Горнолыжные крепления - теория, практика, выбор. Часто задаваемые вопросы и ответы. Вопросов про обычные (Alpine) крепления, скитура и телемарка не касаемся.
1. Крепления. Теория| 2. Крепления. Выбор | 3. Крепления. Практика
Крепления. ТЕОРИЯ
Почему крепления так важны?
Лыжи, жестко прикрепленные к ногам, позволяют горнолыжнику легко поворачивать на спуске и контролировать скорость. Но именно эта жесткая связь превращает лыжи в мощные рычаги, угрожающие ногам при падении. Крепления отвечают и за связь, и за безопасность ног. Решить эти противоречивые задачи не просто.
Как крепления обеспечивают безопасность ног?
Крепление должно удерживать ботинок на лыже в пределах допустимых нагрузок на ногу и отпускать его при превышении установленного порога. Когда крепления отпускают ботинок, это обычно называется срабатыванием. Этот порог устанавливается регулировками креплений. Положение регулировок в стандартных единицах DIN видно на шкалах креплений.
Правильно настроенные крепления обычно срабатывают только в экстремальных ситуациях, но не обязательно, все сложнее.
Для большинства лыжников главное для безопасности - правильная работа носка крепления.
Как крепления обеспечивают связь с лыжей?
Головка крепления удерживает носок ботинка на оси лыжи, позволяет ему немного смещаться при коротких ударах и моментально возвращает его на место, если усилия недостаточно. Пятка работает в общем похоже: прижимает каблук вниз. Чем больше выставлено усилие срабатывания креплений, тем жестче связь ботинка с лыжей до срабатывания, это обеспечивает лучший контроль лыж, что важно спортсменам и экспертам.
В современной технике очень важна четкая передача усилия закантовки лыжи (наклона вбок), здесь главную роль играет пятка крепления.
Какие нагрузки на ногу самые опасные?
Чаще всего возникают винтовые перегрузки, опасные для малых и больших берцовых костей и связок коленей. Для зашиты от винтовых травм все современные крепления выпускают носок ботинка вбок при превышении установленного порога срабатывания.
Характерный признак такого срабатывания – закрытая пятка креплений отвалившейся лыжи.
Это самое главное направление срабатывания.
Самые опасные нагрузки на ногу возникают при сложных падениях (вперед или назад) с вращением, особенно если колено выпрямлено или согнуто на острый угол.
Какие еще нагрузки опасны?
Если вонзиться носками в снег по ботинки и двигаться дальше по стойке «смирно», возникает угроза ахилловым сухожилиям и задним крестообразным связкам колена. В этом случае пятки креплений освобождают каблук ботинка вперед-вверх, это второе стандартное направление срабатывания. Все современные пятки раскрываются при прямом падении так, как будто Вы сами нажали рычаг открывания. Пятка раскрывается редко, многие лыжники никогда не раскрывали пятку, особенно на коротких мягких лыжах. Спортсмены, райдеры и просто агрессивные лыжники раскрывают пятки чаще, иногда когда пробивают на скорости бугор разбитого снега.
Большую роль в защите ахиллова сухожилия при такой перегрузке играет высокий и жесткий ботинок, если голенище застегнуто, оно берет на себя опасную нагрузку. Конструкция креплений и стандарты настройки это учитывает, поэтому кататься в ботинках с расстегнутым голенищем опасно.
Скручивание остается самым опасной нагрузкой. Падение вперед со скручиванием выпрямленных ног и, наоборот, провал назад со скручиванием – одни из самых травмаопасных.
Зачем головки раскрываются вверх?
При глубоком провале назад (например, при падении) возникает угроза передним крестообразным связкам колена. Поэтому большинство универсальных креплений могут выпустить носок ботинка вверх. Это может пригодиться при кувыркании в рыхлом снегу, а также неопытным лыжникам со слабой физической подготовкой. Опытный лыжник с мощными ногами может создать большую вертикальную нагрузку на головку, хотя опасности еще нет, особенно на жестком снегу. Поэтому некоторые гоночные модели не раскрываются вверх.
При падении назад боковое раскрывание головки затрудняется. Для компенсации головка креплений для неопытных лыжников при небольшом боковом смещении ботинка должна становиться «мягче» в вертикальном направлении, даже если она не раскрывается прямо вверх. Это некоторая защита колена при провале назад со скручиванием.
В каких единицах размечены шкалы креплений?
На шкалах усилий срабатывания современных горнолыжных креплений единицы DIN (Deutsches Institut für Normung) . Эти единицы привязаны к усилиям срабатывания, но довольно сложным образом. Если установлено 8, то это вовсе не значит, что крепления настроены под лыжника веслом 80кг. Поэтому лучше всего считать единицы DIN условными. Так как с 80-ых годов стандарт общепринятый, детально разбираться в нем не обязательно, достаточно ориентироваться на стандартные таблицы и на свой опыт.
Какие нагрузки на ноги допустимы?
Те, которые не приводят к травмам. Опасное усилие определяется формой костей, прочностью связок, мощностью мышц ног и их тренированностью. Кстати, вес здесь не так важен! Только для начинающих со средним физическим развитием нагрузка определяется приблизительно, по весу.
Иллюстрация про вес: допустим, средний лыжник - мужчина 75кг безопасно катался в креплениях с регулировкой 7DIN, а потом быстро растолстел до 100кг, так что ему надо больше 9 ставить? Конечно нет! Вес лыжника характеризует те усилия, которые он может создать, а настраивать крепления надо так, чтобы усилия не травмировали ноги.
