Фрирайд для чайников
Фрирайд* – это не только модно, круто и в кайф, это расширяет возможности катальщика, дает новые ощущения и эмоции.
Но, я бы начал с размышлений: зачем мне это нужно? Что я теряю и приобрету ли что-то взамен? Реальность сильно отличается от мувиков, где прорайдеры творят чудеса и не вылезают из павдера**.
На пути «за ленточку» тебя ожидает несколько «засад»:
- внетрасса большей частью далека от идеального павдера, в который попасть десять раз за сезон рядовому фрирайдеру считается за счастье;
- в отличии от трассового катальщика, который каждый день начинает каталку с идеального вельвета – целина, доступная с подъемника, «живет» после снегопада считанные часы. Путь «свинорой*** - расколбас**** – каша – бугры» краток, а есть еще «избранное»: корочка – наст***** - заструги – лед, это постоянные спутники фрирайдера;
- кроме трат на «жирные» лыжи/доску, тебе понадобится выложить еще вдвое больше на крепеж, «лавинку», правильные боты, фрирайдный шмот и другие бесполезные в трассовом катании прибамбасы. И пусть эти траты – не «вступительный взнос», а растягиваются на год – два – три, в итоге сотню-полторы «штук» полновесных российских по-минимуму выложить придется. Готов?
- подсев на целину, ты будешь ее искать везде и всюду. Полюбишь бэккантри, ски-тур (вспомнишь меня, когда, задыхаясь от высокогорья или глубокого снега, будешь тропить и «проклинать тот день,
Если ты еще не понял пагубности пути во фрирайд (я вовсе не шучу) – то… читай дальше и не говори, что я скрыл от тебя что-то главное. Спроси себя еще раз: «Зачем мне все это?»
Девушки во фрирайде?! Ну-ну...
Не буду здесь об этом. Лучше напишу развернутый пост.
Лавинные знания
Лавина – природное явление, и оно будет тебя сопровождать в любом месте и каждый момент. Следуя поговорке «Предупрежден – значит, вооружен», чем больше ты будешь знать о лавинах, тем больше у тебя шансов их избежать. Начальные знания несложно получить из интернета. По осени проводится много курсов по лавинной безопасности – рекомендую. Неплохо познакомиться с теорией безопасного катания в лавиноопасной зоне – это поможет на практических спусках. И хотя тебе вряд ли придется на первых порах самостоятельно выбирать маршрут спусков – лучше быть всесторонне подкованным. Сейчас встречается много псевдогидов, которые далеки от опыта безопасного катания, и не надо быть бараном, которого тащат в какие-то ипеня, а он даже не понимает ситуации. Всегда нужно стараться держать ситуацию под контролем.
Фрирайдная техника катания
В ней нет ничего волшебного и труднопостижимого. Наката по трассе в районе от 60 катальных дней и владения базовыми навыками вполне достаточно для начала катания вне трасс. Лично я учился кататься на лыжах на «диких» склонах, куда забрасывала меня работа геолога на Крайнем Севере. И пара-тройка дней в сезоне, когда я попадал на утоптанные трассы, не казалась мне счастьем - скучно ездить по одному и тому же месту.Учиться лучше у знающего человека – инструктора или друга/знакомого, не важно. Эти занятия ускорят постижение фрирайдовых лыж в разы. Не надейтесь, что, когда вы поедете на спуск с гидом – он вас будет чему-то учить, у него другая задача – в лучшем случае, подскажет ошибки и что-то покажет новое. А многие «гиды», которых я вижу в избытке, сами нуждаются в совершенствовании катания.
У меня в прошлом сезоне один чувак каждый день брал нового инструктора, но кроме «спуска денег» ничему вне трассы не мог научиться и плакался мне, сдавая лыжи после катания. Надоел. Сплавил его знакомому путному «черному» инструктору. Через пару часов чувак забежал с горящими глазами: «Получилось! Я поехал! Теперь могу даже сам!».
Самопостижение фрирайда по книгам, видеокурсам – это тоже путь. Но при условии, что вы уже хорошо катаетесь и знаете, как управлять своим телом, чтобы лыжи слушались вас. Я сам самоучка и постигал катание в следовании по склону за любым, кто катался лучше меня. Продержаться за «маэстро» хотя бы пару поворотов, потом 5, 10 – способ отличный, но условие тоже – уровень катания должен позволять реализовать подсмотренные движения. Способ следования за сильным придумал не я. Его использовали даже на уровне сборных (французы натаскивали женскую сборную на мужиках, Линдси Вонн гоняет с мужиками тоже неспроста).
Катать с гидом
Как бы вы ни были совершенны в теоретических знаниях и практическом катании – попав в горы, настоятельно рекомендую начать кататься с гидами.Причем, выбирать гида нужно не по минимальному прайсу, а тех, кто на слуху. Хороший гид – это гарантия вашей безопасности. Он адекватно оценивает степень безопасности спуска, поиска вариантов форсирования опасных участков. Главное – слушаться его беспрекословно. Можно после катания выяснить, почему надо было там ехать. Но на спуске – никаких дискуссий.
Даже в случае форсмажора – он гарантированно вас откопает, оживит и организует эвакуацию.
Фрирайд в пределах горнолыжного курорта
Обычно не приветствуется администрацией и работниками курорта. Им хватает работы и на трассах. И спасатели курорта не обязаны спасать катальщиков за пределами трассы. В России они иногда этого не делают – вызывают МЧС, которые специализируются на откапывании и эвакуации трупов. Держите это в уме, ныряя за ленточку. Но в любом случае у вас должны быть телефоны спасателей курорта и ближайшей базы МЧС.
Радиосвязь
Она должна обязательно быть! Расходы на рацию не велики, но очень полезно держать связь с гидом и внутри группы.
Риск травм
Не бояться! Их не больше, чем на трассе. Но они серьезнее. И летальнее. Если хочешь стать долгожителем, подумай об этом...Не ищите «волшебных» лыж!
Лыжи для фрирайда становятся все более адаптированными под «офис-райдера». Задача производителя – сделать лыжу под средне/слабую «физику», под низкий уровень катания, для чела, который проводит в горах 2 недели в сезон и хочет при этом катнуть по целине. И чтобы подарить ему культовое: «Они всплывают!», даже если еще чел не начал движение)Хотя меня совсем не парит, если в павдердей я не вижу свои лыжи. Я их не смотреть надел, а катать.
Не берусь давать заочные советы по выбору фрилыж. Могу сказать, чего не надо брать:
- суперширокие. Все равно на первых порах не сунетесь в «бездонный павдер»;
- лыжи, где передний рокер плавно переходит в задний. Ну, если вы живете на Аляске, тогда да!
- короткие. Большая длина – дело привычки. Вы полюбите длинные лыжи рано или поздно. Впрочем, длинные лыжи – это нормальные лыжи. Все, что меньше рост+10, не годится для фрирайда.
Это краткая памятка начинающему фрирайдеру. Даже не так – «Если я не смог вас отговорить заниматься этим, то убивайтесь хоть грамотно!»
Вокобулярий к статье:
* фрирайд, офпист, внетрасса, «за ленточкой» – дикие, не подготовленные склоны.** павдер – волшебный снег в состоянии пуха
*** свинорой – разъезженный, но еще глубокий снег
**** расколбас – снег, разъезженный до состояния «мясо»
***** корочка – лыжа проваливается, наст – едет по верху, но может неожиданно провалиться
Шокирующая Азия, х.л.е!