11 июля мужская сборная России по лыжам вернулась в Москву со сбора в Острове, провела неделю на тренировочной базе в подмосковном Красноармейске, а уже 20 июля отправилась на очередной сбор в Эстонию. Перед отъездом корреспондент "СЭ" взял интервью у одного из самых популярных российских лыжников - олимпийского чемпиона Евгения Дементьева.
Мы встретились на Ленинградском вокзале Москвы за час до отхода поезда. Рядом с лыжниками сборной России расположились юные футболисты из спортшколы питерского "Зенита". К одному из них, как две капли воды похожему на Евгения, ваш корреспондент и подошел. "Да вы что?! Вон же он стоит", - кивнул тот на Дементьева, явно возмущенный таким ляпом со стороны журналиста. Впрочем, сам Евгений ничуть не обиделся, и, сохранив в течение всей беседы хорошее настроение, пару раз продемонстрировал свою фирменную чемпионскую улыбку.
- Неделю назад вы вернулись со второго в этом сезоне сбора. Далеко ли еще до пика формы?
- Об оптимальном состоянии, конечно же, не может быть и речи, сейчас мы только закладываем основы физических кондиций на зиму. Но с заданным тренировочным объемом справляюсь нормально. Да и травмы, слава богу, не беспокоят.
- С июня по октябрь вы занимаетесь только на земле. По снегу скучаете?
- Снега хватает и в течение сезона, ведь практически по май мы заняты в гонках. Так что разнообразие не помешает.
- А вот, например, норвежцы или шведы тренируются на снегу круглый год, используя для занятий ледники или искусственные снежные тоннели...
- Это просто особенности их подготовки, наши тренеры при желании тоже могут отвезти нас на глетчер, но в этом нет необходимости, у нас и без того насыщенная программа тренировок. По моим ощущениям, на земле форма набирается ничуть не хуже, чем на снегу.
- Если смотреть на результаты соревнований, наши спортсмены давно не завоевывали стабильно высоких мест. Не кроется ли секрет этих неудач в методах подготовки?
- Не совсем согласен с тем, что у нас нет стабильности. А как же Саша Легков, занявший второе место в прошлогоднем Кубке мира? Кроме того, большинство лидеров мировых лыж, те же немцы и норвежцы, старше нас на 6 - 7 лет. Они находятся на пике своей карьеры, а у нас есть еще огромные резервы для роста. Поэтому, считаю, дело не в методиках - просто наше время еще не пришло. Хотя мне, конечно, было бы интересно посмотреть, как тренируются зарубежные спортсмены, поработать с ними бок о бок, да и просто пообщаться.
- А пока такой возможности не представилось?
- В принципе возможности есть. В частности, приглашают в Швецию, но все упирается в отсутствие времени. Очень тяжело выкроить в тренировочном графике хотя бы недельку.
- И тренеры не были бы против такой поездки?
- Нет, абсолютно в этом уверен. Наоборот, они приветствуют обмен опытом, было бы только свободное время.
- Как вы считаете, один, пусть и высококвалифицированный, тренер может готовить всю сборную?
- Да. Во-первых, основной состав команды не так велик - всего 12 человек, во-вторых, у нашего главного тренера - Юрия Викторовича Бородавко - есть помощник. И вообще разделение лыжников по группам, занимающимся у разных тренеров, себя не оправдало. Почти все ведущие сборные от такой стратегии отказались.
- Не могу обойти тему допингового скандала с Сергеем Ширяевым. Как вы думаете, что там произошло?
- Мне сложно судить об истинных причинах произошедшего с Сергеем, поскольку он тренировался вне сборной. Вообще если человек работает в составе команды, инцидентов с допингом практически не бывает. За нами очень пристально следят, представители WADA часто наведываются на сборы, и эксперименты с лекарствами могут дорого обойтись.
- По-вашему, допинг уже уходит из лыж? Неужели ведущие лыжники обходятся без его помощи?
- Ничего не могу сказать про других спортсменов, но лично для меня допинг не существует в принципе. Ведь сам по себе он еще не гарантирует высоких результатов, а вот вред здоровью наносится колоссальный. Да и проверяющие органы сейчас лютуют.
