Обещания надо выполнять, потому, кто хочет, читайте чайниковый отчет с чайниковыми же советами о населенном пункте Домбай и горе Мусса-Ачитара.
Как я добирался до горы
В связи с мировым финансовым кризисом и катастрофическим снижением денежного содержания государственных гражданских служащих проблематика оптимизации расходов на транспорт стояла остро. В Минводы можно лететь бортом компании с трудно выговариваемым названием «Кавминводыавиа», а также бортом всемирно известной компании «Аэрофлот». Изучение тарифов выявило безусловное преимущество мирового бренда, который готов был отвезти за 8300 руб. туда-обратно. При этом на сайте бренда я даже забронировал конкретные места у конкретного окошечка. Респект «Аэрофлоту».
Улетать надо было рано, улетать надо было с лыжами-палками, грузить друзей и подруг этой проблемой было бессмысленно, поэтому до Шереметьева решено было добираться на личном транспорте. Стоимость стоянки составила 300 руб./сутки. Более того, замечательной особенностью стоянки является трансфер до терминала. Мой огромный чехол Nordica всунули в Рено-каблук, под чехол залез водитель, и мы благополучно доехали до терминала.
Тётеньки на спецконтроле перед регистрацией просветили рентгеном этот огромный чехол, выявили в нем ДВЕ пары лыж, и, судя по всему, мгновенно настучали дяденьке на регистрации. Дяденька, взвесив барахло, определил перевес в 9 кг. Двадцать минут я ему тыкал в нос их же аэрофлотовские правила, где прямо написано, что пара лыж принимаются за 3 кг, а он монотонно мне талдычил, что это ПАРА лыж, а у меня ЧЕТЫРЕ лыжи, поэтому это не специальный лыжный багаж, а обычный перевес 9 кг по 130 рублей за кило! Понятно, что поутру начальства не было, жалобу писать смысла нет. Пришлось мне вытащить из чехла ботинки, шлем китайский (прекрасная штучка – всего 343 рубля, правда, так и не одел). В общем, за 4 кг заплатил 520 рублей как с куста. В любезных Минводах в обратный улет всем фиолетово было, сколько везешь, да и что везешь.
Ну и поперся в самолет с ботинками на шее. Полетели, прилетели, забрали багаж. Обращаются с ним, конечно, ужасно. Мужики-грузчики хватают чехол за ручку, ручка отрывается, за вторую хватают – то же самое, хватают в охапку, кидают – попадает на железный карниз, в чехле дыра, что-то вываливается… и все на глазах у хозяина чехла. Он, конечно, орет, а толку? Ну, а я дома постарался – ручки все прошил толстущими нитками, так что у меня все ок.
Имея некоторый административный ресурс, наземных транспортных проблем не было. Позабавила стоянка в Минводах – Кавказ, платят все!
В Москве я планировал, кроме бюджетности раноутреннего полета, постараться к обеду успеть на гору. Но как сказал глубокоуважаемый Владимир Алексеевич, «Это вы в Москве командуйте, а на Кавказе я старший», после чего мы пообедали в Черкесске, пополдничали перед Карачаевском, поужинали в Домбае, на гору так и не попал.
Всем очень рекомендую прекрасное осетинское кафе с гордым названием перед Карачаевском – очень вкусно, очень много и приятно во всех отношениях.
В общем, ехали-ели-пили, снега нет ни фига, даже намеков, только какие-то пятнышки на горах за Карачаевском. И вот – Теберда. Вывеска «национальный заповедник» и т.д., подобие шлагбаума, а за ним - ну все в снегу. Обалдеть – как граница, как ножиком отрезано. Никогда подобного не видел. Фотки соответствующие (я и речка под названием Муруджу, и дорога без меня) прилагаются.
Итак, «ремузе» по первой, транспортной части.
- Лететь надо Аэрофлотом, машину можно оставить в Шереметьево.
- Две пары лыж в чехол не класть (интересно, а две доски?).
- Все чехольные ручки прошить крепкими нитками.
- По дороге покушать в "Нэшнл-Президенте".
Как я катался
Особенностью Домбая, как, наверное, и Эльбруса, является то, что сначала надо доехать до того места, откуда можно доехать до катания. В принципе, можно кататься и внизу, есть бугель и есть однокреселка, но там все совсем синенько, ну совсем не для меня. Поэтому первый этап пути – это гондола Доппельмайер или маятниковый вагон. Конечно, можно и на джигитском снегоходе, но дорого.
