В самом сердце Турции, у провинциального города Кайсери c историей в 6000 лет, возвышается огромный стратовулкан Эрджиес. На его склонах раскинулся бурно развивающийся горнолыжный курорт с одноимённым названием.
В сети гуляет информация, что на курорте уже давно за 100 км общей протяжённости трасс, а сервис - самые, что ни на есть настоящие Альпы! И это на фоне турецкого колорита и крайне низких цен!
Вид на вулкан Эрджиес с окраины города
Выбор при поиске нового объекта для посещения был очевиден. И 4 февраля 2020 г., выбравшись из-под снегопадов в Гудаури, долетев до Москвы, и, поменяв вещи и компаньонов, я отправился изучать горнолыжную Турцию.
К моему сожалению прямые чартерные перелёты в Кайсери отменили, поэтому пришлось довольствоваться 6 часовым путешествием неплохим лоукостером Pegasus Airlines из Москвы в пункт назначения с пересадкой в Стамбуле. Сложность маршрута, конечно же, отразилась на стоимости билета туда-обратно, который я покупал приблизительно за месяц до поездки за недорогие по тем временам 210 долларов (около 13000р). Но за эти деньги не было ни еды, ни багажа, ни провоза спортивного оборудования, ни выбора места в салоне самолёта. Лоукостер, что с него взять?!
По прилёте в Кайсери нас ждала прокатная машина на механике с большим багажником за чуть больше 15 долл. в сутки и трёхэтажный дом на окраине дома, арендованный на airbnb, по примерно такой же цене. Трафик, к слову, на дорогах Кайсери почти нулёвый, а город и вся его инфраструктура выглядят опрятно и красиво.
Окраинный район Кайсери с частными, преимущественно трёхэтажными ухоженными домами
Приехав к арендованному дому, мы с удивлением обнаружили отсутствие обещанного ключа в почтовом ящике и игнор наших сообщений от владельца дома. Но на помощь пришёл зевака-сосед, который что-то долго втирал нам по-турецки и веселился от того, что мы ничего не понимаем. Попытавшись ему объяснить нашу проблему на знакомом всем русским туристам заграницей англо-русском языке, мы быстро оставили эту идею и принялись за самый универсальный из языков - язык жестов.
Это были самые увлекательные шарады в моей жизни, ведь я не мог понять, правильно ли этот мужчина отгадывает мои акробатические фигуры. Но вот, наконец, по киваниям головы моего собеседника я понял, что он отгадал, что я имею ввиду, и готов уже был расслабиться... Но получив в ответ пантомиму крокодила-гусёнка-страуса (или ещё чего-то), я решил, что мне стоит продолжить.
Вид на город с полпути от горы
Спустя пару минут увлекательной игры поздним вечером в пустом районе незнакомого города и нескольких звонков от соседа, мы поняли, что к нам кто-то едет. Первая мысль "Полиция?? Надо драпать!", но тут подкатил старый мерс, откуда вышел отец хозяина дома, и мы наконец-то смогли расположиться на ночлег!
Через несколько дней к нам в этот дом придёт газовщик перекрывать газ и оставлять нас без отопления за неуплату долгов в 5000 турецких лир (около 55000р), с которым мы так же поиграем в крокодила. Но это уже другая история...
Белая шапка, виднеющаяся слева от дома - это и есть красавец-вулкан!
Проснувшись рано утром с видом на прекрасный снежный Эрдижиес, грациозно уходящем в объятия белоснежных облаков, мы были полны решимости искатать трассы новой для нас горнолыжки. И, быстро собравшись, и, искатав серпантинную трассу к горе, мы прибыли в молоко. Как оказалось, гора в этот день ушла в облака по-английски и не хотела принимать на свои склоны туристов, пуская на трассы ветер до 100 км/ч и туманы с видимостью, хоть глаз выколи!
Как оказалось, Эрджиес взял себе выходные посреди недели и по прогнозу отказывался работать ещё минимум следующий день. Это был толчок к посещению центра города вечером и поездки в Каппадокию на следующий день.
Где же мы свернули не туда? Почему провинциальный город Турции выглядит лучше, чем все российские?
