Начиная с самого Нового Года на сайте SKI.RU в блогах публиковались достаточно интересные заметки пользователя mkrut о фрирайд-путешествии по Европе, которое началось 31 декабря 2009 и завершилось 26 февраля 2010.
Ребята просто собрались и поехали кататься на лыжах на целых два месяца! Только вдумайтесь: два месяца катания – это же мечта!
За это время они посетили новые места, незнакомые русским горнолыжникам, и мне показалось, что многим будет небезинтересно узнать некоторые детали этой поездки.
Вот я и попросила Мишу Крутянского, главного идеолога и организатора путешествия, поделиться своими впечатлениями, выводами и полезной информацией.
(Сразу оговорюсь, что я тоже ездила, но только на первый месяц, а все самое интересное происходило уже без меня…)
Для начала ответь сразу, только честно: на какие средства ты смог поехать кататься в Европу на такой длительный срок?
М.К.: Можно подумать, украл или нашел богатую жену или папу? :) Нет, ответ на этот вопрос предельно прост и банален – заработал. Уже долгое время моё сознание заполнено по большей части горными лыжами. Поэтому я работаю не на дом, машину или семью, а на горы. Работаю в основном весной и осенью по много часов в день. Ну и спонсоры начали немного помогать. В этом сезоне у меня отличная одежда Halti...
Тогда сразу напрашивается следующий вопрос: кем же ты работаешь?
М.К.: Сыном богатого папы! Шучу :). Мой отец работает научным сотрудником в нашей стране, поэтому уже давно я обеспечиваю себя сам. Но без родителей у меня бы не было ни дома, ни моих увлечений. Поэтому спасибо им большое.
В настоящее время я работаю инструктором по скалолазанию в спортивном комплексе «Скала-Сити». Так что если вы будете пить пиво в «Точке отрыва», заходите в гости на первый этаж!
Кроме того, этой осенью я запускал в эксплуатацию новый скалодром в спорт-клубе «Спектр» на м. Тёплый Стан.
Хм… видимо, ты хороший инструктор :)… А теперь давай по порядку: Как вообще зародилась идея такой длительной поездки? Куда вы решили поехать?
М.К.: Эта идея не была спонтанной, я уже несколько лет шёл к такой поездке. Точнее говоря, я мечтал об этом, а с каждым годом мечта становилась все более близкой. Мне, как райдеру (спортсмену, катающемуся вне трасс), хотелось как можно больше нового интересного рельефа, на котором лежит много пушистого нетронутого снега. Эти запросы было необходимо уложить в весьма ограниченный бюджет. Сколько я ни катался на лыжах, у меня ни разу не получилось накататься, поэтому мы решили не тратить зря драгоценное зимнее время и поехать на 2 месяца – срок, на который дали визы. Мы выбрали Европу, историческую родину фрирайда. Основное время было решено провести во Франции, в регионе Hautes Alpes (Высокие Альпы).
Чем был обусловлен выбор места катания?
М.К.: Все курорты России отпали моментально – в Приэльбрусье я катался 5 лет подряд, в Красной Поляне не пускают на самый верх, на Домбае нечего делать целый сезон, в Шерегеше нет интересного рельефа. Америка – сложно получить визу и очень дорого. Экзотику типа Ирана, Индии решили оставить на потом. В прошлом году наша команда посетила курорты Serre Chevalier и Montgenevre во Франции. Там были найдены отличные возможности для фрирайда. В Montgenevre в прошлом году был снят видео-профайл знаменитого лыжника Кандида Тове. Путём долгих изысканий, раскопок в интернете и часовых зависаний в программе Google Earth были найдены необъятные и неизвестные публике возможности для внетрассового (как выяснилось позднее, и трассового) катания в этом регионе. На второй месяц у нас было запланировано участие в международных квалификационных соревнованиях по фрирайду Freeride World Qualifier. Этапы этих соревнований и определили в дальнейшем нитку нашего путешествия по Европе: после Франции в Швейцарию, затем Италия и по дороге домой – Австрия.
А почему же остались в стороне «мекки» фрирайда: Шамони, Ля Грав…?
М.К.: В Ля Граве мы были в прошлом году. Вопреки своей «раскрученности», рельеф этого места меня разочаровал – нет возможностей покатать в спортивном динамичном стиле с прыжками. Есть колоссальные возможности для ски-тура и ски-альпинизма. Но мы ездили не за этим.
В Шамони мы заехали всего на один день, чтобы посмотреть этап чемпионата мира. Кататься там оказалось непозволительной роскошью для нас – ски-пасс стоит 50 Евро в день. В Шамони надо приезжать на всю зиму и кататься по сезонному ски-пассу. Так поступает очень много европейцев, особенно скандинавов и англичан, больных горными лыжами.
