В отличие от февраля прошлого и особенно позапрошлого годов, этой зимой в Поляне явные проблемы со снегом. Местные жители усиленно муссируют миф, что во всем виноват разгон облаков – строители не укладываются в сроки сдачи объектов к Олимпийским играм, а строить во время снегопадов нельзя. В принципе, что-то в такой постановке вопроса есть – долина реки Мзымты сейчас выглядит гораздо уродливей, чем год или два назад, лес под строительство вырубается на огромной площади, а гусеничная техника пробирается с места вскрышных работ прямо между деревьев.
«У нас раньше было так красиво, столько было снега, а сейчас — стройка…», — с грустью говорит девушка-инструктор на ГК Газпром. На Газпроме, кстати, для катания работает всего один кресельный подъемник, ну, и 200-метровый бугель в «лягушатнике». Еще один кресельник не функционирует по причине отсутствия снега на трассе, а самый дальний, который работал уже два года назад — из-за подготовки биатлонистов, трасса которых в каком-то месте пересекается с горнолыжной. Однако на стоимость скипасса это никак не влияет, так же, как и на цены в местном ширм-баре, где за горячий блинчик с ветчиной и сыром, 150-граммовый чайник с черным чаем с вас возьмут 690 рублей. Прибавьте сюда еще 20 рублей за две половинки лимонных долек и, как говорят у них в Одессе, «чтоб я так жил!».
Про курорт Роза Хутор рассказывать вообще бессмысленно — до конца марта он закрыт для туристического катания.
Единственный «курорт», который функционирует в полном объеме — Горная карусель. Детище Сбербанка крутит свои канатки и предлагает заоблачный «прайс» в праздничные дни — один день катания обойдется в 1600 рублей (примерно 40 евро). За эти деньги вы сможете минут 20 постоять в очереди в кассу, подняться на трех нитках гондольного подъемника, попутно любуясь работами по укладке кабелей, рытья колодцев, бетонирования системы водоотвода и прочими нужными Олимпиаде мероприятиями.
Вот только за эти деньги сейчас можно покататься лишь в верхнем цирке (две 4-кресельные канатки с колпаками и две несложные трассы метров по 700-800), а также спуститься в начало третьей очереди гондолы. Дальше трасса закрыта (23 февраля) – снег внизу 2-й очереди банкиры сохранить не сумели и те, кто не захотел спускаться на канатке, были вынуждены добираться до верхней станции первой очереди примерно метров 100 по жидкой грязи, фактически — по стройплощадке.
Общепит представлен на Карусели широко и разнообразно. Во-первых, есть две палатки Бистро. Простояв минут 15 в очереди, здесь можно быстро купить «шашлычок» (4 маленьких кусочка свинины за 150 р.), горячие сосиски (1 порция = 1 сосиска, слегка разогретая в микроволновке, с куском хлеба и дешевым кетчупом, за всё — 50 р.), пиво-воды на выбор, как и крепкие алкогольные напитки «в розлив».
Ресторан «Сугроб» предлагает более изысканное меню, но только для тех, кто никуда не спешит. Цены начинаются от 200 рублей, зато, если подождать, могут принести суп – солянку, лапшу и даже уху. Поскольку количество мест как внутри, так и снаружи не так уж и велико, на обед придется потратить довольно много времени.
Самый верхний ресторан – естественно, «Вершина». Здесь все дышит солидностью и покоем – в холле народу немного, в основном в «гражданском», т. е. без лыж. Всякая охота изучать меню ресторана пропала, как только вошел в, пардон, туалет и увидел зеркало в рост в позолоченной раме. Тут же чуть не навернулся на скользкой плитке – перед моим визитом уборщица старательно протерла дорогой кафельный пол чем-то мыльным.
Катание, как я уже упоминал, довольно однообразное. Но это что касается трасс. Внетрассовых вариантов полно, главное не оказаться в какой-нибудь канаве — маршруты, понятное дело, не размечены, указателей нет. Конечно, главным достоянием всех окрестных склонов является знаменитый краснополянский снег. Поскольку я притащил с собой то, что было дома («рэйсинговый» вариант RC длиной 180 см), то и за сетку полез на них же. И даже смог получить удовольствие. Не было ощущения жестких бугров, несмотря на достаточно крутой склон, лыжи нормально цеплялись за снег и не проскальзывали на льду, которого практически и не было. Если бы было что-то более широкое в талии, можно было бы «прохватить» посерьезнее и не только под канаткой.
