ДВОЙНАЯ ДУЭЛЬ
Для тех зрителей, что пришли на трибуну, лыжные гонки никогда не были настоящим шоу: слишком многое остается, что называется, за кадром. Но здесь, на Олимпиаде, все иначе: идеальное расположение стадиона в узкой лощине меж двух гор, на склоне одной из которых возвели трибуны, а на склоне другой проложили трассы, оказалось гениальной находкой. Вся дистанция - как на ладони. Плюс к этому небесная канцелярия вошла вчера в сговор с оргкомитетом Олимпиады и порадовала солнечной погодой.
На двух заснеженных петлях по 2,5 км - для "классики" и "конька" - должны были состояться две принципиальные дуэли дня. Лидеры Кубка мира Марит Бьорген и Юлия Чепалова оспаривали неофициальное звание "королевы дуатлона" и должны были продолжить спор годичной давности на ЧМ в Оберстдорфе. Тогда, напомню, россиянка на финише обошла норвежку и завоевала золото.
При этом для итальянцев принципиальной являлась победа в родных стенах олимпийской чемпионки Солт-Лейк-Сити Габриэллы Паруцци. Ведь четыре года назад она получила золото лишь после дисквалификации российских лыжниц. Паруцци не скрывала: ей очень хочется, чтобы и в ее честь исполнили гимн. Но такие же чувства обуревали канадку Бекки Скотт: четыре года назад в штате Юта она тоже стала победительницей в результате допингового скандала.
Как результат, Габриэлла и Бекки ринулись с места в карьер, задав высокий темп гонке. И жертвами этого темпа пали... Бьорген и Чепалова! Причем проблемы Марит оказались настолько серьезны, что она вынуждена была сойти с дистанции уже на шестом километре. Вот что позже заявил тренер норвежской гонщицы Ханс-Петер Стокке:
- Последствия бронхита, подхваченного Марит перед Олимпиадой, дали себя знать. Думаю, она вообще зря вышла сегодня на гонку, поскольку за час до старта у нее возникли проблемы с желудком.
Тем временем альпийское эхо все чаще разносило по округе фамилию Чепаловой. К сожалению для нас, итальянские комментаторы гонки упоминали его с нотками недоумения и грусти. Уже первую отсечку - 1,6 км - двукратная олимпийская чемпионка прошла с пятисекундным отставанием от лидера. А дальше эти секунды лишь росли: 4,1 км - 7,1... 6 км - 24... 7,4 км - 37,7. В "классике" Чепалова несильна, но ведь не настолько же? Неужели это - капитуляция, и надежды России на первую медаль Турина разбились о праджелатскую трассу?
С этим оказалась готова поспорить Евгения Медведева. Она цепко держалась за головную часть пелотона и не отпускала убегавших в отрыв дальше, чем на 4,5 секунды. "Держись, Женя!" - кричали ей тренеры, понимая, что если лыжница устоит в первой части гонки, то в любимом ею "коньке" сумеет побороться за место на пьедестале.
ЗОЛОТО ДЛЯ ПАПЫ
Финиш оказался захватывающим. И лучше самих участниц этого действа никто вам, дорогие читатели, о нем не расскажет.
Кристина Шмигун:
- Последние полтора километра я видела только красные лыжные ботинки Катерины Нойманновой. И думала только о том, чтобы не упустить их далеко. Гонка отняла все силы, но я знала, что могу и должна настичь эти красные ботинки. Не о медали, а об этих ботинках были все мои мысли. И еще одно: вперед меня гнал дочерний долг. Мой отец был членом советской лыжной сборной на Играх-76 в Инсбруке, но на трассу его тогда так и не выпустили. Теперь я пообещала папе, что обязательно выиграю золото - специально для него. Тем более что отец приехал в Турин поболеть за меня. Разве я могла его подвести.