Очень важно положение суставов. Обуйтесь, встегнитесь в лыжу и попробуйте стоя на месте медленно открыть носок своих креплений вращением бедра, согнув ногу в колене примерно на прямой угол. Повторите то же, выпрямив ногу. Почувствовали разницу?
Распрямленные или пересогнутые колени – это проблема!
Проверка усилий срабатывания креплений по болевому порогу: https://www.ski.ru/az/blogs/post/aktivnaya-bezopasnost-lyzhebordera2/
Крепления должны расстегиваться только при падении?
Не обязательно. Крепления не знают, упали Вы или нет. Важно усилие в определенных направлениях.
На ровном склоне можно кувырнуться через голову и прокатиться на спине, любуясь собственными лыжами на ногах. А можно выстегнуться из этих же креплений почти на месте, неловко подцепляясь к скоростному бугелю.
Критерий срабатывания – нагрузки на ноги.
Почему нельзя настраивать крепления слишком слабо?
Понятно, что слишком сильная затяжка креплений угрожает травмой. Но недотянутые крепления – вещь то же очень неприятная. Дело в том, что даже начинающий чувствует нормальное падение заранее и падает ловко. Неожиданная потеря лыжи моментально сбивает лыжника с ног. К сожалению, это обычно происходит на максимальной скорости, на буграх, на льду. Подготовится к этому невозможно, значит - синяки как минимум. Да и на любительских соревнованиях обидно сойти с трассы из-за «пляжной» настройки креплений. На большой скорости вне подготовленной трассы неожиданное падение может быть очень опасно.
Что такое эластичность креплений?
Это максимальное расстояние, на которое может сместиться часть ботинка под нагрузкой и вернуться на место, не раскрывая креплений, если нагрузка пропадет. Эта характеристика важна для всех направлений срабатывания: носок вбок, каблук вверх и носок вверх.
Большинство головок креплений отпускают носок ботинок при падающем усилии, когда максимум уже пройден.
Эластичная работа головки Tyrolia
Почему так важна эластичность креплений?
Потому что крепления должны работать по-разному в разных ситуациях. Например:
1. Удар носка лыжи о лёд на большой скорости вызывает мощные пиковые нагрузки, которые ноге не опасны. Это «быстрая» нагрузка. Такие импульсы крепления должны эластично поглощать и сохранять связь с лыжей.
2. Запутавшись в лыжах на сыром снегу можно повредить связки или кости скручиванием при меньшей нагрузке. Это «медленная» нагрузка. Если опасное усилие сохраняется какое-то время, крепление должно освободить ботинок.
Крепления с максимальной эластичностью головки самые лучшие?
Не обязательно. Marker не приводит эту характеристику, это и понятно, его головки не могут похвастаться эластичностью в 45мм, как, например, у Look.
Головка Marker М41, губки сдвинуты вбок до упора
Эластичная работа головки Rossinol (Look) F8
Но максимальное усилие (именно оно и нормируется по стандарту) возникает при меньшем смещении, дальше усилие сперва плавно, а потом резко падает.
45мм – это расстояние, с которого ботинок еще может сам вернуться назад в идеальных условиях.
Старые крепления с низкой эластичностью приходится сильнее затягивать, иначе они будут часто срабатывать раньше времени. Это повышает риск травм, особенно при медленных нагрузках.
Головка детского Marker-Twinkam изнутри, губки сдвинуты вбок до упора
Какие усилия реально действуют в креплениях?
Для опытного лыжника со «средними» параметрами (рост 175см и вес 75кг) и ботинком около 42 размера (подошва длиной 315мм) большинство производителей рекомендуют установить регулировку усилия срабатывания на 6DIN. Это означает, что максимальный момент скручивания (вокруг малых берцовых костей) не должен превышать 58 Нм, а максимальный момент раскрывания вперед - 229 Нм (данные взяты из таблицы Rossignol). Значит, на пятку может действовать отрывающее усилие в 70кг, а на полной затяжке 9DIN – 100кг. Пиковая нагрузка может быть гораздо больше, при этом крепления не должны раскрываться или ломаться.
Обратите внимание, что важны моменты, а крепления срабатывают на усилия (силы). Поэтому очень важен рычаг – длина подошвы, на него надо делать поправку.
Какие усилия срабатывания у разных типов горнолыжных креплений?
Вот типичные диапазоны регулировок креплений:
• Для самых маленьких (детская подошва) – 0.5-2.5 DIN.
• Детские универсальные – 0.75-4.5 DIN.
• Для подростков (взрослая подошва) – 2-7 или 2,5-8,
• Юниорские спортивные 3-10 или 3.5-11 DIN.
• Самые простые модели для начинающих и совершенствующихся – 2.5-9 DIN.
• Универсальные модели – 3-10, 3.5-11 DIN.
• Для опытных и экспертов – 3.5-12, 4-13 DIN.
• Массовые (коммерческие) спортивные крепления – 4-12, 5-14, иногда выше.
• Крепления для настоящих соревнований и тренировок спортсменов (спортцех) еще мощнее. Типичные шкалы – 8-15, 10-18 DIN, 12-24 DIN и даже больше.
Как положение креплений по длине лыжи (центровка ботинка) влияет на катание?
Лыжи (кроме парковых и фрирайдных) оптимизированы под определенное положение ботинка по длине, оно обычно называет центровкой. Положение ботинка определяется головкой креплений. На лыжу поверх рисунка, часто сбоку наносится метка «середина подошвы ботинка», желательно, чтобы соответствующая метка на подошве ботинка совпадала с меткой на лыже. Большой опыт показывает, что практически все современные лыжи размечены правильно:
- При смещении ботинка вперед от метки легче начать поворот и завершить дугу, но хуже хватка кантов и стабильность на скорости.
