Так-с, поездка Домбай, 3 дня, Архыз 3 дня. Время: январь-февраль 2024.
Сам бы туда вряд ли поехал, но поскольку был в компании и маршрутная карта была определена заранее, то напишу о фрирайде на этих курортах.
Первый же день в Домбае, пока есть деньги, решил отправиться на скитур с гидом.
Мы отправились на Алибек. Группа была нас, из 2-х человек. Не скажу, что это было захватывающее мероприятие. Особенно в сравнении со спуском на Русскую поляну, о котором чуть позже.
Вполне себе комфортно зашли и потом спустились по своему следу. Причем, вот скажу от себя, товарищи гиды – кольцевые маршруты намного, ну намного интереснее! Зачем водить по следу? Ну ладно, если идешь в ущелье, где кроме как обратно – никак, это понятно. Но в долине вполне можно же себе позволить… Впрочем, и так – спасибо, все понравилось.
Сверху, со склона открываются довольно красивые виды во все стороны – на Алибекский ледник, на пик Белала-Кая, его видно было ото всюду, такой ровный, треугольный, на долину Домбай-Ульген и на сам Домбайский склон с канатками.
Обратно спускаемся почти по следу. Поля, поля, дальше лес, лес. И в Алибек. И на Уазике до Домбая. Можно и на лыжах, но есть камни в паре мест, насыпь. Но может еще снежком присыпет. Но там много где вверх придется. Но все равно нормально.
На другой день был отдых на трассах Домбая.
А вот на третий - это я хотел бы разбить на два раздела.
Первый. С самого верха, можно еще отойти пешком к смотровой площадке, что над долиной Домбай-Ульген. И можно и еще пройти немного дальше, там протоптана тропинка, метров 50. И еще дальше был одинокий припорошенный след. Спросил у местных, как спуститься на Русскую поляну, сказали – зайти по гребню подальше и спуститься. Ну я и пошел. Припорошенный след потом потерялся но оказался другой, горного козла или тура – я его кстати увидел потом на гребне, приличный такой, темный, с большими серповидными рогами. А он увидел меня.. хмм. Идти по гребню было сначала неплохо, потом постепенно страшновато, потом – жутко. Так как по левую руку был склон, ну не то чтобы отвесный, но о-очень крутой и достаточно высокий, а палки проваливались совершенно в пустоту. И лезть приходилось прямо по самому краю, над этим откосом. Ну я лез и лез, все дальше, в надежде, что там дальше будет пологий скат в долину, впереди. Но испугался вместо пологого ската выйти на наддув или стенку – ну мало ли, динамика была все более усугублявшаяся - и повернул обратно, метров 10-15, назад и начал спускаться, на другую от жуткой, в сторону Русской поляны. Там то наверху, мы и встретились взглядами с горным козлом (или туром) – он выбрался мне на встречу, из-за дальнего гребня впереди, метрах еще в сорока. Вот ему-то, думаю, было видно, а мне – совсем не понятно, какой рельеф впереди, за скалами: сброс не сброс...
Я правда точно так и не пойму, где именно это место - Русская поляна, но наверняка мимо нее проходил, уже внизу.
Стал спускаться вниз, в долину руки Домбай-Ульген. Довольно все там в меру полого и комфортно. Спускаешься по широкому склону-полю, которое потом разделяется на кулуары. Кажется, все они вполне проходимые.
Просматривалось все вниз нормально. Есть нюанс – это южная сторона и она прогревается на Солнце, надо поглядывать на уклон - как бы не выкатиться на слишком крутой, хочущий сойти. Ниже видел много пластов, которые начали сползать по траве и, врезаясь в лежащие ниже, вздыбливались, образовывая огромные причудливой формы буераки.
Про кулуары я говорил, так в них же всегда все и сходит. Там примерно так – едешь едешь, потом надо решать, влево или вправо; перед тобой скалы и надо свернуть в какой-то из этих кулуаров. И дальше можно по кулуару до самого низа, но тогда довольно долго идти пешком. Я старался забирать по возможности вправо на траверс, чтобы докатиться до низу как можно ближе к Русской поляне и к трассам. Пересек несколько подобных кулуаров. Один из них лишь был покрыт следом сошедшей лавины. Но это был Январь, еще не весь снег выпал.
Постепенно доехал до первых деревьев, тут уж начался лес, где не до траверсов. Пришлось спуститься в самый низ и по краю долины, кажется по засыпанной снегом дороге, пошел к цивиллизации. Вскоре началась буранка, по ней еще быстрее. И вышел вниз, мимо какого-то домика, на изгибе «лесной» трассы, в начале длинного прямого траверса.
