Женская сборная России по биатлону продолжает подготовку к сезону под руководством немецкого специалиста Вольфганга Пихлера, переехав 26 июня из Рупольдинга (Германия) в Тоблах (Италия).
О работе в национальной команде Агентству спортивной информации «Весь спорт» подробно рассказала Екатерина Юрлова (на фото с официального сайта Союза биатлонистов России).
- Катя, как вам работается под руководством Вольфганга Пихлера?
- Наверное, тяжело психологически принять большие нагрузки. Но все мы понимаем, что это работа, без которой просто невозможно выйти на хороший результат в Кубке мира. К тому же, не мы одни так интенсивно тренируемся. Наши основные соперницы – немки и норвежки – тоже пашут. Сложность заключается в том, что никогда раньше мы такой работы не делали. И поэтому она для нас, можно сказать, в новинку. Но физически мы со всеми нагрузками справляемся, никаких проблем не возникает.
- Что для вас является самым сложным в тренировках? В чем приходится преодолевать себя?
- Не скажу, что есть что-то сложное. Новое – безусловно. Это интенсивные силовые тренировки, которых у нас раньше не было. Точнее сказать, сейчас они совсем другой направленности. Поход в горы, например, или велокроссы.
- А с велосипедом вы раньше дружили?
- Я, наверное, на велосипеде научилась кататься тогда, когда научилась ходить (смеется). Спасибо родителям. Но одно дело кататься в удовольствие, совсем другое – тренировочные велокроссы. Здесь тяжелая работа, настоящая пахота. Но я понимаю, что это необходимо, что велокроссы нужны для укрепления мышц.
- Почему после перового сбора вы не поехали домой, а остались тренироваться в Рупольдинге?
- Четыре дня отдыха, которые нам дали между сбором и самоподготовкой, я занималась решением проблемы с винтовкой, делала примерку ложи. Так что отдых у меня получился в работе. Я не успевала приехать домой до начала самоподготовки, поэтому приняла решение, что лучше остаться в Рупольдинге. Здесь очень хорошие условия для тренировок. К тому же, я тренировалась не одна, а со Светланой Слепцовой, которая тоже не поехала домой.
- Во время самоподготовки вы тренировались сами или под контролем Пихлера?
- Вольфганг постоянно приезжал к нам со Светланой в отель, мы проговаривали предстоящий тренировочный день. Иногда на некоторых тренировках мы выполняли задания самостоятельно. Он полностью доверял нам.
- Во время сборов функции переводчика, во время общения с Пихлером, берет Павел Ростовцев. Как вы преодолевали языковой барьер в его отсутствие?
- Вольфганг хорошо говорит по-английски, я тоже знаю язык – поэтому у нас не возникло никаких проблем в плане объяснения. И немецкий я тоже начала учить. Впрочем, как и все в команде. У нас даже есть такая игра: выписываем новые слова, когда идем в столовую – и разучиваем их. Самые необходимые, касающиеся спорта и бытовых вопросов, уже знаем. А вот предложениями общаться пока тяжело (смеется).
- Павел Ростовцев – опытный спортсмен, но молодой тренер. Как вам с ним работается?
- Ростовцев очень рассудительно ко всему подходит, доходчиво объясняет, поэтому работать с ним – одно удовольствие. Я начала биатлон смотреть с Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити. И помню выступления Павла Ростовцева, Сергея Рожкова, Виктора Майгурова, Сергея Коновалова, который работал у нас тренером в прошлом году. Я смотрела на них, радовалась победам. А моими самыми любимыми спортсменами были супруги Пуаре – Рафаэль и Лив-Грет. Я влюбилась в эту пару, мечтала с ними встретиться. Три года назад я познакомилась с Рафаэлем, а год спустя и с его очаровательной женой. И сейчас мы общаемся по-дружески.
- Вы – одна из самых молодых спортсменок в сборной России. Нашли общий язык с подругами по команде?
- Я близко общаюсь с Анной Богалий-Титовец и Ольгой Зайцевой. Они самые опытные и титулованные в нашей команде и действительно являются для молодежи учителями, наставниками. У меня очень хорошие отношения со всеми девочками. И выделить кого-то из них не могу.
- Как восприняли в команде возвращение Ольги Зайцевой?
- Мы все рассчитывали, что Ольга останется. Никто не верил, что она вот так уйдет.
- Если вернуться мыслями в прошлый сезон… Что было для вас самым неприятным?
