, Совместный трансфер в Домбай 10 Января 2025 - 20 Января 2025 Россия, Домбай
Ищу компанию Домбай-Эльбрус 24 Февраля 2025 - 7 Марта 2025 Россия, Домбай, Приэльбрусье
Попутчики на трансфер Минводы-Домбай... 11 Января 2025 - 21 Января 2025 Россия, Домбай
0

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Reports Лента автора 5 Марта 2005 (03:14) Просмотров: 3010 12
Поездка в Домбай была предначертана судьбой. Еще в начале ноября на Горнолыжном салоне мне посчастливилось выиграть два билета на прямой автобус Москва – Домбай. Минули новогодние праздники, и с каждым днем все явственнее за офисным окном, сквозь бесснежную московскую хмарь проступали знакомые по многочисленным фотографиям силуэты вершин… Ожидание, предвкушение, сборы, дорога… Последняя обещала быть интересной и полной приключений, вследствие сильнейшего снегопада, обрушившегося на исходе января на центральную Россию.

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Дорога

Мы ехали и молились на наших водил, на дорогу, наивно пытаясь силой мысли хоть чуть-чуть притормозить беспристрастный ход времени, считая минуты и часы опоздания… Но фортуна не отвернулась от нас… Нам повезло… И крупно… насколько - мы узнали только пару дней спустя, когда дошли вести о закрытии из-за снежных заносов участка трассы Воронеж-Ростов.

Под утро автобус вырвался на бесснежные равнины Краснодарского края и наверстал упущенное… во всяком случае, большую его часть…

Невинномысск, Черкесск, Усть-Джегута – все знакомые по многочисленным майским походам места… все ближе заветный Домбай. Но долины Кубани и Теберды, как и склоны окрестных гор, продолжают смущать бесснежьем, порождая в голове опасения о возможности и качестве катания…

Шлагбаум Тебердинского заповедника - четко рефлексируемая граница… Если угодно, врата в сказку, волшебный мир, где даже помыслы почти мгновенно становятся чрезвычайно далекими от оставленной за спиной обыденной московской жизни. Здесь другое измерение…

Зазеркалье… И ты становишься счастливым свидетелем происходящей в несколько секунд пространственно-ментальной инверсии: грезы за офисным окном становятся реальностью, былую же реальность скрывает полупрозрачная вуаль забвения. Надолго ли?

Вот и первый снег, по-мартовски ноздреватый, красноречиво говорящий о продолжительной оттепели, ледяные плачущие натеки на скалах… мохнатые ели и пихты… уходящие в поднебесье склоны гор, до поры до времени прячущие в облаках главный подарок - островерхие пики… Здравствуй Домбай!

Домбайская поляна

Знаменитая Домбайская поляна расположена непосредственно у подножия Главного Кавказского Хребта, в месте слияния трех рек Аманауз, Алибек и Домбай-Ульген. Три долины сходятся почти что ортогонально, образуя локальное расширение, в котором разместился поселок.

Домбай стяжал славу уникальной климатической и рекреационной местности еще в первой половине прошлого века и уже на протяжении многих лет является центром туризма и альпинизма на Кавказе. Туристская база функционирует здесь с 1926 г. Замечательны окрестности прославленного курорта. По ущельям, бурля и играя, несутся чистые, горные речки. Они вырываются из-под ледников шумными потоками, срываются со скал водопадами, бешено мчатся в каньонах, змеятся серебряными лентами в долинах, вольготно гуляют по поймам, пока не вольются в Аманауз, не сомкнутся с Гоначхиром и не станут единой Тебердой.

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Величественны могучие пихты, в пестрых снеговых мантиях с монаршей статью поднимающиеся по склонам. Незабываема панорама Главного Кавказского хребта с вершинами Белала-Кая (3861), Джугутурлючат (3896 м), Софруджу (3781 м), Эрцог (3863 м), Домбай-Ульген (4046 м), пик Инэ (3455 м). Но все это мы увидели потом, а пока перед нами предстал поселок, производящий одновременное впечатление крохотного курортного городка, масштабной стройки и бойкого кавказского базара. Число строящихся, достраивающихся и планируемых к возведению гостиниц, кафе, баров, прочих объектов недвижимости не поддается систематизации и запоминанию. Их действительно очень много.

