- В последний раз вы приезжали в Эстонию три года назад. Бросилось ли вам сегодня в глаза то, что страна стремительно европеизируется?
- Безусловно. В первую очередь это видно по дорогам. Я прокатилась за рулем из Таллинна в Отепяэ на проходящий там этап Кубка мира — одно удовольствие. Ну а организация этапов тут всегда была на уровне, правда, зима в этом году подкачала.
- Не кажется ли вам, что климатические условия последних лет вообще ставят под угрозу все зимние виды спорта.
- Действительно, десять лет назад мы и не думали, что зимы может не быть. С каждым годом снега становится все меньше, причем везде. Если в Сибири снега обычно бывает по два с половиной метра, то в этом году наберется лишь метра полтора. Будем надеяться, что аномальные погодные явления все же временные.
- Что вас сегодня связывает с Эстонией?
- Я благодарна своему первому мужу: несмотря на то, что инициатором развода была я, он нашел в себе силы продолжать общаться со мной. У нас теплые отношения и с его родителями, и с его новой женой. В этот приезд я увидела наконец его младших детей — трехлетнюю девочку и полугодовалого мальчика.
Сын ездит сюда, разумеется, каждый год — до 14 лет он жил в Эстонии. Мы постарались сделать так, чтобы Франц не чувствовал дискомфорта от нашего развода.
- По каким соображениям вы оставили фамилию первого мужа?
- Все меня знают как Вяльбе. Менять фамилию я считаю глупым и не думаю, что как-то ее позорю. Я попросила разрешения оставить ее при разводе (кстати, официально это произошло не так давно). Моя дочь уже никакого отношения к Вяльбе не имеет, но все равно носит фамилию Вяльбе. Даже когда я подписываюсь латинскими буквами, то пишу эстонскую «ä». Я — Вяльбе, и точка.
- Ваши дети — лыжники? Как бы вы отнеслись к тому, если бы они выбрали карьеру профессионального спортсмена?
- Насильно я бы никого никуда не повела. Францу уже двадцать. Когда он жил в Эстонии, немного увлекался лыжами, но сейчас занимается спортом для здоровья. Пятилетняя Полина хотела ходить на бальные танцы, пришлось уговаривать тренера, чтобы ее взяли, — ведь таких маленьких обычно не принимают. Я считаю так: хочет — пусть занимается. В отпуске мы катаемся на горных лыжах, девочка она подвижная и, поскольку мы живем за городом, она целыми днями на улице, на свежем воздухе.
- У ваших детей разница пятнадцать лет.
- Это так здорово! Франц прекрасно умеет обращаться с маленькими. Я даже готова стать бабушкой, хотя, наверное, не буду сидеть с внуком.
- Вы еще живете в Магадане?
- Нет, 11 лет назад я перебралась в Подмосковье и построила там дом. Мы с мужем много ездим по миру и по России, часто бываем в Сибири. Каждый год в моем родном городе проходят забеги «Лыжня Вяльбе», которую устраивает городская администрация. Обычно они совпадают с моим днем рождения. Уже 17 лет я сама занимаюсь этим проектом, ищу спонсоров.
Для меня очень важно, чтобы в нем участвовали дети. Каждый участник получает приз, пусть маленький, но все же какое-то вознаграждение за старания.
В городе 130-140 тысяч жителей, а участников каждый раз набирается не менее тысячи. Это настоящий праздник, к тому же пропагандирующий тот вид спорта, которому я отдала столько сил. Кроме того, в этом году я и школа, в которой я выросла как спортсменка, будем отмечать сорокалетие.
- Мы с вами встретились, когда в России проходит первый день национального проекта «Лыжня России». Как вы думаете, насколько реально заявление главы Госкомспорта Вячеслава Фетисова о том, что минимум 800 тысяч россиян встанут на лыжи? Неужели лыжи настолько популярны?
- Заявление вполне реально. Если раньше «Лыжня России» проходила только в подмосковном городе Яхрома, то теперь этот проект охватывает около 40 процентов городов России. В прошлом году только в Яхрому приехали 20 тысяч лыжников! Это не столько спортивное состязание, сколько способ общения людей.
- А болельщица вы горячая?
- О, да. Мы часто ездим на международные соревнования поддержать наших спортсменов. Болеем дружно, громко, с флагами — как положено.
- Вы ушли из большого спорта совсем? Не было желания попробовать другие дисциплины?
- Предлагали перейти на коньки, но я не согласилась. Биатлон тоже никогда меня не прельщал. Я люблю его наблюдать, но участвовать не хочу. Тренером я тоже не стала. Была главным тренером в Федерации лыжных гонок, но это - административная работа, не тренерская.
