0

Евгений Дементьев: "Наступать на одни и те же грабли неохота никому"

official_skiru Лента автора 14 Ноября 2006 (01:51) Просмотров: 92 0
Евгений Дементьев. Фото: strana.ru
Через неделю в Швеции на старт второго этапа по лыжным гонкам выйдет весь цвет российской сборной во главе с олимпийским чемпионом Турина ханты-мансийцем ЕВГЕНИЕМ ДЕМЕНТЬЕВЫМ. Накануне своего отлета в Финляндию, где в эти дни сборная России проводит снежный сбор в Муонио, Евгений Дементьев дал эксклюзивное интервью ИА «Спортком».

- Легко ли вам нести бремя славы?

- Надо постоянно что-то кому-то доказывать.

- Что именно?

- Я должен уметь что-то одно. Потому что если распыляться на многое, то ничего не получится. Примеров тому множество.

- Ваш тренер Юрий Бородавко говорил, будто бы каждый в команде хочет вас теперь обыграть и неважно в чем - хоть в шашки, хоть на тренировке, и это, якобы, не дает вам возможности расслабиться…

- Да, такое есть. Но, я воспринимаю все это, как шутку и большого значения не придаю.

- Что с вами хорошего произошло и запомнилось уже после Олимпиады?

- Особенно приятно, когда даже по прошествии большого количества времени ко мне подходят люди и просто говорят «спасибо».

- Как сами думаете, вы изменились?

- Да. Но поменялся в чем? Ответственности больше стало. Задачи другие. И в то же время стало в каком-то плане легче. Теперь я все делаю с удовольствием.

- Задачи, говорите. Давайте поговорим о них.

- Задачи у меня те же, что и у руководства перед чемпионатом мира.

- А перед собой?

- Кубок мира и чемпионат мира.

- Что важнее?

- Боюсь об этом говорить.

- Вы замахнулись на святое – на большой хрустальный глобус?

- Не могу сказать. Все покажет начало сезона. Хотя все равно начало сезона немногое решает…

- Уж для вас, если судить по прошлому году, точно.

- Год на год не приходится. В этом году подготовка другая. Давайте подождем начала сезона.

- Чем подготовка этого сезона принципиально отличается от той, которую вы вели в прошлом году?

- В этом году мы в летнем подготовительном периоде вообще не использовали горы. В прошлом сезоне ездили в Болгарию, на Бельмекен. На это раз часть лета провели в Отепя и часть в Острове. Таким образом, мы пошли примерно по плану позапрошлогоднего сезона. Горы же «говорят» свое – выводят к каким-то определенным стартам. Я хочу с самого начала сезона держаться в тонусе и быть не хуже всех других спортсменов. Это еще важно и для психологической устойчивости. Сезон-то будет очень тяжелый. Кубок мира, чемпионат мира, да еще Тур де ски. Три цели.

- За тремя не угнаться.

- Никак. Поэтому и некий акцент ставлю, чтобы совсем уж не было тяжело.

- Из вашего намерения с самого начала сезона держать себя в тонусе предположу, что и Тур де ски вам отнюдь не безразличен.

- Тур, скорее, приходится уже на второй период Кубка мира. И у меня, не скрою, огромное желание в нем участвовать. Как бы то ни было, но мне охота его попробовать на себе – что же это такое? Я считаю, что смогу его пройти с начала и до конца. И, возможно, не хуже других сильных гонщиков, таких, например, как Ангерер. Ведь и мы тоже тренируемся много и к такого уровня мероприятиям готовы. Причем вся команда.

- Бородавко утверждает, что на Тур поедут абсолютно все сильнейшие лыжники и лыжницы сборной. Вы уже знаете, кто конкретно?

- Разговора на эту тему пока что еще не было, потому что лучших выявлять будут гонки сезона. А Юрий Викторович будет корректировать по их итогам состав. Да, еще по «красногорке», которая пройдет 22-26 декабря.

- Что вас привлекает в Тур де ски – формула соревнований, денежные призы, стоящие на кону или, быть может, уровень предполагаемых участников, которых вновь, как на Олимпиаде, хочется обыграть?

