+10

Эра пластика

george Лента автора 31 Марта 2013 (13:52) Просмотров: 4642 24

горнолыжное снаряжениеИстория кожаных ботинок здесь.

Вплоть до середины прошлого века ботинки для катания на лыжах с гор делалась из традиционных для обуви материалов – кожи, меха, войлока, для фурнитуры использовался металл. Об этом мы подробно рассказывали в предыдущем номере. Эволюция горнолыжной обуви шла то медленно, то стремительно, питаясь опытом поколений и новыми разработками, но в конце концов разразилась настоящей пластиковой революцией, вождем которой стал бывший пилот американских ВВС Боб Ланге.

Lange: boots & girls

горнолыжное снаряжениеНавязчивая идея заняться разработкой обуви для катания возникла у Ланге, когда он сам с трудом постигал премудрости горнолыжной техники. Встав на лыжи в 1957 году, он целый сезон пытался освоить базовые приемы катания и основной поворот. Проанализировав его итоги, Боб Ланге (будущий изобретатель) понял свою главную проблему: она заключалась в том, что мягкие кожаные ботинки просто не в состоянии обеспечить необходимую поддержку голеностопным суставам. А, поскольку Ланге был владельцем предприятия, выпускающего хулахупы, игрушечные автомобили, полочки для холодильников и прочие вещицы из пластика, он начал эксперименты с конструированием пластиковых лыжных ботинок. Боб пришел к выводу, что ботинок должен быть высоким, жестким в боковом направлении и вместе с тем упругим вдоль своей горизонтальной оси: такое сочетание позволит лучше управлять лыжами и снимет нагрузку с голеностопов.

Через несколько месяцев экспериментов, в 1958 году, Ланге запатентовал первый ботинок, почти целиком сформованный из пластика. Конструкция получилась на редкость удачной, и ботинок отлично сохранял форму, но при этом оказался слишком жестким. Чтобы его зашнуровать, требовались усилия двух крепких мужчин. Мало того, пластик ABS-Royalite, из которого делались ботинки, на холоде становился очень хрупким: из 750 пар, выпущенных за год, больше половины полопались на морозе.

В следующем году Ланге стал использовать более пластичный полиуретан Adiprene, а для снижения продольной жесткости добавил в конструкцию ботинка шарнир.

В 1963 году он решил, наконец, избавиться от надоевших шнурков и снабдил свои ботинки клипсами, наподобие тех, что устанавливала на модель Speed Fit компания Henke. В результате у Ланге получились ботинки, которые удобно застегивались, но при этом не гнулись при боковых нагрузках. Такая конструкция пользовалась большим успехом, и в ближайшие десять лет в ботинках Ланге стали кататься миллионы лыжников.

Но этого Бобу Ланге показалось недостаточно, и он решил уделить особое внимание лыжницам. В 1968 году его компания разработала первый ботинок специально для женщин – модель получила название Competite. В ботинках Lange на старт выходили десятки, если не сотни, лыжниц мирового уровня, среди них Нэнси Грин, Паолетта Магони, Эрика Хесс, Дебора Компаньони. И сегодня выходят – Джулия Манкузо, Мария Риш, Линдси Вонн... Но и это еще не все: многие из них стали Lange Girl – лицом фирмы, избираемым на год, чья почетная обязанность заключается в том, чтобы сняться для рекламного постера в ботинках Lange – причем наличие прочих деталей туалета зависело от темперамента девушки. Некоторые из этих постеров, особенно с автографами, уже стали коллекционной редкостью.

Базис и надстройка

горнолыжное снаряжениеК 1969 году, в самый пик успеха Боба Ланге, практически все производители горнолыжной обуви представили свои версии ботинок из пластика. Лидерами индустрии стали две компании: Lange и Rosemounts, которые выпускали полностью пластиковые, надежно фиксировавшие стопу и голеностоп ботинки с клипсами. Причем в ботинках Rosemounts впервые появились небольшие зоны из материала, позволявшего подгонять ботинок по ноге владельца, – своеобразный предвестник технологии custom fit.

