Размышления Константина Диковского, преподавателя курса «Горный треккинг» школы outdoorфотографии OnSight, о съемке горных пейзажей, об альпинизме, фототехнике и своем взгляде на фотографию.
О фотографии и фотографах
Научиться делать технически качественные снимки может любой разумный человек, так же как любой разумный человек может научиться рисовать технически правильные рисунки. Насколько он сможет развиться дальше - зависит от трудолюбия и врожденных данных.
В моём понимании, фотограф - это человек, который умеет сконцентрировать мысль, чувство, идею и вложить её в снимок так, чтобы он пробудил в зрителе ответные мысли, чувства, идеи. Это возможно только если в сердце и в голове фотографа есть эти сильные мысли и чувства, а также хорошее владение композицией, наблюдательность и владение техникой. Вообще, занятие фотографией требует изменения себя и выработки определенных навыков, без которых сложно получить хорошие снимки. Нужен «дисциплинированный» взгляд, который выбирает из окружающего мира только то, что нужно для воплощения идеи и отсекает всё остальное.
О съемке пейзажей
Я не знаю «простых» видов фотографии. Сильный пейзаж также непросто сделать, как и сильный портрет. И если в портрете нужно подобрать «ключ» к человеку, подобрать позу, свет, поймать тот самый момент, когда из-под маски покажется человек внутренний, то в пейзаже нужно то же самое, только применительно к природным объектам. Мы сейчас не говорим о пейзажах для открыток, где нужно просто красиво передать конкретное место, но о тех случаях, когда фотограф ставит перед собой задачу показать нечто скрытое за видимым ландшафтом. В пейзаже совсем непросто найти сильного «героя» снимка.
Портретист в студии оказывается в более выгодных условиях, т.к. может управлять светом, фоном, позой, даже одеждой модели. А пейзажист может менять только точку съёмки, во всем остальном он зависит от природы. И часто за пейзажами нужно ехать неблизко …
Об альпинизме
Альпинизм в моей жизни начался с горного туризма. А горный туризм - с простого туризма: вместе с родителями мы часто выезжали в походы. В шесть лет с мамой прошел походик по горам Абхазии. С папой и сестрой ходили по горному Крыму и Фанским горам. Так и пошло.
А более серьёзные походы и восхождения начались, когда пришёл в секцию туризма и альпинизма Рижского Авиационного Университета. За это время посетил Памир, Фанские горы, Тянь-Шань, Алтай, Кавказ, Хибины.
Самое запоминающееся восхождение – это полный траверс Аккемской стены на Алтае, через пик Делоне, обе Белухи и Корону Алтая. Была идеальная погода и отличная компания. Не восхождение, а песня.
Из несколько более сложных, из-за высоты и долгих подходов – пик Маяковского (6096м), пик Карла Маркса (6726 м), пик Белеули (6065 м) на Памире.
50-километровый треккинг в Хибинах с семьей
Ну, это не первая вылазка была. Когда сыну было 5 лет, а дочке 1,5 года мы бродили по Юлианским Альпам в Словении и по ViaFerrataподнялись на высшую точку – пик Триглав. Сын шёл сам, я его только страховал. Дочка ехала в детском рюкзаке у мамы или у меня за спиной. Таким же образом ходили по польским Татрам и поднялись на зимний Гевонт.
Поэтому в Хибинах для них чего-то совсем нового не было. Разве только комары и мошка в лесной части. Дочке уже 5 лет было, сыну – 9. Когда уставать начинали – отвлекали разговорами и выдавали допинг в виде леденцов. На какое то время заряду хватало.
О съемке в горах
С чего начинаю поездку в горы? С изучения маршрута.
Дальше всё то же самое, что и при любой подготовке к восхождению или горному походу. Ещё заряжаю по максимуму все аккумуляторы. Погоду смотреть бесполезно, т.к. в горах она меняется в течение нескольких минут.
Если иду на восхождение, то кроме фотографических, я также ставлю перед собой альпинистские цели. И здесь приходится искать компромисс. Для максимально полного выполнения фотографических задач лучше ездить в фототуры, но тогда вряд ли удастся залезть в такие места, в которые попадаешь при восхождении.
Фотографу в горах нужно иметь дополнительный запас выносливости, т.к. в поисках лучших кадров приходится обгонять, или отставать и потом догонять группу. Для этого нужны тренировки. Если фотограф идет из последних сил, ему будет не до фотографирования.
В итоге если штук 5-10 «хороших» и 30-40 «нормальных» кадров за время поездки получилось – тогда не зря таскал камеру.
Выбор техники для съемки гор и горовосхождений
По моему опыту съёмка в горах (не на восхождении) не сильно отличается от съёмки, скажем в лесу, в поле или в парке. Разница может быть в том, что фотограф выбирается в автономную фотосессию не на один день, а на несколько и всё это время тащит оборудование на себе в дополнение к основному рюкзаку. Поэтому необходим строгий отбор фотооборудования. Берётся только самое необходимое: доступная зеркальная камера, один хороший универсальный зум-объектив, максимально легкий, но всё же устойчивый штатив, тросик, 4-5 аккумуляторов, карандаш для чистки объектива, запас флеш-карт. Всё это, за исключением штатива, помещается в нагрудную сумку, чтобы, не останавливаясь и не снимая рюкзака, можно было сделать снимок.