Центр города оказался очень культурным и колоритным: здесь вперемешку с древней крепостью сочетались турецкие забегаловки и магазинчики. В крепости мы успели сходить в достаточно интересный музей города, а в забегаловках и магазинчиках - накупить лепёшек, пахлавы и донеров (шаурмы, по-русски).
Всё дёшево и вкусно, вот только английский здесь тоже никто не понимал. Но мы, прокачавшись в пантомиме и вооружившись гугл переводчиком (русский-турецкий и английский-турецкий), уже были подготовлены и смогли даже найти единственное место в городе, где продаются туристические симки. Для этого мы прошли 5-10 этапов квеста: встретились с Мехмедами и Мансурами, которые отправляли друг к другу, посетили все офисы Vodafon, Turk Telekom, и когда нашли главный офис Turksell спасительным ключом открывающим последнюю дверь квеста стала русскоговорящая девушка из Азербайджана, которая сделала нам туристическую симку. Она вышла в районе 70 лир (около 800р), но полностью себя окупила, т.к. теперь не надо было пользоваться роумингом, а бесплатный вай-фай в Кайсери есть..., но, наверное, всё же нет.
Скалы и пещерные жилища Каппадокии
Из остальных пунктов потенциального места досуга в городе можно отметить рестораны, кафе и кальянные, где официанты на ломанном английском спрашивают: не правда ли, мой английский хорош?! Но потом не понимают, когда их просят принести чай или кофе. Ещё можно отметить парк аттракционов и зоопарк (они рядом), но т.к. под туристов здесь почти ничего не заточено, то о графике работы можно узнать, только побывав в этом месте лично (зоопарк и парк аттракционов где-то до 17-18 часов работают, заведения для высиживания времени как правило - до 22-24).
Но изюминкой этого места, конечно, является Каппадокия (100 км от Кайсери), куда со всего мира съезжаются любители balloon (воздушных шаров). Местность здесь действительно потрясающая! Громадная долина с выглядывающими друг из-за друга маленькими скалами конусовидной формы, в которых природа выдула причудливые пещеры с множеством комнат. В этих пещерах на протяжении многих веков живут люди, они хорошо приспособились и получают неплохие деньги просто за то, что туристы заходят посмотреть их жилище.
Что касается воздушных шаров, то полёты происходят рано утром (около 6:00) при безветренной ~ штилевой погоде (такой за 7 дней нашего пребывания в центре Турции не было ни разу). Стоит такое мероприятие при покупке напрямую или через одни руки (иногда, это в основном касается туристов из Антальи и Алании, посредников бывает несколько) от 120 евро с человека. Но за эти деньги вам предоставят турецкий all inclusive с трансфером из Кайсери и прочими плюшками.
А ещё в местных сувенирных магазинах зимой всё стоит сущие копейки, и если вам надо закупиться подарками из Турции, то это лучшая возможность, так как в Кайсери сувенирных лавок почти нет. Советую поспрашивать украшения с местным камнем Султанит, который меняет свой цвет (в четырёх цветовых гаммах) в зависимости от разных типов освещения.
Почти такие же виды можно лицезреть с воздушного шара.
И вот, наконец, на третье утро, промониторив сайт Эрджиеса и всевозможные сайты прогнозов погоды мы поняли, что у нас есть возможность покататься всё же на лыжах! Приехав к второстепенному выкату горнолыжного курорта, мы получили информацию, что скорее всего подъёмник заработает через 1 час (без гарантий), поэтому мы решили не ждать и поехали к основному Kapi (так по-местному называются выкаты). Этот выкат мы больше не увидим, хотя пробудем здесь ещё 4 дня...
На основном выкате мы обнаружили работающий гондольный подъёмник, который как Моисей нёс измученных 2-3дневным апре-ски лыжебордеров на Землю Обетованную. Поэтому мы взяли в прокате лыжи, всем своим видом показывающие: убей нас! Нас не точат и не парафинят! И катаются исключительно по камням, так что мы снега вообще не видим! Добивай! И скипасс на 500 подъёмов на двоих.
