Не рекомендуется для прочтения не соотечественниками – очень много сравнений с Россией.
Дорогая моя Норвегия! Обычно так начинаются письма к близким нам людям. Или когда говорят о затратах на поездку. У меня же взаимоотношения с этой страной достаточно давние и запутанные, и, даже удивительно, что мы с ней встретились только сейчас.
И, конечно, конечно! Каждый, кто любит горные лыжи, знает о легендарном Сондре Нордхейме. Именно стараниями этого простого норвежского плотника (вернее, благодаря изобретенной им технике спуска с гор на лыжах) началась эра современного горнолыжного бума. Кстати, плотники в истории нашей цивилизации играют заметную роль, достаточно упомянуть еще одного – Иисуса Христа.
Москва – Осло с пересадкой в Копенгагене. Пока наиболее опытные путешественники с азартом уничтожали дьючные напитки, я вспоминал, чем славен Копенгаген и что там можно увидеть - в случае задержки стыковочного рейса. Докладываю: рейс прилетел вовремя, но все наши закупки в Шереметьевском дьюти-фри были бесцеремонно отобраны доблестными датскими таможенниками. «Низяяяя!». Ну, надеюсь, они хоть выпили за здоровье лоховатых русских туристов. И не слабо так выпили))) Ну да Бог им судья, а другим – наука.
Мы ухитрились за короткое время объехать практически всё, и, если бы не фанатичные поиски мест внетрассового катания, то точно объехали бы всё.
Что больше всего вставило?
Регион Трасса Høgegga. Черные крутые трассы – идеально подготовленные, в основном искусственный снег. Новичкам не советую, кайфа нет скоблиться, а попасть под «троллейбус» (лыжник, летящий в стойке скоростного спуска), мчащийся под сотню – это запросто. Кто в теме – не мучьте себя здесь на универсалах! В прокате под эту зону брать слаломки (им после каждого клиента канты точат! Кошмары нашего городка!), если владеете орудием – лыжи для гигантского слалома. И здоровья вам побольше! Внизу сноупарки. Который попроще - он правее. Но с ходу не советую: дурная привычка стоять или, не торопясь, ехать под трамплинами имеется у всех придурков мира. Но с верхнего трамплина все просматривается.
Карверам. Есть у них в этом регионе такая развлекуха. За отдельную плату!))) Встаешь затемно. Едешь наверх - специально включают для этого транзитный подъемник на 20 минут. Спускаешься к харчевне. Завтракаешь чем-то (я еще к этому моменту не проснулся толком). И наверх! К этому времени уже вот-вот солнце встанет, видно уже хорошо. И девственно нетронутые трассы – твои! Если честно, я не фанат трассового катания, но упустить случай погонять по нетронутой ратрачке – преступление перед человечеством.
Тут, кстати, произошел со мной прикольный случай. Взял я в прокате короткорадиусные коротенькие карвы. На этот самом утреннем катании, после завтрака встегиваюсь с закрытыми глазами (надеялся еще на спуске к подъемной станции вздремнуть) и на втором повороте чувствую - что-то не то… то ли кофе с «добавками», то ли ноги окривели. При беглом осмотре оказалось, что лыжи – другие! Марка и раскраска та же, но длиннее и радиус больше. Но, как же так? Ведь они в стороне лежали! Видимо, кто-то, позже меня подъехал, но раньше заправился и в запарке «махнул не глядя» (тоже подремать на ходу хотел?).
Ну и спасибо тебе, мой незнакомый брат! На них по этим трассам куда как веселее.
Боялся, что будут проблемы при сдаче (все лыжи со штрихкодом, сканируются). Пытался на своем ужасном инглише объяснить ситуацию, но - меня похлопали по плечу, сказали «Раша гут!», на том и расстались.
Регион нам показывал местный гид и хороший человек – Матс. Очень рекомендую покататься с ним. Очень позитивный человек! С ним не чувствуется языковой барьер. Да и в баре с ним не соскучишься. Они с женой являются лицами курорта Трюсиль – найти их несложно.
