Что было?
Знаковое? Почему? Это первое международное соревнование на олимпийских трассах в России!
Для большинства лыжебордеров и любителей зимнего отдыха, к сожалению, эти слова – этап, Кубок Европы, мира, FIS, являются шумовым фоном на фоне других спортивных новостей.
Тогда как в Альпах такого рода мероприятия собирают до сотни и более тысяч зрителей и превращаются в праздник национального масштаба.
Для нашей же катающейся публики соревнования – это когда закрывают лучший склон для катания, и кучка фанатов «лупит вешки» в садомазохическом азарте. Как правило, без зрителей и болельщиков. Думаю, что со временем ситуация изменится, мы больше будем знать о наших спортсменах, разбираться в видах и дисциплинах горнолыжного спорта не хуже чем в футболе и обеспечим поддержку горнолыжной торсиды нашим горнолыжным звездам.
Немного о прошлом.Первые горнолыжные состязания, о которых известно, состоялись в норвежском городке Тромсе аж в лохматом 1843 (!) году. Фото и видео о них обнаружить не удалось. Но, если бы современный лыжебордер каким то образом попал на эти старты, он подумал, что находится на фрирайд-эвенте телемаркеров (телемарк – ретро стиль катания на горных лыжах в ботинках с незафиксированной пяткой, родоначальник современных лыж). В то время лыжи были универсальным снарядом – на них бегали по равнине, спускались с гор, прыгали со скал и с трамплинов.
Надо сказать, что скандинавы долго лидировали в развитии горных лыж. В Альпах первые соревнования прошли только в начале ХХ века. Тогда же горные лыжи появились и в России, в Москве. И даже Николай II не избежал этого увлечения.
Начало ХХ века ознаменовалось бурным развитием горных лыж, не только как спорта, но и как активного отдыха. Это совпало с появлением более прогрессивной техники катания и снаряжения, пришедшего на смену стилю телемарк.
Большой вклад в развитие спортивной области горных лыж внесли британцы, они являются изобретателями первых официальных дисциплин – слалома и скоростного спуска. Ну, британцы всегда славились спортивным духов и являются во многих видах прародителями – теннис, футбол, бокс и многих других.
Современные черты организация соревнований приобрела с образованием Международной Лыжной Федерации – FIS (1924 год). Однако FIS не торопилась признавать горнолыжный спорт официально, и только в 1931 году по настоянию Олимпийского комитета горные лыжи были включены в Олимпийские игры 1936 года и ежегодно стали проводится чемпионаты мира.
В 1966 году прошел первый Кубок Мира FIS. С тех пор регламент соревнований по горным лыжам и приобрел современные очертания.
Бурный рост популярности горных лыж в Европе и в Америке пришелся на коне 30 годов и получил отражение во многих областях жизни, в отдыхе, искусстве («Серенада Солнечной долины»), моде… Победители чемпионатов и олимпиад становятся кумирами современников. Тони Зайлер, Жан Клод Кили, Ингемар Стермарк, Альберто Томба… Да и современные победители известны не менее футбольных звезд: Боде Миллер, Бенджамин Райх, Херман Майер (ну может только у нас в стране они не так известны).
В Альпах послевоенное развитие горнолыжной индустрии стало основой для второй жизни горных деревушек, живших до этого сельским хозяйством и охотой.
А как было у нас?
Многие мировые знаменитости и политики увлекаются катанием. Наверное, самый известный из них был Папа Римский Иоанн II. Первые лица нашей страны не только активно катаются на лыжах, но много сделали для развития этого вида спорта и отдыха.
Однако последние 10-12 лет мы не слышим об успехах наших горнолыжников (имею в виду именно классические горные дисциплины, в других горных видах в последнее время есть хороший прогресс).
Будем надеяться, что появление трасс международного уровня, как и курортов, ускорит появления среди наших спортсменов и юниоров звезд мирового масштаба.
А теперь о тестовом этапе и месте его проведения.
Где?
Горнолыжный комплекс «Роза Хутор» находится недалеко от п. Красная Поляна (5 км) и в 45 км от города Адлер. Открылся курорт в январе 2011 года. Представляет собой единый объект для проведения соревнований по всем горнолыжным дисциплинам: скоростной спуск, комбинация (скоростной спуск и слалом), супергигант, слалом-гигант и специальный слалом. Проектированием всех лыжных трасс занимался всемирно известный архитектор горнолыжных трасс Международной лыжной федерации (FIS) Бернар Русси.
Является базовым местом проведения горнолыжных и сноубордических дисциплин Олимпиады 2014 года в Сочи.
Несмотря на то, что построено меньше половины от запроектированного, на данный момент это один из самых лучших в России (да, что там стесняться – самый лучший!) по соотношению: количество подготовленных трасс/наличие современных подъемников/стоимость скипасса. Кроме подготовленных трасс есть много места для внетрассового катания.