- При смещении ботинка назад от метки лыжи агрессивнее режут дугу и стабильнее на скорости, но труднее заходить в поворот и особенно тяжело выходить из дуги.
Особенно важна точная центровка на коротких мягких лыжах для резаных поворотов небольшого радиуса, в этом случае желательно центровать ботинок с точностью 0.5 см. На слаломных лыжах смещение на 1см хорошо ощущается, а 1.5см уже заметно портит катание. Универсальные, более длинные лыжи и лыжи для начинающих менее чувствительны к центровке.
Лыжи для парка и фрирайда обычно имеют несколько рекомендованных положений для разных применений и несколько меток. Общее правило: для прыжков и фристайла предпочтительнее более носовое положение ботинка, для катания по глубокому снегу – более заднее. Конкретная центровка определяется конкретными предпочтениями райдера.
Правда ли, что все крепления одного типа разных марок одинаковые?
Нет! Если не считать «клонов» под разными торговыми марками, основные разработчики (Look/Rossignol/Dynastar, Salomon/Atomic (некоторые серии), Tyrolia/Fischer/Head, Marker/Nordica/Blizzard, Vist) используют разную конструкцию и даже геометрию головок, а иногда и пяток.
Некоторые марки креплений делают разные узлы для креплений разного уровня или назначения.
Какие есть стандарты креплений по подошве? Что такое Grip Walk?
Несколько десятилетий все горнолыжные крепления соответствовали единому стандарту ботинок Alpine с вариацией только для детской подошвы.
В настоящее время почти все ботинки и крепления для свободного катания (не рэйс) выпускаются в стандарте Grip Walk (краткая маркировка GW). У них более толстая спереди подошва с несколько подрезанным носком и резиновой нескользящей накладкой. Она гораздо удобнее и безопаснее для хождения по жесткой поверхности, но обязательно требует креплений совместимых с GW. В старые крепления, которые совместимые только с Alpine, вставлять ботинки типа GW опасно!
Старые ботинки (подошва Alpine) нормально работают в новых GW креплениях. GW-совместимые крепления отличаются от своих старых аналогов только подкладкой под носком ботинка и маркировкой GW в названии.
Снаряжение для спортсменов (спортцех) пока выпускается в старом стандарте Alpine.
Такой стандарт обеспечивает более низкое положение носка ботинка: на старых спортивных креплениях основание каблука выше, чем основание носка на 3-5мм. Спортсмены к этому привыкли. GW-совместимые крепления поднимают носок выше, примерно на уровень каблука.
Головка Tyrolia, совместимая со стандартом подошвы GW
Какие крепления предназначены для скитура?
Скитурные крепления позволяют работать в режиме с отрывом пятки для подъема в гору и движения по ровному месту как на классических беговых лыжах. Это особый класс креплений. Сейчас широко распространены скитурные крепления с «пинами», они требуют специального совместимого ботинка.
Некоторые старые варианты скитурных креплений позволяли закрепить классический горнолыжный ботинок с обычной подошвой. Так же обычный ботинок можно использовать через скитур-адаптер.
Крепления для скитура работают в более сложных условиях. О них надо рассказывать отдельно.
Некоторые модели (как правило – старые) вовсе не обладают функцией раскрывания при перегрузке.
Чем отличаются крепления для дам?
Иногда – более высокой пяткой, но обычно – только раскраской. Некоторые модели дамских креплений с максимальным усилием 9 DIN оснащены как более дорогие модификации. Это хороший выбор для легкой лыжницы.
Чем отличаются детские крепления?
В первую очередь – меньшим усилием срабатывания (0.5-2.5, 0.75-4.5 DIN). Так же очень важно, чтобы крепления соответствовали подошве. Подошва детских ботинок до размера 22-23см уже и ниже, чем у взрослых. Некоторые детские крепления (Tyrolia, Look/Rossignol, Salomon) универсальны по подошве.
Детские крепления обычно имеют большой диапазон настройки пятки по длине подошвы ботинка (28-40мм) или, в дополнение к перемещению пятки, возможность перестановки головки.
Чем отличаются юниорские крепления?
Для подросших детей обычно рекомендуются простые крепления 2-7, 2.5-9 DIN.
Подросткам, которые тренируются в секциях нужны крепления серьезнее, с диапазоном до 10 или до 11 DIN, оснащенные как взрослые спортивные модификации (например, имеют развязку). Это неплохой вариант выбор для легкого лыжника.
Зачем нужны тормоза?
Чтобы отстегнувшаяся лыжа не укатилась. На ровном склоне лыжа может сильно разогнаться, тогда она становится опасной. Да и искать укатившуюся далеко лыжу потом будет трудно. Обычно лыжные тормоза называют скистопами. Ими очень удобно скреплять лыжи, но перетянуть носки липучкой все-таки стоит.
Зачем нужна развязка крепления с лыжей (например, FreeFlex Tyrolia)?
В креплениях с развязкой нет жесткого крепления обоих узлов (головки и пятки) к основанию. Может скользить пятка, привязанная тягой к головке или могут скользить оба узла с привязкой посередине. Это делается для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе и обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
Это важно на гибких лыжах с коротким радиусом для карвинга по жесткому склону, особенно это важно для лыж с коротким радиусом дуги, например - современных слаломных лыж.