Воплощенным апофеозом строительного духа возвышается гигантская громада недостроенной еще с советских времен гостиницы «Аманауз»… Рассказывают, что это самое высокое здание в Карачаево-Черкессии послужило поводом для возникновения местных анекдотов и насмешек. Эх, не надо было так называть отель!…

Похоже, его судьба воплотилась в названии. «Аман» с карачаевского переводится как «плохой, недобрый, связанный с темными силами», «черный», а «уз» или вернее «озы» – «устье реки» или «рот», «пасть». Вот и смотрит уже ни один десяток лет покинутая циклопическая громада своими черными ртами-глазницами на поселок и окружающие контрастно-белые горы.

Путь от гостиницы Домбай к вантовому мосту через Аманауз и далее к нижней станции фуникулера украшен богатым развалом. Здесь продают по весьма умеренным, а иногда и откровенно смешным ценам разнообразные свитера, кофточки, носки, шапки, коврики и прочие изделия вязанные (вручную и промышленно) и войлочные; впечатляют эффектно расчесанные шкуры, горские сувениры, большой выбор домашних варений, айран и т.п. Местные мастерицы всегда готовы принять заказ и связать за пару дней кофточку или свитер требуемого фасона и цвета. Не уступающие по изобилию развалы при хорошей погоде можно встретить близ каждой из станций канатной дороги.

Наверх!

Да простят меня любители многообразного апрес-ски и турагенты уделяющие львиную долю внимания гостиничной инфраструктуре, но горнолыжный курорт делают таковым, прежде всего, подъемники и трассы. Основой для создания в Домбае горнолыжного курорта послужил сравнительно пологосклонный хребет Мусса-Ачитара, окаймляющий Домбайскую поляну с северо-востока. Здешние склоны начали осваиваться 30-35 лет назад. В период с 1970 по 1978 гг. на склонах Мусса-Ачитара было построено пять канатно-кресельных, одна маятниковая и несколько канатно-буксировочных дорог, предназначенных для подъема туристов к основной зоне катания на склоны хребта Мусса-Ачитара, а также вверх по ущелью Домбай - Ульген.

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Первая однокресельная канатная дорога (длиной 660 м), начинается рядом с гостиницей «Крокус» и базой отдыха «Таулу» на высоте 1636 м. Она осуществляет подъем на 115 м до поляны Лии (1751 м). Функции данной дороги чисто транспортные, поскольку на этом участке можно кататься только в очень снежные зимы. Трасса представляет собой пологий спуск по узкой лесной дороге.

От Поляны Лии вверх проложены две канатные дороги: первая из них (ККД № 2), однокресельная, длиной 640 м, уходит вправо по направлению к Русской поляне, поднимаясь еще на 88 м до отметки 1839 м. Уже на протяжении нескольких лет, данная канатная дорога не функционирует, да и назначение ее видится весьма сомнительным. Вторая же (ККД № 3)– парнокресельная, протяженностью 1200 м, направлена в сторону гребня хребта Мусса-Ачитара. Она осуществляет подъем до высоты 2266 м, где можно пересесть на следующую очередь парнокресельной канатной дороги (ККД № 4) и подняться на высоту 2500 м до так называемой «поляны Мусса», основного места дислокации лыжников.

С Поляны Мусса вверх, на гребень хребта уходит парнокресельная канатная дорога № 5, обслуживающая основную зону катания. Протяженность дороги 1500 м, время подъема 12 минут. В начале 2000 г. восстановлена еще одна очередь подъемника, так называемая «Югославка», смонтированная на закате советской эпохи, но практически сразу законсервированная. Она расположена левее (если стоять лицом к склону) от основного пятого подъемника. Ее протяженность составляет 1700 м, перепад высот почти такой же, как и у основной очереди (около 500 м).

