берегите себя!
Резюме. Особенности региона
Проживание
Вариантов проживания – множество, на любой вкус и кошелёк: от люксовых спа-отелей до весьма бюджетных апартаментов. Причём, и то, и другое можно найти как в двух шагах от подъёмника, так и сильно «на отшибе» (хорошие и при этом недорогие варианты бронируются за год, как водится у европейцев).
Катание и подъёмники
Подъёмники с ветрозащитными колпаками видели в Val Gardena. В Альта Бадии – только один, – по пути в Santa Croce. Ещё один – в Арабба, по дороге с Мармолады. Подъёмники с подогревом нам за две недели не встретились ни разу. В основной своей массе – креселки, причём довольно старые. Есть и бугели (не длинные и не страшные). Но сильных морозов не было, поэтому это нисколько не испортило картины.Катание очень понравилось во всех 5 долинах, где нам довелось побывать (Alta Badia, Val Gardena, Val di Fassa, Arabba, Kronplatz). Склоны здесь готовят изумительно! По этому параметру – пожалуй, лучшее место из всех, где мы бывали.
Нумерация трасс во всех долинах своя, поэтому не удивляйтесь, что склоны под одним и тем же номером вы сможете обнаружить в разных долинах Селлы Ронды. То же касается и подъёмников. Впрочем, на практике никакой путаницы это не вызывает.
Навигация вполне понятная:
Единственные обнаруженные минусы:
- световые табло, на которых обозначены закрытые трассы и подъёмники, – только у нижних станций основных гондольных подъёмников. Если не посмотрели там, – готовьтесь к «сюрпризам» (или ищите доступ в интернет и смотрите на сайте курорта).
- Уже писала выше: если трасса закрыта (т.е. ещё не открыта, ввиду недостатка снега), то всяческое упоминание о ней «на местности» в форме вешек с номером трассы может быть выкорчевано с корнем, что, с непривычки, осложняет процесс ориентирования на местности (встречалось пару раз в Альта Бадии).
Платный автобус примерно за 1,5 часа и 10 евро доставит желающих из Корвары в Кортину д’Ампеццо. Мы не ездили: в Кортине на тот момент была открыта только примерно половина склонов, а с «экскурсионной» целью ехать смотреть на бесснежную Кортину нам, признаться, стало жаль времени.
Досуг
Кафе, баров и ресторанов – в избытке. Есть Apres-Ski заведения. В частности, в Корваре: 2-этажная деревянная избушка у выката к подъёмнику Col Alt. Внутри работает DJ, но звукоизоляция у заведения настолько хорошая, что даже проходя мимо, вы никогда не заподозрите, что там настолько громко (пока не прочитаете вывеску)! Плясок в ботинках на столах прямо на улице в Альта Бадии не замечено, – здесь вам не Австрия!Ещё имеется каток (наполовину крытый, т.е. крыша есть – стен практически нет) и закрытые теннисные корты.
Публика
Очень много наших соотечественников. Довольно часто встречаются итальянцы. Также видели французов, литовцев, украинцев, югославов. Практически не встречаются немцы (оно и понятно: у них Австрия под боком, зачем им?). По поводу нашей публики – в целом, нормальные, приличные люди.К соотечественникам на отдыхе отношусь нейтрально, – в смысле, какая разница, какой национальности человек, если он адекватно себя проявляет? Разговоры о том, русские плохо воспитаны, – это удел тех, кто не наблюдал воочию компаний немцев или англичан ближе к концу apres-ski.
Но, справедливости ради, признаюсь: в кабине подъемника только наши соотечественники могут обсуждать «супер-важные» деловые вопросы. (Оговорюсь: никогда не слышала, чтобы кто-то из англо-немецко-итальянско-финско-говорящей публики обсуждал на подъемниках, в кафе на горе или на трассах деловые вопросы. В остальных языках – не сильна. Может, французы? Не знаю, но сильно в этом сомневаюсь…). Не сказать, что часто это слышала от россиян в Доломитах, но за две недели три-четыре раза было. Кому-то это глубоко безразлично, мне же в такие моменты кажется, что 10-15 минут, которые кабина движется наверх, из моего отпуска просто «украли». Слишком долго я мечтала вырваться сюда, в горы, из офиса, совещаний и разговоров про курсы, санкции, контракты и т.п., и так хочется наслаждаться красотой природы, скоростью, беззаботной и позитивной обстановкой, белоснежным безмолвием, солнцем, музыкой ветра и шуршанием снега под лыжами, что вся эта рабочая хрень про тренды и сделки – откровенно раздражает.