Последние семь лет я работаю в администрации Московской области, каждое утро езжу на работу, у меня есть свой кабинет и служебный автомобиль. В сущности, я мелкий чиновник, занимающийся вопросами спорта и здорового образа жизни.
- И как в Подмосковье со спортом?
- В Подмосковье со спортом все отлично, хотя это не моя заслуга. Мой руководитель Борис Громов, генерал, в свое время он выводил войска из Афганистана, относится к социальной сфере очень внимательно. С его приходом жизнь в округе стала на порядок лучше. Если раньше по социально-экономическим показателям мы были на 68-м месте среди областей России, то теперь — вторые по стране. Москву, понятно, не обогнать.
- Это население Рублевского шоссе так подняло показатели?
- Нет. Рублевка — это всего лишь короткий промежуток дороги, на котором отчего-то многие хотят жить, а новые русские скупают землю по баснословным ценам. Мой дом гораздо дальше Рублевки, в экологически чистом районе.
Дело в том, что раньше налоги с предприятий Подмосковья поступали в Москву согласно зарегистрированным там адресам фирмы. Теперь, если в Подмосковье открывается предприятие, то регистрируется оно у нас, и налоги никуда не уходят, а поступают в округ.
- Россия уже подготовила амбициозный «медальный» план к Сочи-2014. Чего вы ждете от сочинской Олимпиады?
- Да-да, и еще 40 медалей в Пекине. Дай бог правильно организовать и удачно провести все мероприятия. Одно дело — выиграть место проведения, другое дело — провести сами Игры. Сегодня надо сосредоточиться на подготовке к Ванкуверу.
- Лыжный спорт лихорадит от допинговых скандалов. Неужели люди перестали верить в то, что спортивные достижения невозможны без химии?
- Это болезнь, которой заражен лыжный спорт. Возможно, и наши русские девочки отчасти постарались. Эта проблема существует и на психологическом уровне. В чем-то, я считаю, виноваты и тренеры, не способные внушить спортсмену уверенность в победе.
У меня были частые конфликты со спортсменами, увлекавшимися допингом. Ради чего рисковать карьерой, подвергать себя угрозе пожизненной дисквалификации?! Разумеется, нужно восстанавливать силы, но для этого есть иные методики.
- Как маленькой Эстонии удается обыгрывать огромную Россию в лыжных гонках?
- Я отлично знаю всех, кто сегодня завоевывает для Эстонии награды. Знаю Андруса Веэрпалу, Яака Маэ, Рауля Олле. Они — наследники советской лыжной школы. Кристина Шмигун — из советской спортивной семьи. Конечно, их отличает также трудолюбие и хорошая школа тренеров. Но что будет дальше — не знаю. Сейчас есть два более или менее хороших мальчика, однако с определенностью сказать, что они станут звездами, пока нельзя.
В российском лыжном спорте не все хорошо — девушек не так много. Надо хотя бы сохранить мальчиков, которые есть.
- Ваши биографы отмечают, что у Елены Вяльбе волевой, почти мужской характер. Скажите, это он привел вас к победам или, наоборот, спорт сделал его таким?
- Нет, я не была неженкой, когда начала заниматься лыжами. В семь лет я уже умела колоть дрова. Конечно, сборы, соревнования, образ жизни профессионального спортсмена накладывают свой отпечаток и закаляют характер.
- Что бы вы пожелали жителям Эстонии в связи с 90-летием Эстонской Республики?
- Процветания. Более того, я заинтересована в том, чтобы в Эстонии все становилось только лучше. Здесь живут мои родственники, здесь большую часть жизни прожил мой сын, который русский алфавит начал учить только в 14 лет. Ведь я не исключаю, что после института он захочет вернуться сюда. Я приезжала на сборы в Эстонию с тринадцати лет. Я долго жила здесь. Мне искренне нравится эта страна, ее природа, города и люди.
Интервью с Еленой Вяльбе будет опубликовано в выходящем весной сборнике, в котором будут собраны мнения известных иностранцев об Эстонии.
Елена Вяльбе
· Елена Вяльбе родилась в Магадане в 1968 году.
· Начала заниматься лыжами в 8 лет.
· До 1991 года жила в Магадане, затем переехала в Таллинн, а потом — в Подмосковье.
· Трехкратная чемпионка Олимпийских игр (1992, Альбервиль; 1994, Лиллехаммер; 1998, Нагано) победительница 45 этапов Кубка мира, 14-кратная чемпионка мира.
· До сего времени никому не удалось побить ее личный рекорд — пять побед в Кубке мира.
· Вяльбе — заслуженный мастер спорта СССР (1989) и России (1992).
· Награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
· Сейчас живет в Истринском районе Московской области.
· Имеет двоих детей.