Общую картину подъемников дополняет канатно-маятниковая дорога. Работают два вагона вместимостью до 30 человек каждый. Когда один вагон поднимается вверх, второй в это время опускается вниз. Маятниковая дорога, начинающаяся в самом центре поселка, недалеко от МТЦ «Горные Вершины», позволяет подняться на склон горы Мусса-Ачитара, минуя две очереди ККД (№1 и №3), сразу на высоту 2260 м. Перепад высоты составляет 630 метров, время в пути - 8 минут.

Кроме того, в горнолыжный сезон действуют 7 буксировочных канатных дорог, протяженностью от 200 до 800 м. Одна из них, обслуживающая 300-метровый учебный склон для новичков находится внизу, непосредственно рядом с гостиницей «Крокус». Еще 5 детских подъемников и одна «швабра» расположены на поляне Мусса.

Старые Домбайские креселки работают в целом исправно. За 6 дней случилось только 3 поломки, на устранение самой большой из которых ушло менее часа. Условия подъема на пятой канатке в плохую погоду весьма экстремальны. За 12 минут неподвижного сидения на пронизывающем ветру, ожесточенно швыряющем в лицо целые комья снега превращаешься в эдакого снеговика-обморозка.

А вот в отношении очередей можно сказать, что «не так страшен черт как его малюют»… При исправности всех канатных дорог очереди возникают только на посадку на пятую ККД, причем существенны они в период с 11:30 до 15:30, после чего большая часть публики гору покидает и почти до 17:00 (время закрытия канатной дороги) начинается самое замечательное катание в режиме нон-стоп. Время стояния в очереди в час пик обычно составляет 12-17 минут, редко больше.

Мифические ски-пасы

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Оплата канатных дорог в Домбае – отдельная заслуживающая внимания тема. «Есть ли в Домбае абонементы? И окупают ли они себя?» - одна из наиболее часто повторяемых тем на горнолыжных форумах.

Ответить на данный вопрос однозначно нельзя, ибо для оплаты подъемников, существует три основных способа:

1. Наличные деньги. Оплата производится за разовый подъем согласно прейскуранту:

  • ККД №1 – 50
  • ККД №3 – 50
  • ККД № 4 – 80 за каждый последующий 50 (можно заплатить сразу 100 руб. за два подъема, при этом, акцентировав внимание, чтобы тебя запомнили) ККД № 5 – 50 (для экскурсантов без лыж 100 руб.)
2. Легальные абонементы. Таковых существует несколько видов:
  • Абонемент на ККД № 1,3,4,5 - 600 руб./день
  • Абонемент на ККД № 4, 5 – 450 руб./день
  • Абонемент на ККД № 5 – 350 руб./день
Приобрести абонементы можно только внизу в административном здании ЗАО ОКД «Домбай» или в гостинице «Горные вершины». Сам не проверял, но постоянно ходят слухи, что число абонементов ограничено.

3. «Левый» пропуск. Действует на ККД № 1, 3, 4, 5. Стоимость 500 руб./день + существует возможность торга. Приобрести пропуск можно у канатчиков на 4 и 5 очередях канатной дороги. Абонементы и пропуска помимо вполне понятных преимуществ имеют и определенные недостатки. Прежде всего, они не действительны на «Югославке», которая в период «час пик» с 12:00 до 14:00, когда на пятую ККД выстраивается внушительная очередь, является весьма заманчивым путем подъема наверх. Во вторых, опять же при большом наплыве катающихся, даже проведя на горе весь день, вы рискуете не окупить вложенные деньги. И в третьих, в случае плохой погоды, отключения электричества или поломки канатной дороги, возвращение назад части стоимости абонемента никто не гарантирует. (На этот случай удобнее «левые пропуска», где можно заранее оговорить условия возвращения денег при форсмажорах). Кроме того, сами канатчики несколько более лояльно относятся к тем, кто платит наличными. (При нас был случай, когда ККД №5 закрыли на полчаса раньше обычного, аргументировав это тем, что «чего работать, если остались одни абонементчики»). При прочих равных, абонемент себя оправдывает и позволяет не забивать карманы многочисленными 50-рублевыми купюрами.

