В прошедшем сезоне она была очень сильна: выиграла Универсиаду, чемпионат страны, несколько этапов Кубка Европы и его общий зачет. В настоящий момент Екатерина готовится к сезону в составе сборной России. Ее оценка прошедшего сезона, планы на предстоящий год и воспоминания о самом ярком моменте карьеры – в этом интервью.
– Ты начала тренироваться с командой со второго сбора на Эльбрусе. Как провела этот отрезок времени между чемпионатом России и первым для себя сбором?
– Я отдыхала где-то месяц, потому что сезон был очень сложный. Всего получилось 23 старта – впервые у меня такое. Обычно было максимум 15, и то если повезет. А тут я отъездила почти все Кубки Европы – только начало пропустила. К чемпионату России у меня уже почти не было сил, я, можно сказать, доживала. И я месяц отдыхала, почти ничего не делала. Была дома, потом ездила в отпуск. Тренеры разрешили мне пропустить первый сбор на Эльбрусе. Я начала тренироваться сама до этого, естественно. Сейчас хорошо себя чувствую, отдохнувшей.
– Расскажи свои впечатления о тренировках на памп-треке в Москве?
– Как и вся команда, я тоже впервые тренируюсь на таком треке. У нас почти никто не тренировался так. Мне очень нравится, на самом деле. Специфика очень похожая, ближе к кроссу. Но на роликах это, конечно же, намного сложнее. Лыжа у нас длинная, более устойчивая. Если ты теряешь баланс, лыжа тебя спасает. Ролики этого не прощают. Ты не можешь расслабиться, нет даже доли секунды между волнами – сразу же ролики уезжают. На лыжах такого нет – там есть моменты, когда ты едешь и можешь отдохнуть на трассе. Конечно же, этого тоже делать нельзя, но есть такие моменты, когда трасса длинная – можно расслабиться перед каким-то препятствием. Тут только расслабляешься – все, сразу падаешь. Два круга на треке занимают около минуты, но ноги встают будто тумбу полторы минуты отпрыгал. В ски-кроссе у меня такого нет, на лыжах мне легче.
– Чувствуешь, что привыкла к этой нагрузке спустя определенное время?
– Да, конечно. В первый день мы поехали на детский трек, и я там сразу же упала. Проехала два круга, разогналась, меня в контруклон вдавило, и я не смогла справиться. В прошлом цикле мы снова поехали на детский, чтобы попробовать, и все уже было по-другому. Но травм не было. Мы же девочки, аккуратно ездим, на технику.
– Какие ощущения перед новым сезоном? Какие цели ставишь?
– Конечно, я бы хотела быть в топ-10 Кубка мира как минимум. Думаю, все может получиться после моего сезона на Кубке Европы. Я раскатилась – до этого была травмированная, и тяжело было снова все начинать заново.
– Чувствуешь себя лидером команды?
– Нет, не чувствую. У меня была определенная цель – вернуться в команду. Доказать самой себе. Я это сделала, мне стало легко, теперь я могу просто спокойно тренироваться. Раньше было такое состояние – все надо, надо, надо. Сейчас просто спокойствие и уверенность.
– Были ли хотя бы теоретические шансы попасть на главный старт – чемпионат мира?
– Теоретические были, но у меня не было визы, я не была в команде на тот момент. Но я не расстроилась. Я же понимала свои силы на тот момент, что мне там делать?
– В какой момент сезона к тебе пришло ощущение, что он идет успешно и сложится очень хорошо?
– Это было в начале марта, когда мы поехали в Чехию на Кубок Европы. Я стабильно там выступала. В Чехии я выиграла этап и подумала – нормально, можно и за общий зачет побороться. И потом в Грузии получилось хорошо выступить.
– Есть ли у тебя самой объяснение, почему удалось провести настолько успешный сезон?
– Я была очень злая. Травмировалась, потом не отобралась в команду и не попала на Кубок мира – пришлось ехать за счет региона. На этом фоне мне хотелось доказать самой себе и тренерам команды, что я могу. Я разозлилась. И мы много работали летом, конечно. Я понимала, что если не сейчас, то уже все, ничего не будет. Если я хотела вернуться в команду и продолжать дальше, мне нужно было что-то делать. Понимали, что нужно хорошо выступать, показывать результат.
– Какой момент сезона был самым ярким?
– Чемпионат России. Всегда мечтала его выиграть, и в этом сезоне получилось. Мне кажется, для меня это было самое яркое событие. Но эмоционально и физически было уже очень тяжело. Это был заключительный старт, 23-й по счету. Еще перелеты – в Красноярск из Питера лететь далеко, мы весь сезон провели в переездах, поначалу на машине. Это очень сложно. До того момента, когда приехали в Красноярск второй раз, у меня все было хорошо. Но когда прилетели на Универсиаду, у меня началась акклиматизация из-за всех перелетов, я сильно заболела, потом еще месяц не могла выздороветь. Даже на чемпионате России еще кашляла – организм сел.
– Разве не было у тебя уверенности перед чемпионатом России? Ведь в течение сезона ты уже одержала на красноярской трассе три победы.
– Вся проблема ски-кросса в этом: ты не можешь быть уверена. Ты не знаешь, какой на трассе снег, на какую кочку ты попадешь, что с тобой произойдет. Каждый раз едешь по-новому. Понятно, что у меня было преимущество – я была знакома с этой трассой. Но не только я. Другие девочки тоже там стартовали.
