Шел 2008 год… кризис… и буквально за 2 дня я сорвался на Эльбрус- на больше не было денег, а кататься ох как хотелось. Поездка сложилась в меру интересной, в меру экстремальной и довольно веселой, которой можно посвятить отдельный рассказ. А вывод был простой- сюда только на широких лыжах и только вне трасс с гидом.
Время идет, Австрия завоевала мое горнолыжное сердце, но 2016 год… кризис… подсчет бюджета на двоих показал цифру за 200 тыс. руб. и было решено покатать внутри границ нашей необъятной Родины. Взвесив все за и против, а так же дикое желание второй половинки посмотреть «тот самый вид с Приюта 11» выбран был Эльбрус; да и открытие новой канатки до Гара-Баши добавил жирный плюс в выборе данной горы.
Итак, как входные данные: комфортное проживание, вкусная, даже очень вкусная еда, катание внутри трасс (спуск с Приюта не в счет) и бюджет до 100 тыс. на двоих
Начнем с самого начала: самолетов из Москвы в Мин. Воды довольно много и по приятной цене в 6 тыс. с человека туда-обратно, лыжи часто включены в стоимость перевозки, но перед покупкой стоит этот момент уточнить.
Аэропорт Мин. Вод украсили и почистили, но больше поражает то, что внутри нет назойливых таксистов. Можно заказать за день машину из официального такси аэропорта (аж целых три конторы там)- цена вопроса 2800, за эти деньги получите убитую Нексию, но с адекватным водителем. Лыжи поместятся, но учитывайте, что в багажнике часто баллон с газом, так что реальная вместимость багажника ограничена примерно двумя чемоданами стандартных размеров, двумя парами ботинок, ну и парочка рюкзаков литров по 25-30 вместится;лыжи/доски уже по центру салона.
Альтернатива таксистам- частники примерно за эти же деньги или микроавтобусы по 1000 руб. с носа, вот некоторые из них:
- 8(928)081-5204 –Услим
- 8(928)078-9052 –Рафик
Размещение:
На любой кошелек: от 1000 за однушку в день, до … Нормальные, на мой взгляд, условия, условно назовем их австрийскими гестхаузами в 2-3*, обойдутся минимум в 4500 за номер, но часто будут включать в себя ужин, (сауна при этом будет опачиваться отдельно). Если жить за пределами поляны Азау, то стоит учесть, что машина с Поляны Чегета до Азау стоит 300 руб. (маршрутки дешевле почти в 2 раза), а из Терскола 200 рублей в одну сторону.
Отели в Чегете в большинстве своем расположены в прекрасном сосновом бору. Поляна Чегета находится ниже Поляны Азау, поэтому и дышать там легче, и находиться комфортнее. В Терсколе развлечений относительно много (больше, чем на Чегете/Азау), отелей так же достаточно, квартиры сдаются именно в этом славном городе. Но повсеместная грязь, недострой, коровник из грязи на другой стороне дороги портят все! Пешеходной дорожки нет, идти по дороге надо, где лужи, грязь…Ну не должно быть такого в туристическом месте! Азау: плохо, что высоко (подняться на 5-ый этаж пешком далеко не самая легкая задача), отелей достаточно и многие из них более, чем достойные, какие-то на дороге, какие то в лесной части. Грязи то же достаточно, но не в такой степени, как в Терсколе, а на самой поляне вообще все прекрасно, рыночек бы только привели в порядок (хотя на Чегете вообще ужас в этой части- не должно быть такого!).
Мы жили в Азау в нижней части и, честно говоря, вид на горы решал всё. Подниматься наверх с оборудованием нам было лень, по этому арендовали ячейки в лыжехранилище. Удивительно, но самые адекватный вариант предлагает «Альпиндустрия», расположенная прямо под французской канаткой.