TL (турецкая лира) была равна на тот момент 11 рублям. Cikis переводится, как количество подъёмов, Yas - возраст
Скипасс стоил 1250 лир (около 14000р, по 7000р на брата), и он распространяется только на количество подъёмов (дневные скипассы раньше были, но т.к. местные левачили, то их отменили). В итоге мы, катавшиеся почти по максимуму "сожгли" только 130 поездок на двоих за 4 неполных дня (из-за погоды горнолыжный день сокращался до нескольких часов, а один день ещё катания попросту не было по той же причине).
Оборудование в прокате, будь то лыжи или борд, стоят по 60 лир (650р на тот момент) за комплект лыжи + палки + ботинки или борд + ботинки независимо от проката (во всех одна стоимость уже пару сезонов подряд! И только на 1 день!). В прокатном магазине ErciesVip работает хорошо говорящий по-русски дядечка, в другом месте - парень шпарит по-английски на уровне всех остальных вместе взятых жителей данного региона. Все остальные говорят либо на ломанном английском, либо по-турецки.
Скользяк, конечно, так не оценить, но потрёпанное состояние лыж заметно
Поднявшись на гондоле к верху первой очереди, мы обнаружили, что вторая очередь стоит мёртво в плане того, что подъёмник не работает и, видимо, в этом сезоне (на минуту, близится середина февраля) ещё ни разу не работал. Это обстоятельство и отсутствие катания на других выкатах стало причиной того, что мы были "заперты" на склоне с 3мя подъёмниками и 4мя 1-2километровыми трассами под ними на 4 дня катания!
Вот так вот: ехал за 100 километрами, а получил меньше 10! Но если разбираться точнее, то по данным с официального сайта на курорте всего 56 километров трасс (с максимальным перепадом высот почти в 900 метров), а информация про 100км - это либо утка, либо недоступная для обычных лыжебордеров сказка!
Прям рядом с трассой стоит такой помост. Есть предположения, для чего он?
Питание на курорте по достаточно доступным ценам (если разные кафе на разный кошелёк), а вот жильё - не очень в сравнении с местными ценами. Если не озаботиться бронированием проживания заранее (за 2-3 месяца), то из 6 отелей, расположенных у выкатов, скорее всего 4 более-менее дешёвых будут уже забиты, и останутся 2 дорогих с ночью за 4000р. Но зато в эту цену входит скипасс на дни катания, трёхразовое питание, проживание в классном отеле и вроде как прокат оборудования. Но, что делать там в некатабельные дни - Большой вопрос!
В городе можно проселиться в отель с трансфером до горы (25 км ~ полчаса дороги), но поиском вариантов нужно озаботиться заранее и узнать у контактных лиц, есть ли трансфер/включен ли скипасс и т.д. Обычно эту информацию отели не публикуют. Как вариант для "независимых" людей: не заморачиваться, взять в прокат авто (нужны любые права с любым стажем) и жить, где захочешь.
Середина дня, а трассы всё ещё выглядят прилично.
Теперь собственно про трассы курорта: как вы уже поняли, на полную катушку гарантированно он начинает работать в конце февраля - начале марта (мониторил после поездки эту информацию) до конца апреля - начала мая. Несмотря на наличие системы оснежения и искусственного озера-резервуара, пушки либо не работают совсем, либо делают это незаметно. Поэтому в малоснежный сезон тут катание ограничивается парой месяцев.
Сами трассы (из того количества, которые мы опробовали или смогли увидеть) преимущественно сине-красные с небольшими участками достаточно чОрных трасс. Подготовлены они в среднем неплохо, но можно было и лучше, если бы снег накидали. Народу, даже с учётом того, что все замкнуты в 1/5 всей зоны катания, на них не очень много (хотя прилично по описанной выше причине), как и в очередях на подъёмники.
В 1 день из 7 нам повезло с погодой. Ветра и облаков почти не было, температура была около -10
Подъёмники на курорте в целом так же неплохие (хотя бы из нашего века), на 2 гондолы приходится десяток креселок (в основном некрытых) и несколько лент (дословно: магических ковров). Но вот в сочетании с ОЧЕНЬ ветреной (Эрджиес сильно выдаётся над Анатолийским нагорьем и, следовательно, продувается) и местами НЕВЕРОЯТНО морозной погодой (нам повезло показаться 2 дня при минус 20 + ветер до 20 м/c, если выше ветер, то закрывают канатки! Ни на сибирских глк, ни на уральских я даже в разгар зимы такого не встречал) подъём на некрытых креселках становится невыносимым!
