Мысль съехать на лыжах с Эльбруса пришла в далеком 2002, когда малолетним дебилом молодым спортсменом ходил в горный поход в Приэльбрусье.
Здоровья было много, а опыта мало. Тупо взял самые дешевые лыжи и ботинки в прокат и пошел проверять свои навыки туда, где сейчас навечно застрял ратрак. Оказалось, что здоровья не так уж и много: самое сложное не съехать с Эльбруса, а занести туда лыжи с ботинками. В довесок к видеокамере тех времен, с аккумулятором от мотоцикла, они делали рюкзак неприлично тяжелым. Короче, слился, бросил лыжи и сходил, как все.
С тех пор мысль вернуться и доделать начатое не покидала. Но все как-то откладывалось: столько разных интересных походов, что всё не переходишь. Но в июле этого года звёзды на ковидном небе сошлись и мы Гришей Корнеевым рванули на Эльбрус.
Про адаптацию и восхождение написано так много, что повторять бессмысленно. Разве только в разрезе восхождения на камусах. А вот про спуск напишу подробно.
1. От вершины до перил ехать очень просто. С вероятностью 90% будет жестко и скользко. Но там полого, улететь некуда. Проблема может быть в сильном ветре.
2. Спуск до седловины по крутой части. Нет сомнений, что при падении здесь вероятность пролететь до седловины весьма высока. Но склоны относительно ровные, выкат пологий и где-то с середины склона уже можно задушить очковую кобру, перестать соскребаться и дать жару на весь скудный кислород в ваших мышцах. Говорят, за два дня до нашего спуска до седловины было 5 см псевдопаудера. Может вы счастливчик и взорвете целину за нас :)
3. Косая полка. Самый нудный и одновременно самый опасный участок. Ехать здесь скучно, хочется пошалить, но делать этого, скорее всего, нельзя. В комментариях меня обзывают и говорят, что зря я там пытался погонять на скорости и пообъезжать вешки. Типа в случае падения легко можно улететь до трупосборника. При текущем состоянии снега мне казалось все безопасным, но убеждать других точно не буду. Даже наоборот, послушал бы мнение опытных людей в комментариях - можно ли там упасть и улететь летом?
4. От Косой до Пастухова - потенциально это одно из самых веселых мест. Уклон большой, выкат пологий - можно жарить на весь кислород и еще немного одолжить у мозга. Но все очень сильно зависит от снега и видимости. На аклимухе был отличный жидкий снег и шикарная видимость. А вот на спуске в самое жаркое время всеравно были голимые ледяные коржики и просто пришлось соскребаться сливая высоту. Единственное развлечение - построенный до этого кикер с ледовым приземлением.
5. От Пастухов до гряды. Здесь мягко, кайфово и если сил у вас много, то можно ехать без поворотов ради классных кадров и ощущения полета. После соскребаний сил у нас было мало и просто хорошенько покатались.
6. До Приюта. Впереди у вас отдых, а значит можно срезать водяные линзы, прыгать через ручьи или даже сливаться по ледовым водопадам. Этот участок хочется повторять снова и снова. Но только, если вы едите в правильное время по жидкому снегу.
Видео полного спуска с Эльбруса со спидометром, комментариями и тревогой за Коляна:
Ахааа, я через альпинистов там перепрыгнул))