Поездка на северные склоны Эльбруса удалась, это стоит признать.
Знакомые говорили «да там нету снега», «май – самое плохое время на Эле» и т.п. Но внутреннее чутьё подсказывало: надо ехать. Теперь, задним числом, можно сказать – мы не прогадали. Много хорошей погоды, снега и отменной каталки нам было в награду, и, как говорят архивы погоды, именно такое состояние дел здесь, как раз, норма, а не то, что транслируют «знатоки». Репорт о том, как всё было – ниже.
…
Изначально решили отказаться от палаток и прочей «автономки». Одно дело, когда в районе нет ничего и житие в палатках обосновано, и совсем другое, когда уже существует налаженная инфраструктура. Грех ей не пользоваться. На скитуре хочется иметь возможность просушиться и отдохнуть в тёплом помещении после дневного выхода.
Логистика на Северном Эльбрусе проста. Сначала 3-4 часа на машине от Кисловодска (Минвод) до источников Джилису по асфальтовой дороге. Затем 3-х километровая пешая заброска до базового лагеря на Поляне Эмануэля (2500-2650) по удобной грунтовой дороге. И, наконец, оттуда 2-6 часов скитура в штурмовой лагерь 3800, мимо так называемого «немецкого аэродрома».
Если уже есть хоть какая-то акклиматизация, то, переночевав на 2600, можно сразу дёргать на 3800, если же нет, то стоит сходить на 3800 в акклиматизационный выход и, не ночуя, вернуться на поляну Эмануэля. А идти наверх жить уже лишь на следующий день. Иначе поплохеет.
На поляне несколько баз («Лакколит», «Ослик» и др.), на любой из них, предварительно договорившись, можно жить. У них же всех есть «подразделения» и в штурмовом лагере на 3800.
В апреле-мае скитурить частенько можно почти от поляны Эмануэля. Особенно – если прошёл снегопад)). А снегопады в это время не редкость.
Но, если идти классическим путём, то первые 30-40 минут, даже при наличии снега, проще идти со снарядами за плечами. Дело в том, что нужно несколько раз переходить ручей и подниматься-спускаться (обход каньона).
А вот дальше для нашего брата уже раздолье. Идеальные ровные скитурные линии, кругом, куда ни посмотри. До того же штурмового лагеря (3800), можно пройти, как минимум, 4-мя разными маршрутами.
Один из них, например, проходит через интересные формы выветривания, т.н. «Грибы».
На этих самых грибах можно устроить отменный привал (обращаю внимание, не «с», а «на»)).
…
В дни непогоды или просто плохой видимости можно ходить скитурить даже в непосредственной близости от базового лагеря. Северные экспозиции тамошних распадков позволяют это делать. Снега там не шибко много, но для разминки подойдёт. Наборы по 300-500 метров и последующие спуски среди лавовых полей довольно интересны.
…
Ну а вернувшись в лагерь, можно потрениться немного. Ведь на леднике, не дай Бог, конечно, техники по самоспасению и Crevasse Rescue могут пригодиться.
В хорошую погоду и видимость масштабы склонов одной Горы поражают. Это какой-то отдельный мир. В районе можно кататься неделями.
…
…
…
Тёплый стан (3800), на фоне окружающего его ледника.
Сидя в штурмовом лагере на 3800 за утренним кофе, приятно рассматривать свои следы на ледниках, сползающих с красавца Эльбруса.
…
Кстати, про штурмовой лагерь. Он находится на краю ледникового покрова вулкана.
Житие-бытие здесь аскетичнее, нежели в базлаге на поляне Эмануэля. Оно и понятно, сюда всё доставляется на своем горбу, ну или вертолётом. Соответственно, удобства сведены к минимуму.
Но виды из домика и открывающиеся возможности для скитура-фрирайда, они с лихвой компенсируют все эти неудобства быта.
Не заводится генератор после долгой зимы? Починим!
Возможность жить и катать в ледниковой зоне на высотах 3200-4400 – это дорогого стоит. Кондиция снега для начала мая – отменная. Сюда весна почти ещё не добралась. Каждый третий день у нас был со свежевыпавшим powder-ом.
…
Но даже у райдеров, заточенных на каталку, всё равно глаза нет-нет, да поднимаются наверх, на двуглавую вершину Эльбруса. Мысль «а не сходить ли» посещает всех. Это нормально. Было бы странно, если её не было.
И то, что высотах выше 4000-4500 уже больше льда, нежели снега, никого не останавливает. Я неплохо знаю нюансы подобного катания, поэтому пытаюсь вразумить коллектив и проговариваю мантры типа «давайте лучше покатаем ещё по ледникам», «тут есть ещё один клёвый ледник…». Но нет… народ не остановить. Требуют вершины. Ну ок. Гора так гора.
Акклиматизационный выход на скалы Ленца (4600) и дальше по стандартной схеме.
Вершина. Решили сходить на Восточную (5621). До высшей точки взошла не вся команда. Кому-то не хватило буквально 50 метров перепада. Но все лимиты времени были исчерпаны, погода портилась и пора было возвращаться в лагерь.
Спуск своеобразный, так скажем. Сверху пара километров жести, а потом начинается паудер, лежащий на жести. И лишь в нижней трети «отпускает» и можно насладиться сполна спуском, не боясь потерять по дороге «честь и достоинство».
Но, оно того стоило, однозначно. 10-часовой опыт этого восхождения запомнится надолго и даст массу пищи для ума и мотивацию к дальнейшему совершенствованию.
Вот она наша звёздная команда этого выезда. Слева направо: Ваня Малахов, Женька Бобков, Алинка Новицкая, Ваня Смоляков, Дима Дранощук, Лешка Краснов, Иванч-Бетанч и Алёна Симонова.
В апреле-мае-2016 снова сюда. Уж больно хорошо здесь…
P.S.: Захвачу в следующий раз спидглайдер, для полётов это место – класс!
* * *
Текст: Алекс Кузмицкий
Фото: Алена Симонова, Алекс кузмицкий
Я что-то пропустил, или Малахов на БД перешел?
А так очень интересный отчет.
Прикольно было узнавать места в которых был 15 лет назад - ничего не меняется