К 1970 году у ботинок заметно увеличилась высота голенища. В то время получила широкое распространение французская техника и характерный для нее прием авальман, при котором лыжник буквально «сидел на стуле» над своими лыжами. И облегчающие такое катание высокие голенища пришлись кстати. Эта тенденция существовала и в 80-е годы, но затем сошла на нет: было официально признано, что слишком высокие горнолыжные ботинки являются причиной подавляющего большинства травм коленей. К концу семидесятых горнолыжные ботинки наконец догнали по своим рабочим характеристикам новое поколение лыж, сделанных из стеклопластика. Воцарилась гармония.

горнолыжное снаряжениеОдновременно с попытками усовершенствовать успешную базовую конструкцию производители экспериментировали с дизайном ботинок. В конце 70-х – начале 80-х годов появлялись на свет самые разные модели. Некоторые решения – например, ботинки «с задним входом» имели оглушительный успех (в СССР была популярна модель Salomon SX). Другие разработки, типа ботинок высотой до колена (например, Hanson Alto) или своеобразных «горнолыжных сандалий» (Dynafit), не получили широкого распространения. Поиск интересных технических решений приводил к появлению весьма оригинальных моделей: с микрорегулировкой наклона голенища и высоты супинатора, со встроенными нагревательными элементами, – но тем не менее в основе их всех лежала конструкция с наклоном, так удачно найденная в начале 70-х.

Шли десятилетия – в лыжах свершилась карвинговая революция, ширина лыж для фрирайда перевалила за 100 миллиметров. Но современные горнолыжные ботинки внешне мало отличаются от своих предшественников 30-40-летней давности.

А что сейчас?

Современные ботинки должны максимально точно передавать все усилия лыжника и движения его ног к лыжам, надежно поддерживать ноги и обладать заданной жесткостью конструкции. Модели с различным уровнем комфорта, степенью фиксации ноги, шириной колодки и жесткостью изготавливаются из высокотехнологичных пластических материалов. Основная конструкция состоит из двух жестких деталей: верхней части, голенища, и соединенной с ним шарниром нижней части, которую иногда называют «калошей», она формируется одновременно с платформой ботинка. Для точного соответствия креплениям жесткая платформа имеет строго определенную толщину. Голенище может быть усилено ремнем с застежкой Velcro.

Внутренний ботинок – это прослойка между жесткой оболочкой и ногой. Он делается из мягких и эластичных материалов и отвечает за тепло, комфорт и точную посадку по ноге. Во внутренниках часто используются гелевые вставки, отливки из полимерных материалов, пенные наполнители, а также термоформуемые материалы, обеспечивающие точную индивидуальную подгонку ботинка.

горнолыжное снаряжениеШироко применяются и конструктивные особенности, которые обеспечивают персональные регулировки. Например, кантинг позволяет изменить угол наклона голенища по отношению к «калоше». Особенно востребованы регулировка наклона вперед, регулировка жесткости в передне-заднем направлении, регулировка высоты и объема голенища и клипсы с тремя степенями регулировки. Реже встречаются переключатель «ходьба-катание», регулировка наклона стельки и объема ботинка в зоне подъема.

Женские модели, как правило, отличаются более комфортными материалами внутренних ботинок; голенище у них ниже, а внутренний профиль разработан с учетом особенностей строения женской ноги.

Три входа

В истории пластиковых ботинок фигурируют три основные конструкции: с задним входом; с центральным входом; с перехлестом и передним входом.

Ботинки с задним входом – наиболее дешевая конструкция. Их снимали и надевали, расстегивая рычаг, расположенный сзади, в нижней части икры. В 80-е годы ботинки такой конструкции были очень популярны у отдыхающих, поскольку их было легко снимать и надевать. Но, несмотря на удобство, в 90-е годы их популярность резко упала, в первую очередь среди лыжников экспертного уровня и спортсменов. Однако и сейчас такие ботинки можно увидеть на склонах, и не только на пожилых экономных туристах: благодаря обтекаемой форме их продолжают использовать лыжники, соревнующиеся в speed-ski.

Модели с центральным входом были разработаны в 1988 году компанией Lange. Разработчики намеревались соединить удобство ботинок, имеющих задний вход, с комфортом и универсальностью ботинок с перехлестом и передним входом. Основным достоинством таких моделей было широко раскрывающееся одновременно вперед и назад голенище. Но все же они не смогли конкурировать с традиционными ботинками с перехлестом, и практически исчезли из каталогов производителей вскоре после появления технологии би-инжекции, которая позволила выпускать ботинки, в целом имеющие жесткую оболочку, но достаточно мягкие в зоне перехлеста, что заметно облегчило обувание-разувание.