Евгения Медведева:
- За полтора километра до финиша впереди бежали я и Кристина Шмигун. Затем нас настигла Нойманнова, и они с Кристиной оторвались. Бороться с ними мне было не под силу - эстонка и чешка сильнее меня как физически, так и тактически. В этот момент я поняла, что нужно биться за бронзу со Стейрой из Норвегии. Муж кричал с пригорка: "Женя, четвертое место нам не нужно! Есть шанс взять медаль!".
В какой-то момент я обратила внимание, что мои лыжи бегут значительно лучше, чем у норвежки. Хорошо помню: когда уже выкатилась на финишную прямую, думала только об одном: не смотреть в сторону Стейры, не дай бог увидеть кончики ее лыж впереди своих.
ЧТО С ЧЕПАЛОВОЙ?
Главная неудачница дня Юлия Чепалова стремительно миновала микст-зону, обмотав лицо шарфом по самые брови. Как призналась мне главный тренер сборной Елена Вяльбе, лыжница пока не может объяснить свою неудачу и не хочет общаться ни с кем, даже с подругами по команде.
Трудно сказать, является ли провал главной нашей лыжной надежды на этих Играх случайным - или дело в тактических ошибках предолимпийской подготовки. Ясно одно: ответ на этот вопрос дадут последующие гонки.
* * *
- Если бы какой-то художник решил сейчас изобразить абсолютно счастливого человека, лучшего кандидата в натурщицы, чем я, было бы не найти! - смеялась Евгения Медведева после своего бронзового финиша. - Вы только подумайте: это моя первая Олимпиада, первая гонка - и сразу же медаль. Фантастика! Сказка!
- Но, признаться, вы не похожи на человека, который растерялся от неожиданно свалившегося на него счастья.
- Почему же свалившегося? Я на этот миг работала четыре года. Бешеные нагрузки, старты, изнуряющие сборы. А вы говорите - "свалилось".
- Неужто надеялись перед стартом на медаль?
- А без этого и выходить на старт не имело смысла. Знаете, когда мы приехали в Италию после сбора в Цахкадзоре, я чувствовала такой сумасшедший подъем, такой кураж на тренировках, что понимала: произойдет что-то невероятное. Рада, что предчувствия не обманули. А перед началом сегодняшней гонки поставила перед собой простую задачу: не отпускать соперниц. И впервые в дуатлоне завершила классический этап в лидирующей группе. Вот тогда и подумала: "А вдруг это мой шанс?" Тем более что норвежка Марит Бьорген уже сошла, у Юли Чепаловой старт не задался, а Ольга Завьялова была рядом, так что можно было поработать на пару.
- Может, у вас была какая-то командная тактика?
- Нет, специально мы не договаривались. Каждый бежал по своей программе.
- По вашим же словам, главным было не отпустить далеко соперниц в первой части гонки. То есть ставка была сделана на коньковый этап?
- Меня все почему-то считают "конькисткой", хотя сама себя отношу к универсальным гонщицам. И, по-моему, сегодня это доказала.
- В какой момент поняли, что можете оказаться среди победителей?
- Во время последнего спуска. Почувствовала: лыжи катят. И тут же услышала, как муж Алексей, стоявший на пригорке, кричит: "Обгоняй норвежку, выходи на финишную поляну первой!" Ну я и рванула в атаку. Все, что было, вложила в рывок. Понимала, что это последний шанс. Финишный отрезок бежала уже с закрытыми глазами. Толкалась как могла. Отдельное спасибо смазчикам лыж, они сегодня отработали замечательно... Нет, нужно еще сильнее: вы отлично, превосходно потрудились, сервисеры команды! А лыжи, на которых выиграла медаль Олимпиады, сохраню на память и никому не отдам.
- Бронза Игр - отличный результат для дебютанта. Считаете, что задачу на Турин уже выполнили?
- Ни в коем случае! Не хочу загадывать, но мечтаю выступить в эстафете и на "тридцатке".