Официанты – итальянцы и ладины, – o’k, сдержанно-дружелюбны; но, например, австрийские официанты обычно более радушны и веселы.
Цены
Здесь всё вполне ожидаемо: на еду в кафе и ресторанах – процентов на 20 выше, чем в среднем в Австрии и пониже, чем во Франции.
Примерные цены в кафе и ресторанах на горе:
Суп – 8-10 евро;
Спагетти – 10-14 евро;
Венский шницель (пардон, здесь он, конечно же, “Milanese” называется, т.е. Миланский, а не венский) – 14-18 евро;
Чай или кофе – 2-4 евро.
Еда в супермаркете – особой разницы в ценах с Австрией не заметила. Проживание (могу сказать только насчёт Корвары, так как изначально рассматривали только её) – дороже, чем аналогичное жильё в Австрии и, показалось, чем даже во Франции.Цены на ски-пассы сравнивать смысла нет, т.к. они сильно зависят не столько от страны, сколько от конкретного региона катания. Наши ски-пассы Dolomiti SuperSki на 13 дней подряд на двоих в период 3-15 января обошлись примерно в 850 евро. Вернее, мой ски-пасс был на 12 дней, т.к. в первый день катания я воспользовалась своим призовым 1-дневным ски-пассом, выигранным в прошлом году в викторине ski.ru.
Снег и погода
В условиях малоснежной зимы склоны были подготовлены идеально. Погода нам досталась разная. За 2 недели мы видели всё: и снег, и солнце, и морозы, и оттепель. Совершенно «провальным» с точки зрения катания был всего 1 из 13 дней, – прекрасный ясный день после ночного снегопада. В остальные дни можно оценить усилия местных специалистов по подготовке склонов на «5». Мне кажется, они сделали всё возможное и невозможное, чтобы отдыхающие здесь не чувствовали суровой нехватки снега.Транспортное сообщение
Когда мы год назад планировали поездку сюда, всё было просто: прямой автобус из Мюнхенского аэропорта и обратно, прямо до курорта (информацию брали на сайте курорта). Однако, за год много воды утекло, и выяснилось, что та компания больше не осуществляет трансферы из Мюнхена, поэтому пришлось воспользоваться услугами автобусного трансфера, который из Мюнхена везёт до Брунико (с пересадкой в Брессаноне) + рейсовым автобусом от Брунико до Корвары.Автобусы в регионе курсируют чётко по расписанию, минута в минуту (вывешено на остановках). Нужно только внимательно смотреть на все «сносочки» и «звёздочки» в расписании, т.к. часть указанных рейсов осуществляется только по выходным, а часть – только по будням.
Прямые трансферы осуществляются из Доломит во все основные аэропорты региона – Венецию, Верону, Милан, но в этот раз нам удобнее было лететь до Мюнхена. Трансфер довольно долгий и утомительный: туда (в субботу) длился примерно 4 часа, а обратно (тоже в субботу) – более 5 часов. Обратно мы медленно ползли в пробке по австрийскому, а затем и немецкому автобану. Хорошо, что хватило ума и опыта путешествий забронировать билеты на более ранний трансфер, чем нам было нужно, в соответствии с их расписанием. Вместе с нами в микроавтобусе ехала пожилая итальянская дама, которая, похоже, опаздывала на свой самолёт. Она извелась сама и всю дорогу изводила водителя, заставляя его то и дело сворачивать с автобана и петлять по каким-то просёлочным дорогам. Процесса это никак не ускоряло, потому что каждый раз при выезде с этих просёлочных дорог обратно на автобан приходилось отстаивать огромную очередь. Но нам было всё равно, – времени до рейса было полно, – поэтому мы не вмешивались, а просто спали на задних сиденьях.
Информацию о конкретных автобусных компаниях лучше искать на страницах сайтов конкретных курортов, – Альта Бадии, Валь ди Фассы и пр., так как перемещение между долинами (не на лыжах), даже соседними, здесь – весьма затруднительно. Это явилось для нас откровением. Я нашла экскурсию в Верону, - удобно и недорого. Но экскурсия стартовала рано утром из Валь ди Фасса. Туда из Альта Бадии нам надо было добираться самостоятельно. Единственный вариант – такси, – внимание! – 125 евро в одну сторону за 32 км пути. Вечером – то же самое. Посчитали и поняли, что из Петербурга слетать в Венецию обойдётся дешевле…
Так что, если планируете насыщенную культурную программу, – разумно будет арендовать автомобиль.