На спортивных лыжах (для специального слалома, для слалома-гиганта) современный стандарт предполагает установку платформ с частичной или полной развязкой и на них – креплений с собственной развязкой.
Спортивные крепления Rossignol WC200 с развязкой на раздельных платах
Спортивные крепления Tyrolia Т-790 с развязкой (FreeFlex)
Хорошие рельсовые системы креплений на лыжах выше среднего уровня также обеспечивают развязку.
Рельсы, узлы с фиксаторами и тяги развязки Salomon Smartrak
Зачем нужны подкладки-лифтеры под крепления?
Простые лифтеры служат на карвах для увеличения плеча закантовки и подъема широкой части ботинка над снегом. Часто они имеют вставки из эластичных материалов для гашения вибраций. Обычно лифтеры ставятся для носка и пятки отдельно, их высота 4-10мм.
Иногда лифтер располагается по всей длине креплений и выглядит как сложная платформа, а дополнительный подъем может достигать 15мм. Но пока крепления крепятся прямо к лыже на сквозных шурупах, эта деталь остается просто подкладкой.
Современные лыжи (кроме спортивных) имеют ширину в талии не менее 75мм, на них уже нет необходимости удалять ботинок от снега, поэтому лифтеры и специальные платы на универсальных лыжах используются реже.
Самодельные короткие лифтеры, жестко установленные на лыжи
Зачем нужны специальные платформы?
1) Для подъема ботинка для карвинга (как и простая подкладка-лифтер).
2) Для уменьшения искажения профиля лыжи под креплениями при сильном прогибе.
3) Для обеспечения независимости работы креплений от прогиба лыжи.
4) Для гашения вибраций.
Задачи 2) и 3) решается за счет того, что узлы креплений не крепятся к лыже каждый жестко, а скользят по своим основаниям, привязанные к лыже в одной точке. Это так называемая развязка.
Кусок пластика (или металла), жестко закрепленный по всей длине сам по себе, даже без креплений, искажает прогиб лыжи. Поэтому обычно жестко крепится только середина платформы, а концы скользят по лыже. Часто используются разрезанные посредине платформы высотой 11-16мм, иногда до 25мм. Самые высокие платформы (до 45мм) - жесткие в форме наковальни с коротким основанием используются для радикального карвинга, но теперь такие встречаются редко. Платформы могут быть предустановлены на лыжах, поставляться как часть креплений или отдельно.
Составная алюминиевая платформа на Atomic ST
Зачем нужны рельсы под крепления?
Прежде всего - для интеграции лыж-креплений в единую систему. Это очень удобно.
Такие крепления относительно легко ставятся-снимаются и настраиваются на любой размер подошвы. Упрощается выбор (только соответствующие модели лыж-креплений). Теперь большинство моделей лыж до верхнего уровня предлагаются с такими системами.
Простые модели обеспечивают только установку в широком диапазоне размеров, но не обеспечивают развязки.
Marker на низком всеразмерном интерфейсе на лыжах для фрирайда
Хорошие рельсы могут делать все то же, что и специальные сложные платформы. Некоторые спортивные модели креплений устанавливаются на рельсы, но не все.
Всеразмерные интерфейсы с развязкой на любительских лыжах для слалома
Зачем в головках Salomon Driver нужна регулировка ширины губок? Зачем в головках Look/Rossignol нужна самонастройка ширины губок?
В обеих конструкциях головки не касаются с боков носка подошвы ботинка. Губки этих креплений расположены выше подошвы и охватывают расширяющуюся часть колодки. Размеры этой части ботинка жестко не регламентируется стандартом и могут иметь разную ширину. Поэтому приходится подстраивать под ботинок разводку губок. За счет такой геометрии губки очень длинные, это обеспечивает рекордную эластичность работы головок как вбок, так и вверх. Головки Salomon Qwadrex, Marker, Tyrolia, Atomic взаимодействуют только с подошвой, им настройка по ширине не нужна.
Головка Salomon Driver с регулировкий высоты и ширины губок
Крепления ВЫБОР
Что самое главное при выборе креплений?
- Стандарт подошвы: современный Grip Walk (GW) или старый Alpine, детские/взрослые/универсальные. Под современные ботинки c GW необходимы современные GW-совместимые крепления. Старые ботинки нормально работают в новых креплениях.
- Усилие срабатывания, которое надо выставить для Вас, должно попадать в диапазон регулировки и не на самый край. Еще лучше пользоваться серединой диапазона.
- Ширина тормозов должна быть не уже талии лыж. небольшой запас не мешает, большой – мешает, рога тормозов начинают выступать за габариты лыжи с сложенном состоянии и цепляться за штаны. Крепления продаются со скистопами разной ширины (указывается в маркировке модели). Скистопы для современных креплений обычно можно купить отдельно и поменять.
- Для очень высокой платформы – нужны специальные удлиненные тормоза.
- Крепления, рекомендуемые производителями для определенной модели лыж почти всегда – правильный выбор.
На специальные рельсы, предустановленные на лыжи, можно поставить только строго определенные модели креплений. Иногда в рамках одного конструктива узлов возможны варианты по диапазонам усилия срабатывания (обычно до 10 или до 12 DIN). Но, в крайнем случае, если грузовая площадка лыжи плоская, можно снять рельсы и поставить обычные крепления на шурупах, платформу или другую рельсовую систему.
Как выбрать крепления ребенку (не спортсмену)?
Обычно подходит любая детская модель, взятая по весу. То есть вес кг/10 должен попадать примерно в середину диапазона. Крепления должны соответствовать подошве (детский или взрослый стандарт).
