Чемпионка мира по сноуборду, победительница Кубка мира сезона 2010/2011 Екатерина Тудегешева в интервью корреспонденту агентства «Р-Спорт» Александре Владимировой рассказала о том, на какую тему может рассуждать часами, о важнейшем уроке, извлеченном из прошлого сезона, и объяснила, почему не будет экспериментировать в этом году.
— Ничего особо страшного не произошло, допустила маленькую ошибочку. Но трасса коротенькая, поэтому здесь даже такие маленькие ошибки не прощаются. Все равно я рада: достойный соперник, хороший результат. Конечно, моя форма далека от идеальной. Все-таки конец августа, поэтому не стоит сейчас говорить о супершикарной форме. До начала Кубка мира еще почти четыре месяца! У меня еще много времени. Ведь хорошую форму очень тяжело держать на протяжении всего зимнего сезона, поэтому процесс будет идти постепенно. Пока начинаем со вторых мест, закончим, надеюсь, первыми (смеется).
— Прошлый сезон, как вы сами признавались, получился экспериментальным. В этом году продолжать экспериментировать не планируете?
— Нет, все эксперименты закончились в прошлом сезоне. Мы решили, что я остаюсь на том же оборудовании, которое использовала раньше. Я меняла длину доски, но поняла, что та, которая у меня была до этого – самая лучшая, и для меня она оптимальна.
— Зачем нужны были эксперименты? Ведь вы и так были лучшей в мире.
— Всегда хочется чего-то большего. Хотела увеличить скорость, соответственно, оторваться от соперников еще больше. Если не экспериментировать, то нельзя будет добиться прогресса. Надо пробовать, искать новое. Иначе остановишься и прекратишь движение вперед. Экспериментируют все сборные мира, все спортсменки: пробуют новые пластины, ботинки, доски, весь остальной инвентарь. В сноуборде должен быть прогресс — в скорости, в красоте и пластике вида спорта. Ведь весь мир модернизируется, и сноуборд не исключение.
— Зато я поняла, что та доска, к которой я вернулась, идеальна. Она создана по моим параметрам, под мой рост и вес. Я вставала на более длинную доску, и оказалось, что мне не удается физически с ней справиться. Из-за этого возникали проблемы. Все должно быть изначально продумано.
— Получается, для того, чтобы убедиться, что все было идеально, надо было пожертвовать целым сезоном?
— А как еще можно было в этом убедиться? Естественно, лучший тест — это соревнования. Они все быстро ставят на место и показывают, кто в какой форме, у кого — лучший инвентарь, лучшие сервисеры. Кубок мира — соревнования очень высокого уровня, высочайшего. Не Кубок России. На таких стартах, как этот, что-то понять сложно.
— Зато этот Кубок России показал, что и на национальном уровне по-прежнему существует конкуренция.
— Но эта конкуренция есть, опять-таки, в составе сборной России. Я перед стартом шутила: «Ну что, девчонки, опять устроим междусобойчик?» (смеется).
— Почему в последние года два в сборную России перестали приходить конкурентоспособные сноубордистки? Из новых имен только Дарья Грознова, и то ее результаты значительно не дотягивают до уровня лидеров команды.
— У нас сложный вид спорта — с технической и физической точки зрения. Так не бывает, чтобы ты поехал — и сразу стал звездой. Необходимы упорные тренировки, тебя должен кто-то вести… Хотя, на самом деле, это разговор не на один час и даже не на два. Чтобы спортсмен вышел на высокий уровень, должна быть проделана очень серьезная работа.
— Получается, в России просто пока нет девочек, готовых так серьезно «пахать»?
— Да нет, есть… Все зависит от желания спортсмена. У тебя может быть шикарный тренер, отличные условия, но если нет желания работать — никто ничего не сделает. Возможно, еще не нашлась такая вторая Тудегешева, но мы будем ее ждать. Пока такую не дождусь — не уйду из спорта.
— Уйдете из сноубординга только в этом случае?
— Да, исключительно в этом случае. Я очень люблю свой вид спорта, хочу, чтобы он развивался, чтобы сноуборд стал массовым видом спорта, и очень много детей по всей России катались, появлялись новые школы. Я считаю, что сама должна его развивать. Хотя бы своими результатами.
«Есть трассы, которые сами тебе помогают выигрывать»
— В этом сезоне помимо традиционного мирового Кубка сноубордистам предстоит выступать на чемпионате мира. Вы направите основные усилия на подготовку к этому старту или сконцентрируетесь на том, чтобы повторить успех двухлетней давности, когда завоевали «Большой Хрустальный глобус»?
— Конечно, безумно хочется показать хороший результат на чемпионате мира. Скорее всего, я буду подводить свою форму именно к этому старту. Но, как вы понимаете, все верно рассчитать очень сложно. Форма должна сохраняться на протяжении всего зимнего периода. Так что и Кубок мира мы не оставим в стороне, будем выкладываться на каждом старте на сто процентов.
— Чемпионат мира-2013 пройдет в Канаде. Если не ошибаюсь, в Стоунхэме вы побеждали, как минимум, два раза.
— Там шикарная трасса! Она длинная, с крутыми и пологими участками. Я бы назвала ее рабочей. Физически преодолевать трассу тяжело, так как набираешь очень высокие скорости. И это как раз то, что я люблю! У меня там получается. Нечасто случается так, что трасса сама помогает тебе выигрывать. Когда находишь такие редкие места, это очень приятно.
— Главный тренер сборной Денис Тихомиров как раз говорил, что для вас это самая удобная трасса в мире.
— Я не могу это объяснить. Я сама не понимаю, почему так. Просто там я еду лучше, чем где-либо в другом месте.
— В Канаде сноуборд пользуется большой популярностью? На прошлом чемпионате мира в испанской Ла-Молине практически не было зрителей.
— В Канаде так, как везде. У нас бывают аншлаги, например, в Москве. Австрийцы иногда подобное устраивают. Но все зависит, в первую очередь, от организаторов, от того, какую рекламную компанию они проводят. Если народ не знает, он, естественно, никуда не поедет. Так что дело не всегда только в популярности сноуборда в стране. Проблема в том, что очень немногие занимаются рекламой. Большинству неважно, были зрители или нет.
— А насколько важно для профессиональных спортсменов наличие зрителей на трибунах, если речь идет о соревнованиях не в родной стране?
— Если много народу, то нам уже веселее. Ведь могут болеть, поддерживать не только своих, но и спортсменов из любой страны. Сразу меняется атмосфера.