Чем запомнилось вам 25 февраля 2007 года? Скорее всего - ничем особенным, а ведь именно в этот день французский Межев праздновал 95-летие одного из своих самых знаменитых и уважаемых граждан - Эмиля Аллэ (Emile Allais). Этот симпатичный и все еще крепкий дед стал символом целой эпохи в истории горных лыж, его именем названы улицы и спортивные клубы, сложнейшая горнолыжная трасса, слаломный стадион и полюбившийся райдерам кулуар; молодые лыжники бьются за кубок Эмиля Аллэ… Да что там кубок - даже саму "Французскую школу" иногда называют "Школой Аллэ".
Межев, основанный в 10-м веке, пребывал в покое до тех самых пор, пока в 1916 баронесса Ротшильд не решила построить здесь курорт, который посрамил бы Санкт-Мориц. Эмилю было 4 года, он еще не катался на лыжах, но уже знал, наверное, что его дядя Х.Моран - лучший лыжник округи. И когда в 1920 мсье Моран решил открыть в Межеве детскую лыжную секцию, 8-летний племянник стал его учеником. Эмиль легко освоил телемарк, но быстро понял слабость норвежской техники и двинулся дальше: по книжкам и с помощью дяди он изучил арлбергскую технику Г.Шнайдера, основанную на упоре.
|
|
Эмиль уже был сильным спортсменом, часто побеждал на местных соревнованиях, но скоро разочаровался в арлбергском упоре и стал самостоятельно изобретать поворот на параллельных лыжах, похожий на христианию. Усилия не пропали зря, и в 1930 молодой спортсмен легко победил на чемпионате Савойи. Мсье Моран по-своему отметил победу племянника, заказав для Эмиля первые в истории "фюзо" - узкие лыжные штаны из слегка тянущейся шерстяной ткани - те самые, без которых нельзя представить спортсмена-горнолыжника.
Неизвестно, как оценили новые портки в Межеве, но уже через несколько лет фюзо завоевали Альпы. Со временем они становились все уже и эластичнее, а скромное ателье межевского портного А.Алляра постепенно превратилось в торговый дом "Allard", перед офисом которого в 2005 г. установили монумент - в честь 75-летия штанов Эмиля Аллэ.
|
|
В 1932 элитарный Парижский Лыжный Клуб открыл в Межеве лыжную школу, в которой преподавали сильнейшие спортсмены того времени - в т.ч. австриец Тони Зеелос, серебряный призер I Чемпионата Мира. Среди слушателей оказался, конечно, и Эмиль, покоренный невиданной параллельной техникой Зеелоса. Через год Зеелос выиграл II Чемпионат Мира в Инсбруке, ну а Аллэ в своих фюзо оказался ближе к концу - его время еще не пришло.
В 1934 Эмиль неожиданно выиграл скоростной спуск в Китцбюэле, а в следующем 1935 на очередном Чемпионате стал вторым в скоростном спуске и комбинации, уступив лишь Зеелосу. На Олимпиаде 1936 в Гармише он получил бронзу в комбинации и слаломе, удостоившись рукопожатия А.Гитлера.
В 1937 Аллэ разработал свою собственную технику: он научился выполнять параллельный поворот Зеелоса совершенно по-новому, а Чемпионат Мира в Шамони подтвердил эффективность его приемов - Аллэ выиграл все три золотые медали и стал первым в истории абсолютным чемпионом, причем в скоростном спуске его преимущество оказалось фантастическим - более 12 секунд! Год спустя новая техника была официально признана основой "Французской Национальной Лыжной Школы".
Эмиль Аллэ не участвовал во II Мировой войне - с 1939 по 1946 он работал тренером в своем Межеве и не сотрудничал с оккупантами. Но именно война четко разделила жизнь чемпиона на две части: на смену Аллэ-лыжнику пришел Аллэ-организатор.
В 1948 он уехал в США, где руководил реконструкцией курорта Скво-Вэлли, затем оказался в Чили и стал первым директором лыжной школы в Портильо. Затем Канада и снова США - похоже, Аллэ задался целью распространить "Французскую школу" по всему западному полушарию, но затем все же вернулся во Францию.