Гондола на 6 мест за 4 дня сломалась один раз (в смысле, канатка сломалась). Цена на подъем безумная – 250 р.
Очередей, как таковых, практически нет, единственно – в субботу, 22 февраля, стоять пришлось очень плотненько минут 40. Полная дикость состоит в том, что к кассам (а работало их две из четырех) стоит одна большая очередь, переходящая в толпу. Неслабая давка, все лезут, особо боящиеся воровства - с лыжами наперевес. Местные работники почему-то за бабки не пропускают (м.б. начальство приехало?). Короче, дурдом, хотя можно за полдня сделать ограждения к каждой кассе и посадить туда еще двух теток.
Второй путь наверх – маятник. Здесь уже писали про родовую перекошенную травму – действительно, забавно. Но едет спокойно, народу берет человек 30, а стоит 150 р. Вообще-то это тоже беспредел, но все ж на сотню дешевле, народу меньше, а результат тот же – подъем на 3-й уровень.
Оба агрегата едут над феерическими огромными елками (фото из вагона маятника).
С третьего уровня можно уже спуститься вниз в Домбай либо по дорожке, которая представляет собой укатанный в лед снегоходами желоб, либо напрямки через лес по целине. Второй вариант для меня пока стремный, по первому один раз съехал – для меня тоже рановато. Вообще вечером после катания вниз есть два пути – либо на гондоле/маятнике (билет действует), либо своим ходом. Но по желобу вечером джигиты возят людей (третий способ спуска), и уворачивание от снегохода не всегда проходит. Рассказывали, что одна девушка так и убилась насмерть. В общем, нечего кататься с 3-го уровня, а надо ехать на 4-й либо сразу на пятый.
Важный элемент инфраструктуры 3-го уровня – лыжехранилища. Я, глупый, перся из гостиницы до гондолы/маятника в ботинках, с лыжами на горбу, а умные все хранят в лыжехранилищах.
На 4-й уровень возит родная, отечественная парнокресельная канатка за 100 руб. При этом из-за обилия снега расстояние между задом и снегом при посадке составляет сантиметров 30. Поэтому лыжи в руках, удар железякой по щиколоткам, заклинивание ног в снегу и по законам физики кувырок вперед через голову с последующим ударом креслом по торчащему заду. Именно это со мной и произошло.
Вывод – старую креселку нафиг, ездить на 6-ти кресельном Доппельмайере, который без остановки везет на 5-й уровень. Здесь все как положено, уютненько, спокойненько, но 250 руб. (опять безумие).
Переходим к 4-му уровню – основному тусовочному-жрачному месту на горе. На него можно попасть либо на этой долбанной ППКД-3, либо через Доппельмайер, спустившись с 5-го уровня.
На фото – справа штук 5 бугелей, забавность которых состоит в том, что это такие палочки, намертво прикрученные к железному тросу, который прямой, а ты едешь и по ямкам, и по сугробикам. Поэтому палочка при подъеме перемещается от коленок, до лопаток.
Здесь на бугелях люди обучаются кататься, а мастера садятся на ППКД-4 (слева вдали) и поднимаются на 5-й уровень. Кроме того, справа (невидимая на фото) есть так называемая «югославка», на которой всегда кратно меньше людей. Поэтому основное использование бугеля для мастеров – подъем наверх по самому правому на фото бугелю и съезд траверсом к «югославке».
5-й уровень – основное место, с которого надо кататься. С разницей по высоте в несколько десятков метров сюда сходятся 6-ти кресельный Доппельмайер, советская ППКД-4 и несоветская «югославка».
Итак, начинаем спуск. Трасс в нормальном понимании нет вообще, есть широченный всяко-разно геологически сформированный спуск, на котором можно выделить три направления.
Самое правое направление условно назовем «под югославкой». Весьма приятный достаточно легкий спуск с уклоном процентов в 40. Забирая правее, можно забраться в девственный снег, в конце спуска есть пара небольших крутяков. По движению основной массы народа имеется накатанный желоб, который к тому же обрабатывается ратраком. В общем – приятно, можно развить хорошую скорость, особых умений не требуется, очередь на подъемнике внизу отсутствует. Время спуска с отдыхом – минут 15. Единственный недостаток – на выкате всего две чахлых кафешки.
