Поездка в горы в этом году не была запланирована заранее в связи с тем, что жена со мной не могла поехать из-за маленькой дочки. Тем не менее, в конце января, я купил два билета до Минвод и забронировал на booking.com один дабл номер в отеле в Домбае на 4 дня. На горных лыжах я катаюсь с 2011 года, успел покататься в Андорре и в Шамони, но вот в родной России не катался ни разу. Решил открыть для себя горнолыжную Россию именно с Домбая, а не с приэльбрусья или Красной Поляны потому, что первый раз я тут был летом 2001 года в роли однодневного туриста из Пятигорска. Горы тогда очень впечатлили, причём даже в сравнении с тем же Монбланом и Пиренеями, с точки зрения живописности, Домбай пока – самое красивое место, где я бывал. Ехал я с целью проверить на себе дешевизну отечественного горнолыжного отдыха и настроен был, прямо скажем, скептически. Судя по немногочисленным отчётам, гонолыжка в России – это хамство в очередях на подъёмники, неотратраченные трассы, наглые канатчики и инструктора, так что готовился к худшему. В результате, я пришёл к выводу, что если стоит задача именно покататься, а не потусить по модным барам, полюбоваться горными красотами, и при этом нет особого требования к наличию сотен километров трасс, то Домбай очень даже хорош.
Поскольку поездка выпадала на 19.02 - 22.02, а это – праздничные выходные, найти свободные номера оказалось непросто. Сначала я оставил заявку на dombai.info, но там, к сожалению, мест на эти даты уже не было. Выручил booking.com, безо всякой предоплаты забронировал двойной номер в отеле Alpenhauz, который находится сразу после въезда в поселок, позади известной гостиницы Снежная Королева, прямо на обрывистом берегу реки Аманауз.
В принципе, от отеля стоимостью 900 р. за ночь я ничего и не ждал, так что треснутое окно, капающий кран и отвратительный мягкий матрас можно и простить. Зато персонал очень отзывчивый и всегда готовы были пойти навстречу. Вечером мы нашли прокат инвентаря прямо у нижней станции гондолки, и подобрали лыжи на папу. Ему 52 года, он у меня абсолютный новичок, поехал со мной в горы, в общем-то, за компанию и, раз уж в горах, решил попробовать найти толкового инструктора и встать на лыжи. В прокатах по всему посёлку, в основном, представлен всякий хлам. Нормальных новых лыж, как в Европе, практически нет, так что мы на него подобрали приличные ботинки с одной оторванной липучкой и лыжи с убитыми кантами. Для обучения пойдёт.
Что касается подъёмников, то тут все сложно: Доппель-Майеровские подъёмники хороши – 1400 р. в день на все три очереди. 3-я очередь (4-х креселка) несколько раздолбана и медлительна. Старые креселки и маятник – медленные, ушатаные и смысла на них ездить, если нормально катаешься, нет никакого. Можно рассматривать разве что как средство доставки новичков на поляну тусовок к бугелям. Что до бугелей, то у каждого свой собственный хозяин, и в качестве ски-пасса выдаётся просто яркая наклейка на куртку. Югославка стояла все дни катания, так что сказать про неё нечего, кроме того, что помост на её промежуточной станции можно использовать в качестве 3-х метрового дропа. Очереди были только на 23 февраля, примерно по 15-20 минут. Но это праздник, так что ОК. Главный минус в том, что нет единого ски-пасса на все подъёмники.
Когда я ещё только готовился к поездке, я обратил внимание, что нигде в сети нет нормальной схемы склонов с указанием сложности трасс. Дело в том, что в европейском понимании скоростная хорошо подготовленная трасса одна – под шестикреселкой, красная с парой хороших чёрных участков. Плюс есть несколько мест, где можно съехать с трассы в целину и потом вернуться на неё обратно.
Про эту трассу хорошо написано на пента клабе:
Ещё неплохая трасса идёт с самого верха горы, так называемого "пупыря". Довольно узкая с крутым участком, но короткая.Итак, есть трасса в Домбае. Она не имеет официального названия, но «в узком кругу» известна под названием «Трасса-Под-Шестикреселкой».
На официальных схемах обозначена как "красная", но есть мнение, что вообще-то посерьёзнее будет, чуть ли не "чёрная" (какая "чёрная", если ратраки по ней туда-сюда шастают?)). Ну, как по мне, так любой, кто освоил поворот "на месте" на 90 градусов, может по ней спуститься. Так что "красная", и не более того.
Хорошая, жёсткая, строгая трасса. Таковой выглядит даже с подъёмника. А уж при спуске по ней вообще «внушает». Но это – лирика.
Давайте сравним с чем-то известным, с тем, что "на слуху".
Обратимся к цифрам и официальным легендам и посмотрим, что они говорят о легендарной «Штрайф».
Трасса скоростного спуска «Штрайф» в Китцбюэле.
Она известна как самая зрелищная горнолыжная трасса в мире. Этой трассе повезло, что её открыли в далеком 1931 году. Если бы такая идея пришла кому-нибудь в голову сейчас, его посчитали бы ненормальным, а толпы адвокатов и страховые компании легли бы костьми и наверняка добились бы запрета на такое строительство. На самом деле, трасса «Штрайф» местами выглядит действительно страшной.