Хоть и были со своими лыжами, посмотрели, что предлагают местные и это УЖАС! Из этих лыж давно было бы пора сделать какой-нибудь забор или смастерить огромный костер на поляне. А что? Получился бы отличный такой костер в снегах :)! Есть исключения: неплохое оборудование есть в гостинице «Антау» по 700 руб. за комплект; хороший комплект дадут в «Альпиндустрии» за 900; если же хочется широких лыж, то можно посмотреть в Бочке (1000 руб., у них же можно и одежду в прокате подобрать), что с другой стороны от станции первой помощи, или же в «Альпинудстрии». Заходили далеко не ко всем, может, есть еще нормальные прокаты.
Вот такое оборудование дают в «Альпиндустрии»
и за такие деньги ).
Виды с Эльбруса… Только ради них поехала моя вторая половинка - и это действительно того стоит!
Но начнем сначала: выкат на поляну Азау- сколько об этом писали, но бесполезно: так и не отгородили они учебку, что приводит к травмам и вообще в корне неправильно. Ну, отгородите вы ее, да, пусть будет уже, но зато спокойнее для всех!
Поднимаемся чуть выше- на «Кругозор». Пока вид не столь прекрасен и фотографировать особо нечего. Склон вниз теперь огорожен, убрали узкое горлышко в самом начале, а склон обрабатывают так, что Австрия тихо курит в сторонке. Покрытие лучше я видел только в Финляндии, но у них всегда -10 и ниже, так что сравнение некорректно.
Поднимаемся еще чуть выше на станцию «Мир»
Виды шикарны, появились кафешки на свежем воздухе Приятно отдохнуть на улице с чашечкой чего-нибудь в руках и думать о спуске вниз, который в самом начале довольно крутоват, но затем довольно полог. Трасса раздваивается и большинство уходит правее, и зря! Если пойти левее, то в конце будет участок почти с фантастическим вельветом, по которому почти никто не ездит - рай для карва и скорости!
В первый день, да и на второй, я бы не рекомендовал подниматься выше- слишком уж высоко и, скорее всего, будет болеть голова, не говоря уже о том, чтобы поняться на ратраке выше «Приюта 11»- это по-хорошему минимум на третий день!
Вот и настал наш третий день, прекрасная солнечная погода - и помчались сходу наверх к ратракам. Скажу сразу, это было ошибкой- надо было не столь рьяно подниматься, организм пока не привык, но выбор был сделан. Там, наверху, раскрывается вся красота Кавказа. Ратрак стоит 800 руб. с человека. Комфортнее, конечно, ехать на ратраке с закрытой кабиной, хотя с открытой получите больше кайфа от ветра и снега, который будет запрыгивать во все открытые щели :)
Поднимаемся наверх, а людей там…
Все делают селфи, минут через 5- начинается веселье: организм не привык к такой высоте и требует отдыха.
Спуск вниз до «Гара-Баши» прост, и его пройдет даже чайник в плуге, но стоит учесть, что сил уйдет море, ибо кислорода на этой высоте уже недостаточно. Но виды….
Кстати, спуск с «Гара-Баши» очень быстро убивается- причина кроется в поочередной смене относительно крутых участках и последующих выкатах, но сам по себе довольно неплох.
Итак, накатавшись вдоволь, самый лучший вариат продолжить день- пойти гулять по живописной тропе, которая соединяет поляну Азау, Терскол и Чегет. Удивительно, но указателей на нее почти нигде нет, да и знают про нее далеко не все.
Примерные входы и маршрут в Азау указал на карте:
https://maps.yandex.ru/-/CVHfeT9m
По ней же можно скатиться и на лыжах/досках прямиком из Азау до Чегета, есть некоторые участки, которые придется преодолевать пешком или прибегнуть к помощи палок, но они не критичны. По этой же тропе можно выйти и к водопаду, который маленький, но сойдет за местную достопримечательность. Кстати, чем поразила Тропа, так это своей чистотой - на ней даже окурков нет, так что ни в коем случае не мусорим!
Часть пути проходит в вдоль реки Баксан
А саму трассу помечают вот таким вот образом на деревьях и камнях.
С Чегета мы так и не скатились, но наверху побывали. Как и в 2008 году, некоторые камешки огорожены вот такими милыми палочками, некоторые не огорожены вообще никак.