Второй. Успеваем подняться второй раз на верх. Спросил у местных. Сказали – идти мимо мачты, у верхней станции Югославки, и можно спуститься на другую сторону гребня с выходом на дорогу Теберда-Домбай. Забегая вперед, именно так и получилось. Фрирайд фрирайдом, все хорошо, комфортно. Были следы группы. Но я нашел конечно и пухляк. И сочный дроп-камень с выстегиванием обоих пяток на приземлении. Дальше ехал по следам, по ручью. И чем дальше тем – в кавычках – интереснее. То ли потому что это заповедник, то ли потому что дров и так много, там лес, по мере сгущения становился настолько завален упавшими огромными, огромнейшими деревьями, что бурелом становился просто сплошным и пробрираться становилось все с большим трудом и с пролезанием и под гигантскими стволами и через них, таща за собой и перекидывая тут и там лыжи и начавшие теперь мешаться палки. В ручье, сверху было нормально, но постепенно ущелье сужалось и буреломы сгущались. В какой-то момент лыжи пришлось снять и нести в руках, перекидывать, просовывать через стволы и ветки, как говорил выше. Ох это было очень тяжко. Пробираться сквозь домбайский бурелом - это конечно было интересное приключение, но повторять еще раз бы не стал. Под конец у меня болели все мышцы на спине и руки еле удерживали мою пару лыж. А еще сползать и сползать. Дорогу слышно уж было давно, да и видно постепенно становилось. Но видно-то ее – внизу, а долезть до нее, еще кучу сил потратить придется. И не встегнешься – завалы просто везде! Где-то в середине пути по бурелому я перестал держаться следов и пошел своей уникальной линией. Точнее, полез. Ну это было скорее правильно. Для меня, в горнолыжных ботинках обходить длиннющие деревья не так удобно, как в бордических. Я старался спрямлять вниз. В итоге вышел на дорогу у моста через ручей, километрах в 6-ти ниже Домбая. Подкинул меня местный рабочий теплосетей на Ниве, спасибо ему большое!
Потом мы перебрались в Архыз. Ох уж знаете, этот Архыз… Слишком много там собралось людей. Поэтому будет негатив. Садишься ты на креселку – а тебе немного грубоватым тоном напоминают снять рюкзак. И в матюгальник уставшим голосом с нотками агрессии напоминают что вы не у себя дома и надо соблюдать правила. Отправили бы этого человека в отпуск уже, раз он так устал от народа и своей работы. А народ, сажусь я в вагончик, а там перегар – аж глаза щипит. А уже не выскочишь обратно. И люди лыжники достают бухло из карманов и продолжают пить. И так громко ржут, а я бы над этим вообще не смеялся, так что мне как-то неуютно было. И так за два всего дня, два раза. Это большой процент, считаю. Второй раз, правда был только запах. Про Архызский ротовирус только скажу, что нашу группу это тоже не обошло. Не, без претензий, просто для статистики. Но за то в Архызе и с девушкой прокатался по трассам и с ребятами встретился на фри-спуске в лесу, спускались вместе. Есть и приятное, да. В общем, в Архызе, больше народу, чем природы. Со всеми вытекающими.
Про околотрассовый фрирайд, в двух словах. На северном склоне можно со 2-й очереди скатываться по левую руку в лес и вниз, к дороге, с выходом от 500м и дальше от канаток. С самого верха, с края трассы есть снежные массы и уклон, там бы поаккуратнее в теплую погоду. И можно, с 1-й очереди уезжать вправо, в небольшой лесной фрирайд с выездом обратно на трассу. Так же, со 2-й очереди открывается зрелищный, брутально выглядящий каньон, с огромными ямами, каким-то марсианским пейзажем, он уходит вниз, в сторону Софийской поляны. Но гиды сказали, что соваться в него не следует. Почему - предположу, что гиды видели, что там летом, когда не покрыто снегом. Сказали, что на Софийскую поляну можно пройти, проехать по гребню, над каньоном. Каньон красив конечно. Чем-то прямо притягивает взор. Но не соваться, сказали.
И на южном склоне тоже, как выяснилось, есть, прямо с подъемника лесной совсем комфортный фрирайд, без вообще каких бы то ни было опасностей, пологий, лайтовый, с выходом к турбазе Софийские вершины в 2х км по дороге от канаток. Можно проскитурить эти 2 км по техничке под ЛЭП, выше автодороги. На этот маршрут можно совсем новичкам ехать, без проблем.
Еще, оглядываясь вокруг, полагаю что полно мест где можно в Архызе катать и скитурить по дикому, в принципе, но было мало снега и времени, так что многие окрестности оказались недоступны технически.
Уж дальше трасс, на южном склоне, дальше над дорогой, по правую руку, если быть спиной к Арххызу, огромный длинный гребень с довольно ровными склонами, простирающийся на несколько км. И там постоянно сходит снег, немного, но всегда от земли. Эту гряду хорошо видно отовсюду, и с южного склона и с северного склона особенно. Не очень живописно выглядит, угрюмо, голые какие-то склоны, темные, с отрывами досок этих, от земли. Захотелось назвать - какашечные горы. Но интересно, возможен ли там ски-тур? По виду из далека, очень даже интересно попробовать там по самому верху, по гребню пройти подальше и спуститься потом к дороге. Если кто-то так ходил, расскажите пожалуйста.
Фото нет - и сам не сфоткал и в инете не смог найти. Как-то они не напрашиваются в объектив. А ниже, лайтовый проход по лесу южного склона.
И напоследок, отличное место, по дороге обратно, за Черкесском, горячие источники «Жемчужина Кавказа». Надо иметь плавки и шлепанцы, но и там можно прикупить. И после едешь уже домой с ощущением свежести и согревшись.
Я его не ходил, если чо.