- Во-первых, формула – охота попробовать. Мне интересно, смогу ли я, как высококлассный велосипедист, выдержать напряженность многодневки? Предстоит сделать очень сильную работу. Но, когда заводишься и попадаешь в ритм всего этого, это так, мне кажется, интересно! Ведь Кубок мира идет себе каждую неделю и идет, а здесь все старты пройдут буквально в течение недели. Получается, что в начале Тура и в конце, через неделю, у разных людей может быть совершенно разное функциональное состояние, и, значит, как «упасть», так и «выстрелить» может буквально каждый. В Туре, думаю, победит очень сильный человек. Ну, и все остальное тоже как же не может не привлекать?

- Считаете ли вы, что именно это соревнование выявит объективно сильнейшего лыжника-гонщика планеты?

- Скорее всего, так и будет. Здесь-то уж никто не скажет, дескать, этот «выскочка» выбежал из-за чьей-то спины, и ему повезло. Критерии Тура будут таковы, что оспорить их будет очень трудно.

- Вы действительно хотите…



- Чтобы удача была на моей стороне? Не без этого. По-моему, если человек занимается каким-то делом, его желание стать в нем, если даже не самым первым, то одним из лучших профессионалов, вполне естественное. Это мое стремление, согласитесь, трудно оспорить.

- Не боитесь выдохнуться в ходе Тура и к чемпионату мира прийти «пустым»?

- Думаю, у нас до чемпионата останется достаточно много времени, больше месяца, чтобы восстановиться. Да, чуть было не забыл, есть четвертая цель – успешно выступить в январе на домашнем этапе Кубка мира в Рыбинске. В России соскучились по большим лыжам. И, как я слышал, места в гостиницах окрест Рыбинска все уже забронированы. Народ ждет, поэтому нам провалиться дома никак нельзя.

- У кого, с вашей точки зрения, больше шансов выиграть Тур де ски?

- У так называемых лыжников-универсалов, поскольку на этапах придется бегать и спринты.

- А как у вас с этим видом складываются отношения?

- В Туре спринтерские гонки будут проводиться, в том числе и в несколько непривычном масштабе. Например, на дистанции до трех тысяч метров. А это уже совсем другая работа. Во всяком случае, я буду надеяться и верить, поскольку не считаю себя последним спринтером.

- Какие у вас есть основания так о себе думать?

- В этом году мы все выполнили громадный объем силовой работы. Так что взрывной силы, думаю, поднабрались нормально. Еще и реализовать бы ее, как следует. Но я думаю, что все будет хорошо.

- А вдруг у вас не сложится нигде?

- Я об этом вообще не думаю. Не то, что не допускаю мысли, а просто не думаю и не хочу себя видеть внутри каких-то неудач.

- Кто стал инициатором того, чтобы, перестав ждать снега в Хакасии, где должен был состояться отбор на первые этапы Кубка мира, уехать на сбор в Финляндию?

- Во-первых, Красная группа, за которую платит международная федерация и в которую входят пятеро россиян Василий Рочев, Иван Алыпов, Сергей Новиков, Иван Бабиков и я, все равно поехала бы на этапы без отбора. Новиков, правда, не готов, поэтому присоединится к нам в декабре. А, во-вторых, может же случиться обыкновенный форс-мажор? Снега нет. Давно в Хакасии такого не бывало. Только в 1997-м году не было снега до 13 или до 15 ноября. Сейчас ситуация повторилась. На моей памяти до этого снег здесь был постоянно. А для меня Тея… Не потренировавшись в поселке Вершина Теи, неизвестно теперь, что будет в этом году со мной. Тея для меня очень благоприятное место для подготовки. Мне нравилось готовиться там к этапам Кубка мира. Потому что, чем раньше ты выедешь в Европу, тем хуже для тебя. Русскому человеку очень тяжело в Европе находиться. Я так считаю.

- Почему?

- Потому что в России располагает вся обстановка в целом – дружеское общение со спортсменами не только из сборной, но и с другими, которых ты знаешь. Устанешь на тренировке, приходишь, включишь телевизор – а там тебе расскажут про свое и покажут родное. Ты дома, одним словом. Там, за рубежом, все по-другому. То же питание – практически одно и то же. И так все быстро приедается! Груз психологический давит. Мне не нравится в Европе.