Она имеет полный набор элементов классической трассы скоростного спуска: крутые повороты, сопряженные с длинными прыжками на большой скорости, очень крутые уклоны, опасные прямые скоростные участки, виражи, очень длинная полка почти без уклона и даже контруклон перед трамплином Seidlalm. По физическим показателям «Штрайф» не является самой быстрой или самой длинной трассой. Но это самая технически сложная трасса в мире.
Трассу готовят к соревнованиям несколько недель, и местами по жёсткости она больше похожа на околевший от холода ледник. После соревнований её оставляют в покое, и даже ратраки по ней местами не ходят – просто невозможно по такому льду и крутизне. В результате лед со временем становится шершавым и бугристым, и лучше на нём не падать. Да, лыжи после «Штрайфа» точить придётся обязательно.
«Штрайф» в цифрах
Перепад высот - 860 м.
Протяжённость - 3.312 м.
Средний градиент - 27%
Высший градиент - 85%
Самый большой трамплин – Mausefalle - полет до 80 м.
Максимальная скорость - 145 км/ч.
Средняя скорость - 103 км/ч.
Теперь сравним некоторые показатели «Штрайфа» с «Трассой-Под-Шестикреселкой». Все цифры ниже, касающиеся домбайской трассы, получены с помощью программы «Sport Tracker», установленной в моей фотокамере.
«Трасса-Под-Шестикреселкой» в цифрах
Перепад высот – 935 м.
Протяженность – 3100.
Средний градиент – 30%.
Максимальная скорость (личный рекорд) – 85,1 км/ч
/* по остальным показателям данных нет */
Так что вот )). Наша трасса серьёзнее, чем.
Есть, конечно, «местный колорит». Так, например, снеговые пушки вдоль трассы стоят, но не работают. В связи с чем в нижней её части приходится заниматься незапланированным слаломом – объезжая камни. Забавное такое занятие. Впрочем, если относиться к этому чуть более, чем философски, то какая разница? Зато люди хорошие )). Вот, сидят бордеры (в лавину их всех – раз и навсегда) посреди и без того узкой, не более 20 метров в самых широких местах, трассы… Чем камни хуже этих недоумков? Но если на них порычать, то они всё понимают, хлопают глазами виновато и… на их место садятся другие )).
Кстати, сверху открывается отличная панорама главного кавказского хребта с Эльбрусом.
Трасса под пятой очередью тоже ничего, но попроще. Она тоже ратрачится, но ограждений по краям нет, что подталкивает к срезанию участков вне трассы по целине. Есть пара острых шпилек на которых любит толпиться народ. Эта же трасса, фактически, продолжается с поляны тусовок до подъёмника 4-й очереди, внизу сливается с трассой под шестикреселкой.
Трасса под югославкой в этом феврале вообще не подготовлена. Когда-то давно там проходил ратрак, но рассматривать её, кроме как линк для спуска в целину, не стоит. Есть ещё одна очень живописная трасса, начинающаяся от 4-й очереди старого подъёмника, идущая в поселок. Там довольно простой синий спуск, с парой участков чуть покруче, переходящий в лесную дорогу с двумя участками с нулевым уклоном (привет сноубордистам). Есть место выхода грунтовых вод, где постоянно обнажаются камни, так что поосторожнее. Заканчивается она в нижнем лягушатнике примерно в 150 метрах от гондолки. На трассе можно встретить снегоходы и саночников, что печально. Имеет смысл рассматривать её, разве что, для заключительного спуска в конце дня.
В этот выезд на лыжи вставал мой папа, так что зелёные зоны для новичков тоже изучил. Всего на горе их три: лягушатник внизу с одним бугелем, основная учебная зона катания у начала 5-й очереди старого подъёмника (поляна тусовок) целая куча бугелей и один склончик в седловине на верху у начала 4-х креселки. Обслуживается он как бугелем, так и самой креселкой. Сами учебные склоны все довольно короткие, максимум метров 400. В оценке курорта поставил оценку 4 за малое количество трасс, отсутствие ограждений и указателей на многих участках и схемы склонов с раскраской по уровню сложности, за это администрации, конечно, минус. Инструкторов на склоне полно, и каждый норовит предложить свои услуги. Катаются они все, конечно, здорово, но того, кто умеет ещё и учить, нужно поискать. Папе, впрочем, повезло – его инструктор Замир дал базовые основы где-то за час, а потом ещё и спустил по простенькой трассе до поляны тусовок.
Питались мы внизу в поселке, изначально нам разрекламировали кафе "У Зули". Кухня там очень неплохая, но дороговато, и под вечер есть очередь на вход. Так что оставшиеся 3 дня мы ходили в располагающееся рядом кафе "У нарзана". Готовят тоже очень хорошо, рекомендую обед из шорпы, плова со стаканом местного айрана и чай из горных трав на третье. Порции большие, так что имейте в виду.
Когда мы уезжали в аэропорт, попросили водителя проехать через перевал Гумбаши. Если будете ехать в хорошую погоду, обязательно проезжайте там – интересная дорога с серпантином, и с перевала открывается великолепный вид на Эльбрус.
В общем, поездка очень понравилась, папа встал на лыжи, и под конец вполне уверенно бороздил лягушатник на параллельных лыжах, а я получил массу удовольствия на трассе под шестикреселкой. Будем надеяться, что курорт и дальше будет развиваться, а пока Домбай можно рассматривать как отличное бюджетное катание на несколько дней. Всем пока!
Мой папа Андрей Львович и я.