- Провальное выступление в эстафете на домашнем чемпионате мира в Ханты-Мансийске. Не все гладко для меня складывалось и на этапах Кубка мира. Порой до призового подиума не хватало совсем чуть-чуть – как говорится, одного выстрела. Было очень обидно. Хотя я прекрасно понимаю, что без поражений нет побед. В принципе прошлый сезон для меня многое дал в плане опыта. Я впервые была в команде весь сезон, а не эпизодически, как раньше, когда подключали на одну-две гонки на некоторые этапы. А трудности… Через это тоже надо пройти, все время хорошо не бывает.
- Работу над ошибками уже провели?
- Нахожусь в процессе исправления (улыбается). После окончания сезона мой личный тренер вместе с наставниками национальной команды выявили некоторые базовые ошибки, над которыми я сейчас работаю.
- Главный тренер сборной России по биатлону Валерий Польховский сказал, что разрабатывается новая система отбора на соревнования. Вас уже об этом предупредили?
- Да, я знаю, что будет несколько этапов отбора. В этом году ни для кого не предусмотрено никаких привилегий за прошлые заслуги. Все будут проходить отбор на общих основаниях. Первый этап – летний чемпионат России в Тюмени. Второй – во время первого сбора на снегу в Финляндии, где у нас запланированы две контрольные тренировки.
- Ваше отношение к новым условиям?
- С одной стороны, психологически всегда легче тренироваться, зная, что зимой гарантированно будешь выступать на Кубке мира. К тому же, на отборе есть вероятность, что в самый нужный момент ты не сможешь показать все, на что ты готов. Но с другой, если бы прошлый сезон у нашей команды достойным, я думаю, и вопросов таких не возникало бы. Но у нас только Ольга Зайцева вошла в «красную группу», заняв 10-е место в общем зачете Кубка мира. Поэтому она имеет право не выступать на отборочных соревнованиях. А я стала – 17-й, и теперь вместе с остальными девчонками буду бороться за место в команде. И когда вопрос так стоит, это подстегивает, не дает расслабляться. К тому же, сейчас много молодых, перспективных девчонок, которые показывают неплохие результаты. Поэтому я считаю, что такие отборы нужны.
- Если бы такой отбор практиковался всегда, вы могли оказаться в сборной России раньше?
- Вряд ли. Я ведь в биатлоне всего пять лет. И прекрасно понимаю: чтобы добиться хороших стабильных результатов в этом виде спорта, нужно иметь очень большой опыт. Плюс хорошую лыжную и стрелковую подготовку. А прийти из лыжных гонок и начать сразу показывать хорошие результаты под силу только очень талантливым людям. Хотя на год раньше оказаться в сборной я, наверное, все же могла. Но как-то все проходило мимо меня... Что, возможно, даже к лучшему, ведь я хотела попасть в команду не последним номером, а так, чтобы уже составлять достойную конкуренцию девчонкам.
- И все-таки, лыжная подготовка помогает вам сейчас?
- В какой-то мере. Легче усваиваются объемы, которые предлагаются в биатлоне. Но всё-таки, это другой вид спорта. В биатлоне важна не только хорошая лыжная подготовка, но и стрелковая. Меткость – это один критерий. А скорострельность – другой. И не имея его, можно много проиграть.
- А образование психолога выручает в нужный момент? К примеру, сосредоточиться на огневом рубеже?
- Помогает, но не всегда. Иногда от сильной усталости начинаешь хуже себя контролировать. И тогда упускаешь довольно много. В биатлоне крайне необходима постоянная практика, благодаря которой и происходит накопление опыта. Впрочем, психология – это не только наука, но постоянные наблюдения, аккумуляция опыта. Выучить какой-то материал, зазубрить – это одно, а почувствовать на своем опыте – совершенно другое.
- Чем вы любите заниматься в свободное время?
- Общаться с родными – мамой, папой и братом. С семьей у меня очень близкие отношения. Люблю встречаться с друзьями. А еще я пишу стихи. Недавно вышел мой первый поэтический сборник. В него вошли дорогие для меня стихи, которые я выношу на суд читателей. Я буду рада и критике, и похвале. Думаю, что в июле или августе состоится его презентация в Москве. Надеюсь, прочитав мои стихи, болельщики увидят меня совсем с другой стороны. И в очередной раз развеется миф, что мы такие ограниченные, живем только спортом. Мы – обыкновенные люди. У каждой девочки в команде есть свое увлечение.
- Вдохновение приходит во время сборов? Новому тренеру уже что-то посвятили?
- Да. Здесь стихи тоже пишутся. А Вольфгангу посвятила небольшое эссе. Пока на русском. Мы с ним много общаемся на английском, мне нравится его философия, как он строит тренировочный процесс. У нас существует обратная связь: не только тренер – спортсмен, но и спортсмен – тренер. И такие доверительные отношения вдохновляют на работу и творчество!