Да, да - спасибо доброй и смекалистой девочке KISS"е - я бы точно не собрался это сделать еще год.))
Итак, летом на Эльбрус. Среди некоторых моих знакомых бытует манера называть горы и события горной жизни в некоей добродушно-снисходительной манере - Эль, Че, соревки... Эти люди - круты, и не нам, добрым селянам, тщиться понять, за какие такие заслуги можно вот так, запросто, похлопать Гору по плечу. По той же причине вы не найдете в этих заметках, любезный Читатель, слов "хамы", "дикари" и даже двусмысленного (ныне) "аборигены".
Минводы. После прохладного сибирского лета мы вываливаемся в жаркое оцепенение раскаленной южной долины. И это - благословенный край отдохновения от трудов наших..? Наф-наф..!. Удивляет количество чехлов на выдаче - не мы одни тяготимся жарким матрасом лета! Мы- это Алексей Макаров из Томска, и, собственно, я - Алексей Куканов. Мы приехали не просто так, мы приехали на Летний Чемпионат Москвы и Кабардино-Балкарии, как он скромно именуется, а реально - летний чемпионат России среди любителей... и спортсменов.)) Вообще, участие профи в стартах по любви - отдельная тема, мы ее потом еще вздыбим.
Организатор этих стартов - Юрий Триста, правительство Кабардино-Балкарии, а также руководство местной СДЮШОР, за что им всем огромное спасибо. Организационные тяготы легли на хрупкие плечи Татьяны Опариной, очаровательной горнолыжницы и при том суровой распорядительницы)) благодаря ей все эти дни мы были встречены, поселены и окормлены гастрономически и духовно.
Итак, нас уже встречает ас местных трасс Володя на микрике VW. С нами уже зазнакомились и присоединились Вадим (которого мы вычислили по боевому чехлу) и его прелестная спутница Ольга, они тоже - соревноваться. Дикая (для северян) жара выдувается в окошки микробуса, летим по шоссе. Володя охотно рассказывает, что за то, что он делает СЕЙЧАС (двойная) - ему - 50р., а нам - 600. Но он тут все ловушки знает, попадается редко. А вот приезжим несладко - узкая дорога, практически везде сплошная, не обгонять невозможно - соответственно готовь денежки. Суть вопроса - на Кавказ на машине. Мои юные друзья (пАдонки) в прошлом году вообще съездили на Эльбрус Саамер Камп из Новокузнецка (Кемер. обл.) ...на "Оке"!!!
Нам, избалованным пустынными дальними перегонами без постов и ограничений, тут было бы тяжело. Впрочем, Володя тоже показал класс, проходя в заносе узкие серпантины над рекой. На высоком басике, да с цельным мостом… умеет парень держать руль, ничего не скажешь. Даже я на ручках повисел)) Дорога змеится между скал, наш спонтанный гид показывает место, где селем снесло пол-поселка, погребенные строения, где даже спасатели не убереглись, и другие местные ужастики. Мы же под легким коньячком, как наблюдательные и тихие овощи, впитываем окрестные красоты.
…В пустых переходах «Чегета» тихо, сумрачно и гулко. Мрачноватая пародия на ядерное величие недавних времен. Приветливая хозяйка на ресепшене (вы, наверное, голодные? Сейчас ужин организуем). На этажах ремонт – пыль столбом, впрочем, к нашему отъезду все как-то устроилось. В крохотном моем номере, в рамке зацарапанного окна – дивной красоты вид. Я вообще неравнодушен к горным пейзажам, прошу извинить некоторую сентиментальность)). По вечерной прохладе – легкий кросс вдоль канатки, добежал до крутяка… нафиг надо… высота уже немного чувствуется.
А в нумерах – распаковка боевого оружия. За волшебным вжжжик грубого помола чехлов взору открывается особая, не воспетая еще эстетика табельного прошивателя пространств. Расставлены по стенам, бережно - крюками к обоям, в застывшей слезе транспортной оплавки. Как-то завтра?
[page]
…Утро встречает тем особым резвым горным солнцем, что напоминает – парень ты уже близко. И леденящие выдохи долетают с Чегета на утренней пробежке. Берег Баксана, живописные скалы, ледяные пики по курсу. С укором себе замечаю, что молодняк (и взросляк) уральцев уже возвращаются, изрядно взмокнув, с разминки. Серьезные ребята.
…Старенький ЛиаЗ, завывая изношенным двигателем, тащится к Азау. Знакомая дорога летом выглядит совсем иначе. Все зелено, весело. И видны следы жутких сходов, засыпанные зимой. Коллектив собрался веселый – тут многие не в первый раз, немало настоящих маньяков Приэльбрусья, информация сыпется отовсюду в наши свежие уши, народ поет песни, хорошо!
