18 февраля в чешском Либереце стартует чемпионат мира по лыжным видам спорта. Cвоим мнением о перспективах российских лыжников-гонщиков с Агентством спортивной информации «Весь спорт» поделилась трехкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира Елена Вяльбе, которая на Олимпийских играх-2006 в Турине была главным тренером сборной России.
- Елена Валерьевна, с какими чувствами ждете старта чемпионата мира в Либереце?
- Я по жизни оптимист, но и очень суеверная. Поэтому сейчас не хочу давать какие-то прогнозы. Как ярому болельщику, мне, конечно, очень хочется, чтобы у нас были медали. Тем более, планка перед командой сейчас стоит не такая уж высокая. Наверное, в этом году на этапах Кубка мира наши ребята и девчонки даже на «хорошо» еще не выступали. Остается только верить, что они на самом деле готовятся конкретно к чемпионату мира и еще покажут себя в Либереце.
- В чем феномен неудачных выступлений нашей женской команды?
- Да никакого феномена нет, через что-то похожее проходили все команды мира, в том числе, и наша. У нас был период, когда ушла плеяда очень сильных мужчин, настоящих лидеров, чемпионов. А молодым вырасти самим по себе очень тяжело. Поэтому затем какое-то время у нас сильно бежали женщины, а мужчины нет. Сейчас то же самое произошло с женской командой – нет яркого лидера. Юля Чепалова тренировалась отдельно, Ольга Завьялова уходила в декрет, и молодым снова оказалось не за кем тянуться.
- Но последний сезон в сборной России, к сожалению, не бежали сильно ни мужчины, ни женщины.
- Вот что творится у нас с мужчинами, мне вообще сложно сказать. Ребята-то у нас просто шикарные! Они должны бежать так, что еще энное количество лет в мире с ними и близко никого рядом не будет. А этот год, по крайней мере, его начало – ну просто слезы на глазах… Думаю, здесь должен разобраться Юрий Викторович Бородавко. Где-то произошел сбой, но я уверена, все поправимо. Ребята молодые, они еще все наверстают.
- На ваш взгляд, решение провести подводящий сбор к чемпионату мира в армянском Цахкадзоре было верным?
- Я никак не могу понять, почему все так плохо относятся к этому Цахкадзору! Да, там приличная высота, но никаких отборочных стартов в этом году не будет. Ну, пройдут, например, две-три интервальных, одна контрольная тренировка, и все. Какие проблемы там просто покататься перед стартом – вообще не вижу! Я сама готовилась в Цахкадзоре перед какими-то молодежными чемпионатами мира, и ничто мне не мешало потом выигрывать. У меня никакого негатива к этой высоте нет. Понятно, каждый спортсмен должен чувствовать себя. Если ты бестолковый, ты не только на высоте «наешься» - на равнине тоже можно таких дел натворить, что потом долго в себя не придешь. Согласитесь, у Юрия Викторовича есть и положительный опыт подготовки в Цахкадзоре – на Олимпийских играх-2006 в Турине, до этого на чемпионате мира-2005 в Оберстдорфе. Были медали, были хорошие результаты…
- Что же случилось потом? Почему перестала приносить результат эта методика – и люди, которых фактически открыл Бородавко, с ним же никак не могут выйти на свой лучший уровень?
- Я не знаю, тут все достаточно сложно… Сейчас Юрию Викторовичу тяжело нести два таких серьезных бремени – старшего тренера мужской команды и главного тренера. Все-таки, последняя должность подразумевает еще кучу писанины, бумажек… Наверное, сейчас Бородавко поглядывает и за девчонками тоже. Понятно, что сложилась такая ситуация, но и Леше Прокуророву, я думаю, он тоже помогал. Наверное, одному человеку просто физически сложно все охватить. И потом, знаете, когда человек уже достиг результата, с ним становится сложнее работать. Мужчины – вообще тонкие натуры. Это на женщин тренер гаркнул – и они пошли, работают. А мужчины начинают задумываться, что да почему… Но, главное, у ребят еще есть время до следующего, олимпийского года.
- В составе на чемпионат мира попали все сильнейшие? Как вы вообще относитесь к принятой очковой системе отбора – насколько она совершенна и позволяет отобрать лучших на данный момент?
- Вот знаете, всю жизнь, еще когда сама бегала, я не уставала удивляться. Люди борются за какие-то там 80-е места, их, может быть, вообще на чемпионате мира ни на одну гонку не поставят, но идет такая мышиная возня! Зачем – просто съездить, потусоваться? Тренироваться на чемпионате мира или Олимпийских играх все равно невозможно. Если бы я была тренером, и мой спортсмен был бы… Сейчас на чемпионат мира 13 человек, по-моему, берут?
- 12.
- Ну вот, скажем, я понимаю, что мой спортсмен едет 12-м номером... Значит, это нужно, чтобы человек пять заболело, и тогда моего спортсмена поставят на какую-нибудь гонку. Но я бы в таком случае просто сказала: «Мы лучше останемся дома и будем готовиться к следующему сезону, к чемпионату страны, чтобы там уже достойно попасть в команду». И все, никаких проблем! Потому что вся эта грызня, на самом деле, спортсменов тоже угнетает. Лидеры – это первые четыре-пять человек. Все остальные – багаж, самый обыкновенный багаж. Или материал, с которым еще надо работать, чтобы в будущем он кем-то стал.
- Наверное, тут не последнюю роль играют амбиции тренера? Или какая-то финансовая составляющая?
- В первую очередь, амбиции тренера. Насколько я знаю, та же самая ситуация из года в год повторяется не только в лыжах, в командах по многим другим видам спорта. Причем споры всегда идут именно за последние места. Я сама вот никогда бы не хотела поехать в этом паровозе на крупный турнир последним номером. Какой смысл вообще?
- Юрий Бородавко озвучил план на чемпионат мира – две золотые медали. Где он мог их увидеть, вы их где-нибудь видите?
- Ну, может быть, Бородавко вещий сон приснился – как я могу с ним не согласиться (смеется)? На самом деле, я думаю, не все так однозначно плохо, как многие думают. Как оптимисту, мне хочется верить, где-то что-то должно произойти, переломиться в другую сторону. Возьмем мужскую эстафету – я не говорю, что они обязательно выиграют золото, но завоевать медаль очень даже могут. Хотя, если выходить на старт и не думать о золотой медали, тогда вообще нет смысла выступать.
Елена Вяльбе: может, Бородавко приснился вещий сон про две золотые медали на чемпионате мира – как я могу с ним не согласиться?
Комментировать