Что запланировано и что проведено?
Скоростной спуск и слалом- супергигант среди мужчин и женщин.
К сожалению, в регламент проведения соревнований вмешалась погода. Накануне проведения прошел сильный снегопад. Выпала полуторамесячная норма снега.
В результате оказалось невозможным подготовить трассы должным образом, что бы они отвечали требованиям FIS (искусственное оснежение) и требованиям лавинной безопасности.
В качестве живописной детали: в цирке, в котором был запланирован старт мужской трассы скоростного спуска, сошло несколько лавин. Одна из которых дошла до места старта женского скоростного спуска и снесла там телевизионную площадку.
В этих форс-мажорных условиях организаторы по согласованию с FIS:
- отменили проведение соревнований по слалому-супергиганту у мужчин и женщин;
- перенесли старт мужского скоростного спуска на место женского скоростного спуска.
Насколько критичны такие изменения? В целом это обычная практика. Случалось, что не только менялась программа этапов Кубка мира и Европы, но и отменялись целиком. FIS понимает форс-мажорные обстоятельства, не имеет претензий к организаторам и, как правило, переносит не проведенные соревнования на другой этап.
[page]О трассе скоростного спуска у мужчин
Отметка старта | Отметка финиша | Перепад высот | Длина трассы | |
Запроектировано | 2045 м | 960 м | 1065 м | 3557 м |
Фактически | 1592 м | 960 м | 632 м | 2230 м |
Нас (да и не только нас) интересовали вопросы:
- Насколько трудная/сложная трасса для скоростного спуска?
- С какой из трасс других этапов Кубка мира и Европы можно сравнить?
Светлана Гладышева, председатель ФГССР склоняется к Китцбюэлю. Считает, что трасса скорей всего будет скоростной. Советники FIS из Америки и Швеции, которых удалось расспросить достаточно детально, подтвердили: трасса при определенных климатических условиях будет очень быстрой. Как наиболее похожие трассы тоже назвали Китцбюэль и после дополнительных расспросов добавили Гармиш.
Отметка старта | Отметка финиша | Перепад высот | Длина трассы | Лучшее время | |
Роза Хутор | 2045 м | 960 м | 1065 м | 3557 м | |
Streif (Китцбюэль) | 1665 м | 802 м | 863 м | 3312 м | 1:51,58 сек |
Kandahar (Гармиш-Партенкирхен) | 1690 м | 770 м | 940 м | 3300 м | 1:58, 41,25 сек |
Сравнение с этими двумя трассами – хорошие новости для нашей трассы. Ведь обе они входят в так называемый «Клуб 5» - наиболее сложные трассы, сертифицированные FIS.
Вообще-то тут про проектировщика трасс Бернар Рюсси ходит шутка, что он женоненавистник и все свои чувства к женщинам вложил в профиль трассы)))
Планируется, что на полноразмерной трассе будет до пяти прыжков-полетов с транзитом до 70 метров.
А сложность трассы для болельщика, зрителя – это повышенная зрелищность.
К сожалению, не удалось раздобыть официальную «легенду» трассы, пришлось рисовать самому. С соответствующим качеством на флешкарте «Роза Хутор»
А звучат названия участков весьма необычно: Русский трамплин (уклон 43 град), Медвежий лоб (уклон 38 град),
Сковородка (пологий участок, плато),
Полет над озером,
Лосиный трамплин (Последний прыжок?),
Финиш.
Личный опыт
Описание было бы не полным без личного опыта прохождения трассы. Как там писал про аналогичный случай поэт:
Хотелось узнать ей счастья немножко…
На альпийских трассах существует обычай: после соревнований трасса открывается для любителей. И любой желающий может попробовать свои силы по еще «не остывшему» следу чемпиона, кумира. Поскольку у нас еще нет ни болельщиков, ни традиций (да и с кумирами, на этом этапе, если честно, напряжонка) – почему бы не начать с меня? Тем более, что под рукой/ногой оказались легендарные Bandit B3, в нормальной для DH ростовкой (185 см) и радиусом (26,6). Сначала, смущало состояние кантов (мягко говоря, «не побреешься»), но возможно, это меня и уберегло.
Не проходивший трассы длиннее чем в подмосковном Шуколово, испытываю определенный мандраж, стоя в стартовых воротах. Поскольку «сам себе спортсмен», то приходится и быть «сам себе судья»: «Ready! Five, four, three, two, one! Go!» Поехали!».