- В случае, если бы снег был, вы когда уехали из Хакасии?

- Билеты были куплены на 15-е ноября. Отбежали бы эти фисовские отборы и поехали.

- Что эти фисовские соревнования могли бы решить практически? И для кого?

- Для основного состава - ничего. Просто юниорам они дают дополнительные очки, которые бы им пригодились на юниорских чемпионатах. Что касается отбора на этапы, в которых стартуют шестеро россиян, то нас, лыжников-мужчин, в Муонио приехало восемь.

А как будут решаться вопросы по двум оставшимся вакансиям… до первого этапа еще достаточно времени, и за эти дни может произойти всякое. У Коли Панкратова вывихнут палец на левой руке. Но он заживет. Должен зажить. Все равно будут контрольные перед кубком.

- А вдруг в Хакасии выиграли бы некие два лыжника из не основного состава – они бы претендовали на выступление на первых этапах Кубка мира?

- Кубок - коммерческие соревнования, подводящие к чемпионату мира. Бородавко отвечает за подготовку всей команды. Поэтому все равно ему принимать окончательное решение. А, во-вторых, все наши проделали огромную работу на хорошем снегу, и дольше оставаться в бесснежной Хакасии в ожидании соревнований было смерти подобно.

- Кто первый сказал: «ребята, поехали отсюда»?

- Еще, когда мы до 4 ноября находились в Ергаки и Бородавко узнал про неутешительный прогноз в Тее до 8 числа, он уже тогда, лоббируя интересы команды, предлагал прямо оттуда уехать в Финляндию. Ведь в Хакасии было тепло - плюс 8-10 градусов.

- Зачем же вы все-таки туда поехали?

- Надеялись, что произойдет чудо и соревнования состоятся. Мы-то, лыжники, сразу выступили за вариант Бородавко. Мы понимали, что если снег выпадет 8-го, то только 11-12 будет нормальная жесткая трасса. А сколько же нам надо скоростных работ провести, чтобы подойти к этим соревнованиям? Нам была нужна жесткая трасса. Приехав-таки в Тее и потренировавшись один день, вечером мы собрались и сказали, что нас это все не устраивает. Начался перезвон с федерацией, и другого решения, кроме как уехать, принять было невозможно. Потому что рано или поздно большая часть команды начала бы своевольно покидать расположение. Уехали бы, например, в Сыктывкар, где снега навалом. Девчонки звонили президенту ФЛГР, мы, и решающее слово было за Логиновым. Мы пришли к совместному решению оттуда уехать, потому что другого выхода не было. Никто не должен осуждать нас за это решение.

- Вы, как спортсмен, примеривший на себя принципы отбора в олимпийскую сборную, согласны с принципами отбора в какие бы то ни было составы в этом году?

- Все прошлогодние отборы показали только одно: они вообще были не нужны. Я так понимаю, что… ну, давайте, возьмем футбол. Главный тренер сборной сам набирает себе команду. Потому что он отвечает за результат. И видит, кто сможет показать результативную игру, а кто не сможет. Так и у нас решение должен принимать старший тренер команды. Хотя мы между собой на эту тему мало разговариваем, я думаю, все равно со мной большая часть будет согласна. Потому что нам нужно все-таки выступать и выступать результативно. Если бы у нас был интерес просто попасть в сборную и не иметь при этом амбиций показывать высокие результаты на международной арене, может быть, мы бы и готовились к этим отборам. Но большая часть нашей команды, возьму на себя смелость это утверждать, была бы все равно на голову сильнее других на этих самых внутренних отборах. С этим, надеюсь, согласится разумное большинство.

- После «красногорки» ротация действительно возможна? Лыжники сборной нацелены на «красногорку», или, быть может, многие из вас надеются набрать кубковые очки и пройти на кубковые этапы 2007-го года по рейтингу автоматом, минуя «Красногорскую лыжню»?

- Конечно, большая часть сборной именно на это и рассчитывает. Потому что у нас, повторяю, чересчур уж много целей в этом сезоне – титулов, за которые охота побороться каждому спортсмену. Если же участвовать абсолютно во всех турнирах, ничьих сил не хватит. Поэтому мы все равно ориентироваться будем на начало Кубка мира.

