Во время майских праздников мы успешно провели нашу новую программу «Путешествия по ледникам». Идея была в том, чтоб не спускаться ниже 3000 м, так как в мае ниже этой отметки снег становится уже очень неприятным для катания, а выкаты с маршрутов и вовсе остаются без оного, так что добрую половину пути лыжи едут на райдере, а не наоборот.
Эльбрус — большой холодильник, ледники, которые начинаются приблизительно на высоте 3000 м позволяют снегу лежать дольше и оставаться в лучшем состоянии, чем на тех склонах, где снег не подмораживается снизу.
Другой плюс катания на Эльбрусе в мае — наличие канатных дорог, которые позволяют миновать длинные малоснежные подходы, в результате чего можно все время оставаться на лыжах.
Зона катания — это просторы ледников Большого и Малого Азау, вершинки, окружающие плато Хотютау. Это сразу предполагает наличие еще одного плюса — не нужно оформлять пропуск в погранзону, а следовательно принять участие в этой программе можно спонтанно, без предварительного планирования.
А еще эта программа хороша тем, что ночуешь в комфорте в поселке в гостинице или квартире, а не в холодной палатке или приюте.
Мы не очень усердно набирали группу, и она получилась маленькой, но однородной. И это даже к лучшему! Потому что все в группе хорошо катались и хорошо ходили, и мы сами получали от этой работы большое удовольствие. Впрочем, нам всегда везет с участниками)))
Программа планировалась шестидневная, за это время мы успели три дня походить по Эльбрусу, единственный хмурый день посвятить освоению приемам спасения из трещины и еще два дня использовали для того, чтоб посмотреть ущелья Адылсу и Адырсу, тк ребята заранее подготовились к посещению Приэльбрусья и у них были пропуска в погранзону.
Маршруты, как правило, начинаются со станции Гарабаши. Если на канатке можно забраться повыше — почему бы и нет? Так и время экономиться, и катаешься по-больше.
Расскажу про пару возможных маршрутов.
В 2018 г знакомые скиальпинисты разведали маршрут от Гарабаши до Кругозора через ледник Большой Азау и плато Хотютау для проведения эпичной гонки ELBRUS SKI MONSTERS EXPEDITION RACE. Почитайте, задумка чумовая! И поделились с нами треком. Нам понравилось — большое путешествие, обзорная экскурсия по всей правой части Эльбруса, которую только можно увидеть с канатки. Мы его назвали «Азау loop».
Выходя на ледник стоит связаться. Веревка — это страховка на случай падения в трещину. Необходимо всегда иметь с собой снаряжение, с помощью которого можно организовать спасение товарища из ледникового плена.
Особенно, если знаешь, как это место выглядит летом))).
Для перехода с ледника Малый Азау на ледник Большой Азау в верхней части необходимо снять камуса и часть пути с удовольствием ехать на лыжах, объезжая непреодолимое скальное препятствие. Далее, опять в связках, уже оказавшись на леднике Большой Азау, продолжать путь.
Объехав скальный барьер, вновь связываемся веревкой, набирая потерянную высоту пересекаем полностью ледник Большой Азау. Выходим под Юго-Западное плечо Эльбруса.
Вниз мы решили проехать по самым правым полям, ведущим к перевалу Хотютау, которые мы много раз разглядывали снизу. Заодно подъехали к остаткам разбившегося в 90-х Ми-8. Странно, почему его останки так привлекают людей? Он упоминается чуть ли не в каждом отчете о походах в этом районе.
Спустившись вниз нужно еще вернуться обратно. Часть пути идешь на камусах в сторону станции Кругозор. Но это не занимает много времени, т.к. набора высоты фактически нет, так небольшая пробежка. А затем на лыжах до Азау.
Все ледниковые проезды на Эльбрусе — это южная экспозиция. Но плато Хотютаю обрамляет серия вершин, развернутых в обратную сторону. Соответственно, это северные склоны, они покруче и состояние снега на них иное. В один из дней мы сходили на самую высокую из этих стенок Азаубаши и на закуску пробежались на перевал Эхо Войны, чтоб скатиться не по классике в ущелья Азау, где катание было бы неприятным и даже опасным, а в обратную сторону.
Сам подъем на Азаубаши тоже увлекательное занятие. Немного проходишь на скитуре, а затем поднимаешься по гребню. Такой рельеф принято называть «нож», так как гребень представляет из себя узкий стык двух крутых склонов, так что на самом верху образуется узкая полочка, по которой можно идти. Но важно не оступиться и не улететь с нее.
Потом еще было Адыл-Су и Адыр-Су одним днем, но это уже совсем другая история.
Звук, как по наждаку едет...