Катание

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Вот мы и дошли до главного. Постараемся воздержаться от оценок и сравнений, пытаясь просто описать какие возможности открываются перед катальщиком, стоящим у верхней станции ККД на высоте 3005 м.

Спускаться с гребня хребта можно десятками маршрутов, различающихся по крутизне и сложности. Есть как варианты для лыжников, едва освоивших технику поворота, так и локальные крутяки, для экстремалов-любителей. В зависимости от снеговой обстановки (существенно влияющей на вариативность и сложность спусков) могут встречаться участки целины, могула, небольшие трамплины, умеренно жесткие фирновые поля.

Пухляк через день-два после снегопада превращается в мягкие бугры, в местах с существенным уклоном еще через пару дней формируются жесткие могульные. В периоды длительного бесснежья, при сильных ветрах и после оттепелей склоны покрываются фирновой коркой, на локальных гребнях проступают камни, участки жухлой травы.

Рельеф склона в привершинной части хребта Мусса-Ачитара в целом - ровный и спокойный, ниже весьма разнообразный. Говорить о «трассах» в данном случае не совсем корректно, лучше употреблять термин варианты спуска. Так вот, варианты спуска - на любой вкус и уровень подготовки: наверху больше подходят для начинающих и для любителей спокойного катания, ниже - заметно круче, бугристее, а в лесной зоне к тому же узкие и жесткие. Катание разнообразное, но все-таки не «черное».

Ратрак прокладывает единственную базовую трассу, проходящую змейкой по широкому (около 500 м) участку склона в зоне массового катания на высотах (2266-3005 м), но делает это не систематично. Общая протяженность вариантов спуска оценивается в Домбае - более чем в 20 км, при длине каждого из них в 3-4 км, наиболее длинный вариант с участками пологого траверса, проходит через Русскую поляну и далее вниз по лесной дороге – его протяженность приближается к 7 км.

К услугам новичков и маленьких детей - специально оборудованные трассы, идеально подходящие для отработки первых поворотов. Это так называемые «лягушатники», расположенные в районе поляны Мусса и обслуживающиеся собственными буксировочными подъемниками.

Для продвинутых лыжников интересно катание с так называемого «козырька» - 35 - 40 градусов крутяка, соблазнительный вид на который открывается от поляны Мусса (нижней станции пятого кресельного подъемника) прямо вверх, по направлению к средней станции «Югославки». Попасть на «козырек» можно длинным пологим траверсом склона вправо от верхней станции пятого подъемника. Очень приятен (особенно после снегопада) спуск с вершины хребта непосредственно к нижней станции ККД № 4, огибая поляну Мусса слева. Также довольно интересен участок склона ниже верхней станции фуникулера (2266 м), но он не продолжителен: далее прямо под тросом фуникулера начинается засоренный лес, ехать неприятно. Под третьей креселкой тоже немногим лучше, кое-где валяются старые опоры, встреча с которыми даже на небольшой скорости не сулит ничего хорошего.

Еще один вариант – спуск вниз и влево от гостиницы «Тарелка», далее по узкой, ледяной, бугристой трассе в лесу, похожей больше на желоб для бобслея, после пологий выкат направо по живописной лесной дороге к поляне Лии. Спуск технически не простой, но в целом безопасный и познавательный в плане повышения квалификации. Достойное завершение дня для тех, кто не любит ехать вниз на фуникулере.

Особняком стоят варианты спусков за пределами зоны массового катания. Поклонникам целины и фрирайда Домбай представляет довольно большие возможности, однако, не следует забывать о чрезвычайной лавиноопасности региона. Если вы не имеете опыта катания по целинным склонам в горах, лавинного снаряжения (лопат, щупов, биперов, раций) или не умеете всем этим пользоваться, не жадничайте - заплатите профессиональным инструкторам, Все спуски возможны только после получения консультаций и разрешения от местных спасателей.