Ещё одной буйной стихией на курорте являются облака, которые могут принести, как снегопад, так и просто мёртвую видимость. Но в плане сервиса и безопасности курорт явно старается, пыжится изо всех сил и возможностей, а их у него не очень много в силу неопытности турков в развитии подобных курортов и крайне неудачного расположения горы (и как следствие плохих погодных условий).
Но чистят снег здесь шикарно. Хоть он в городе редко выпадает, но уже спустя 1-2 часа после снегопада дороги чистые! У нас бы объявили ЧС и отказались бы что-либо делать, снег же выпал зимой!!
На курорте можно встретить большое количество турков или арабов, которые приехали либо для того, чтобы на снег посмотреть, либо попробовать себя в горнолыжном деле. Или вообще 300-400 в одинаковых камуфляжах финнов, транспортировавшихся из зимы 1939го. Как мы позже узнали, это обучающиеся пограничники турецкой армии.
В целом, конечно, до Европы турецкому Эрджиесу, как до Луны. И наступанием на пятки тут никаким и пахнет (и хорошо, а то какой-то плацкарт получается!). Пока они скорее наступают на тень европейских курортов прошлого в неумолимой погоне за популярностью.
Полян для внетрассового катания довольно много. Снега только почти нет...
Но процесс развития виден. И все минусы курорта почти перечёркиваются очень низкими ценами на проживание, еду, скипассы, аренду оборудования, прокат авто, сувениры и т.д. Вот только перелёт довольно дорогой...
Ехать или нет, решать вам, а я лишь изложу ниже тезисно основные моменты:
- Приблизительный бюджет поездки на 1 человека (при 3 человеках в компании), переведённый в рубли по старому курсу 64 и 11 рублей за доллар и турецкую лиру соответственно): 13000 (авиабилеты) + 2700 (дом на 7 суток) + 4000 (аренда авто на 7 суток) + 1000 (50 литров бензина) + 7000 (скипасс на 500 поездок, разделённый на 2) + 2600 (аренда оборудования на 4 дня) + 3000 (питание при самостоятельной готовке) + стоимость сувениров (тут уж каждый имеет разные аппетиты) ≈ 33300 рублей. По нынешним курсам это будет дороже процентов на 10-15. Но при этом можно сэкономить, бронируя билеты и проживание заранее, и, учитывая все ньюансы, описанные в статье.
- В хороший сезон, который гарантировано можно застать в марте-апреле, общая протяжённость трасс порядка 56 км. Перепад высот 900 метров.
- Трассы и подъёмники в целом неплохие! Трассы средней крутизны с местами достаточно крутыми участками.
Столпотворение при выходе с гондолы. Кататься здесь никто особо не умеет, поэтому вы будете выглядеть королями!))
- Аренда оборудования 60 лир, подошва убитая, канты могут быть заточены, ищите где лучше!
- Скипасс на 500 подъёмов стоит брать, если вас 3-4 человека в группе, и вы уверены, что покатаете 6-7 дней, тогда это выгодно. В других случаях стоит брать 30 или 50 поездок (промежуточного между 50 и 500 варианта нет). Если поездки остались, то не поленитесь, пройдите квест: продать скипасс с "остатками" ребятам из проката. Они его у вас купят, хоть это им и запрещено!
- Жильё у горы нужно начинать искать за 2-3 месяца. До города 25 км.
Но зато по какой трассе... Виды космические!
- Посещение Каппадокии и крепости Кайсери - must have!
- Проживание в городе достаточно дешёвое, как и аренда авто, цены в супермаркетах чуть ниже московских. Алкоголь очень дорогой.
- Погода может испортить все планы...
Вот такая вот противоречивая турецкая горнолыжная экзотика!
P.S. Пишите по интересующим вас вопросам, на всё с радостью отвечу!
Успехов курорту в развитии, но я в этом не буду принимать участия однозначно...