Какой диапазон по длине подошвы ботинка можно вставить в крепления?
Большинство креплений имеют диапазон перемещения 24мм, некоторые больше, детские – не менее 28 мм, рэйсовые модели с поворотной пяткой - 16-20 мм. Прокатные крепления имеют очень большой диапазон перемещения пятки (60-80мм), но перемещение только пятки не обеспечивают правильную центровку ботинка на лыже в крайних положениях. Демонстрационные модели и крепления на рельсах позволяют установить практически любой ботинок за счет перемещения головки.
Я ни разу не стоял на лыжах. Гонять не собираюсь. Мне надо брать самые простые крепления?
Можно самые простые. Хотя специальный антифрикцион более дорогой модели не помешает. Однако мужчине (даже начинающему) под 100кг весом стоит подумать о более мощной модели креплений с регулировкой хотя бы до 12DIN.
Я только начинаю. Надеюсь быстро прогрессировать. Стоит ли сразу брать серьёзные крепления?
Скорее всего, Вам нормально подойдут обычные универсальные крепления с регулировкой до 10-11DIN. Выбор экспертных креплений оправдан только при большом весе и хорошей ОФП.
У меня старые цельнометаллические крепления. Все новые модели имеют пластмассовые детали. Это значит, что они не такие прочные?
Если говорить о столкновении со скалой – конечно металл прочнее. Но все современные крепления достаточно надежны, если использовать их по назначению. Пластмассовые детали не только легче и дешевле, они снижают трение и обеспечивают высокую эластичность, особенно при сложных падениях.
Специальные антифрикционы не используются в самых дешевых креплениях и в моделях для спортсменов. Нужны ли они средним лыжникам?
По крайней мере, они не помешают. Дело в том, что при опасном падении вперед со скручиванием трение под носком ботинка мешает раскрыться головке. Усилие может возрасти в несколько раз, антифрикционы ослабляют это влияние.
Крепления для начинающих максимально простые, а спортсмены всегда чистят подошву перед встегиванием и обычно не катаются по грязи.
На сколько должен быть поднят ботинок над снегом?
Подъем ботинка складывается из толщины лыжи, платформы (лифтера) и креплений.
• Для начинающих дополнительного подъема не нужно, крепления ставятся прямо на лыжу. Средняя высота - 35мм.
• На универсальные карвы и вездеходы рекомендуется установить невысокую платформу. Большинство комплектов (в том числе и интегрированных) поднимают ботинок на 35-45мм.
• На широкие лыжи и лыжи для парка обычно ставят низкие крепления на шурупах.
• Для классических дисциплин (слалом, слалом-гигант) высота подъема подошвы в начале века была ограничена: 45мм – для женщин и 55мм для мужчин. Возможно, эти ограничения изменились, но они остаются хорошим ориентиром. Такие же параметры рекомендуются теперь для экспертных карвов.
• Для радикального карвинга можно поднять ботинок еще выше, но это уже экзотика.
Платформа на лыжах имеет отверстия под свою марку креплений. Можно ли установить крепления другой марки?
Нет. Специализированные платформы обычно усилены в определенных местах. Шурупы креплений другой марки могут попасть в край отверстий, в собственный ее крепеж или в слабое место платформы. Лучше не рисковать.
Раньше чаще встречались универсальные (сплошные) платформы, которые можно сверлить в любом месте (под любые крепления).
Что нужно знать мастеру для установки креплений?
Самое главное - установщик должен знать длину подошвы ботинок, под которые устанавливаются крепления. Длина подошвы маркируется сбоку каблука. Если Вы планируете использовать лыжи под разными ботинками – обязательно скажите об этом мастеру. Это возможно не всегда. Если ботинки отличаются по подошве более чем на 2 см – выбирайте специальные модели креплений на рельсах.
Крепления ПРАКТИКА
Как встегиваться в крепления?
Без опыта это лучше делать на ровном плотном снегу без уклона.
1) Проверить готовность креплений: пятки должны быть раскрыты.
2) Очистить подошву ботинка. На носке и каблуке не должно быть снега льда или грязи. Иногда достаточно постучать по подошве ручкой палки, а иногда приходится ковырять с усилием. Удобно чистить подошву о деревяшку на уровне снега или немного выше. Не стоит чистить подошву об узлы креплений (хотя это удобнее всего) - это приводит к поломкам скистопов!
3) Аккуратно вставить носок ботинка в головку крепления.
4) Поставить каблук на педаль раскрытой пятки. Если пятка слишком далеко от каблука или наоборот, оказалась под каблуком – крепления не настроены по длине подошвы. Необходимо проверить и (если необходимо) подогнать крепления. При неправильной настройке лыжник рискует не только креплениями, но и ногами!
5) Если все нормально - резко нажать пятку вниз. Некоторые модели (особенно на максимальной затяжке) довольно упрямы, приходится «топать» всем весом.
Некоторые модели креплений (Look/Rossignol, классические Tyrolia, Salomon) позволяют рукой помогать пятке при встегивании.
* Если при встегивании что-то пошло не так (нет характерного щелчка, ботинок встал неровно или болтается на лыже) – обязательно надо выстегнуться, проверить подошву, настройки и попытаться встегнуться еще раз.
Как выстегиваться из креплений?
Нажать палкой или рукой на конец рычага пятки (там обязательно есть специальное углубление) и поднять каблук.
Крепления застегиваются и расстегиваются резким щелчком. Если расстегиваете их ладонью, берегите пальцы! Особенно надо быть внимательным, если застегиваете крепления руками без ботинка.