После войны Европа мало интересовалась лыжами, лыжные фабрики и курорты переживали тяжелый кризис, и вот тут-то Аллэ развернулся вовсю. Начал он с того, что нашел энергичного управляющего для "Россиньоля", сумевшего возродить умирающее предприятие. Энергия Аллэ била через край, он общался с чиновниками и бизнесменами, консультировал тренеров, писал книги, изобретал крепления и лыжные очки, брался за все сразу… И самое удивительное - везде достигал успеха.
Во время одной из поездок в США Аллэ увидел смешной гусеничный грузовичок, возивший грузы по самому глубокому снегу - это был "SnoCat", американский горный вездеход. Вернувшись во Францию, Аллэ почти силой заставил руководство Куршевеля закупить партию американских машин - но не для перевозки грузов, а для подготовки трасс. Очередная революция Аллэ - ведь до этого трассы везде готовили вручную. Только 10 лет спустя австро-швейцарская фирма "RaTrac" выпустила, наконец, свой "RaTrac-S", вытеснивший американских "котов" из Европы.
В 1954 Аллэ стал техническим директором Куршевеля и оставался на этом посту целых 10 лет. Он проектировал трассы, перестроил спасательную службу и при этом находил время консультировать, а иногда и фактически руководить строительством лыжного центра Ла-Плань.
В конце 50-х Аллэ и А.Россиньоль в глубокой тайне разработали первые металлические лыжи "Россиньоль", переоборудовали цех и поменяли технологию. На Олимпиаде 1960 в Скво-Вэлли молодой спортсмен Жан Вюарне с огромным отрывом выиграл скоростной спуск на лыжах, которые назывались… Да, они назывались "Allais-60", что означало "Аллэ, 1960 год".
|
|
Затем к Аллэ обратился за помощью "лыжный Наполеон" Оноре Бонне, тренер французской сборной, огорченный систематическими поражениями своих подопечных. Аллэ нашел причину: "Они боятся новых лыж, а к тому же просто устали!" Боннэ перестроил план тренировок, и результат не замедлил сказаться: французы начали побеждать, а Жан-Клод Килли стал третьим в истории (после Аллэ и Зайлера) абсолютным чемпионом.
Распрощавшись с Куршевелем, Аллэ отправился в Японию - но уже не затем, чтобы строить лыжные курорты. Он взялся изучать японскую культуру. Зачем? Для того чтобы понять, какими должны быть горные лыжи, предназначенные для японцев. Вернувшись во Францию, он стал консультантом фирмы "Poma", потом увлекся идеей искусственного снега и открыл небольшой завод по производству снежных пушек, со временем превратившийся в мощное предприятие.
Аллэ занимался не только лыжами: он учредил стипендию, участвовал в строительстве хоккейного центра и гольф-клуба, выступал с лекциями, писал книги… В 2005 французское правительство наградило Эмиля Аллэ орденом Почетного Легиона - главным орденом Франции.
Сейчас ветеран работает уже не так напряженно - возраст, все-таки… Зато чаще катается на лыжах - практически, каждый день. Пишут, что он занят каким-то новым проектом, связанным с кайтами… Хотя, может, и не с кайтами, а с чем-то еще - какая разница? Главное - эпоха Эмиля Аллэ продолжается.
Использованы материалы с сайтов: www.skistory.com, www.nevasport.com, www.actumontagne.com, www.gmx.net
Другие статьи автора на сайте:
Живописцы, окуните ваши кисти
Как помочь коленям?
Откуда берутся травмы?
Главный лыжный вопрос
Адреналин
Между нами, стукнутыми
Спиною чую
Кляйнарльская Тигрица
Записки натуралиста
Отдаться в учение
Прямая и плоскость - медитация
А мы же как же, однако?
Удивляюсь вашей литературной плодовитости.
Типа пара стежков иголкой, зажим, пульс в норме, тампон, огурец... - строчка на компе? :wink:
Шучу.
Насчет Килли несколько поверхностно сказано.
Ну не Бонне благодаря он поднялся, и уж тем более дедушке Эмилю.
Ратраки-коты симпатичные.
И ваще, стильно :-D