- Вы сказали, что считаете себя универсальной спортсменкой. Значит ли это, что в эстафете готовы бежать и классический этап?
- В нашей команде достаточно замечательных мастеров этого стиля - к примеру Наталья Баранова, Лариса Куркина. Так что, думаю, тут мои услуги не понадобятся.
- От ваших подруг довелось услышать, что вы очень сильный, волевой человек. Согласны с такой характеристикой?
- Им виднее. Одно знаю: неудачи и неприятности меня только мобилизуют и настраивают на борьбу Например, перед Олимпиадой меня сильно задело, что в официальном справочнике российской сборной, изданном ОКР к Играм, моей фамилии в списке кандидатов на поездку в Турин вообще не оказалось. Что ж, подумала я тогда, придется делом доказывать, какую ошибку допустили издатели справочника. Там есть еще одна ошибка: рядом с фамилией Натальи Барановой разместили фотографию Алены Сидько. Вот я сейчас и думаю: может, это хороший знак? Мы ведь с Наташей в одной комнате в деревне живем.
- Кому посвятили свой самый пока большой успех?
- Конечно, родителям, которые переживали за меня в родной Карелии.
- Ваши соседки по пьедесталу - Кристина Шмигун и Катерина Нойманнова - уже заявили, что вряд ли дотянут до Игр в Ванкувере. Не собираетесь попытать счастья и на следующей Олимпиаде?
- Я и на этой еще не сказала своего последнего слова. В любом случае, пока даже не думаю о том, когда завершу карьеру. Люблю лыжный спорт, люблю соревнования. Это все доставляет мне огромную радость.
- В этом году вы серьезно изменили подготовку к главному старту сезона по сравнению с прошлым?
- Да. Год назад, тоже в феврале, перед чемпионатом мира в Оберстдорфе я отбиралась в сборную в Цахкадзоре. Сразу после этого выиграла этап Кубка мира в германском Рейт-ам-Винкле, а вот еще через неделю, на самом первенстве, форма у меня была уже похуже. На этот раз мы с моим тренером Николаем Лопуховым в Цахкадзоре не отбирались, а только проводили сборы и тренировались, поскольку на Игры к тому моменту я уже отобралась. Видимо, смена тренировочной тактики и сказалась.
Вообще мне очень нравится работать с Николаем Петровичем, это умный и тонкий тренер. Он очень творчески подходит к процессу тренировки. Я уже два года занимаюсь в его группе, и результаты налицо. В нашей группе пять человек из взрослой команды и четыре юниорки. Причем он никогда никого из группы не выделяет, а со всеми работает одинаково, уделяя каждой из нас равное количество времени и внимания.
- Перед началом Олимпиады у лыжников считалось хорошим тоном покритиковать праджелатскую трассу за сложность. Что вы сейчас о ней скажете?
- А я и не жаловалась никогда на то, что эта трасса сложная. Более того, для меня условия оказались просто идеальными.
- Что вы имеете в виду?
- Сперва нам сообщили, что предстоит бежать на каждом из этапов дуатлона по два круга длиной по 3750 метров. А затем выяснилось, что гонка пройдет на участках по 2,5 км, и бежать придется по три круга каждым стилем. В этом случае дистанция становилась более холмистой, что мне было на руку.
- Как спалось накануне гонки? О чем думали?
- Нервничала сильно. Наташке Барановой, с которой мы живем в одном номере, легко. Она засыпает почти сразу. Вот и не слышала, как я ночью бродила по комнате, места себе не находила.
Знаете, мы ведь с ней перед полетом в Турин все думали - взять все предметы экипировки или кое-что оставить дома, чтобы сумка не была тяжелой. Накануне вылета в очередной раз распотрошили свои чемоданы и хотели несколько курточек выложить. И тут Наташка так ехидно мне говорит: "А на награждение в чем пойдешь?" Вот и напророчила.