– Насколько серьезная у вас была борьба?
– Мы сразу же стартовали в полуфинале – девочек было мало. Два заезда и финал. Сложный был финал – у нас с Настей Чирцовой не получился старт, младшие девочки – Маша Доброва и Даша Мельчакова – нас зажали. Пришлось побороться. В итоге Маша была третьей, Даша четвертой, но они нас выиграли со старта – Маша выехала первой. Я ее догнала и больше никого не пустила.
– Какие яркие моменты в целом в карьере вспоминаются?
– Это 2013-й год, когда я выиграла серебро на юниорском чемпионате мира в Вальмаленко. Соперники были довольно серьезные – Мариэль Томпсон, которая стала первой, Элизе Бэрон, Сандра Неслунд. Я заняла второе место, меня это мотивировало. И у нас в стране так принято, что очень важно показать хорошие результаты на юниорском уровне, это очень ценится. И для себя на будущее тоже нужно – знать свои силы.
– А что касается выступлений на взрослых чемпионатах мира, например, ЧМ-2017? Какие воспоминания остались о нем?
– На тот момент я не была в команде. Перед чемпионатом был этап Кубка мира в Миассе, где я выступила неплохо среди наших. Прошла отбор. Хотя в том сезоне у меня еще не было никакого опыта – выступала два раза на Кубке Европы, проехала три старта на Кубке России. И на той трассе чемпионата мира в Сьерра-Неваде очень сложно было ехать – там была жара, снег черный, трасса плыла – очень сложно было ехать. И эмоционально тоже. Я “поплыла”, даже не финишировала в своем заезде. Осталось, конечно, чувство неудовлетворенности.
– Ты уже упоминала свою травму, из-за которой пропустила олимпийский сезон. Расскажешь, что тогда произошло?
– Это случилось на этапе Кубка мира в Иннихене, в декабре 17-го года. Мы как раз зарабатывали квоту на Олимпийские игры. Там на тренировке я один раз проехала по трассе и на втором спуске перелетела препятствие, приземлилась в компрессию, и у меня просто крест порвался. Меня сразу же прооперировали в Италии. Но это был мой третий крест: первый был в 11-м году, второй в 13-м, тоже в олимпийский сезон. И восстановление на этот раз прошло легко – не было осложнений. Я сразу же начала ходить – на костылях почти не передвигалась, только долетела до дома. Там начала нагружать ногу, заниматься физиолечением. Я сразу начала все это делать, у меня быстро пошло восстановление. В июне уже приступила к полным объемам нагрузки. Колено совсем не беспокоило. Когда встала на лыжи, даже не было чувства, что была травма – встала и поехала. Мне просто очень хотелось это делать! Раньше были такие мысли – как же так, я ведь столько не ездила, не стояла на лыжах. Но в этот раз я себя настроила, и все получилось хорошо.
– Расскажи немного о себе. Откуда ты родом, как начала заниматься спортом?
– Я из Кировграда – это маленький город в Свердловской области, там живет 25 тысяч человек. Занималась горными лыжами с шести лет, 99-го по 2009-й год. Тогда я закончила девятый класс, и в Питере в училище олимпийского резерва набирали группу девочек в ски-кросс. Мой тренер об этом узнал, предложил мне. Немного подумав, я согласилась и уехала. В горных лыжах я выступала только по детям, на всероссийских соревнованиях заезжала в призы. И первый год в Питере мы совмещали горные лыжи и ски-кросс. Там уже пошел взрослый возраст, уже тяжело было. И мы решили окончательно перейти в ски-кросс. Меня это даже порадовало, потому что ски-кросс мне сразу очень понравился. По сравнению с ним горные лыжи – такая скука! Понимаю, что в выборе я не ошиблась.
– На свой день рождения ты выкладывала видео, где Максим Вихров дарит тебе картину – твой портрет, на который ты очень эмоционально реагируешь. Расскажешь, что это за история?
– Макс всегда говорит, что я очень злая – я на него все время ругаюсь. После сезона мы поехали в Москву на УМО, и на вокзале у нас зашли в “Бургер кинг”. У меня не было настроения, и Макс на меня нацепил эту корону и сфотографировал, какая я злая. Потом из этой фотографии он решил сделать картину и подарить мне. Это было классно! Она теперь у меня висит на стене.
– Ты провела отпуск в Узбекистане, по социальным сетям было видно, что эти места вызывают у тебя очень много эмоций. Что тебя там привлекло?
– Мой друг Кирилл Меренков родился там. Мы ездили к нему на родину, он мне показывал достопримечательности. Мне очень понравилось. Страна дешевая, там можно шикарно отдохнуть. Очень красиво. Мне очень понравился город Бухара – один из самых старинных городов Узбекистана, там все очень красивое – мечети, минареты, им по тысяче лет. Все сохранилось. Я набралась впечатлений и здорово отдохнула перед новым сезоном.
Сборная России по фристайлу в дисциплине ски-кросс, в составе которой тренируется Екатерина Мальцева, на минувшей неделе завершила сбор в подмосковном Парамоново. В ближайшее время команда проведет еще один сбор в Москве.
Наталья Будаева, пресс-служба ФФР
Фото Павла Табарчука, пресс-службы Универсиады-2019, из личного архива Екатерины Мальцевой
Источник: ffr-ski.ru
Впервые слышу о ней.
Кто она?