Этой зимой очень хотелось поехать покататься, но то сессия, то на работе завал. День за днем становилось все теплее и теплее. И когда меня родители затащили на дачу, я решил, что весна уже наступила, и дальше нельзя откладывать, надо бросать все и ехать кататься, пока не растаяло. Уже к вечеру нашел горячее предложение и на утро сидел в микроавтобусе, который мчал меня на Домбай.
О дороге. Дорога Волгоград-Элиста-Ставрополь.... Дальше я уснул и проснулся только в Теберде. Нас восемь человек, лыжи свои везут четверо, я в том числе. Все достаточно тепло одеты, а на улице +20.
По трассе все зеленое, цветет. Ехали 12 часов. Домбай встретил проливным дождем. Снега в долине практически не было. Ну приехали, подумал я, тут не кататься, а лужи можно только мерить. Но в гостинице нас заверили, что внизу идет дождь, а наверху снег, и катание предстоит неповторимое.
Первый день катания начался с подъема в 7 утра. Дома бы никогда не встал так рано, а здесь как огурчик вскочил, умылся, собрался, и глянув в окно, обомлел, там, где еще вчера текла вода и было мерзковато и холодно, лежал белый пушистый снег. Целина обеспечена, подумал я, и схватив лыжи, отправился к канатке. Я в Домбае в первый раз, как выяснилось, гостиница находится на приличном расстоянии от маятника, и преодоление этого расстояния в ботинках представляет некоторую проблему. Громыхая колодками, думал об одном, только бы канатки работали, - видимость метров 10-20.
До 5-й очереди поднялись довольно быстро, а 5-я очередь стоит. Попытки выяснить, что случилось, отчасти увенчались успехом. Нам вежливо сказали, что пока народ не подтянется, пускать не будут. Стоящая толпа из 25-30 человек их совершенно не вдохновляла, и пуск откладывался на неопределенное время. Народ тихо начал расползаться по кафешкам, а самые отчаянные поехали до 4-й (видимость была плохой).
Снега было много, пока доехали на креселке, все промокли. Внизу шел мокрый снег, а наверху была метель. Обледенелые тела спешили поскорее начать спуск.
Целина. Не передать восторг, с которым ты ныряешь вниз по склону. Бордеры просто пищали от восторга, чего нельзя сказать о лыжниках. Снег мягкий, лыжи уходят до колена, как минимум, а на склоне встречаются вежливо присыпанные камешки и укатанные кусочки льда, которые просто не видно, а еще валит снег, который налипает на маску, и уже через 50-100 метров ничего не видно. Зато как приятно падать, падаешь как в перину, а потом начинаешь искать отстегнувшееся лыжи. Падал много, в основном от того, что давно не катался, и мышечная память как-то неохотно вспоминала выученные до автоматизма движения. Да и катался я только на Эльбрусе и Чегете, а там трассы, если их так можно назвать, укатаны были. А здесь глубокая мягкая целина.
К вечеру окончательно промок и устал, но, довольный катанием, побрел в гостиницу "Ручеек". После целого дня катания в тяжелых условиях и в отсутствии достойной физической формы, дорога от подъемника казалась вечной. Еле перебирал ногами по лужам. Снег здесь почти растаял, дорога представляла собой большую лужу с небольшим течением. Мой друг-бордер еще с утра промок в своих ботинках. Горячая вода и кровать - больше ничего не хотелось.
Все-таки весной ездить гораздо продуктивнее. Световой день на порядок длиннее, правда, работники канаток прекращают пускать на 5-ю креселку уже в 16:40. А на улице светло до 19:00, можно еще кататься и кататься.
В гостинице, где мы обосновались, все было хорошо: и гостеприимные хозяева, и кормили неплохо, но подъемники ужасно далеко, особенно креселка. На креселку служебный пропуск стоит 500 р в день +1000 р залог, и на всех креселках (кроме Югославки) тебе зеленый свет. В 1-й день выкатал 750 р. 200 р маятник + 100р 4-я креселка + 450 абонемент на 5-ю очередь. Признаюсь честно, не рассчитывал на такие цены, меня убедили в турфирме, что одна очередь стоит 50 р, а абонемент на весь день - 350-450 р (сезон-то не высокий). На деле оказалось, что подъемники действительно стоят 50 р, но сразу берут и за спуск! Все претензии и вопросы направлялись далеко и высоко в горы…
Второй день катания начался знакомой болью мышц. Погода стояла, как и вчера, только перестал идти снег. Решил не подниматься, а пойти посмотреть окрестности. Пообщавшись со попутчиками, решили линять из этой гостиницы, за эти же деньги нам предложили расположиться в 30 м от креселки. Хочется сказать, что в это время года гостиницы, особенно на неделе, стоят пустые. И хозяева готовы за небольшую плату поселить хоть кого-нибудь. Мы жили по 500р в сутки, потом узнали, что рядом жили по 350р в сутки.
Хочется отметить добродушное отношение местного населения. При желании съехать с гостиницы раньше оговоренного, с возвратом денег за оставшиеся дни, никакого сопротивления со стороны хозяев не было. Они просто отдали деньги, и мы с улыбкой по-дружески расстались.
Переехали в ТЦ "Селена". Расположившись, обратил внимание на некоторый гул за стенкой, но не предал этому значения и ушел гулять.