...Сказать, что очередей не было вовсе, будет неточно, но постоять с полчасика в обществе товарищей по оружию – а рейсеров подавляющее большинство – только приятно. Священное заклинание «заклон» проскальзывает тут также часто и бессмысленно, как в сезон – буквосочетание «жесть». А сердце бьется в упоеньи… за окнами вагончика проплывает новый французский подъемник, похожий сплюснутый рредбул, скалы и серое полотно трассы, а вдали – уже снега, снега… Уж сколь раз видел горы летом, и не могу привыкнуть к этому чуду, к мгновенному вознесению в зиму.
Уже слегка обалдевшие от долгой прелюдии, вываливаемся из вагона на Мире, а на креселке ни-ко-го. Вот уж есть чудеса на белом свете! Репарационная канатка, попискивая и похрюкивая, тянет-таки наверх, над черным нагромождением злых камней и извилистой белизной трассы. Говорят, снега мало нынче катастрофически. Не знаю, по-моему – более чем. Другое дело, что на участке под креселкой – то есть от Гара-Баши и до Мира – снег сырой и вязкий. А вот выше бочек – красота! Рваные тени облаков ползут по роскошной наклонной равнине, уходящей все выше и круче – к вершинам Эльбруса. Бескрайние поля манят сердце райдера, но суровый разум спортсмена говорит: эй, вратарь, готовься к бою! И если прибывший «чисто отдохнуть» народ весел и с утра на прасковейском, с удовольствием и не спеша фоткается на фоне местных красот, одной рукой обняв Ее, другой – штурвал ратрака, то гонщики сосредоточены и деловиты, как ночные ежики. Они умно ковыряют снег, размахивают руками, доказывая друг дугу, где лучше воткнуть тренировочную трассу – и вот уже, поползли по Горе, спотыкаясь, с охапками вешек…
Через некоторое время все мало-мальски пригодные для катания места для утыканы так, что уже склон напоминает ежа. Солнце скрылось, туман, не жарко – на кресле ощутимо поддувает, особенно кто подразделся до комбезов. Впрочем, с хранением верхней одежды проблем нет – бывалые гонщики, не парясь, просто сваливают рюкзаки на снег, к домику на посадке, что с некоторой опаской вскоре делаем и мы. За неделю абсолютно бесхозного ежедневного валяния из груды барахла ничего не пропало. В первый же день на посадке сталкиваюсь с Сашей Байдаевым и Мухтаром Шаваевым, нашими знаменитыим гидами и фрирайдерами. Вспоминаем как вместе гоняли на сгинувшем чемпионате по фрирайду, теперь вот в рейсинге посоревнуемся. Мухтар, скромно так – да я так, по-стариковски (ох, хитрец! Ему и тридцати по-моему еще нет)… на нем цеховские лыжи и полная защита. Без шлема – держит фасон!
…Накатались ну просто до соплей. Народу немного прибыло, в основном матрасники, здесь их называют «пальтошниками», но очереди все равно нет. Хватит трассировать, пора попробовать тряску, газолиновую вонь и полчаса подтягивания на руках – короче, то, что называют Реальным Экстримом. С большой буквы Э.
…Через пятнадцать минут пальцы халявного сноубордиста разжались, и он, проскользив по мокрому полу ратрака, врезался в нашу галерку, ударившись шлемом о лыжи Большой Блондинки, и затих, обняв ее коленки. Еще через некоторое пыточное время мы прибыли к Скалам Пастухова. Назвать такие поездки спортивными – язык не поворачивается – от грохота, вибрации и солярочного выхлопа желание вывернуться наизнанку. Сваливаемся с пепелаца, отдаем бабло. Вообще-то 700 р. с носа, но после длительных переговоров удалось сбить цену вдвое. Уж не знаю, что окончательно сломило неуступчивого тракториста - наша настырность, рассказы о медведях в холле новосибирского Оперного…
[page]Итак, заезд по полям Эльбруса летом. Ради интереса могу показать длинную видеозапись, снятую на ходу. Там свист ветра, вид трясущихся на скорости лыж с разных ракурсов, раскачивающийся горизонт с прекрасными видами Главного Кавказского хребта, приветливые, как показалось, реплики многочисленных встреченных восходителей, выбравших действительно оздоровительный вариант – на своих двоих. Как мы пожалели, что приехали на старты, как говорится , «впритык»!