Регион «СКИХУЛЬТА». Skihulta. Вот тут уже «погорячее» для поклонников внетрассового катания. Немного об оффписте на Трюсиле. В силу специфических климатических условий южной Норвегии, катание в целине возможно обычно до января-февраля. Затем снег уплотняется, сдувается сверху и мест с целиной найти трудно. А лес здесь практически некатабельный. А вот слева и справа от подъемников Скихульты можно найти такие места и весной. Если справа – то мы после крутяка прихватываем немного леса, из которого придется выбираться скитуром, но не много - от 500 до 1500 метров. Слева (все стороны называются по ходу движения сверху вниз) - добрый такой крутячок, градусов до 25, может чуть более. Мы еще от подъемников S1, S2 траверсили к 28 черной трассе и правее ее нашли чудный крутяк, градусов за 30, по которому чудненько спускаться на подъемник Т28. И уже с него еще, еще, еще… Так, хватит.
Центральный и самый большой регион катания, который расположен в лесной зоне, интересен катальщикам среднего уровня: открытые (прямоватые) сине–красные трассы, нет ветра. Тем более, две креселки достаточно быстрые, без очередей.
Вечернее катание. Часть трасс освещается до 20 часов. Видимо, это забота о тех, кто стал кататься не с утра. Да и в зимнее время компенсирует короткий световой день.
И уж совсем невероятная для россиянина «Гарантия снега». В российском менталитете снежная субстанция анреальна. Она подчиняется каким-то потусторонним силам, для активации которых нужно много пить спиртного «За снег!», устраивать шаманские пляски, ворожить и привлекать другие оккультные обряды. Тут же - совсем прозаично, но твердо - курорт гарантирует тебе наличие снега. Не надо отслеживать движение циклонов, узнавать толщину снежного покрова после снегопада, надо ехать и кататься. Они меня добили!!! Если снега нет – возьмите свои деньги назад!
Хафьель. HAFJELL.
Уютный несложный склон с несколькими черными Олимпийскими трассами. Когда я гонял по ним, меня не оставляло приподнятое чувство, словно находишься на «святой земле». Этому в немалой степени способствовал человечек с олимпийским факелом, вырубленный в прямом смысле топором на противоположном склоне. Он то прятался в соснах на трасах в лесу, то бежал перед тобой, когда едешь по черным.
Есть там, кроме лыжного катания, еще и тобогган, квадрики, айрборд, бассейн. Но ведь нам главное - это лыжи. Не правда, ли?
Есть несколько маршрутов скитура. Но лес практически не катальный. Ехать через него местами можно, но целостности физии гарантировать не берусь. Здесь правят бал карвинг и даунхилл. Говорить про идеальное состояние трасс - считаю плохим тоном))). Как и про наличие сноупарка.
Квитфель. Kvitfjell
Объединен общим скипассом с Хафьелем и Шейкампеном. Меньше часа езды от Хафьеля.
Своим рождением он обязан Олимпийской трассе скоростного спуска. По ряду причин Хафьель не подошел для этих соревнований. И в результате изысканий трасса была проложена именно здесь. После закрытия Олимпиады планировалось закрыть и эту трассу, так как все и оборудовалось как временный Олимпийский объект. Но нашелся частный инвестор, который выкупил Квитфель, развил его как горнолыжный курорт. Был организован целый регион катания рядом с трассой даунхилла, заново построен западный регион катания. Но больше всего поразило другое – построено всякого жилья коттеджного типа гораздо больше, чем необходимо для приезжающих сюда катальщиков. Как оказалось значительная часть недвижимости используется в качестве обычного жилья, загородных домов, дач. Обзавидуешься живущим здесь – жить в горах среди леса при полном отсутствии промышленности и автострад. Мечта!
Они, конечно, молодцы – инвесторы, строители, но жемчужиной курорта, несомненно, является трасса скоростного спуска! Я бы назвал ее черной жемчужиной. На этой трассе ежегодно проходит этап Кубка Мира по скоростному спуску. И она поддерживается в соответствующем состоянии боевой готовности. Местами «волчатники» установлены тремя рядами – это дает понять, на каких скоростях тут идет спуск. Практически на всем ее протяжении уклоны радуют и не дают расслабиться. Но для удовольствия надо и постараться. Вряд ли она доставит радость начинающим и предпочитающим комфортное катание лыжникам. Это - экстрим чистой воды! Буквально от стартовой будки на 25 градусном уклоне разгоняешься до сотни за считанные секунды. И начинаешь жалеть, что нет шлема, защиты-«черепашки» и что канты не заточены, как бритва. Радует только то, что она отгорожена от других трасс и на ней не «пасутся» чайники. Пройти «боевым» темпом эту трассу мне так и не удалось. Но чувство, когда на скорости в отрытый рот воздух запихивается так, что легкие надуваются, я схватил. Это, может быть, самое яркое впечатление от катания по трем курортам.
