По осени передо мной с друзьями встал вопрос где и как будем открывать сезон 17/18. Поскольку снега в горах было маловато, решили поехать на высокий Эльбрус, где один наш товарищ уже катался пару лет назад. Компания собралась сугубо мужская, наши женщины решили, что трассы там диковаты, отели простоваты и остались дома. Про Эльбрус написано уже много, но просто очередной обзор лишним не будет.
Отель и перелет мы забронировали меньше чем за неделю до вылета. С перелетом был небольшой косяк: Ural Airlines продает билеты по хитрому невозвратному тарифу эконом-промо. Хоть он и включает в себя целых 10 килограмм багажа, перевозка снаряги оплачивается отдельно. При стоимости билетов Москва-Мин Воды-Москва в 4200, за лыжи с нас запросили еще 6300, так что я решил свои ботинки сунуть в багаж, а на Азау лыжи взять в прокате.
Трансфер из аэропорта стало бронировать удобнее чем два года назад, появились компании, где можно заказать шаред трансфер прямо в онлайне, прямо Альпы вспоминаются. Дорога в один конец на легковушке нам обошлась 2800, заказывал в эльбрус-трансфере. Прокат тоже нашел в онлайне и заранее забронировал лыжи с нужными характеристиками. Лыжи забрали на поляне сразу по приезду с вечера. Хоть лыжи нам достались и правильные, их подготовка оставляет желать лучшего. Мне достался комплект fischer progressor с туповатыми кантами, а товарищу промахнулись с длиной на один размер. Мораль - не жмотиться на прокат в альпиндустрии и изучать правила перевозки снаряжения заранее!
Про отель хочется рассказать отдельно. Под бюджетый вариант со ski in - ski out подошел отель "хижина у ручья". Знающие люди уже начинают улыбаться. На букинге на карте он отмечен на самой поляне, но по факту, находится он на двести метров выше по высоте, с края трассы. Соответственно, добраться туда можно либо пешком, либо на снегоходе после закрытия трасс, либо скатиться на лыжах с Кругозора.
Пока мы приехали мы из аэропорта на поляну, забрали лыжи в прокате было уже довольно поздно. Из отеля к нам спустился на снегоходе местный "метрдотель" Костя (отличный парень, к слову), посмотрел на нас с сумками и пошел договариваться к ратратчикам, как раз готовившим технику к вечернему выходу на трассы, чтобы не кататься туда сюда на снегоходе. И вот уже через полчаса мы погрузились на ратрак и поехали заселяться.
Сам отель оказался довольно спартанским, с холодными коридорами и маленькими номерами, но зато с неплохой кормежкой (спасибо Фатиме) и каминным залом внизу. Сушилки для ботинок там нет, так что моя собственная обувная сушилка-фен была очень кстати. Впрочем впечатления от отеля все равно остались исключительно позитивные.
Теперь про каталку. Хоть мы и приехали до официального начала сезона снега было довольно много, а трассы ратрачились. Первая трасса это спуск под подъемниками Азау - Старый Кругозор. Есть относительно новая гондолка с очень низкими потолками (вмятины на новом шлеме получились весьма рельефными) и параллельно ей старый маятниковый подъемник с отдельным скипасом. Сама трасса красненькая, очень кайфовая с утра, пока покрытие довольно жесткое, но льда еще нет. К вечеру снег с нее свозят и приходится ехать уже поосторожнее. Именно на ней нехватало острых кантов на прокатных лыжах.
Основная зона катания - вторая очередь. Так же два параллельных подъемника, старый маятник и новая, уже более приличная гондолка и две параллельных трассы с несколькими линками между ними. На второй день каталки нас ждал небольшой сюрприз - профилактические работы на всем комплексе относящемся к КСК. Гондолы не ходили, трассы со вчера не ратрачились, защитные сетки отовсюду убраны. Первой эмоцией было, конечно, разочарование, однако по факту это оказался один из лучших дней в этот выезд. Во-первых, атмосфера! Маятниковые подъемники медленные, с ожиданием на станции и как следствие с небольшими очередями.
Во-вторых, на буграх наметенных со вчера можно весело прыгать.
Ну и в-третьих, народу на трассах стало еще меньше, похоже многие решили остаться внизу. Что касается самих этих двух трасс, то они синие, в целом, совсем не сложные с парой широких отратраченных полей в середине. С одной на другую можно переехать по целине. При спуске с Мира до Азау, на Кругозор можно не заезжать, а спуститься сразу по отличному, широченному красному куску.
Третья очередь подъемника до Гарабаши самая новая. Старая креселка идет примерно до середины этой трассы. Спуск тоже синий, не сложный начинается совсем полого, и только у верхней станции креселки начинается нормальный синий спуск.
Есть пара участков с контруклонами, так что идти рекомендуется быстро. Видел неоднократно бордеров в позе зю, перебиравших руками по снегу. На станции Мир оценили неплохую кафешку с хычинами и глинтвейном за 300 р. (!) стаканчик.
При разговоре со многими людьми ни разу не бывавшими на Эльбрусе поднимался вопрос акклиматизации. Личный опыт показал, что наверху на Гарабаши воздух свежий, его мало, но даже достаточно активно катаясь неприятных ощущений нет. Разве что приходилось на полминуты останавливаться посередине спуска на подышать, и то, через три дня этого уже не требовалось. Вот что касается сна на высоте 2550, то тут чувствуется уже сильнее. Первые две ночи сон был очень рваный с какими-то бредовыми снами, да и потом уже перед отъездом в сон клонило с вечера очень рано и утром просыпался в 05:30, хотя я по жизни сова. Так что если есть проблемы со сном, стоит подумать брать ли отель так высоко или нет.
В крайний день катились мы до обеда, а трансфер в аэропорт был заказан на четыре, так что из отеля на снегоходе уехать не получалось, пришлось взять чемоданы в охапку и катить вниз на лыжах.
Итак, выводы: КСК в Эльбрус деньги вливает нормально. До этого выезда на Эльбрусе я был ровно 17 лет назад летом. Из очевидных изменений - новые подъемники и срезанные скалы в узких местах. В остальном, это все тот же могучий Эльбрус с его знаменитым марсианским ландшафтом и неповторимым кавказским колоритом и кавказским же, традиционным сервисом. Чего курорту пока не хватает? Расширения сети подъемников и трасс. Скибасов внизу для живущих в отдалении. Больших, приличных отелей внизу в долине. Многие из этих проблем не решаемы в принципе, так как это не Архыз построенный в чистом поле и земля вся выкуплена частниками, не являющимися резидентами ОЭЗ КСК, которым можно было бы диктовать условия ведения бизнеса. Но с другой стороны, если все это сделать оттуда уйдет что-то неуловимое, как в Красной Поляне, где от Кавказа остались только сами горы. На Эльбрус я вполне определенно вернусь, если ехать не в пик, когда тут, по слухам, толпы народу, то место для каталки просто отличное.
И напоследок группое фото нашей горнолыжной команды:
До встречи в горах!