В хорошую погоду за 100 руб. ратрак поднимает всех желающих от верхней станции ККД № 5 с высоты 3005 на соседнюю вершину, поднимающуюся еще метров на 150... Этот аттракцион безусловно того стоит, и дело даже не в дополнительном минутном спуске по целинному склону, а в замечательной панораме (говоря точнее циркораме), открывающейся восторженному взору с доминирующей вершины: островерхие иззубренные пики, ледники, долины… и далеко на востоке коренастый двуглавый Эльбрус…

Есть несколько базовых вариантов внетрассовых спусков. Наиболее простым и безопасным является спуск на Русскую поляну, проходящий по целинным склонам в полукилометре левее района массового катания.

Можно уйти траверсом гребня еще левее и спуститься в район Чучхурской поляны, почти к месту слияния рек Птыш и Чучхур, дающих начало Домбай-Ульгену. Несколько внетрассовых маршрутов начинаются от верхней станции пятой очереди кресельного подъемника. Увлекательны спуски на обратную (северную) сторону хребта в долину реки Гоначхир или к шоссе Домбай-Теберда.

Для истинных ценителей backcountry можно рекомендовать катание с вершины Семенов-Баши (3602 м) по целинным полям и лавинным прочесам. Мощный силуэт горы хорошо виден с 4-ой очереди креселки перпендикулярно направлению движения с левой стороны. Подъем на гору начинается с дороги к альплагерю «Алибек» по тропе или прямо в лоб до выхода из леса, далее по юго-восточному гребню под вершинную башню. Спуск прямо на юг к дороге по огромному заснеженному цирку. (Осторожно! Лавиноопасно. Внизу - скальные сбросы). Подъем требует хорошей физической формы и некоторых альпинистских навыков (1Б) и большого запаса светового времени (6-7 часов), иначе спускаться придется уже в темноте. Протяженность маршрутов по склонам Семенов-Баши составляет около 4 км.

Жилье и Сервис

Уже на сегодняшний день в Домбае функционируют около 20 разноплановых гостиниц, предлагающих различные варианты размещения, как эконом, так и VIP-класса. Многочисленны предложения о сдаче квартир в поселке. Отзывы о гостиничном секторе весьма разнообразны, а зачастую и противоречивы. Видимо просто кто к чему привык…

Мы жили в «Инэ», поэтому говорить могу только об этой гостинице. Если закрыть глаза на сломанную дверку шкафа и фонтанирующий кран холодной воды в ванной – то замечательно. Если не стремиться к шумным тусовкам внизу, то вероятно – лучшее место проживания. Уютный теплый номер, и каждое утро прямо из кровати видны вершины гор подрумяненные розовато-желтым светом, восходящего солнца.

В качестве рекомендации: где бы вы не жили, обязательно загляните в гостиницу Домбай как минимум, чтобы посмотреть замечательный макет склона хребта Мусса-Ачитара, выставленный в холе первого этажа.

Домбай. Записки профессионального дилетанта

На каждой из станций канатных дорог к вашим услугам уютные кафе, где вы сможете отдохнуть и отведать блюда кавказской и русской кухни. Кафе все крытые, но некоторые имеют выносные открытые террасы. Уже с конца февраля, а тем более в марте здесь можно загорать (если нет ветра). Многочисленные бары, кафе и шашлычные работают и в самом поселке. Все очень вкусно и колоритно. Стоимость сытного обеда составляет 120 –150 руб.

Практически во всех гостиницах, а также на склоне у станций канатных дорог работают пункты проката горнолыжного и туристического снаряжения. Стоимость аренды горнолыжного комплекта - около 300 руб. в день. Приблизительно такая же цена на час-полтора занятий с инструктором.