Какие инструменты нужны для регулировки креплений?
Если Вы активно катаетесь, иногда приходится изменять настройку креплений, чаще всего – усилие срабатывания. Обычно для этого нужна одна плоская отвертка среднего размера. Даже если шлиц регулировочного винта крестообразный, обычно плоская отвертка нормально работает. На всякий случай проверьте инструмент перед выездом в горы.
Но если Вы не очень уверены в своих силах, можно понадеяться на сервис. И уж точно не стоит кататься с отверткой в обычном кармане - при падении это слишком опасный острый предмет.
Для настройки усилия срабатывания Salomon Driver нужна мощная плоская отвертка.
В мощных спортцех-креплениях Rossignol WC-200 пятка («пушка») настраивается только шестигранником, шлицев под отвертку нет. В модификации этой же модели Rossignol WC-150 в пушке есть шлиц под крестовую отвертку (стандарта PZ3), но крутить винт довольно тяжело.
Как настроить крепления по усилию срабатывания?
Отнеситесь к выбору усилия и регулировке серьезно – это одна из основ безопасности горнолыжника!
Усилие срабатывания креплений устанавливается регулировочными винтами, оно измеряется в стандартных единицах DIN. На головке креплений - шкала винтовой нагрузки, на пятке – усилия срабатывания при падении вперёд. Усилие в пятке положено настраивать, когда она находится в застегнутом положении. Настроить усилие срабатывания лучше всего с помощью ski-мастера или по таблице, которая прилагается к креплениям, она стандартна и легко находится в Интернете.
Если ее нет, начинающие могут воспользоваться проверенной на практике схемой. Разделите свой вес на 10, и отнимите 20%. Начинающим и пожилым лыжникам минус 30%. Установите эту цифру на всех четырёх шкалах, с этого можно начинать. Если окажется мало - быстро поймёте. Добавляйте усилие по 1/4 - 1/3 деления, только на тех узлах, которые Вас явно не держат. Не спешите! В начале сезона, на тяжёлом сыром снегу, если Вы не в форме, стоит ослабить всё на 10-20%: лучше потом затянуть, чем получить травму.
При затяжке 10 DIN и более усилие срабатывания обычных креплений строго не нормируется, даже если шкала продолжается за 12 DIN. Опытные лыжники знают, какое усилие им необходимо. Они настраивают крепления по приближению к болевому порогу, обычно выше, чем по весу. Проверка усилий срабатывания креплений по болевому порогу тут.
Спортсмены для тренировк и соревнований на ровных и жестких склонах часто вынуждены настраивать крепления выше болевого порога. Они должны хорошо понимать, что делают!
Почему важен продольный прижим ботинка к головке креплений и как его настроить?
Для правильной работы креплений ботинок должен прижиматься к головке с определённым усилием. Эта настройка практически так же важна, как усилие срабатывания!
При встегивании ботинка пятка должна упруго отъехать назад на 2-6мм и, соответственно, прижать ботинок вперед к головке благодаря сжатию специальной пружины. Этот прижим влияет на правильность срабатывания головки и пятки креплений. Переприжим может привести к повышению усилия срабатывания (по сравнению в выставленной уровнем на шкале настройки усилия), слабый прижим – наоборот. Все крепления имеют простой индикатор натяжения, есть 3 основных типа индикатора продольного прижима:
- В креплениях со ступенчатой фиксацией положения (Тироль/Фишер/Хэд, Саломон/Атомик) обычно есть риска на корпусе задника и полоска-диапазон на рычаге фиксации. Без ботинка риска вне диапазона.
Под ботинком корпус упруго откатится назад и риска должна попасть в маркированный диапазон.
- В креплениях с винтовым передвижением пятки (многие спортивные модели, Маркер) обычно сама головка винта служит индикатором, она должна утопиться в корпус заподлицо или до определенной риски.
Похожий индикатор используется в некоторых рельсовых модификациях креплений, винта передвижения нет, но вместо него торчит штырь.
- Отдельный индикатор сбоку креплений, риска в окошке Лук/Россиньоль – если риску видно – прижим в норме.
Продольный прижим настраивается точной настройкой креплений по длине подошвы (изменением положения узлов креплений). Это единая настройка, даже если способов перемещения пятки на основании несколько. В любом случае критерий правильной настройки – индикатор прижима!
Как настроить крепления по длине подошвы?
В обычных креплениях на шурупах (не рельсовых) для настройки по длине механизм пятки перемещается по рельсам основания. Двигать пятку не сложно, попросите продавца показать, как это делается, тогда Вы сможете сами перестраивать свои крепления под другие ботинки.
Настройка по длине подошвы (изменение положения узлов креплений) так же определяет продольный прижим ботинка к головке креплений.
Для перемещения надо поднять фиксатор или вращать специальный винт (не тот, которым выставляется усилие).
Для ориентира сперва можно поставить пятку креплений так, чтобы каблук ботинка становился на педаль раскрытого задника, касаясь той части крепления, которая упирается в подошву сзади в застёгнутом состоянии.
Ступенчатый фиксатор можно переставлять только без ботинка, обычный шаг настройки по длине – 4 мм.
Некоторых модели с винтом (но не все!) допускают регулировку положения пятки при встегнутом ботинке. Маркер рекомендуется крутить без ботинка или хотя бы проверять положение индикатора после встегивания.
В рельсовых креплениях часто можно двигать и головку, и пятку креплений и независимо их фиксировать. Системы фиксации положения узлов на рельсах бывают разные.