И как же вы перемещались по всей Европе? Каким транспортом пользовались и большие ли были расходы?
М.К.: Мы поехали на своём автомобиле прямо из Москвы, чтобы не брать в аренду машину в Европе. Спасибо моему другу Андрею Арсееву за то, что не пожалел свой старенький Nissan Almera, который только за эту поездку проехал 11 тысяч километров, а также сделал всё необходимое ТО.
В Европе дорого стоит бензин, особенно во Франции и Италии, но это не самая большая статья расходов.
Сколько же вещей и человек влезло в такую маленькую машину?!
М.К.: 7 пар лыж, музыкальные колонки, палатка, газовая горелка… и несметное количество какого-то непонятного барахла, которое с трудом позволило разместиться трём людям, ещё двое полетели на самолете.
Зачем палатка? Вы что, жили в палатке?
М.К.: Фрирайд требует жертв :). На самом деле палатку взяли на всякий случай, так как жилье было забронировано только на первые три недели. В результате она нам не пригодилась.
Жили в гостиницах?
М.К.: Нет, только в частном секторе, в апартаментах и в кемпингах. Все гостиницы и отели назначали недопустимую по нашим меркам цену. Кроме того, мы хотели готовить сами.
И в каком же составе вы путешествовали, с кем катались?
М.К.: Важный вопрос! Мой напарник в этой поездке – Андрей Арсеев. Мы уже давно катаемся вместе и не собираемся менять эту традицию. С прошлого года Андрей начал фотографировать, мне кажется, у него получается неплохо – судите сами.
Второй участник – это Катя Коровина, лыжница и альпинистка-скалолазка, которую поддерживает Marmot. Моя спутница в жизни и мой балансир в тех случаях, когда я теряю равновесие. Ты же была с нами в течение первого месяца во Франции ).
Максим Рословцев – самый опытный лыжник в нашей компании и видео-оператор. Максим готовит сенсацию – горнолыжный фильм «Траектория».
Аня Ханкевич – известный прорайдер Halti, Amplid, AmpShop. Чемпион соревнований в Италии MysticХperience. Ну а для нас – отличный компаньон и друг.
Спасибо тебе за доброе слово ). А вот про фильм можно поподробнее? Что за фильм и о чем?
М.К.: Фильм о горных лыжах, конечно! Рабочее название «Траектория». Автор идеи и оператор Макс Рословцев. Это полностью его детище, его задумка. Так что мы знаем только, что Макс хочет сделать именно кра-сиии-во-е горнолыжное видео. В общем, он выбирал время и место съемок, ракурсы, ну а мы старались проехать как можно лучше. Оказывается, сниматься – это совсем непросто. И про катание на время съемок можно забыть. Поиск точки съемки и точки страта, наводка по рации, затем стоишь, ждешь команды, проезжаешь несколько десятков метров, снова стоишь. Потом выясняется, что поехал не туда, не красиво, за елкой скрылся или просто запнулся – и все заново. Но мне все равно понравилось!
Кроме видеосъемок у нас были еще и фотосъемки. Андрюха Арсеев так увлекся процессом, что даже некоторыми спусками жертвовал ради кадров. За что мы ему очень благодарны!
В этой поездке я почувствовал, что оператору и фотографу нравится меня снимать. Наконец-то я выгляжу более-менее как райдер, опрятно и аккуратно, спасибо еще раз Halti за новый костюм. Я раньше считал, что все равно в чем кататься, главное - кататься. Но потом поменял свою точку зрения. Кирилл Анисимов как-то сказал, что райдер должен быть опрятным. Да и Наташа Лапина, классный фотограф, говорила, что, если райдер хочет, чтобы его снимали, то пусть одевается ярко. Из нас всех самая яркая получилась Катя. Вообще для съемок, чем ярче и красочнее, тем лучше: райдера должно быть видно издалека – так намного проще. Красивые фото и видео требуют красивой одежды.
Ну, а как получили визы? Сами занимались?
М.К.: Сами. Честно и откровенно с французским посольством не получилось, поэтому нам пришлось выполнить все формальности и принести подтверждения бронирования жилья на большой срок, которое нам без проблем выслали хозяева квартиры во Франции.
Не было ли проблем с языком, то есть с языковым барьером?
М.К.: С этим не возникло проблем, мы все учили в школе иностранный язык :). Андрей, Аня и я говорим по-английски, благодаря чему не было никаких проблем при общении с лыжниками изо всех уголков мира. Да и французским некоторые в нашей компании тоже владеют ;).
Самая большая статья расходов это всё же ски-пассы. Как вам удалось не разориться за 2 месяца и почему решили не покупать сезонный ски-пасс на какой-нибудь один курорт?