Весь сервис с кавказским акцентом. Это не плохо и не раздражает, когда относишься к этому с пониманием. Карачаевцы народ гордый и не привыкли прислуживаться. Отсюда и возникает всюду кажущаяся нашему обывателю неучтивость. За неделю у нас из номера ни разу не вынесли мусор, еду в столовой подают без дежурной улыбки, да и отношения в целом не похожи на отношение клиента и работника сервиса… В лучшем случае это отношения по типу гость-хозяин. Но ведь это сущий пустяк, скорее даже некое преимущество, национальный колорит. Во всяком случае, для меня.

Перспективы курорта

В поселке возводятся еще несколько частных гостиниц, ведется строительство комфортабельного жилищного комплекса «Спутник». Форсированное расширение гостиничной базы и рекреационной инфраструктуры нацелено на привлечение дополнительного числа туристов, в то время как канатные дороги уже в настоящее время с трудом справляются с потоком отдыхающих.

К февралю 2005 г. был запланирован пуск новой канатной дороги гондольного типа производства австрийской фирмы «Доппельмайер». Однако, судя по темпам строительства, гондольная дорога если и будет достроена, то не ранее чем к сезону 2006-2007 гг. Причем, по рассказам местных, план строительства предусматривает подъем только до поляны Мусса, а если это так, то проблема очередей на ККД №5 только усугубиться.

Рядом с кафе "3012" ведется строительство небольшой одноименной гостиницы. Предполагается, что первых туристов она примет в сезоне 2006-2007 гг. и, видимо, будет пользоваться повышенным спросом из-за своего "высокого" расположения.

Идут переговоры с Правительством Москвы на предмет реконструкции и завершения строительства гостиницы Аманауз. Из инвестиционных проектов известно о намерении компании «Роснефть» вложить около 30 млн. $ в развитие инфраструктуры курорта: строительство гостиницы, нескольких подъемников, сопутствующих сервисных предприятий.

Если же смотреть в будущее, то дальнейшее развитие горнолыжного курорта неминуемо столкнется с необходимостью освоения и оборудования новых склонов, в то время как вариантов расширения не так много. С точки зрения особенностей орографии почти все они привязаны к хребту Мусса-Ачитара его южным, восточным и в меньшей степени северным склонам. Также возможно горнолыжное освоение южных и юго-западных склонов горы Семенов-Баши. Но подобным планам препятствует расположение курорта на природоохранной территории Тебердинского заповедника.

Домбайские сказки

Домбай. Записки профессионального дилетанта

Слишком часто во время пребывания в горах мне приходило на ум это слово. Да сказка… Сказка началась, когда вагончик фуникулера поплыл над макушками огромных пихт, расцвела, когда утром 1 февраля после полуторасуточной метели за окном в лучах утреннего солнца засияли Белала-Кая и Софруджу, и мы впервые увидели неподражаемую панораму гор.

Сказка вошла в память сиянием звезд над зубчатыми силуэтами вершин, вереницами следов невиданных зверей, появляющимися под канатной дорогой каждое утро, спуском по целинным полям, снежной пылью, омывающей лицо, скоростью, ветром, солнцем, человеческими отношениями, любовью к миру, воплощенной иллюзией счастья. Она жила в нас все эти дни, покуда автобус не покинул горы, в которые так хотелось вернуться.