Как настроить по длине подошвы крепления на рельсах.
Основных системы фиксации узлов на рельсах две:
1) Центральная фиксация. Блокировка в центре, как правило, зажимающая зубчатые рейки, закрепленные на головке и пятке крепления. Обычно линейки длины подошвы (не путать с размером) расположены около фиксатора.
2) Фиксация в основании узлов. Блокировки в виде поднимающихся рычагов под головкой и под пяткой. Линейки длины показывают положение узлов на рельсах.
Сперва выставляется головка, попадать в указанный на линейке диапазон длины подошвы надо для сохранения центровки ботинка по длине лыжи.
Затем выставляется пятка, здесь указанная длина служит только для ориентира.
При блокировании положения головки или пятки на рельсе надо удостовериться, что все встало на свои места: немного пошевелить узлы на рельсах вперед-назад, проконтролировать положение фиксатора.
Затем надо попытаться встегнуть ботинок и проверить продольный прижим по индикатору (он есть у всех креплений). Нередко при выставлении положения узлов по линейкам индикатор показывает неправильный прижим. Главным критерием правильности настройки должно быть именно положение индикатора, а не цифры на линейке рельс.
Не смотря на то, что обычно рельсовые интерфейсы рекламируются как удобные для настройки под любую длину подошвы, не все из них настраиваются легко. Системы с центральным зажимом зубчатых линеек требуют аккуратной установки по длине и четкой фиксации блокировки. А RailFlex-2 Tyrola требовал частичной разборки и отвертки. Делать это на снегу можно только, если есть опыт в более подходящих условиях.
Системы с фиксацией в основании узлов гораздо удобнее, ошибиться при их настройке труднее. Но не забывайте, что при настройки креплений под другого лыжника надо выставить безопасные для него усилия срабатывания!
Как настроить высоту головки под ботинок?
Большинство креплений до верхнего уровня имеют фиксированную высоту головки (нет настройки), рассчитанную на общепринятый стандарт ранта ботинка. Головки некоторых моделей спортивных креплений (Salomon Driver, Look/Rossignol WC, некоторые модификации спортивной Tyrolia) имеют регулировку по высоте - мощный винт сверху. Такие головки надо настроить по высоте или проверить правильность этой настройки. Критерий правильной настройки: под носком ботинка можно протащить лист обычной офисной бумаги так, чтобы он не порвался. Если поднять губки выше появляется заметный люфт ботинка при изменении центровки. Если прижать носок сильнее - возможно повышение усилие срабатывания головки вбок (самое важное для безопасности).
Головка Salomon Driver с регулировкий высоты и ширины губок
Как настроить ширину губок головки Salomon Driver под ботинок?
Головки Salomon Driver (старой конструкции типа «бошка на ножке») имеют длинные губы, которые держат ботинок за колодку, а не за рант. Их ширину обязательно надо настраивать под каждую пару ботинок. Винт регулировки ширины расположен сбоку под плоский шлиц, большинство модификаций Драйвера настраиваются симметрично одним винтом, но есть модификации, в которых надо настраивать положение каждой губки отдельно симметричными винтами. Настроить это не сложно: встегнуть ботинок в крепления с нормальным прижимом вперед, откручивать винт регулировки сбоку головки пока губки не разойдутся шире колодки, затем закручивать его пока губки не упрутся в бока колодки. При этом усилие на винте резко возрастет, а носок ботинок упрется в 3 точки головки: рант в упор ниже губок и 2 губки по бокам колодки.
Что делать с креплениями после падения?
Для начала убедитесь, что с Вами все в порядке! Уйдите с трассы в безопасное место. Оцените падение и осмотрите снаряжение, особенно крепления. Обычно при серьезном (по ощущениям) падении одна или обе лыжи отстегиваются. Но если ногам не было больно, а лыжи на ногах – все нормально.
Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи осталась закрыта – сработал носок. Если пятка креплений отстегнувшейся лыжи раскрыта – она и сработала.
Если лыжи отстегиваются без падений или перегрузок – проверьте настройку, в том числе по длине. Отметьте узел, который подозреваете в слабости, если есть асимметрия в паре – лучше проверить крепления у мастера. В любом случае - не торопитесь затягивать их сильнее! Если крепление настроено явно слабо – увеличивайте затяжку плавно, по 1/4-1/3 DIN.
Как беречь крепления?
Правильная работа креплений – основа безопасности. берегите их! Старайтесь не пачкать крепления (весной на горе много песка и глины) и защищайте их от соли (например – при открытой перевозке на верхнем багажнике машины). Если мыть крепления только холодной водой (не струей), заводская смазка продержится 4-7 сезонов.
Для переноски сведите лыжи скользячками вместе, держа их на разной высоте, и аккуратно сдвигайте до зацепления рычагами скистопов, связывайте липучкой хотя бы перед носками креплений (перед платформой) - это продлит жизнь тормозам.
Не чистите подошву ботинок о крепления. Защищайте крепления от ударов при перевозке, особенно пятки (их можно снять или замотать тряпками).
Как хранить лыжи с креплениями во время сезона?
Лучшее место для хранения в сезон - дома в сухом месте, но не на солнце. Можно оставить лыжи в прохладном месте и даже на морозе, но только если в крепления не попала вода. Оставлять мокрые крепления в холоде опасно – пятки могут сломаться при встегивании или еще хуже – головки не сработать вовремя. Даже при температуре + несколько градусов за ночь вода вытекает и (быстрее, если лыжи стоят вертикально) испаряется. Сухой снег креплениям не мешает.