Улицы, если можно так назвать одну дорогу с многочисленными ответвлениями, покрыты свежевыпавшим мокрым снегом, который, стремительно тая, превращался в кашу. По дорогам ходить вообще нельзя, здесь их не чистят, а о тротуарах, наверное, никто никогда не слышал. Пройдя несколько шагов по такой каше, ощущаешь температуру воды под ногами, а грязь, которая везде, кроме территории гостиницы, загаживает обувь так, что сложно рассмотреть ее цвет.
Погуляв несколько часов, вернулся домой. Природа шикарная, гостиницы приличные построили, а вот о пешеходах совсем забыли. Как приятно вечером пройти по аллее вдоль горной реки. Ан нет - ночью везде темно, только у гостиниц горит свет, да и грязь местами не радует.
Что поразило больше всего - воздух не пахнет. На Эльбрусе воздух сладостно пах хвоей, а здесь нет.
В "Селене" питание поставлено отлично. Утром завтрак, вечером ужин, а в сезон еще и обед дополнительно делают. Я утром, кроме чая и бутерброда, обычно ничего не ем, поэтому в столовой питался только ужинами (поздний обед). Готовят просто ОБАЛДЕННО, порции нормальные, все приготовлено с душой, очень вкусно. Ужин стоил всего 100 р.
Спать, как показал опыт, тяжеловато: гул, как в электрической сауне, не очень громкий, но очень нудный. Найдя представителя администрации поздней ночью, задал ему вопрос (сдерживая себя и надеясь, что все прекратится): "Почему? И когда это прекратится?!" Он ответил, что это отопление, и с ним придется мириться. Посоветовал мне чего-нибудь выпить на ночь. Спал очень плохо.
Третий день катания подарил море впечатлений. Показалось солнце, и все тучки развеялись. Открылся замечательный вид на соседние вершины и долины.
С верха 5-й очереди, если немного уйти влево, можно увидеть могучий двухглавый Эльбрус. Канатки работали исправно, с незначительными остановками, не более 3-5 мин. По склону прошли ратраки, задали основные направления катания. Я катался, в основном, по Югославке. Да и народ, который приехал кататься, а не учиться, предпочитал спуск вдоль Югославки всем другим вариантам. К обеду накатали бугорки, по которым я так люблю поскакать. В самом низу спуска выкатываешься на учебный склон с бугелем. Эти склоны ратраки проходят как минимум раз в день. Чайников мало, склон практически ровный. Можно, не опасаясь на что-нибудь или кого-нибудь налететь, быстро разогнаться и мчаться метров 300.
Так многие и делали, пролетая этот участок на запредельных скоростях. Но однажды это плохо закончилось. Местные ТРАКТОРИСТЫ на снегоходах ездят, где хотят и как хотят. И вот этот джигит из-за горы вылетает на спуск, народ врассыпную, а один бордер просто не успел увернуться. Если ты едешь на доске со скоростью 40 км/ч и перед тобой в 15-20 м выскакивает НЕЧТО НА МОПЕДЕ, а вокруг тоже люди едут, кто быстрее, кто медленнее... Он тормозил, как мог, но все же врезался. Доску поломал, насчет тела не знаю, видел только, что за ногу держался. Рядом вагончик, врач сразу прибежал, ну и, как обычно, зевак полно.
На лицо намазывалось три слоя крема от загара, а кожа все равно горела. Сначала с улыбкой смотришь на окружающих, думаешь, вот вымазались, а потом на себя посмотришь, - такой же. Еще из средств защиты ОБЯЗАТЕЛЬНО носить солнцезащитные очки. Даже за 30 мин можно получит ожог глаз, при том, что все небо в тучах и валит снег. По себе знаю - в первый день неохотно одевал очки, и, как результат, болели глаза.
Так как день длинный, домой приезжали в 19 часов. Добирались до низа своим ходом не спеша, пропуская всех, кто торопился. До начала 4-ой несколько раз проехал ратрак, и трасса в отличном, слегка подтаявшем состоянии. Далее мимо "Тарелки" и в лес, там трасса становится совсем узкой (примерно 1,5-2 м), и больше напоминает желоб для бобслея. Бордеры накатали бугорки, и на скорости это очень утомляет. С каждым метром чувствуется приближение весны. От 2-й до 1-й очереди кое-где уже открытая земля, и бегут ручьи. Если грамотно свернуть, лыжня подходила прямо к воротам нашей гостиницы.
Вечером хотелось куда-нибудь сходить, но многие ночные заведения поблизости были закрыты. Как объяснили местные, народа нет и откроют только к выходным, когда приедут покататься Ставрополь и окрестности.
Остальные дни прошли так же замечательно как и 3-й, вечером просто гуляли перед сном по лужам. В последний день, когда спускались, было очень тяжело ехать - снега было маловато, и скользить иногда приходилось по грязи. Очень рад, что смог ухватить последние золотые деньки катания.
Выводы. Катание просто чудесное, очередей нет, погода супер. Все хорошо загорели, получили массу удовольствия, и даже некоторые непонятки с гостиницами не смогли испортить ощущений от отдыха.
В Домбай стоит съездить зимой, когда все внизу снегом засыпано, а то жизнь внизу показалась серой и промозглой.
Всем удачи, увидимся на склонах. Катайтесь с головой, не рискуйте зря, и пусть рядом будут такие же единомышленники.
Даты поездки: 03.04.06 - 07.04.06
Автор: Вячеслав |