- Если человек поймет, что хорошо выступает в Кубке мира, то Красногорск ему уже не обязателен?

- Не то что не обязателен… В таком случае я, например, сам смогу принять решение, выступать мне в Москве или же нет. Конечно же, посоветовавшись с Бородавко.

- То есть действовать вы будете гибко, в соответствии с положением вещей на тот или иной момент?

- Да. Опять наступать на одни и те же грабли неохота никому. Возьмем позапрошлый сезон. Я набрал перед чемпионатом мира такое большое количество очков, которое никто перед Олимпиадой-то не набрал. Ну, и что? Смысла в этих очках не было никакого.

- В каких гонках чемпионата мира в Саппоро вы планируете принять участие?

- Есть желание участвовать во всех четырех дистанционных. «Полтинник» под вопросом, потому что он проводится классическим стилем. Все будет зависеть от моего состояния. Если состояние будет хорошее, то я приму участие в «полтиннике».

- Климат в команде добрый?

- Очень. Даже трудности, которые в этом году были у нас в Ергаки, не сломили никого. Нормально пережили.

- Какие такие трудности?

- Бытовые. Отопление в домиках сломалось. Утром однажды проснулись, а у Васи с Иваном Алыповым в комнате ноль. Мы столько времени – целых 17 дней - в таких неудобных бытовых условиях там находились, и ничего, нормально.

- Вы не шутите между собой, что ваш вид из-за отсутствия снега скоро станет неактуальным?

- И уже ищем себе применение. В шутку. Я, например, пойду служить в милицию. По диплому. Но, как говорится, на наш век снега хватит. Поэтому, наверное, еще побегаем.

- Не лыжами же едиными жив человек по имени Женя Дементьев?

- Никто ко мне особенно не пристает. Если вы об этом. Ко мне вообще тяжело пристать. Не отвечаю взаимностью. И всем остальным… Если мне не интересно. Честно, у меня нет вообще интересов в этом плане, потому что я уже понял всю суть этого приставания.

- ???

- Я думаю, что многих интересует, грубо говоря, мой кошелек. Зачастую не чувствую искренности. Хотя не так уж много у меня примеров-то было. Поэтому не могу стопроцентно утверждать, что я прав в своих ощущениях и оценках. А вообще-то в личной жизни у меня все нормально. Я просто не хочу об этом говорить.

- Кто вам помогает и решает ваши проблемы во время вашего отсутствия дома?

- Есть такие люди, которые мне сильно помогают, как говорится, по жизни. Сергей Крянин, например. Он старается меня оградить от всего ненужного и обременительного. Все мои оргвопросы решаются в основном им. Он, как главный тренер ХМАО, хочет поднять на высокий уровень нашу достаточно сильную окружную команду, в том числе с помощью прессы и спонсоров. Будет о нас информация, будут и спонсоры. У нас набралась уже эстафетная команда, и мы вчетвером стали чемпионами России 2006 года. Надеемся повторить этот результат на следующий год на чемпионате России у нас дома, в Ханты-Мансийске. А вообще-то сильных лыжников в нашей команде набирается уже человек семь. Ведем работу, чтобы заинтересовать большую часть народа. Ведь легкой атлетикой в Ханты-Мансийске не позанимаешься, вот и остаются лыжные гонки да биатлон. Других направлений нет. А биатлон без лыжных гонок это не биатлон. Если на 12-13-летнего подростка повесить винтовку, ничего путного из него не получится. Только через лыжные гонки. И вот это нужно дать понять. Крянин этим и занимается.

- Стало ли для вас неожиданным появление две-три недели назад в Ергаки Ивана Бабикова?

- Иван - нормальный парень, компанейский. У меня с ним нормальные отношения. Мы прикалываемся. Я его и «канадцем» могу назвать. А он по всякому может назвать меня. Мы не общались до нынешнего года, но я знал, что есть такой лыжник Бабиков. И на Олимпиаде мы нормально общались. Когда нам в Ергаки объявили, что к нам едет Бабиков, ребята это известие восприняли по-разному. По мне – пускай приезжает. Я просто удивился, что опять узнаю об этом в последнюю очередь. Мне вдруг говорят – вот завтра Бабиков приедет. Как приедет? Ведь он гражданство канадское получил? Нет, говорят, ему не дали. Ну, не дали, так не дали.