Шопинг и Tax-free
Сувениры, товары для дома, спортивное снаряжение и одежда, модные бутики, и, конечно же, потрясающие местные деликатесы – как мясные, так и сыры, вино и т.п., – здесь есть всё. Пожалуй, удивило только отсутствие кожгалантереи итальянских брендов: Франция, Великобритания – имеются, а итальянских – так и не обнаружено. Забавно… в прошлом году в Шладминге выбор именно итальянских производителей имелся.Главный спортивный магазин Корвары – 3-4-этажный “Sport Kostner”. Как минимум половина покупателей здесь, по нашим наблюдениям, – русскоговорящие. При этом с оформлением квитанции Tax-free у персонала возникли проблемы: обслуживавшая нас продавщица пошла искать «девушку, которая умеет оформлять Tax-free» и пропала минут на 10. Затем пришла её коллега и сообщила, что сотрудница, обладающая этим «сакральным знанием», бывает только по утрам. И только когда до персонала дошло, что мы никуда отсюда не уйдём, и либо получим свою квитанцию на возврат, либо вернём им прямо сейчас товар, они со скрипом (но без привлечения «специально обученных» сотрудников) оформили нам Tax-free.
Бытовые мелочи
Продукты
Продуктовых магазинов в Корваре два: один – основной, расположен рядом со спортивным “Sport Kostner”. Размеры и ассортимент – скромнее, чем среднестатистический Spar в какой-нибудь австрийской горнолыжной деревне, но в принципе всё есть. Один раз, правда, попали в нём в огромную очередь, – минут на 40-50. Похоже, это было в день заезда, либо отъезда с курорта основной массы отдыхающих итальянцев – числа 4-5 января. Второй магазин напоминает скорее ларёк, организованный в модуле типа большой строительной бытовки, и расположен на поле, через дорогу от “BMW Test Drive”.
Аптека
Удивительно, но аптека в Корваре всего одна, – находится напротив выхода из основного продуктового магазина. Зато там всё есть. А если чего-то нет, – можно заказать, и это доставят буквально на следующий день. Убедилась в этом сама: зашла в аптеку, чтобы пополнить запас косметических средств, которые обычно привожу из Европы, захватила с собой образцы упаковки. Дама-фармацевт, посмотрев в компьютере, сказала, что, увы, такого у них нет, но они могут привезти завтра. Цена меня устроила. Попросили только внести символический «депозит» в размере 5 евро. Удивительно, но когда следующим вечером я пришла в аптеку, мой заказ уже был на месте. Мне вернули мои 5 евро, а оплату приняли картой. Забавно, но за те 2 раза, пока я ждала своей очереди в аптеке, я не заметила там ни одного не русского клиента. (Так любим мы лечиться, что ли?)
Сервис лыж
Стандартный сервис (заточка кантов + парафин) – 25 евро за пару лыж. Вполне качественно, но дороже, чем в Австрии (там было 22 евро в прошлом году).Вот таким получилось наше знакомство с Доломитовыми Альпами… Они, действительно, наверное – самые красивые горы в мире. (При этом желания забыть про Австрию и Францию, и ездить впредь только в Доломитовые Альпы, у нас не возникло.)
Вернёмся ли мы сюда ещё когда-нибудь? Вполне возможно, ведь катание и пейзажи здесь превосходные! Кажется, Доломиты для нас, горнолыжников – это такой «праздник, который всегда с тобой».
Спасибо за внимание, дорогие коллеги-лыжебордеры, всем удачного катания!
Вспомнился сразу прошлогодний отдых в тех же незабываемых, манящих своей красотой и величием, местах...
Доломитовые Альпы - необыкновенны, о них уже столько написано, и столько ещё будет сказано ! Густой и "вкусный" воздух, безумно красивые пейзажи надолго врезает в память мгновения общения с НИМИ, не давая им стать прошлым. И увидев где-то знакомые силуэты гор, в душе немедленно возникает волнение и трепет воспоминаний.
Спасибо автору за подробное изложение мелочей поездки и отличные фотографии, быть может для кого-то, этот отчёт станет точкой старта для планирования своего первого, или очередного лыжебордического приключения...!)
Не сдержалась, чтоб не добавить и пару своих снимков ! )))