На этих новогодних праздниках выбраться на горнолыжный курорт нам не удалось, поэтому мы решили восполнить этот пробел поездкой в горы на простых январских выходных. Домбай выбрали потому что цены на авиабилеты до Минвод были дешевле, чем до Сочи, ну и потому что давно там не были. Это моя вторая поездка на этот курорт, первый раз я была здесь три года назад, но из-за плохих погодных условий нормально покататься не получилось, поэтому впечатление осталось неполное.
Вылетели мы из Москвы в пятницу в двенадцать часов дня и около семи вечера были на месте. Остановились там же, где и в предыдущий раз, в гостинице «Шато-леопард». Она находится в пяти минутах ходьбы от нижней станции новой канатной дороги, в стоимость входит завтрак шведский стол (что нечасто для небольших отелей), цена за номер 3000 рублей в сутки.
Наутро мы пошли кататься, подошли к кассам, выяснилось, что продажа билетов временно приостановлена из-за каких-то неполадок канатки. Образовалась большая очередь и на подъем, и в кассу, и мы решили не терять времени и пошли проверить, не работает ли старая канатная дорога. Идти до старой канатки минут пять, она представляет из себя одноместную креселку. Оказалось, что она работает, народа перед нами было человек пять, стоимость 250 рублей с человека за один подъем.
Затем следует вторая очередь, это двухместная креселка, стоимость еще 250 рублей с человека за один подъем.
Таким образом мы добрались до второй очереди новой канатки и там купили абонемент на день катания ценой 2000 рублей. Надо заметить, что абонемент действует только на три очереди новой канатки, а это охватывает только правый (если смотреть на карту) сектор катания. Если вы с пика уехали левее, то, чтобы не покупать новый скипасс, придется спуститься до самого поселка, что конечно не добавляет удобства.
Когда мы поднялись на пик, столкнулись с таким явлением. На выходе с подъемника стоит парень и спрашивает людей, не интересует ли кого фрирайд. Нас тоже спросил, мы поначалу остановились, поинтересовались, что он предлагает. Оказалось, предлагает пройти минут 30 по хребту и уехать на другую сторону горы. Спуск будет длиться 2,5 часа, возмет за него он 2500 с человека. При этом он не спросил, какой у нас уровень катания и есть ли у нас лавинное снаряжение. Вдобавок, как мы потом узнали, лавинная обстановка в тот день не предполагала катания там, куда он предлагал поехать. Вообщем, если кто-то с подобным столкнется, стоит подумать несколько раз, прежде чем соглашаться.
Мы в первой половине дня покатались по трассам, вспоминали, что да как, поскольку это был наш первый полноценный день в сезоне. Трасс на Домбае по количеству немного, но они длинные, широкие, прямые, и на них по большей части мало народа. Это создает хорошие условия, для того чтобы что-нибудь поотрабатывать, поучиться, понарезать пошире дуги и т.п. Уклон на верхнем участке правой (если смотреть на карту) трассы (они почему-то не имеют названий) больше, и там хуже отратрачено, прям волнами. Чуть ниже уклон меньше, и качество трассы хорошее. Трасса уходящая с пика влево, пологая и широкая по всей длине, но на ней, особенно вначале, больше народа.
После обеда мы встретились с местным гидом Муратом, которого нашли через соцсети. Мурат предложил нам прокатиться по лесу, потому что все поля на верху давно были раскатаны, а катание на другой стороне горы было небезопасно. Цену он назвал 1000 рублей с человека за спуск.
Перед заездом в лес мы проехали по небольшому открытому участку и выше нас по склону увидели одинокого райдера. По словам нашего гида он ехал в лавиноопасном участке, длинным траверсом, и подвергал большой опасности не только себя, но и тех, кто потом пришел бы его откапывать. Когда мы заехали в лес, снова увидели этого райдера, он проехал прямо мимо нас. Оказалось, у него вдобавок играла колонка с музыкой, и он даже не услышал, когда Мурат его окрикнул. Ну т.е. если бы пошла лавина, он бы тоже ее не услышал. Вот такой нехороший пример.
Перед началом нашего катания мы оценили для гида свой уровень владения снарядом как «ниже среднего». Наш гид, скорее всего, понял это как «полные нули», что в первый день практически соответствовало действительности. Поэтому он предупредительно делал для нас остановки каждые четыре елки, во время которых рассказывал про технику и тактику передвижения по лесу, основы безопасности и даже некоторые любопытные краеведческие факты. В частности, историю названия пика Театральный (на фото)
По легенде в далекие годы на заре становления Домбая как альпинистского центра, сюда прибыла группа артистов театра, которые подвыпив и изрядно осмелев решили самостоятельно покорить этот пик. Взобраться на склон они смогли, а спуститься нет, так как путь вниз обычно сложнее. В итоге пришлось их оттуда эвакуировать, а за пиком с тех пор закрепилось такое название.
Вот еще момент, касающийся лавинной безопасности. По словам нашего гида, многие считают, что в лесу нет лавин. И, например, увидев в лесу поляну, очень радуются и беззаботно туда выезжают, не задумываясь, каким образом эта поляна образовалась. А дело может быть в том, что в этом месте каждый год сходит лавина, сдирая все до земли таким образом, что ничего не успевает вырасти. Т.е. бдительность должна быть и в лесу.
После одного спуска мы достаточно устали, попрощались с гидом до следующего дня и самостоятельно еще немного покатались по трассам.
На второй день наша схема катания была такой же, как в первый день. Новая канатка на этот раз работала как положено, сразу поднялись на ней.В первой половине дня опять сами катались по трассам, кое-где около, после обеда встретились с Муратом и сделали спуск еще по одному лесному участку. На этот раз дела пошли куда лучше, ехали мы уже без долгих остановок, предыдущий день ковыряний все-таки дал свои плоды. Мурат сказал, что мы стали видеть линию проезда, я с радостью в это поверила. Снег в лесу на нашем маршруте был нетронутый и наши следы были первые. Но поскольку время нас поджимало, пришлось ограничиться одним спуском.
В итоге по моим ощущениям на Домбае:
трассы - подкупают своей шириной, длиной и отсутствием сложных участков. Единственное место, где нужно напрячься (сноубордистам) это пологий выкат к поселку;
околотрасса - большие доступные поля рядом с трассами, завидовала тем, кто за неделю до нашего приезда все их раскатал;
фрирайд - насколько я поняла, основной нелесной фрирайд по другую сторону горы, и требует хорошего уровня катания, физподготовки и главное надежного проводника.
Поездка у меня оставила положительные впечатления, по возможности приеду сюда еще.
Вы все правильно поняли, только в гоначхирской долине лес вам не понравится: он еще сложнее того, что на югах. Катайтесь с Муратом, он в плохие места не заведет.