Эх, коротковаты палочки для разгона! Однако, на Русский трамплин захожу с известными усилиями, чтоб вписаться в поворот. Прыгнуть не прыгнул, но на заходе на крутяк практически поворот под 90 град. Выход на «Сковородку» тоже под 90 град. Однако «сковородка» проходится в стойке DH без особых проблем, с набором скорости. Перед Медвежим лбом опять поворот направо под 90 град. Это место по ощущениям уже не для любителей релакса. Перед поворотом многорядный «волчатник» гостеприимно ждет зазевавшихся.
Чувствую, что канты не дают контролировать траекторию. На всякий случай скидываю пятки и соответственно скорость. И «сливаю» прыжок. На тренировке спортсмены тоже это делали. Озерный прыжок, пытаюсь хоть сколько-то прыгнуть. За трамплином – желтая зона по регламенту (зона повышенной сложности, как правило, закрытый склон). «Хорошо здесь бордеры не водятся…», - уже после прыжка думаю. Прыжок не прямой, перед приземлением приходится разворачивать лыжи слегка влево. Уже чувствуется «глупый пингвин робко прячет, тело жирное в утесах» - ножки в крайней степени усталости. «Халявлю», сбрасываю пятки. Может хватит? Пока раздумывал, выскочил на Последний прыжок!. Тут уж не сачканешь – прыжок с полки. Лечу в позе «морской звезды»…
Бордерские штаны хлопают на встречном потоке воздуха… После приземления, пару дуг для сброса скорости (спортсмены наоборот, в позе «яйца» накатывают на финиш. Мои ноги говорят «твердое нет» издевательству над ними. В променадном темпе докатываю…
Уф! Возможно это мой самый быстрый и безостановочный спуск в жизни! Только тут приходят мысли о полезности для таких проездов шлема. Да и защита не помешала бы…
Не делайте это, друзья. Спортсменам спортсменово, а нам - лес, целина и релакс на синих трассах.
О победителях
Кубок Европы это соревнования не самого высшего ранга. Здесь выступают обычно те, у которых не хватает очков FIS для Кубка Мира. Это юниоры или бывшие юниоры, еще не прорвавшиеся в основные составы национальных команд, либо по каким-то причинам (травмы, болезни) пропустившие много этапов и растерявшие очки для выступления в Кубке Мира.
Так и получилось на этом этапе – в основном выступали юниоры. Первые 9 мест поделили австрийцы (6) и швейцарцы (3). Причем победитель этого этапа Мануэль Крамер в этом сезоне не подымался выше 14 места на этапах Кубка Европы в DH.
Лучший из наших – Андрей Быстров из Таштагола был 46 – м. И это его лучшие результаты, в других этапах Еврокубка он был соответственно 51 и 61.
Результаты в целом закономерные и отражают положение нашей сборной среди других горнолыжных держав.
В какой-то степени на результат повлияло два основных фактора:
- отсутствие на соревнованиях наших лидеров, которые в это время участвовали в чемпионате мира в Гармише;
- отсутствие в команде России хорошего резерва, конкуренции, второго состава. На два международных соревнования – более-менее сильного состава набрать пока не получается.
Впечатления
Мне, конечно, не передать словами чувств, которые испытываешь вблизи трассы. Во время проезда на закрытом участке - о приближении спортсмена догадываешься по гулу, когда проскакивает мимо - по характерному режущему звуку от кантов по снегу, во время пролетов – звук кантов обрывается, и гул переходит в свист. Все это происходит в считанных метрах от тебя. Назвал бы это «симфонией даунхила». Будто до сего момента спектакль смотрел по телевизору, а теперь попал в партер...
Меры пассивной безопасности впечатляют – страховочные сетки («волчатники» на жаргоне спортсменов) кое-где достигают четырех метровой высоты, и дополнительно растянуты на блоках. В местах резких поворотов забор стоит в 3-4 и больше рядов, чтобы гасить кинетическую энергию улетевшего с трассы спортсмена.
По трассе в 3х местах дежурят спасатели с «тобогганами» (некое подобие саней для эвакуации пострадавших). А накануне прошли учения, максимально приближенные к «боевым» - с эвакуацией «раненного» на вертолете в Сочи. В этом плане все было «по-взрослому».
Впечатлил комментатор. Четкие, краткие, на двух языках своевременные реплики (в отличии от косноязычных футбольных «говорил).
О прессе
Была ТВ трансляция. Как получилось, судить не могу, она шла в прямом эфире.
Фотографы устроили «славную охоту», позже видел много хороших снимков, несмотря на то, что погода была не самая лучшая для фоторепортажей.
Гости, болельщики
Эти соревнования проходили в закрытом от посторонних режиме. Сначала это показалось странно, но потом пришло понимание, что это сделано правильно. Зрителям, как и спортсменам, нужен «опыт» таких соревнований. В финишную зону допустили небольшое количество тинейжеров (подозреваю, за счет отмены лекций и уроков) и какое-то время до стартов их заводил диджей под «русские-народные». Однако большинство из зрителей, похоже, первый раз были на горнолыжном курорте – по крайней мере кресельные подъемники и гондольные дороги они видели впервые. Как и горнолыжную экипировку – «как вы на этом ездите?» мы слышали не раз.
