Так уж повелось, что много лет катание на Камчатке ассоциировалось с хели. Раз едешь сюда, значит ты — «денежный мешок», который может позволить себе один день катания за несколько десятков тысяч рублей. Лишь в последние годы это мнение начало меняться и, что самое интересное, помогают перевернуть ассоциации с Камчаткой зарубежные туристы. Ежегодно стало приезжать все больше тех, кто предпочитает бороздить полуостров на снегоходах или на ски-туре. Да и местных стали больше интересовать открытые просторы, нежели привычные и уже порядком надоевшие горнолыжки. Вот и мы решили раздвинуть границы возможных районов для катания в бэккантри.
Путешествие это случилось в марте 2011 года. После долгих консультаций со знающими людьми выбор пал на район вулкана Бакенинг. Чтобы вы могли немного представить, это одинокий гигант более двух километров высотой. Находится он в 200 километрах от Петропавловска-Камчатского. Ближайший к нему населенный пункт — деревушка на несколько домов в 40 километрах. Что еще? Ах да, главное, это так называемая центральная Камчатка, то есть нормальная температура воздуха здесь зимой ниже 30 градусов. Собственно, март по камчатским меркам – это тоже зима. В этом, в очередной раз, мы убедились на своих собственных шкурах.
Итак, нас было девять человек, три снегохода, одна нарта и, наверное, не меньше тонны груза. Подготовились мы, что называется, на случай ядерной зимы (кстати, в это время как раз пугали радиацией от японской Фукусимы). Так как тащили не на себе, взяли две большие палатки, газовые баллоны, большие плитки и многое другое. Как оказалось, лишнего не было ничего.
Раннее утро. 208 километр трассы Петропавловск – Мильково. За бортом –15 градусов. Часть нашей компании (ребят из Kamchatka freeride community) уехала накануне пробивать путь до места, где на 10 дней расположится наш базовый лагерь. Предполагалось, что они доедут, поставят палатки, а утром заберут нас с дороги. Но не тут-то было. Ребята уткнулись в реку. Несмотря на лютые морозяки она была вскрыта, и чтобы переехать водную артерию, требовалось строить мост или разгружать нарты, перетаскивать все вручную (около тонны груза), перегонять по воде снегоходы и опять их загружать. Вот этому плану мы и последовали.
Проколупавшись до обеда, разгрузив-погрузив, мы за 15 минут добрались до места стоянки. В общей сложности путь занял 16 километров. Наспех поставив палатки, поехали на разведку.
К вечеру первого дня погода начала хмуриться и мы пригрустили. Попасть в пургу в этом районе Камчатки — это значит, что катание закрыто минимум дня на три. Кроме того, когда начали заводить генератор, поняли, что там засорилась система подачи топлива. А между тем, примерно в 20.00 столбик термометра показывал около минус 20 градусов, и стоять на улице было очень неприятно. Пока парни колдовали над геником, мы решили греться. Итог – все палатки через часа два были окружены снежными заборами, высотой под 2 метра. Как раз к этому времени из палатки вылезли наши колдуны, все перемазанные, но жутко довольные. Как оказалось потом, пары бензина сделали свое дело.
Хочу рассказать про первую ночь. Вся наша команда уже давно ходит в горы, занимаемся альпинизмом, туризмом и прочими зимними активностями и вроде как привыкнуть за это время должны были ко всему, но… Оказалось, что даже самый стойкий организм, когда его насильно выдергивают из комфортных условий, начинает яро сопротивляться. В итоге примерно с трех часов ночи большинство обитателей палаток под Бакенингом уже не спали. Кто-то разжег горелку в палатке, кто-то пытался надеть на себя все, что можно. Дождавшись 6.00, когда уже вставать вроде как прилично, народ начал подтягиваться в кухонную палатку на кофе. Надо ли говорить, что то наше утро можно смело назвать утром в китайской деревне. Мороз сделал свое коварное дело и начал задерживать воду в организме. В результате мы все оказались похожи на большую китайскую семью.
Наспех позавтракав, стали собираться, пробивался легкий снег, но выходы решили не откладывать. Из-за того, что не было солнца, день оказался довольно морозным, но продуктивным. Нашли небольшую сопку с массой кочек и дропов, и от души повеселились.
Следующее утро принесло радость – сегодня будет солнце, а значит, тепло и можно смело кататься от рассвета до заката. В итоге десять дней пролетели незаметно. И все мы знали, как они будут начинаться, и заканчиваться.
В 7 утра – подъем, завтрак, сборы; в 9 утра – выезд и катание вплоть до 6 вечера; возвращение в лагерь и последние лучи солнца, а дальше немного утомительная, но уже привычная морозная ночь. Уезжать с этого места было грустно. Но тогда, покидая уже обжитый лагерь, мы приняли решение – вернуться весной 2012 года.
Kamchatka freeride community снова доказала, что Камчатка — это не только катание с вертолетов, это большая, во многом еще не обжитая территория катания вне трасс! Это выбор твоего собственного пути, того, который ты хочешь и того, на который ты способен. Здесь масса склонов — хоть для новичков, хоть для мэтров. И кто бы что ни говорил про Камчатку, про убожество ее городов, отсутствие хороших клубов и так далее, я никогда не позавидую другим, так как для того, чтобы попасть в лес или на фрирайдовый склон, мне достаточно только выйти из дома.
В новое путешествие в районе вулкана Бакенинг мы отправимся уже через неделю. В этот раз нас будет больше, а кроме того, мы намерены разведать новый маршрут – добраться от Бакенинга к окрестностям Петропавловска-Камчатского. Общая протяженность пути составит почти 200 километров.
Фото: Елена Сафонова.
В ролях: Павел Верещака, Мстислав Соколовский, Кирилл Серегин, Антон Нуждаев, Александр Таначев, Антон Морозов, Юрий Упрямов.
В организации экспедиций нам помогают: The North Face, Julbo, Giro, Lorpen, Ortovox, Icelantic, SONIM
Телефоны для справок: Кирилл Серегин 8-914-629-39-66, Мстислав Соколовский 8-924-782-82-40, Павел Верещака 8-908-495-20-43.
Информационный портал: www.kamfreeride.ru. E-mail: kamfreeride@gmail.com.
Kamchatka freeride community – с 2010 года сообщество гидов по внетрассовому катанию, занимается организацией фрирайда и бэккантри на территории Камчатского края. Основные цели: освоение новых районов для зимних путешествий и внетрассового катания на Камчатке; популяризация зимних видов спорта и отдыха; организация бэккантри-лагерей, где каждый желающий может совершать восхождения и спуски с гор, а также научиться катанию вне трасс; обучение навыкам лавинной безопасности.