После десятилетий экспериментов с различными конструкциями, индустрия практически единодушно пришла к своеобразному консенсусу: высокотехнологичные материалы и проверенный временем дизайн с перехлестом, и четырьмя (как правило) клипсами. Такая конструкция великолепно работает, а, используя пластик с различными свойствами, можно выпускать ботинки самые разнообразные по жесткости, потребительским свойствам и… цене. Именно эта конструкция лежит сегодня в основе всех выпускающихся моделей – от самых мягких до максимально жестких, от наиболее простых до предельно навороченных.

Заливной ботинок

горнолыжное снаряжениегорнолыжное снаряжениеПроцесс индивидуальной заливки внутренних ботинок несложен. Горнолыжник надевает ботинки. Затем внутренний ботинок, в наиболее важных для комфорта зонах которого (самая широкая часть ступни, лодыжка, пятка) имеются специальные пустые карманы, наполняется быстротвердеющей полиуретановой пеной. Клипсы застегиваются... В свое время этот процесс был очень популярен у лыжников, а вот бутфитерам он принес множество проблем. Для них процесс был сложен, грязен и… убыточен: заливной ботинок очень легко было испортить при заливке, после чего оставалось его только выбросить. Сейчас даже в ботинках уровня race этот процесс применяется крайне редко. На смену ему пришли специальные вставки и формуемые внешние ботинки. Но приверженцы этого метода еще остались, и для них производители инструментов и материалов для бутфитинга выпускают универсальные заливные внутренние ботинки, которые можно использовать в обычных горнолыжных ботинках многих производителей.

Как и предыдущий пост, этот тоже был опубликован в журнале «Русская зима». Но мне кажется, от этого он не стал менее интересным.
+10
  • 1
0  
swissmaker    31 Марта 2013 (14:12)   #

Страничка про LANGE в Википедии(англ) 

 

http://en.wikipedia.org/wiki/Lange_(ski_boots)

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    1 Апреля 2013 (00:06)   #

Да Жора...

С профильными темами всё сложнее...

Не пользуются популярностью.wink.png

  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (10:41)   #
Саш, непринципиально. Есть вещи, которые мне самому интересны, и я знаю, что они интересны другим. Поскольку эти статьи, опубликованные в "РЗ", читали далеко не все интересующиеся, решил выложить их сюда.
0  
Olg    1 Апреля 2013 (00:46)   #
post-5304-0-50812600-1364762369_thumb.jppost-5304-0-21600800-1364762397_thumb.jp
На фото справа налево ботинки приблизительно одного уровня.
1990г., 1998г., 2007г., 2012г.
В промежутке от 98 до 07 ботинки похудели и стали легче на 500 граммов.
С 3 х кг до 2,5 кг. Мощнее стал строп. И все. Прогресс достиг потолка? :).
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (10:45)   #
Сейчас, КМК, основная работа идет в направлении повышения удобства кастомизации. Прогресс связан с изменением конструкции (найдена оптимальная), более легкими и прочными материалами (изменения постоянные, но по виду заметные не очень), возможностями подгонки, которые обеспечивают новые материалы (аналогично). Чем более проработана вещь, тем сложнее ее улучшить...
0  
Olg    1 Апреля 2013 (11:25)   #

Сейчас, КМК, основная работа идет в направлении повышения удобства кастомизации. Прогресс связан с изменением конструкции (найдена оптимальная), более легкими и прочными материалами (изменения постоянные, но по виду заметные не очень), возможностями подгонки, которые обеспечивают новые материалы (аналогично). Чем более проработана вещь, тем сложнее ее улучшить...

После сравнения скорлуп изнутри, у меня появилось ощущение, что ботинки верхнего уровня, по прежнему не нуждаются в кастомизации, а вот попроще, но не подешевле, еще как нуждаются.

 

Сравнивал Саломон Pro Link Racing 130, Falkon Racing 120, Редстер 150 и Доберман 130.

Первые три отличаются только весом. Доберман практически не имеет впадин под лодыжки и складок под пятки, стелька такая, что неизбежен заказ новой, после этого также неизбежна термоформовка. При заявленной жесткости 130, явно не дотягивает до 110 Саломона или Атомика.