Для восхождений выше 2А-2Б, зеркальную камеру удобно использовать только во время подходов. В процессе восхождения она большую часть времени лежит мертвым грузом, т.к. нужно либо работать на склоне/стене, либо страховать. И даже на станциях, вытащить её из рюкзака часто нет возможности.
Если бы за разумную цену можно было «слепить» камеру для технических восхождений, я бы попросил плоскую «мыльницу», с качественным зум-объективом, полной (или близкой к ней) матрицей и снимающей в RAW. Плюс к этому – с удобными ручными настройками параметров съёмки и в маленьком корпусе, который помещался бы в нагрудный карман.
Камеры полностью отвечающей этим требованиям пока нет, но потихоньку появляются близкие прототипы, вроде CanonS95.
Об обработке фотографий
Отношения с Photoshopу меня хорошие, в том смысле, что я что-то могу в нём сделать. И с Lightroom– тоже хорошие.
Я считаю, что фотографии нужно обрабатывать. А степень этой обработки каждый определяет сам.
К «чистой» фотографии можно отнести снимки, полученные на слайдовой плёнке при условии, что мы смотрим их только как слайды.
Как только мы вводим процессы печати – это уже не «чистая» фотография, т.к. самим этим действием мы изменяем изображение. Большинство шедевров фотографического искусства – это фотографии, в которых изменена контрастность и яркость, произведена обрезка снимка, а во многих - изменены световые акценты, путем маскирования отдельных частей изображения в процессе печати.
Поэтому использование программ для обработки – это не нечто новое, а просто более совершенный инструмент воздействия на изображение.
В цифровой фотографии необработанных снимков не существует вовсе. Здесь обработка начинается уже внутри фотоаппарата, вложенными производителем программными средствами.
Если фотограф говорит, что он не обрабатывает свои фотографии – это значит, что он либо ленится, либо не умеет этого делать. И в том и в другом случае можно посочувствовать, т.к. его фотографии могли бы быть много сильнее.
О себе
Рассказы о себе часто навевают некоторую скуку, потому что, за редкими исключениями, биография у нас у всех одна – родом из СССР …. А дальше - небольшие вариации.
В моём случае, родился в Риге, там же жил, там же окончил Технический Университет, там же женился, там же появились детки.
Когда время подошло к школе, решили, что пора перебираться в Россию, что и сделали. Теперь живем в Петербурге, который уже стал родным.
Занимаюсь фотографией. У нас в семье был Зенит, несколько Смен. Папа проявлял пленки, печатал фотографии, ну и я тоже принимал посильное участие. Сознательный интерес к фотографии появился, когда увидел слайды Саши Вовния – нашего друга, который объехал на велосипеде практически все континенты. Они были сделаны на пленке FujiVelvia, которая славилась своими насыщенными цветами и это произвело сильное впечатление.
Примерно в это же время решил, что без обучения двигаться дальше сложно и, не найдя ничего подходящего вокруг, выбрал NYIP(Нью-Йоркский институт фотографии) как оптимальный вариант.
В это же время я начал ходить в горы - одно помогало другому. Было это лет 15 назад.
О NYIP
Сейчас в России достаточно большой выбор фотошкол, разного уровня и качества, но тогда выбирать было практически не из чего.
Подход к обучению в NYIPочень систематизированный и основательный. Вместо тысячи и одного курса, как это можно видеть в наших фотошколах, они предлагают 3-4 проработанные программы, которые отшлифованы в течение многих лет.
По курсу «Профессиональная фотография» заочное обучение длилось 1.5 года.
О Школе Странствующих Фотографов (авторская школа Константина Диковского, - прим. ред.)
В качестве фотографа провожу портретные, репортажные, интерьерные, пейзажные съёмки, а в качестве преподавателя – веду занятия в Школе Странствующих Фотографов.
Школа довольно молодая – существует всего 1.5 года. Сейчас идут 3 курса: «Начало Пути», который можно назвать базовым или фундаментальным курсом, «Живой Пейзаж», на котором много практики по фотосъёмке пейзажных, в т.ч. панорамных фотографий и экспресс-курс по обработке – “Lightroom+Photoshop”. В настоящее время ведется подготовка курса по нестудийной портретной съёмке.
Примеры для подражания
Конечно, этими именами не исчерпываются фотографы, достойные изучения их работ, но, в первую очередь, рекомендую посмотреть именно этих авторов:
Phil Borges - www.philborges.com
Steve McCurry - www.stevemccurry.com/main.php
Galen Rowell - www.toddskinner.com/portal/Galen/Galen_gallery.htm
JerryUelsmann- www.uelsmann.com
p.s. на какую камеру снимаете?
Если я отвечу, что на «мыльницу», наше интервью закончится? (улыбается). Человек, который рассуждает о фотографии, обязательно должен иметь большую дорогую камеру, иначе его слушать не будут. Ведь так? Canon5D.
Курс «Горный треккинг» под руководством Константина Диковского пройдет с 3 по 9 сентября в Цейском ущелье, Северная Осетия. Прием заявок до 25 августа.
Партнеры школы outdoorфотографии OnSight:
Компания RedFox
Компания Vento
Российский союз спасателей
Информационные партнеры:
ЖурналDigitalPhoto
Журнал«ЭКС»
Журнал«РискОнсайт»
Спорт-экспрессЭкстрим
SKI.ru
Risk.ru
VVV.ru
Skiexpo.ru