Только попав в эти благословенные места, только приспустив с плеч уголок городской бронешкуры, начинаешь понимать, как неспешно, как разумно, как логично надо проистекать в этих белых летних полях. Сколько вариантов катания, походов и настоящих восхождений можно успеть сделать за какие-нибудь мало-мальски приемлемые сроки. От одной мысли, что реально можно было сходить на Эльбрус, просто дух перехватывало. Но не за два же дня! Сбор снаряги, акклиматизационный выход, само восхождение… Краем нашей виртуальной камеры замечаем, что народ в основном уже не едет, а стоит кто где по склону в надежде затянуться кислородом. Высота, однако. Чукча, он хитрый – чукча акклимуху на Алтае прошел, однако)). Хорошо. Так хорошо, что и не сказать.
Снег жесткий, крупитчатый, держит превосходно. Мощные гигантские «цехи» несут по роскошным полям мою испуганную тушку, от тряски в голове все перемешалось, не потерять бы след ратрака, вам смешно, а я просто боюсь заблудиться! Нереальное летнее катание! Так сказать, рейсинговый фрирайд)) С целью поделиться позитивом подъезжаю к Приюту. На завалинке – группа людей с красными мордами и губами, как у Джоли. «А мы только с Эльбруса спустились!» - «Ну, с Горой вас!».
Поболтали за Алтай, за лыжи – и я дальше вниз. Господи, когда эти поля кончатся-то? Вот группа людей в обтягивающих трико бежит в гору. Вот старенький дедушка в брезентовой штормовке присел на рюкзак, приветливо машет, улыбается щербатым ртом.
В метафизическом видоискателе вы можете наблюдать хорошеньких девчушек, почему-то роющих в снегу огромную яму. Спуск экстренно прекращен для выяснения обстоятельств. Ах, эти – милые создания – студентки-гидрологи МГУ, ах. Да, роют шурф. Да, иногда катаются. Да, бар работает. Да, мальчиков мало, ах. Но ах, французские канатчики… ce gentil garsonett… Договариваемся на глинт в баре вечером.
А настроение-то – улучшается!!! На Гара-Баши вылетаешь практически орлом – ну, где тут очередь на ратрак? Все-таки пешком перед стартами ходить не будем, я обычно и так накануне соревнований в новом месте перекатываюсь сверх всякой нормы.
Сделали три заезда до Скал, и все провоняли трактором, оглохи от визга Большой блондинки, и поклялись никогда не прикрывать Халявного Сноубодиста С Честным Взглядом. На площадке повыше бочек уже нарыли кикер. Прыгающих правда, не видно. На снегу рядом лежат навзничь пятеро сноубордистов, в масках, лица замотаны бафами. «Эй, вы ок?» - молчание. Глаза – не поймешь за маской, открыты, нет… «У вас все нормально?» - ни гугу. Может, съели все разом че не то, бывали такие случаи… или курнули.. Подъехал, потыкал палкой. «Те че надо-то, мужик?» «Беспокойство выражаю» - «Ну че ты выражаешь, а? Не видишь – люди тупят! » - «Мм?» - «Ну ты трудный… график у нас такой – до часу катаемся, потом до трех – тупим!». Уважая все формы жизни, отъезжаю.
Мне машут уже знакомые спортсмены – надо на Мир, скоро вагончики остановятся. Весь на подъеме, с ходу залетаю в тренировочную трассу под креселкой. Какой же узкой кажется она теперь, после дня полевого разгона! Возле опоры ЛЭП – узкий перешеек снега, не больше двух метров, и перегиб – ниже не видать. Захожу в вираж как Чапаев, на лихом коне. Вот теперь давайте покурим и рассудим здраво. Со сноубордистов спросу нет, это простейшие формы жизни, их надо принимать такими. Ну, сидят на склоне. Ну, курят не то, что бы нам хотелось. Но что блин делают три(!) тренера уважаемых горнолыжных команд под перегибом, в самом узком месте крутой трассы, с обеих сторон огражденной каменными глыбами? Уважайте чужую жизнь, как я сейчас уважу вашу! …Лыжи врезаются в камни. Я переворачиваюсь через носки и лечу спиной вперед. Удар спиной – о чудо! – в небольшой пятак снега. Меня подбрасывает вверх (напомню – скорость трассы гиганта), и мое тельце делает еще один кувырок с приземлением ногами (лыжи еще не отстегнулись) в камни. Скрежет, выстег, меня бросает дальше, как вялый мячик, уже без лыж, долетаю до снега. Оглядываюсь. Фантастика! Я пролетел метров тридцать просто по камням с единственным пятаком снега – и цел! На мне – ни царапины! …Про лыжи - рассказывать?
Автор: Алексей Куканов
Другие статьи автора на сайте:
Шерегеш
Опять "Бутылка". Часть 1
Опять "Бутылка". Часть 2
Неофициальный отчет о Кубке России по фрирайду.