Автор: Павлов Кирилл
0
   6 Марта 2005 (00:40)   #
Довольно позновательная статья для тех кто едет на Домбай в первый раз.
Я была там дважды. Один раз на новогодние праздники, другой рз в начале апреля. Это два разных Домбая. Обязательно съезжу еще.
Оч. понравилось.
В статье понравились фотки! Художественные, но на них, вообще, не видно склонов. Только общие виды.
Но тем неменее, спасибо за статью. Может в апреле съезжу.
Аня [email protected]
   6 Марта 2005 (10:25)   #
Да,статья может и познавательная,но сильно напоминает рекламный проспект. Рискну сделать несколько своих замечаний,сказав сразу,что Домбай
люблю и регулярно езжу туда с детьми,но это вовсе не означает,что там все так распрекрасно,как описывает автор. Удивляют цены на канатку,которые приводятся в статье.Была в январе (друзья в феврале): ККД1-80руб,ККД3-100
согласно прейскуранту( и с г/лыжников берут,в отличии от прошлых лет,как с
пальтошников и даже не делают скидок детям),только на 5-ой г/лыж. платит 50.а не 100. Очень порадовалась за автора,который не стоял в очереди больше 12 мин. и не зависал на 5-ой очереди на 40мин. в метель,я уж не говорю про несколько аварийных остановок в день. Ну никак работа канаток не попадает под определение "хорошо".
Но честно говоря,больше всего поразила характеристика спуска к Русской поляне,как самого простого и безопасного( это при том ,что почти каждый год там гибнут люди-пообщайтесь с инструкторами и спасателями, именно в ввиду лавиноопасности и не работает ККД2,ведущая на Русскую поляну). Да....прочитали бы это спасы....
0  
koka    6 Марта 2005 (20:36)   #
ездил на домбай и в приэльбрусье еще в советские времена. последний раз был в терсколе год назад (в командировке по работе). и вот что хочу сказать об обоих этих так называемых курортах. не надо туда ездить ....пока во всяком случае...качество и количество подъемников а также цены на них - ужасные, склоны не ухоженные и состояние их также ужасное, местами даже опасное для жизни. слухи о дешевизне этих курортов сильно приувеличены.