Как хранить крепления (на лыжах) в межсезонье?
1) Вымыть или протереть чистой водой (не струей) и хорошо просушить.
2) Если очень любите свои крепления - дайте им «отдохнуть»: скрутите все регулировки усилия срабатывания до минимума по шкале (но не меньше его – в некоторых моделях так можно легко сорвать резьбу!). Если позволяет место – храните пятки в застегнутом виде. Речь не идет об «усталости» стальных пружин, но изредка возникает проблема с пластиковым корпусом, куда эта пружина упирается, он релаксирует под нагрузкой, «плывет», а в старых креплениях – трескается. Это характерно для креплений начального уровня и средних с большим диапазоном усилий, спортивные крепления прочны и не боятся хранения под нагрузкой.
3) Хранить в темном прохладном месте. Можно в гараже, только в сухом. Полезно защитить их от пыли.
Как изнашиваются и ломаются крепления?
При нормальной эксплуатации (в чистоте и без сильных ударов) креплений служат довольно долго. Крепления нередко нормально переживают 2 пары лыж, особенно если их регулярно точат (например, для тренировок). Удачные модели старых креплений на ретро лыжах нормально работают через 40-50 лет после выпуска.
Больше всего изнашивается механизм защелкивания пятки. Износ механизма может проявляться как нечеткое защелкивание или как недостаточный прижим каблука к основанию. Опыт показывает, что от ударов пятки ломаются гораздо чаще, чем головки.
Сломанная под рабочими нагрузками коробка пятки старого Atomic Xenrix-412
Разогнутая под высокими нагрузками пятка Fischer FR-17
Cломанная от удара головка Marker MOD-11
Поэтому стоит особенно беречь пятки от ударов, в том числе при перевозке. Не стоит лишний раз защелкивать пятку без ботинка, особенно при максимальной регулировке. Следующий про частоте поломок узел креплений – скистопы. Особенно часто эта неприятность происходит с теми, кто чистит снег с подошвы о крепления.
Когда и как надо смазывать крепления?
При нормальной эксплуатации крепления не нуждаются в смазке лет 5 и даже дольше. В первую очередь обычно в чистке и смазке нуждаются рельсы, по которым передвигается пятка - они открыты и легко набирают грязь. Можно нормально применять консистентные морозостойкие смазки ЦИАТИМ или Литол-24. Головки и пятки креплений закрыты и долго не нуждаются в смазке. Большинство трущихся узлов современных креплений теперь с пластиком, они нормально работают вообще без смазки.
Если крепления старые, явно хрустят и заедают, то можно попытаться вспрыснуть внутрь узлов силиконовым аэрозолем и потом пошевелить руками на минимальной затяжке усилий срабатывания. Если заедания и неприятный звук пропадают – крепления еще послужат. Если нет - лучше просто заменить.
Как перевозить крепления?
Защищайте их от дорожной соли, грязи и сильных ударов. На верхнем багажнике, в багаже помогает лыжный чехол. Для сдачи лыж в багаж полезно защитить крепления чем-то мягким, чаще всего страдают пятки креплений. Для защиты скистопов лыжи надо плотно стянуть между собой липаками или ремнями чехла.
Как установить крепления на шурупы?
Лучше всего обратиться к профессионалу. Он должен знать длину подошвы ботинок, под которые устанавливаются крепления.
В некоторых магазинах крепления ставят бесплатно, в качестве бонуса при покупке лыж и креплений. Нередко это обязательное условие магазинной гарантии на комплект.
Установить крепления качественно самому не то, чтобы очень сложно, но достаточно хлопотно. Лыжник с опытом установки без специального оборудования обычно тратит на это 1.5 часа!
Самое главное (и трудоемкое) – правильно разметить лыжу. Профессионал имеет специальный кондуктор, это решает проблему точной разметки. Лучше привезти ему ботинок, тогда он точно настроит крепления под него. Если планируете использовать на лыжах ботинки с другой длинной подошвы – скажите об этом мастеру.
Как установить крепления на рельсы?
В большинстве рельсовых систем креплений это значительно проще и быстрее, чем установить на шурупы. Но это при условии, что рельсы уже установлены на лыжах.
В инструкции, как правило, есть описание с понятными картинками, как устанавливать узлы креплений на рельсы. Обычно достаточно для этого одной отвертки. Большинство рельсовых креплений имеют разметку положений узлов в миллиметрах – по длине подошвы ботинка (маркируется на ботинке сбоку каблука).
Сначала по этой разметке выставляется головка для правильной центровки ботинка.
Пятка выставляется по этой разметке предварительно. Окончательная настройка должна выполняться по индикатору продольного прижима ботинка к головке креплений, даже если при этом положение пятки не будет совпадать с разметкой.
При перемещении узлов креплений по рельсам всегда четко фиксируйте положения узлов и обязательно проверяйте эту фиксацию, подергав головку и пятку.
Не уверены в своем понимании и умении - обращайтесь к профессионалу.
Автор: Егор Светогоров
Нет, я не о рейлах ;-), а о новых моделях интегрированных всеразмерных крепов:
Atomic Neox (+ Centrix и Device),
Trolia/Fischer Rail,
Marker Motion
(Salomon Pilot не пробовал)
- требуют аккуратного обращения, особенно зубчики, защелки (или блокирующие винты).
При покупке постарайтесь разобраться, как работает система изменения размера. Заведите ПОДХОДЯЩИЙ инструмент (отвертку pz#3). Не спешите.
На склоне в снегу замерзщими руками - вдвойне осторожнее.