Теперь немного о самом грустном – о транспортной логистике. Добраться от любого курорта хотя бы в поселок Красная Поляна можно на обычных рейсовых автобусах, заплатив 10-15 рублей. Но: на этих же автобусах перемещаются и обычные жители, рабочие с олимпийских строек, старики и дети.
Неужели три краснополянских курорта не могут «скинуться» и закупить штук пять бесплатных скибусов, оборудованных валидаторами. Есть скипасс – проходишь, нет – едешь на рейсовом или вызываешь такси. Которое, кстати, тоже стОит денег – из поселка Красная Поляна доехать до ЛЮБОГО из курортов можно за 300 рублей (местная официальная компания «Альпика-Тур», но и частники берут столько же).
В настоящее время в поселке затеяли ремонт — проводят газ. Дело, конечно, нужное, вот только асфальт (где он был), как водится, сняли, а новый не положили. Да и траншеи не закопали – по улицам течет грязь, к некоторым домам подойти и проехать невозможно. Передвигаться по поселку лучше всего в болотных сапогах. Все бы исправили морозы, но где ж их взять – температура воздуха в Поляне +10 градусов.
Что имеем в итоге? Ценник на проживание в частной гостинице в поселке Красная Поляна в комнате с «удобствами», кроватью, стулом и вешалкой из мебели начинается от 1000 р. на одно лицо, плюс 200 р. за завтраки. Все бы ничего, но в условиях дикой распутицы вы получаете жизнь на острове – лишний раз куда-либо выйти или элементарно дойти до остановки автобуса, это еще десять раз подумаешь, а на такси «наши люди в булочную не ездят». Следующая основная трата — скипасс. Что касается работающей Карусели, то это — 1000 р. в будни, 1300 в выходные и 1600 в праздники. Если снегопадов не было давно, получаете унылый спуск по трассе с камушками, либо катание по буграм под канаткой. Ну, или искать приключений офф-пист. В цирке наверху особенно делать нечего.
Дальше – еда. Хотите питаться сосисками – получится относительно дешево. Не хотите — цены ресторанные, до самых фантастических. Авиабилет из Москвы в а/п Адлер и обратно — от 8000 р. Возможно, поездом дешевле — не пробовал. Сейчас Красная Поляна в целом мало похожа на курорт. Это – Олимпийская стройка. Когда идет дождь или снег — грязь, когда сухо — пыль, которая вряд ли укрепит ваше здоровье.
Ну и напоследок немного «олимпийских» слухов от местных жителей.
- Мест для проживания в Поляне и ближайших окрестностях хватит лишь для команд, судей, начальства и т. п. Все остальные (зрители, волонтеры, журналисты и пр.) будут селиться в Адлере.
- Довести до ума железную дорогу не успеют — вместо электропоезда вагоны будет таскать тепловоз.
- Объездную дорогу тоже достроить не успевают, поэтому на некоторых участках расширят ту, которая есть (похоже на правду — дорогу расширяют от Эстосадка в сторону Альпики и Розы Хутора). Т. е. она пойдет по поселку и в случае проезда VIP-гостей ее снова будут перекрывать, что, понятное дело, создаст большие проблемы на въезде-выезде.
- «Сдадим всё и досрочно!» — строители-попутчики в кабине канатной дороги. На вопрос, где жить потенциальным зрителям потенциальной Олимпиады, страшно удивились — каким зрителям? На трибунах и волонтеров хватит, для остальных существуют кордоны ОМОН…
P. S. Возможно, я сгущаю краски, возможно, мне просто не повезло с погодой и временем катания — праздники в Поляне по определению самое дорогое и многолюдное время. Возможно, когда все будет достроено, здесь будет «город-сад». Возможно. И тогда Красная Поляна станет действительно лучшим курортом России. Курортом для всех.
P. S. S. Прошу прощения за некачественные фото — снималось на «мыльницу» в туман, дождь и снег, при максимальном приближении.