езжайте лучше в австрию - немного дороже, но будете чувствовать себя человеком, а не .. не буду продолжать..
   9 Марта 2005 (12:06)   #
Домбай по сравнению с Приэль. полное дерьмо! Обосную: Отсутствие как таковых абонементов(как следствие дороговизна подъёмов), за световой день в хорошую погоду, не напрягаясь я выкатывал около 1000 рублей-грабёж(и это со скидками, как часто-катающийся).Пример-в Пр. абонемент, если ты проживаешь в гостинице стоит 270 рублей(в кассе 400), причём можно кататься как на Чегете, так и на Эльбрусе!!!. Далее следует отметить, что "трассы"(гордо сказано) надаедают на 3 день катания, и уже тошновато спускаться по одним и тем же дорожкам...(по сравнения с Чегетом и склонами Эльбруса-нервно курит в корридоре).Цены на проживание и еду здесь выше процентов на 30, чем в Пр. А в принципе, на выходные поехать отдохнуть от городской суеты-нормально(я живу в Ростове)...
   9 Марта 2005 (22:06)   #
Согласен с предидущим автором.
1 Цены на канатку почти в два раза выше( Эльбрус -350 р на день или по 50 на очередь, Домбай - 150 + 80 + 350 р на день на 5 очередь, абонемент на 4+5 500 р
2 Всё "разнообразие" склонов выучиваешь наизусть на второй день, спуск вниз минуя маятник для тех кому не жалко свою снарягу
3 Еда и жилье тоже дороже
4 Местный люд, особенно в кафе оборзевший и неприветливый
5 Катающийся местный люд еще более оборзевший
Единтвенный плюс по сранению с Эльбрусом - с очередями на подъем попроще, много учебных бугелей. Но надеюсь рано или позно на Эльбрусе все- таки доделают вторую линию канатки :roll:
   10 Марта 2005 (10:47)   #
Замечательная статья! =D>
Что-то встряхнуло, задело за жживое в хорошем смысле этого слова...
Однажды оставив часть своего сердца в Домбае, мечтаю вернуться туда снова и снова.
Да, удалось уже побывать во многих местах - как в нашей стране, так и в Европе. Спора нет, свои плюсы и минусы есть, безусловно, в каждом месте, ищущий их найдёт :wink:
Проще говоря - написано с душой и от души. Познавательно и интересно как для новичков, так и для тех, кто уже был в Домбае не раз.
Спасибо.
   10 Марта 2005 (12:54)   #
Born2ski немного не прав. В Домбае был летом и зимой(летом-альпинизм). Согласен, что-то в Этом месте есть, что за душу берёт, но зимой лично я езжу ТОЛЬКО кататься(за день выкатывал в приэльбрусье-11 раз с 3-й очереди Чегета)-и не надоедает-при нормальном колличестве снега, вариантов спуска-куча, я не говорю уже о Эльбрусе(но там не катался в этом году-очереди жуткие). Два плюс Домбая (для меня) более близкое расположение и кафе "У Зули"-рекомендую.
   11 Марта 2005 (13:11)   #
2 Atos - не понял, в чём я "немного неправ". В том, что статья мне понравилась? Или в том, что я люблю Домбай? Разве об ЭТОМ речь?
Кста, Приэльбрусье я тоже очень люблю smile.gif И Карпаты, и Кавказ весь, и Хибины с Уралом тоже люблю, и вообще большинство мест, гда довелось побывать - но все они РАЗНЫЕ. Нельзя их сравнивать только с точки зрания катания, ибо горные лыжи есть комплекс мероприятий, такой вот паззл, если хотите laugh.gif , в котором отсутствие хотя бы одного элемента разрушит целостность восприятия.
Безусловно, катание по Северному цирку или по Югам Чегета не сравнимо ни с чем другим, равно, как и катание по эльбрусским полям. А вот пика Инэ там нет, и Белалакая по утрам из окна не видна, и нету нигде такой форели, как в "Сулахате" ;-).... да что там, продолжать можно без конца и в этой полемике каждый будет прав по-своему.
Я хочу лишь сказать о том, что автору статьи удалось передать НАСТРОЕНИЕ, в данном случае я был на ТОЙ ЖЕ волне, поэтому получил от прочтения большое удовольствие, т.к. однажды оставив в Домбае часть души, постараюсь сохранить это в себе навсегда. И никто мне уже не сможет доказать, что там хуже. а в другом месте лучше - это всегда так было и будет.
Чел, впервые в жизни попавший в Майерхофен или Мерибель, всегда будет твёрдо уверен, что рай земной именно там и находится, а все остальные места будет оценивать в сравнении (к сожалению, не всегда объективном). так всегда было и будет.
А статья славная!
Всем удачи и отличного катания!
   11 Марта 2005 (13:53)   #
2 Гость и Atos.
Не правы вы. Мы вернулись с Домбая полторы недели назад. был там 10 дней. Брали абонемент 1,3,4,5 - итого 420 р день И откуда спрашивается цены на подъемники в два раза выше? Единственный минус - Югославка не включена.
Дальше по "местному люду". Ни в одном кафе мы не столкнулись с неприветливость или недображелательнотью (а посетили их немало ))) ) Из примеров - в одном из кафе нам без вопросов заменили уже ПРИНЕСЕННЫЙ глинтвейн, когда он нам не понравился, при этом ещё и извинились. Кафе "Белоснежка" и хозяйка Фатима - просто прелесть. Когда мы уезжали, то нам поднесли по коньчку за счет аведения сказали тост и пожелали успехов. Так что "относитесь к людям с уважением и они к вам потянутся". На склоне, в очередях опять же ни разу никаких вопросов не возникало (ксати, рассказы о большом количестве "своих" сильно приувеличены, их число не напрягает - два-тири человека за 15 минут - это несерьезно).
А по склонам )))) надоело - значит надоело, хотя на мой вкус выбор достаточно богат. По свежему снегу можно и по лесу покататься вполне.
А в целом впечатления остались только хорошие.
   11 Марта 2005 (16:30)   #
Всем большое спасибо за отклики, а особеенно Born2ski. Я тоже сторонник того, что целостное несравнимо... И спорить тут не о чем...
Просто Не переставайте удивляться, ищите хорошее, не дайте заснуть своему восприятию и душе... ведь мир так прекрасен, прекрасен своим разнообразием, а Кавказ, Альпы или Саяно-Алтай... это дело вкуса smile.gif
0  
Shurup    21 Марта 2005 (12:01)   #
Было очень приятно увидеть свою фотку в статье. Я на первом плане на фото с конной прогулкойsmile.gif)))
Спасибо!!!
   23 Марта 2005 (16:26)   #
2Shurup
:-D