Центральное направление назовем «под старой креселкой». Здесь существует ряд приличных участков, на которых я и выдыхался совсем и, естественно, падал. Очень хороший крутой участок примерно посередине, с выраженными буграми высотой до метра, а также ниже – все для любителей могула. Выше перед этим участком широченный ровный спуск, на котором можно как очень прилично разогнаться, так и заложить могучие дуги с феерическими снежными фонтанами для фотосессии.
Направление «под старой креселкой» весьма интересно, от чайников требует напряжения сил, и может рассматриваться как тренинг перед третьим направлением, про которое ниже. Вместе с тем, несмотря на достаточную сложность, мне на третий день тренировки удалось без перерыва и остановок съехать по нему за 9 минут. Кого-то это улыбнет, но для меня это достижение. Внизу выкат к основному месту отдыха, где огромная куча всяческих харчевен. Фото направления (из-за рельефа видно далеко не все) прилагается.
Третье направление – «под Доппельмайером» для меня явилось самым сложным, особенно его верхняя половина, где практически все время склон имеет крутизну за 60 процентов. Его я проехал только в последний день. Это направление к тому же самое длинное, т.к. минуя 4-й уровень, выводит сразу же на 3-й. С остановками и отдыхом я спускался по нему около 25 минут. Но оно мне показалось и самым интересным, потому что здесь можно уходить и левее на «пухлый» снег с последующим возвратом через кулуарчики, кроме того, имеется масса естественных трамплинов и перегибов. Ровные полки, на которых потенциально можно застрять, здесь отсутствуют. В общем, мои ощущения, что лучшее направление - «под Доппельмайером». Но спуск по нему требует уже достаточной подготовки как по технике, так и по выносливости. На выкате также есть харчевни и базар.
Важная особенность всех направлений – перемещаться между ними в процессе спуска можно только справа налево, т.е. с «югославки» на «старую креселку» и на «Доппельмайер». Обратный порядок из-за уклона невозможен.
Все вышесказанное касается такого состояния атмосферы, когда видно хотя бы метров на 30. Да и при этом в отсутствие солнца рельефа не видно ни фига. Поэтому если действительно есть очки для тучек, обязательно ездите в них. И никогда не спускайтесь внутри облака. Я не особо труслив, но когда в пяти метрах от лыж возникает пропасть, которая никак не должна здесь быть, а оказалось, что ты уехал ну совсем на юг – это неправильно. А правильно – приехал на канатке в тучу, сел в кресло обратно и поехал вниз. В следующий раз только так и буду делать.
Нельзя не остановиться и на «шестом» уровне, а именно – пупыре за верхушкой, на которую ведет 4-х кресельный Доппельмайер (цена – 150 руб.). Естественно, не съехать оттуда я не мог. Ощущения – полные Сорочаны. Имея в своем распоряжении такие замечательные три направления, лезть на пупырь имеет смысл только для съемок видов и себя на фоне этих видов. Кататься – скучно, тупо и пресно.
«Ремузе» про катание
- Снаряжение хранить на горе.
- Кататься на «старой креселке», при появлении очередей переходить на «югославку» или «Доппельмайер».
- На пупырь залезть один раз.
- Если позволяет подготовка и силушка - больше внимания уделять «Доппельмайеру».
- В облаке не кататься.
- Иметь очки для пасмурной погоды (если такие очки есть в природе).
Как я питался и отдыхал
Неотъемлемой частью жизни является питание, в частности, – завтрак. В первый день я отдал 200 р. гостинице «Снежинка» за то, что они назвали словами «завтрак-шведский стол». Убожество этот завтрак дикое, хуже только сорочановские размороженные бифштексы. Поэтому правильный завтрак – это на горе. Просыпаемся, умываемся, одеваемся, тяпаем 50 гр. коньячку с шоколадкой, поднимаемся на 3-й, а лучше – на 4-й уровень и спокойно, вкусно и относительно дешево завтракаем.
Еще одно очевидное преимущество завтрака на горе – приходишь к гондоле пораньше, соответственно, и народу поменьше. Наиболее ранний завтрак был около 9 утра, все на горе уже работало - чай, кофе, плюшки и т.д. Тратил на завтрак порядка 100 руб. Не рекомендую кушать на 5-м уровне, т.к. это горы и по законам физики чем выше забрался, тем ниже температура кипения и слабее заваренность чая, крепость кофе и крутость яиц куриных. Это не относится к лицам, завтракающим стаканом алкоголя.