Из рубрики найди палочки, чтобы не убраться в камни:
Опытные ребята могут рассказать, что и как здесь делать и куда лучше не ездить. Трассы на самом деле не такие и сложные, но отсутствие указателей и работы ратраков очень быстро превращают эту гору в ледяной спуск с буграми, а возможность свернуть не туда (иногда совсем не туда http://lifenews.ru/news/178766 ) является крайне легкой задачей, поэтому ездить здесь надо или очень аккуратно, либо с человеком, который знает эту гору, а если нет уверенности, то лучше вообще не ездить.
Безопасность:
Так случилось, что посмотрели за работой спасателей, так сказать вблизи- упал мальчик и мы оперативно решали вопросы по его первой помощи. Как итог:
- Если поблизости есть сотрудник МЧС (они к спасам не относятся), то в беде не оставит и решит задачку по вызову спасателей куда быстрее любого другого человека
- Спасатели приехали вполне оперативно и делали, с моей точки зрения, все правильно. Школа красного креста наконец заработала в полной мере, УРА! Небольшое отступление-снимать ботинок с поломанной ноги и даже ослаблять самому нельзя, для этого нужно знание, умение и минимум два, а лучше три человека. А вообще красный крест делает отличные курсы по первой помощи- рекомендую.
- Родители, не оставляйте без присмотра в горах своих чад, и разницы нет в РФ это или ЕС!
И в этот раз не получилось покататься вне трасс (то усталость после «Приюта», то снегопад, то туман..), но поговорил с ребятами из МЧС- они хоть и отговаривают от таких занятий, но если что вытащат. Есть три правила, которые упростят всем жизнь:
- Гид должен быть местный или ну почти местный. Если нет уверенности, ребята из МЧС помогут и подберут правильного, поверьте, им лишняя работа и риски по спасению нужны меньше всего
- Вне трассы, значит с доп. оборудованием:
- Лопата
- Бипер
- Щуп
- Шоколадка и полный термос
- В идеале еще и лавинный рюкзак abs (но цена зашкаливает)
- 2 дня после снегопада лучше по трассам покататься
Цена за гида примерно 2000 руб. с человека на целый день и, на мой взгляд, оно того стоит, ибо катание будет проходить совсем в других местах, нежели канатка, за эти деньги обычно выдают лопату, бипер и щуп (или доплата рублей 300-500).
Совсем забыл: еда. Вкусно везде, даже не просто вкусно, а божественно! Цена на покушать от 100 (чебурек) до 500 (суп+шашлык) на человека за обед, больше почти не реально- порции большие!
Апрески- худо, все идут в кафешки или гостиницы, хотя и есть достойные места на Чегете и в Терсколе, но это надо искать, а мы гуляли по тропе и после нее валились спать.
Как вариан,т на день можно организовать экскурсию по местным красотам- на машине намотаете примерно 500 км, цена вопросы 1000-2000 руб. с носа, мы не ездили, но ребята обычно в восторге.
Как итог:
- Несмотря на то, что фактически только один склон, он почти не надоедает
- С безопасностью, наконец-то, почти все норм
- Очередей нет (соревнование и сильный ветер не в счет)
- Старая канатка работает, среднее время ожидание на ней 30 мин, цена вопроса 800 за день, старая креселка до «Гара-Баши» работает редко
- Грязь все же добивает, хотя и обещают сделать дорогу в следующем году
- Узенькую колейку для лыж из Азау до Чегета превратили в шикарную тропу, но указателей на неё почти нигде нет
- Бюджет на двоих на неделю без перелета при условиях описанных выше (отель нам обходился в 6 тыс. за сутки) составил 85 тыс., который можно было бы и сократить и до 55, но условия были бы хуже
- Теперь есть возможность брать более или менее нормальное оборудование, в том числе и одежду
- Не все отели представлены на booking.com! Ищите на других ресурсах
- Без фрирайда лучше все же в другие горы, но Виды и еда того стоят!
- Вставать на лыжах на Эльбрусе рискованно, лучше поучиться в другом месте
- Военные есть (граница, как никак) но опрятные, довольные, доброжелательные и с неимоверно красивыми собаками
Хочу елочки, тротуар и чистую дорогу, а в идеале пешеходную зону по всему Азау!
+