М.К.: Не хотелось заковывать себя в какие-либо рамки. А что если на том курорте, на который мы купим сезонный ски-пасс, не будет снега или сломается интересующий нас подъёмник? Мы выбрали такое место, вокруг которого много маленьких и неизвестных курортов с прекрасным внетрассовым катанием и очень низкими ценами на ски-пассы. Это был эксперимент, и мы убедились, что в следующем году хотим поступить также.
Ты упомянул, что вы хотели поучаствовать в соревнованиях. Что за соревнования и как вам удалось на них попасть?
М.К.: В 2008 году я первый раз поучаствовал в соревнованиях по фрирайду и с тех пор пытался попасть на все соревнования, на которые мог. Предел мечтаний – это чемпионат мира, который носит название Freeride World Tour. Но простым смертным попасть туда практически невозможно, поэтому по всему миру проводится ряд квалификационных стартов – Freeride World Qualifier. В этом году было несколько открытых этапов в Европе, на которые совсем не сложно попасть. Мы участвовали в трёх соревнованиях – Freeride de Flaine во Франции, Stimorol Engadinsnow в Швейцарии и Mystic Хperience в Италии. Из российских райдеров в этих соревнованиях принимали участие только мы с Андреем, Аня Ханкевич и Вероника Сорокина.
В двух словах: каковы впечатления и успехи? Это же все-таки международные старты!
М.К.: Мне и даже Ане ещё есть куда расти :). На самом деле, уровень квалификационных соревнований невероятно высок. Большинство людей просто не поверит, если им на фотографии показать проезды спортсменов. В первых двух соревнованиях я не прошёл в финал и стал 30-м и 32-м соответственно. В Италии мне удалось стать 6-м в квалификации, в финале я упал и стал 13-м. Безусловным фаворитом в Италии стала Аня Ханкевич, занявшая первое место. Я получил уникальный опыт участия в международных соревнованиях и есть много того, о чём я хочу рассказать, но это тема другой статьи.
Можешь перечислить все курорты, которые вам удалось посетить за эту поездку?
М.К.: Запросто, у меня хорошая память.
Франция: Serre-Chevalier (Серр-Шевалье), Montgenevre (Монженевр), Pelvoux (Пелву), Vars-Risoul (Вар-Ризуль), 3 маленьких курорта в зоне катания Queyras (Кейра), Flaine (Флэн), Chamonix (Шамони), Avoriaz (Авориаз), Valfrejus (Вальфрежус) Италия: Monterosa (Монтероза), Sestriere (Сестриер)
Швейцария: St Moritz (Санкт-Мориц)
Австрия: Mayrhofen (Майрхофен)
Нет, мы не ставили своей целью проехать максимальное количество трасс. Так вот легли эти места на нашу нитку путешествия.
Очевидно, что путешествие удалось на славу. Но что, по-твоему, стало залогом успеха?
М.К.: Коварный вопрос, конечно же компания! На самом деле, в не меньшей степени желание. Просто желание кататься. Любовь к скольжению, к нетронутым склонам и к ощущению полета! Ну и продуманное планирование разных аспектов поездки. Мы смогли организовать поездку таким образом, чтобы потратить за 2 месяца не больше денег, чем за 2-3х недельный тур. Довольно сложным вопросом оказался процесс выбора рельефа для катания. По внетрассовым спускам в большинстве мест нет никакой информации, и всю разведку приходилось осуществлять своими силами. Мне кажется, мы хорошо справились с этой задачей.
Какое место понравилось больше всего и куда хочется вернуться?
М.К.: По совокупности субъективных факторов мне больше всего понравилось место под названием Molines в зоне катания Queyras. По каждому курорту мы напишем подробное описание, как общего характера, так и сугубо для любителей внетрассового катания. Следите за публикациями на сайте SKI.RU и в журналах!
Вопросы задавала Екатерина Коровина
10.03.2010
Отвечал – Миша Крутянский
Автор фотографий – Андрей Арсеев
P.S. После возвращения в Москву и краткого пребывания на исторической родине ребята планировали завершить это фрирайд-путешествие посещением Словакии и участием в соревнованиях FWQ Jasna Giro Adrenalin.
Проведя две недели на Чегете, Миша Крутянский сорвался в Москву, чтобы успеть на соревнования в Ясне. В путь отправились все на той же верной Альмере.
К сожалению, уже на территории Словакии машину занесло на ледяной дороге.
Сейчас Миша лежит в больнице с раздробленной голенью и не может поверить, что в этом году у него больше не будет фрирайда и что дальше - неизвестно…
Но мы верим, что пройдет время и он еще добьется высоких результатов, к которым так стремился.
Ждем подробностей двухмесячной эпопеи