 

Напрашивается вывод, что как и с лыжами, с ботинками нарастают ножницы в качестве между верхними и туристическими моделями, причем спортивные делаются непригодными к длительному использованию в горах.

Может кто из поставщиков научится продавать отдельно лайнеры и скорлупы.

Если с лыжами проблема решается, то с ботинками как быть непонятно

  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (11:43)   #
"спортивные делаются непригодными к длительному использованию в горах." - может быть, лучше сформулировать по-другому: НЕКОТОРЫЕ спортивные делаются с учетом того, что после покупки они должны перед использованием попадать в руки хорошего бутфиттера? То есть фирмы, зная, что ботинки все равно нужно фиттить, заранее обрекают своих клиентов на поход к мастеру?

ИМХО: никто из дилеров не станет закупать отдельно калошу, несколько разных голенищ и несколько разных вкладышей, поскольку вложения слишком сильно превысят объем продаж. С другой стороны, Atomic (пример взят потому, что и каталог рэйс под руками есть, и общаюсь с разными людьми, катающими рэйсовые ботинки этой фирмы тоже есть) с каждым годом делает рэйс ботинки более подходящими "сразу". Раньше в рэйс-каталоге встречались варианты "заказных" клипс, голенищ разной жесткости и высоты... Сейчас не вижу, только вставки разной жесткости в подошву, лифтеры-вкладыши под стельку и вставки с разным разворотом голенища относительно калоши.
0  
Olg    1 Апреля 2013 (12:45)   #

"спортивные делаются непригодными к длительному использованию в горах." -

Я хотел сказать, что в хороших, спортивных скорлупах стоят очень тонкие лайнеры - ноги мерзнут, именно поэтому боюсь брать их в горы. Подгонки они не требуют, т.к. все необходимые впадины и выпуклости в скорлупах имеются.

Более теплые, но примитивно скроенные лайнеры стоят в скорлупах попроще, они требую бутфитинга и запекания. Разница в качестве исполнения и скорлупы и лайнера, если смотреть изнутри, а не снаружи, очевидна.

Вот и получаются ножницы - хочешь иметь хорошую скорлупу - будут мерзнуть ноги; хочешь иметь теплый лайнер - будешь кататься в мягкой скорлупе, требующей бутфитинга. Раньше, до 2007 года, во всяком случае, можно было найти хороший ботинок с теплым лайнером, в этом году - не удалось. Денег потратил много - результат сомнительный.

Если бы можно было подбирать лайнер к скорлупе, из рекомендованных производителем, возможно это помогло бы.

Загонять в нормальный ботинок лайнер Интуишн не скроенный именно под эту модель, не выход, пробовал.

  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (13:08)   #
Стельки типа Термик?
  • 18
  • 7
  • 5
+1  
Mr.XX    1 Апреля 2013 (14:24)   #

Вот и получаются ножницы - хочешь иметь хорошую скорлупу - будут мерзнуть ноги; хочешь иметь теплый лайнер - будешь кататься в мягкой скорлупе, требующей бутфитинга

Дело в том ,ИМХО, что мы по прежнему считаем, что хороший ботинок - это только спортивный ботинок!biggrin.png

Тому есть некоторые традиции на Руси...biggrin.png

Между тем есть множество бот с жесткостью 130 (что вполне себе...) с теплыми и комфортными лайнерами. Особенно много их в райдовых сериях, получивших в последнее время большое развитие. А в этих сериях есть нормальные четырехклипсовые боты на основе спортивных колодок.

Не уверен, что для длительного катания в Больших горах в режиме свободного катания нужен рейсинговый бот...вернее уверен в противоположном.

 

 

Покупая же спортивный ботинок, необходимо быть готовым ко всем его особенностям...в том числе и отрицательным. Для этого неплохо ЧЕТКО представлять себе - а нужен ли мне именно такой ботинок...

Покупая гоночный Феррари, никто ведь не обижается на его плохую проходимость...wink.png

  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (14:35)   #
yesyes
0  
Olg    1 Апреля 2013 (14:41)   #

Стельки типа Термик?

Интуишн из Full Tilt First Chair пробовал засовывать в обычные ботинки, ерунда получается.
В Добермане 130 поменял стельку на формуемую, сделал бутфитинг- результат приемлемый,
но не более того. Может, конечно, эта проблема существует только в моем воображении,
но найти адекватную, современную замену старым цеховым ботинкам мне не удалось.
Из этого я и делаю вывод, что ножницы между спортивными и туристическими растут, и непонятно
как искать компромисс.