И надо сказать, что прилегающие трассы в основном спортивные – при нас на трех трассах шли тренировки молодняка, а на одной соревнования среди мелкоты.
Западный регион на контрасте с даунхильным. Спокойный рельеф, широкие трассы, небольшие уклоны. Местами проезжаемый лес. Сноупарк. Здесь можно ненапряжно в лайтстайле потупить (хотел сказать: релакс без экстрима, после пары пива в обед). Катнуть по остаткам целины, порассекать по лесу. Попрыгать на естественном рельефе (ну да, и здесь мы нашли себе движуху).
И о фрирайде (с)! По заявлению администрации курорта, с которой посчастливилось общаться - мест для внетрассового катания здесь нет. Администратор с культовым именем Сондре, выразился еще более определенно: «Фрирайд у нас засекречен».
Ну, нам-то без разницы, что у них там за секреты. Этот спуск мы вычислили. От вершины все было полого и пушисто. Затем начался лес с одновременным увеличением уклона. Поскольку тут, похоже, что действительно редко, кто катается и следы отсутствуют, пришлось интуитивно выбирать линию спуска. В итоге она привела в лесной ручей, по руслу которого спускаться было прикольно, но «на измене», поскольку ширина спуска, свободная от леса, не превышала 2 метров и изобиловала дропчиками и поваленными деревьями. Но, как совершенно мудро говорит великий русский народ - «Битому неймется» - второй спуск закончился курсами скиальпинизма без снаряжения, прыжками без лыж, и непролазной чащей на закуску для релакса.
Я не считаю себя сентиментальным человеком, но хочется отдельно поговорить о норвежских детях.
Картинка, когда чадо уже на лыжах, но еще с соской не редкость.
Второе. Понравилось отношение курортов к детям – везде есть обустроенные детские трассы. Обычно это пологие спуски в зоне выката с всякими троллями – персонажами местного фольклора. Причем при проезде еще включается звук – или песенка, или музыка. У кого росли дети – тот поймет и такой сервис, как наличие детского инвентаря в прокате – буквально начиная от 40 см лыж для еще не научившихся ходить.
Третье. Соревнования у них начинаются если не с пеленок, то лет с 4. Мы были свидетелями таких стартов – причем болельщиков было больше, чем у нас на взрослых соревнованиях – это родители и родственники. А со школьного возраста они уже мочат по вешкам, что наши разрядники.
Прокат лыж и снаряжения. До недавних пор я таскал с собой в горы по две пары лыж. Однажды даже подумывал три взять. Вот этого совершенно точно не надо делать в Норвегии. Ассортимент лыж и их подготовка (российские прокаты обычно предлагают прокатные модели с «круглыми» кантами, которые точат в лучшем случае раз в год) – привели меня в культурологический шок. ТАМ ЕСТЬ ВСЕ!!! Начиная от лыж для телемарка и заканчивая чуть ли не рейсинговым спортцехом. Причем все в идеально подготовленном состоянии. Я поменял несколько моделей – все они были с восстановленной скользящей поверхностью и свежезаточенными кантами.
Об алкоголе. Данная нам ментальность подразумевает отдых с «употреблением» после катания. Хорошо это или нет – речь не об этом. Но национальные норвежские особенности торговли алкоголем заточены на невозможность его приобрести по двум причинам – неудобный режим работы алкошопов при их ничтожном количестве и ценовая политика. Так, что посещение дьюти-фри по приезду – обязательная процедура. Меня удивило, как норвежцы по прилету закупаются. Такое ощущение, что на полгода минимум. Оказалось, что это такая традиция, и часто алкоголь является подарком для друзей и близких.
Дорогая моя Норвегия, я снова буду ждать встречи с тобой!
Фото: А. Курбангалеев, В. Лучанский.
Автор благодарит Совет по туризму Норвегии (www.visitnorway.ru) за предоставленную возможность посетить горнолыжные курорты Норвегии.
Автор: Александр Курбангалеев |