Об Энгельберге я первый раз прочитал в британском сноубордическом путеводителе. Поскольку это не Ски-гид Бугельского, то там не было сказано, почему это место называется Ангельской Горой, ни чем это место знаменито, кто там жил или кто там творил. Там просто говорилось, что Энгельберг – курорт в Швейцарии, находится в 80 километрах от аэропорта Цюриха, имеет перепад порядка 2000 метров по вертикали с верхней точкой 3028 метров и имеет обширные внетрассовые возможности. Благодаря большой высоте и наличию ледника сезон продолжается до конца апреля-начала мая, поэтому, когда встал вопрос, куда поехать на несколько дней покатать в апреле, то Энгельберг всплыл в памяти. Бронирование проживания легко осуществляется через главный сайт курорта, и туристический офис представляет все документы, необходимые для получения визы в посольстве.
В результате ранним апрельским утром самолет Swiss Air (удобный рейс, большое расстояние между креслами) несет меня в Цюрих. Связки поездов для переезда в Энгельберг по железной дороге идут с интервалом в час и вся дорога занимает два часа с небольшим с одной пересадкой. Благодаря оперативной работе всех служб аэропорта мне удается за 30 минут проделать все необходимые при въезде операции и успеть на поезд, отходящий в 08.47.
Пересадка проходит в очень живописном городе Люцерн, что было использовано на обратной дороге для сайтсинга. Далее поезд (скорее электричка) идет по живописному ущелью, в какой-то момент начинает взбираться вверх, в гору и, наконец, останавливается в Энгельберге. Городок, по альпийским меркам, средний, живописный, жители со всей силой пользуются своим названием.
Комната в отеле оказывается свободна и, быстро переодевшись, я оказываюсь на горе еще до полудня.
Катание
Теперь, собственно, о катании (скорее о потенциале катания вообще – конкретно о катании после) и о том, почему у меня Энгельберг проассоциировался с Приэльбрусьем.
http://www.snow-forecast.com/resorts/Engelberg/pistemap
Снизу к основной зоне катания поднимают 6-и местные яйца. Из них хорошо видна 1-я зона внетрассового катания Laub. Склон, в основном, северной ориентации, с достаточной крутизной. Главный минус (как у большинства внетрассовых зон в Энгельберге) – до подъемника добираться пешком (метров 200) или, в лучшем случае, толкаясь палками.
Яйца поднимают до ТруБси, откуда доступны две зоны катания – собственно, Титлис и Йохсток.
Если выбор пал на Титлис, то дальнейший путь вверх – это две очереди вагонов, первый из которых доставляет в Стэнд и дублируется двумя очередями креселок (2-шка и 4-ка), а дальше, на Титлис поднимает вращающаяся кабина, так что во время подъема можно увидеть всю панораму окрестных гор. Здесь, наверху, на леднике имеется еще одна креселка и бугель
[page]
Трассовое катание происходит на достаточно узком пространстве, вследствие чего разнообразным его назвать никак нельзя, километраж по альпийским меркам, особенно для такого перепада, мизерный. Трассы неширокие, но все честно-красные, а в большинстве своем красно-черные. Склоны северо-западной ориентации - зимой, а где-нибудь в январе сильно солнечными их вряд ли назовешь. (Вообще, ко всем склонам Энгельберга применимо понятие северо-что-то там или просто северо–, говоря об ориентации). Зато справа от веток подъемников расположен легкой доступности обширный ледник с широкими возможностями как просто внетрассового катания, так и бэккантри.
Также на ледник доступ возможен из зоны катания Йохстока.
Чтобы попасть на Йохсток, надо воспользоваться «плоской» креселкой от Трубси, дальше 4-ка поднимает на Йохпасс после чего 6-ка на, собственно, Йохсток. Трассовое пространство здесь, так же, как на Титлисе, ограничено и так же, как на Титлисе, трассы здесь красные и красно-черные (нууу, может чуть поменьше, чем на Титлисе). Единственные синие (скорее, сине-красные) в этом регионе – трассы вокруг 2-х креселки Энгстленалп.
Как уже говорилось, от верхней точки Йохстока вправо (от лыжника) – доступ на ледник, а влево – также широкий доступ к внетрассовому катанию, с выкатом к нижней станции 2-х креселки (ну, может опять слегка пешком надо будет пройти).
Кроме того, достаточно много возможностей для легкого фрирайда между трасс.
В общем, мне показалось, что Энгельберг – это то, к чему реально МОЖЕТ стремиться в ближайшей перспективе Приэльбрусье. Понятно, что ровняться на Три Долины или Эспейс Кили не имеет смысла по физическим возможностям, но, если рассматривать Титлис, как Эльбрус, а Йохсток как Чегет, то аналогии развития вполне просматриваются – заменить чегетские креселки, сделать и там, и там пару-тройку трасс и связать Чегет и Эльбрус подъемником. А, забыл добавить – так же, как на Эльбрусе, наверх Титлиса едет множество «шапок» :).p>
Теперь же о реальном катании в апреле.
С сожалением должен отметить, что возможности катания в апреле сильно сужаются. Свежего снега нет – все раскатано. Высокая температура днем (в самой высокой точке днем минус 2, в Трубси – плюс 10), даже невзирая на ориентацию склонов, приводит к тому, что снег становится кашеобразным, а минусовая температура ночью – к корке наста. В результате – первую половину дня внетрасс – это разбитый наст, а потом - частично лавиноопастная каша, в которой одно неверное движение – и нос зарывается со всеми вытекающими. Поэтому лично я могу судить о внетрассовом потенциале Энгельберга только в теории, т.к. сам в поля не выходил, довольствуясь, разве что, межтрассовым пространством. С трассами - ситуация похожая, но их, хотя бы, готовят, поэтому можно, тщательно выбирая ориентацию и, перемещаясь снизу вверх в течение дня получить достаточно приличное трассовое катание.
[page]Небольшие выводы
Энгельберг обладает очень высоким потенциалом внетрассового катания. К сожалению, трассовые его возможности сильно слабее, поэтому ехать туда кататься лучше или под прогноз или, делая базу, например, где-нибудь в Люцерне ездить кататься по окрестным зонам, которых, благо, немало – из крупных в пределах разумной досягаемости, кроме Энгельберга можно назвать Андерматт и даже Гринденвальд.
P.S. Ну и на обратной дороге можно заехать погулять в Люцерн. Несколько фото.
Даты поездки: апрель 2009
Автор: Густь
Другие статьи автора на сайте
Снежный Лаакс бесснежною зимой 2007
США. В поисках лучшего (снега) (в 2-х частях)
При всей осторожности фразы "из прекрасного далека" ты оптимист поболее меня
Ну а если по объему катательных возможностей сравнивать хотя бы с Альп д Юезом. То Энгельберг в половину будет или менее?