- А что рассказал по этому поводу сам Иван Бабиков?

- А что-то ему на год задержали гражданство. Но он же ногами кормит себя. Чтобы потом за Канаду выступать на таком же уровне на Кубке мира, ему нужно на этом уровне держаться. И он реально понимает, что в Кубке мира нужно участвовать. Он уехал в Канаду в 2003-м году, я с ним разговаривал. По идее в нем должна быть заинтересована их канадская федерация, чтобы ему поскорее дали гражданство. Может, из-за этих переездов туда - сюда трудности и возникли? Но так как он все лето тренировался в составе сборной Канады, он реально понимает, что ему нужно участвовать в Кубке мира. Бабиков - в красной группе и против этого никуда не пойдешь. А первые этапы покажут, как все мы готовы.

- Бабиков вам так и сказал: ребята, я к вам на год?

- Он сказал, мне на год задержали канадское гражданство. Но подробно я не интересовался. Мне интересно, как по-английски то или иное слово или оборот, так я к нему подойду и спрошу. Мне интересно английский выучить.

- Знаю, вы читали мое интервью с Владимиром Смирновым. Вас наверняка задело его утверждение, будто бы в вашей олимпийской победе есть некий элемент случайности…

- На самом деле, я горжусь, что на Олимпиаде ко мне подошел Смирнов и сам лично меня поздравил. Я ему сказал, что мне очень приятны его слова. Он хороший друг нашего Алексея Прокуророва. Я не знаю Смирнова, но достаточно хорошо знаю Прокуророва, поэтому могу сказать, что такие люди всегда имеют свое мнение и остаются при нем. Но Прокуроров настолько был рад, что в Турине это все случилось! Вот не знаю, считает ли он мою победу случайной. Ну, ладно бы у меня один раз получилось. Но ведь не раз и не два, а три раза в сезоне. Не мы, лыжники, хотим тысячу масстартов. Нам предлагают - мы делаем, то есть участвуем в них. И мы хотим, чтобы как можно красивее все это выглядело. Для этого готовимся и тренируемся. А было бы в их время такое же требование, они бы тоже выросли на таких же масстартах, а, допустим, Вячеслав Веденин им бы сказал то же самое. Каждое время выставляет свои требования. Ну, не ездит же Смирнов на «Жигулях» первой модели? А ездит, наверное, на «Вольво» последней. Это требование времени. Мы не можем сказать, мол, давайте разделки больше бегать! Потеряем спонсоров, телевидение, зрителей. И о нас не будут говорить. А кто там в Турине на 50 км с раздельным стартом победил, и знать-то никто, может, не будет. Я не могу осудить Смирнова. Я только горжусь такими людьми.

- Честно, вы ждали такого результата от себя в Турине?

- Такого не ждал. Я знал, что такое Олимпиада и что на ней очень тяжело победить. Но вел себя совершенно раскованно и свободно. В хорошем состоянии я обычно именно так себя веду. Но это не давало мне повода думать, что буду первый.

- А если так же красиво в этом году не получится, это обстоятельство не загонит вас в комплекс?

- Не должно. Я об этом, повторяю, не думаю. Много интересного, кстати, узнал от психолога. Интересный с нами человек время от времени работает. Раскрывает тайны. Он работал с бизнесменами, которым тоже надо чего-то достичь. Ход гонки ему рассказываешь, он слушает, делает выводы. Польза есть. Но у меня с ним было всего четыре беседы за время летней подготовки. В Ергаки он к нам не приезжал. И не со всей сборной общался – в основном с лидерами. Впечатлениями от бесед с психологом мы, ребята, между собой, однако, слишком много не обменивались. Но Ваня Алыпов, не скажу, что положительно, на него отреагировал. Я же пытаюсь использовать его советы. Психолог, считаю, в сборной необходим. Но лучше бы, конечно, спортивный. Посмотрим, как его советы будет действовать на практике, тогда и сделаем выводы.

- Кого вы считаете основными соперниками в нынешнем сезоне?

- Многих. Но главными Реннинга, Нортуга и Ангерера.
Источник: ИА «Спортком»
0