ВИП гости тоже не оставили без внимания финал соревнований. Были первые лица государства, вице-премьеры, министры. Вообще количество высокопоставленных чиновников зашкаливало. Оно и понятно, по сути это дебют олимпийских трасс.
Министр спорта Виталий Мутко оказался «не катающимся» и смотрелся в ботинках на трассе как «штатский» среди бойцов. Но обещал «исправиться». Учитывая его опыт в овладевании английским, становится страшно за него)))
На следующий день после финала Д. Медведев и В.Путин приехали лично «открыть» олимпийскую трассу. Стартовали с самого верха «Кавказского экспресса» (верхняя станция гондольной дороги), общее впечатление от их уровня катания – «достойно».
Официальные результаты
18.02.2011. Мужчины, скоростной спуск, высота старта 1592 м, высота финиша 960 м, перепад высот 632 м, длина 2230 м (последняя колонка очки ФИС), 60 участников, не финишировали -1
1 КРАМЕР Мануэль 89 AUT 1:19.12 0.002 ГИЗИН Марк 88 SUI 1:19.26 2.35
3 КРОЭЛЬ Йоханнес 91 AUT 1:19.53 6.89
4 ШПЕЧА Кристиан 89 SUI 1:19.54 7.06
5 ДЮРАГЕР Маркус 90 AUT 1:19.55 7.23
46 БЫСТРОВ Андрей 91 РУС КМР 1:22.16 51.10
50 АНДРЕЕВСКИЙ Алексей 92 РУС ЛЕН 1:22.34 54.13
51 МУРАВЬЁВ Иван 89 РУС СВР 1:22.39 54.97
52 ЛИСИЦА Евгений 87 РУС КРЯ 1:22.56 57.83
54 СИМОНОВ Максим 91 РУС КРЯ 1:23.42 72.28
56 ТЕТЕНЬКОВ Марк 93 РУС КМР 1:24.23 85.90
57 ФОМИНЫХ Владимир 90 РУС КМР 1:24.32 87.41
59 ТИЩЕНКО Сергей 92 РУС БШК 1:25.15 101.36
23.2.2011. Женщины, скоростной спуск, высота старта 1592 м, высота финиша 960 м, перепад высот 632 м, длина 2230 м. 32 участницы, не финишировали – 1.
1 ФОГЛЬРАЙТЕР Мариэлла 89 AUT 1:13.21 0.002 ТИППЛЕР Тамара 91 AUT 1:13.85 11.63
3 ПУХНЕР Мирьям 92 AUT 1:13.90 12.54
4 БОРСОТТИ Камилла 88 ITA 1:13.92 12.90
5 МОЗЕР Штефани 88 AUT 1:13.94 13.26
19 КЕДРИНА Анастасия 92 РУС СПБ 1:16.03 51.23
24 ЯКОВИШИНА Елена 92 РУС КМЧ 1:16.74 64.13
26 БУРЕЕВА Владислава 89 РУС ТВР 1:17.15 71.58
27 ПЕНТЮХОВА Лидия 93 РУС ЧЛБ 1:17.30 74.30
28 АКИМУТИНА Надежда 86 РУС КРЯ 1:17.92 85.57
30 ХАЛТУРИНА Олеся 93 РУС СВР 1:21.30 146.97
31 БАБАЙЛОВА Екатерина 91 РУС СВР 1:22.86 175.31
24.02.2011. Женщины, скоростной спуск, высота старта 1592 м, высота финиша 960 м, перепад высот 632 м, длинна 2230 м. 32 участницы, не финишировали – 4, дисквалифицированы 3.
1 МОЗЕР Штефани 88 AUT 1:12.79 0.002 ФОГЛЬРАЙТЕР Мариэлла 89 AUT 1:12.96 3.11
3 ТИППЛЕР Тамара 91 AUT 1:12.97 3.29
4 КРИЖОВА Клара 89 CZE 1:13.17 6.94
5 ХЭЛЕН Джоана 92 SUI 1:13.45 12.06
18 КЕДРИНА Анастасия 92 РУС СПБ 1:14.56 32.34
20 ПЕНТЮХОВА Лидия 93 РУС ЧЛБ 1:16.06 59.75
22 КОМИССАРОВА Мария 90 РУС СПБ 1:17.86 92.64
23 АКИМУТИНА Надежда 86 РУС КРЯ 1:18.29 100.49
24 ХАЛТУРИНА Олеся 93 РУС СВР 1:20.50 140.88
25 БАБАЙЛОВА Екатерина 91 РУС СВР 1:22.78 182.53
Автор: А. Курбангалеев