- Вернемся к прошедшему сезону. Как вы оцениваете его результаты для себя лично и для команды в целом?
- Он получился очень насыщенным: Tour de Ski, чемпионат мира, Кубок мира. Мне захотелось объять необъятное и победить во всех соревнованиях, на чем и погорел: не смог правильно распределить силы и в итоге не выиграл ничего. С другой стороны, достиг стабильности в результатах, сумел избежать провалов, правда, и взлетов особых не было. Думаю, что для моего становления как гонщика сезон был полезным. В целом же для команды сезон прошел довольно удачно: Легков стал вторым на Кубке мира, я и Панкратов вошли в двадцатку. На чемпионате мира, правда, недобрали медалей, но это опять же из-за слишком большого желания выиграть все.
- А что же ваш азарт тренеры не направили в нужное русло?
- Может быть, они, видя огонь в наших глазах, тоже заразились энтузиазмом и решили дать нам волю (смеется).
- В прошлом году вы приняли участие в новом лыжном проекте Tour de Ski. Поделитесь своими впечатлениями.
- Мне кажется, организаторам тура удалось сделать интересное соревнование-многодневку, такой аналог Tour de France, только в лыжах. По-моему, зрителям это понравилось, ведь в соревнованиях приняли участие почти все ведущие лыжники мира. Да и в финансовом плане нас не обидели - призовые в туре были больше, чем на обычных этапах Кубка мира: 70 тысяч евро за победу в общем зачете плюс премии за выигрыш этапов. В этом году, я слышал, тур будут проводить с еще большим размахом.
- Профессиональные лыжники могут считаться обеспеченными людьми?
- Деньги в среде лыжников не самое главное. Мы не теннисисты - в нашем виде спорта сложно заработать большие деньги. Почти все лыжники начинают бегать для здоровья, а когда появляются неплохие результаты, глупо бросать начатое дело. Не случайно большинство гонщиков родом из небольших городков, из провинции, где выбор спортивных секций невелик.
- Но вы можете назвать себя профессионалом, который зарабатывает лыжами на жизнь?
- Для меня слово "профессионал" не ограничивается финансовой независимостью. Прежде всего - это отношение к делу. Если любить свою профессию, если вкладывать в нее душу, то благосостояние придет, чем бы человек ни занимался.
- И какие же стимулы существуют для вас?
- Прежде всего - жажда победы, желание быть первым. Тот, кто хотя бы раз познал пьянящее чувство успеха, будет стремиться к нему снова и снова. Без этого я уже свою жизнь не представляю.
- А если бы вам предложили миллион долларов в обмен на уход из лыжного спорта?
- Не думаю, что такая ситуация в принципе возможна. Скорее могут предложить деньги за то, чтобы я выиграл что-нибудь (смеется). Ну а на ваше гипотетическое предложение я, скорее всего, ответил бы отказом... хотя кто его знает, не хочу показаться слишком уж правильным.
- Расскажите о ваших планах на следующий сезон.
- Стараюсь не строить никаких планов, потому что им слишком сложно следовать. У меня просто есть желание - бороться за победу в каждой гонке.
- В 2014 году зимние Игры пройдут в Сочи. Как вы расцениваете олимпийские перспективы нашей лыжной сборной?
- Уверен, все будет в порядке. Сейчас за дело взялись серьезные люди с большими возможностями. Думаю, для подготовки к Играм нам будут созданы все условия. А сам я мечтаю отобраться в команду и приехать в Сочи в качестве действующего спортсмена.
- Вы были олимпийским послом страны на выборах столицы Игр-2014. В чем заключалась ваша роль?
- Она ограничилась скорее представительскими функциями, работал в основном не я, а мое имя. Главная нагрузка легла на Свету Журову, Женю Плющенко и других.
- Помимо спорта в вашей жизни есть другие интересы?
- Уже второй год учусь в адъюнктуре Нижегородской Академии МВД, правда, не уверен, что в будущем изберу милицейскую карьеру. Пока мне просто нравится имидж человека в форме, кроме того, мой дядя - подполковник инженерных войск, так что есть с кого брать пример.
- Какая у вас мечта?
- В ближайшее время выиграть Кубок мира.
Комментировать