0  
Olg    1 Апреля 2013 (14:43)   #

 Mr.XX, я о том и толкую, что Феррари есть, мягкие, комфортные есть.

А компромисс где?

Задача найти нормальные четырех клипсовые ботинки на основе спортивной колодки оказалась

очень сложной, во всяком случае для меня. Лет 10 не обращал внимания на развитие ботинкостроения, а когда потребовалось, оказалось, что кажущееся изобилие не более, чем иллюзия. Ценой при этом руководствоваться нельзя, надо иметь техническую информацию. А где ее взять?

  • 18
  • 7
  • 5
0  
Mr.XX    1 Апреля 2013 (16:31)   #

Ценой при этом руководствоваться нельзя, надо иметь техническую информацию. А где ее взять?

На Скиру, естественно! biggrin.png

Шютка....

Ну вот например...

http://www.tecnica.it/collection/skiboots/freeride/bodacious-1801220

  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    1 Апреля 2013 (16:40)   #
Техническая информация приводится в каталогах производителей, соответственно - на их сайтах.
0  
Kermit    6 Апреля 2013 (07:59)   #
     Спасибо за блог, очень люблю подобные исторические экскурсы, иллюстрирующие поступательное движение инженерно-конструкторской мысли.
     "Ботинкостроители", нашупали оптимальную конструкцию, радикальных отклонений от  которой не было видно достаточно давно. Исключение составляют последние экзерсисы нескольких уважаемых фирм, связанные с уменьшением кол-ва клипс, воруя одну кто с галоши, кто с голенища. Но здесь, думаю, все происходит не ради оптимизации уже выверенного конструктива, а из желания выделить свою продукцию из ряда конкурентов. Посмотрите на полки магазинов глазами новичка: они все завалены ботинками, похожими друг на друга как близнецы братья, разве что расцветка разная. Вот, наверное, и пытаются привлечь новичка подобными ухищрениями. Наверняка отсутствие одной клипсы на голенище будет преподнесено как прогрессивное конструктивное решение, призванное "увеличить, улучшить, поднять на новый уровень..." и т.п. маркетинговые слова. Показательно, что до рейсовых моделей подобные усовершенствования еще не докатились:)
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    6 Апреля 2013 (10:56)   #
Я тоже так думаюyes
0  
Olg    6 Апреля 2013 (19:14)   #

На Скиру, естественно! :biggrin:
Шютка....
Ну вот например...
http://www.tecnica.it/collection/skiboots/freeride/bodacio us-1801220

Красота, и где такие взять?
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    6 Апреля 2013 (19:28)   #
Технику у нас традиционно ввозит Спортмастер.
0  
Olg    6 Апреля 2013 (19:38)   #

Технику у нас традиционно ввозит Спортмастер.


Спасибо. Надо же, никогда не приходило в голову в Спортмастере ботинки посмотреть. У них и кроссовок приличных нет.
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    8 Апреля 2013 (18:14)   #
Ну, кроссовки в ЮВА делают, а вот с ГЛ ботинками там сложнее. smiley
Одежду в СМ я тоже не покупаю и не рекомендую это делать - к слову.
0  
Старик Хэнк    8 Апреля 2013 (18:33)   #
Ну, они же продают не только свои брэнды, но и DESCENTE, например... Причем, при их ценовой политике, это может быть даже интересно. Если бы не очень узкий ассортимент...
  • 146
  • 46
  • 30
0  
george    8 Апреля 2013 (19:06)   #
По чужим брендам - согласен, можно. Особенно в дисконте wink
0  
Olg    8 Апреля 2013 (21:49)   #

Ну, они же продают не только свои брэнды, но и DESCENTE, например... Причем, при их ценовой политике, это может быть даже интересно. Если бы не очень узкий ассортимент...


Мне, как то раз, тоже стало интересно, почему у них Descente такой дешевый? Купил куртку того же года, той же коллекции, что и мой катальный костюмчик. Вроде все похоже, но материалы не те, это очень хорошо заметно, если рядом положить, даже не щупая. Дешевле всего втрое, а по качеству на порядок. Через пару лет разница в качестве проявилась еще очевиднее, при том, что в Спортмастеровском Descente я не катаюсь, не переживет он этого.