Также необходимо отметить, что опять-таки по физике, на 5-м уровне почти не работают зажигалки. Поэтому весьма важно иметь запас обычных спичек. Может быть, можно использовать также кресало, кремень и трут, но я не пробовал из-за неимения оных. В процессе спусков в промежутках очень приятно выпить глинтвейна и потрындеть, отдыхая, с народом. Также совершенно нелишне иметь с собой фляжку с коньяком либо височкой, особенно это полезно при поездке в метель на ППКД-4 в момент ее получасовой остановки. Тратил на «вторые завтраки» и «полдники» порядка 300 руб.
При обеденном приеме пищи надо понимать, что ты можешь и не найти местечка в кафушках, т.к. зачастую столы заняты гражданами, имеющими цель нажраться с пением песен, либо бездыханными телами уставших мастеров лыж и досок. Особенно это замечено в выходной день. Но в любом случае на улице места всегда есть. Еда вкусная, однообразная, дорогая. Неприятны только салаты. Также необходимо отметить, что в связи с отсутствием своей воды на 5-м уровне вопрос чистоты посуды полностью там не решен.
Вкусные вещи: суп-лагман, суп-шорпа, баранина, шашлыки, карачаевское пиво, прасковейский коньяк (но стоит немерено), практически все хычины. Еды дают много, но цены высоки. Мне было достаточно в обед один суп и один хычин, больше есть особо не хотелось, хотя мужчина я крупный. Питался обычно в кафе «Домбай», сразу справа перед посадкой на ППКД-4. Не реклама, но все пристойно. Денег в обед уходило рублей 400.
Вечером после катания у меня не было особенного желания позажигать, поэтому просто ужинал. Был в кафе «У Зули» (понравилось), в кафе наискосок от «Зули», не помню как называется (понравилось), в «Снежинке» (сдуру, от лени, атцтой), в «Снежной королеве» (отдельная песня ниже). Умиляет особенность официанток – они присаживаются к тебе и негромко спрашивают, что ты хочешь, рассказывают, что лучше, что хуже. Очень приятно. Вообще, я только в Домбае, дав 1000 руб., и при отсутствии сдачи у заведения, услышал «Ну принесете завтра». Цены чуть пониже, чем на горе, но тоже немалые. Примерно уходило рублей 800.
Итак, суммарно пропитание с приемлемым не своим алкоголем стоило порядка 1500 руб. в день.
Что касается развлечений. Никуда специально не ходил (потому как тяжеловато вечером ходилось), сколько чего стоит, не знаю, но есть несколько катков, прокат квадриков, девайс под названием «зорб» (в аналогичном Джеки Чан в каком-то фильме катался), боулинг, N дискотек и т.д.
Однако я был эксклюзивно приглашен на натуральный après-ski – вечернее пати с шоу-программой в ресторане «Снежная королева» в честь Дня защитника Отечества. Банкет в каком-нибудь Зажопинске отдыхает. Ну не умеют люди петь и танцевать, ну 15 лишних килограмм у поп-дивы с целлюлитом, ну шутки из самоучителя «Как стать тамадой», ну ладно, покуролесьте 30 минут, галку поставьте, магнитофон включите и сваливайте! Нет же, это продолжалось три часа, да еще и с играми с гостями, переодеваниями пипла в занюханный нестиранный реквизит. А это - «Так, дэушка, ну-ка быстро скажите тост нашим мушшинам»… Пати в полный рост, хорошо, дресс-код не установили.
«Ремузе» по еде-питью-развлекалову
- Завтракать на горе.
- Выпивкой тариться в магазине.
- Обязательно пить прекрасное карачаевское пиво.
- При желании и способности посетить места коллективного отдыха.
- На «шоу» не ходить.
А в целом, все классно. Я за четыре дня реально подучился кататься, теперь еще одни лыжи куплю, такие широкие, для фрирайда. Набрался массы новых впечатлений, познакомился с великолепными людьми (привет Саше и Наташе – таганрогским гидам), еще раз убедился в великолепности моих коллег (привет и благодарность В.А. Петрову и Д.В.Поляничеву). Конечно, уезжать было тягостно.
А на следующий снег поеду бюджетненько в Буковель. Попробую, что такое вельвет, да и на доске попробую. Ну, а потом – Чегету покоряться. И, как истинный графоман, опишу свои чайниковые впечатления.
Ваш ChainikD
Даты поездки: февраль 2009