- Чем отличаются карвы от классических лыж?
Несколько лет назад лыжи считали карвами, если радиус этой дуги меньше 35 м. Современные лыжи редко имеют радиус больше 28 м, это лыжи для скоростного фрирайда и супергиганта. Универсальные карвы – обычно 12-18 м. Еще короче радиус у радикальных карвов, любительских слаломных лыж и сноублейдов. Кроме того, большинство типов современных лыж стали заметно короче.
- Радиус – самая важная характеристика лыж?
Короткие лыжи с малым радиусом легко поворачивают. На них склон кажется больше. Но такие лыжи неустойчивы на большой скорости и не подходят для глубокого снега.
- Как оценить геометрический радиус боковой поверхности лыжи?
R=LхL/8C, где
R - искомый радиус,L – расстояние между точками касания склона носком и пяткой лыжи, обычно – между самыми широкими сечениями. L короче указанной длины лыжи на 15-18 см. 15 см – для детских, 18 см – для взрослых лыж с обычным высоким носком и круглой пяткой. Для твинтипов и асимметричных лыж L лучше померить самому.
C – боковой вырез. Обычно в каталоге даются сечения лыжи в носке N (максимальное, которое может касаться снега), в талии W (минимальное) и в пятке T (второй максимум), тогда C=(N+T-2xW)/4. Если подставить все в формулу в одних единицах (например – см), то результат получится тоже в них.
Например: лыжи слаломного типа длиной 163 см, сечения 106/64/95. Расстояние между сечением «106» и сечением «95» = 147см
В этом случае С=(106+95-2х64)/4=18.25мм. R=1472/8х1.825=1480 см или около 15 м. Обратите внимание, что радиус быстро возрастает с ростом длины лыжи. Для следующей ростовки: 171 см R=1552/8х1.825=1645 см или 16.5 м.
- Карвинговая лыжа поворачивает только по дуге своего радиуса?
Радиус поворота может быть и больше и меньше геометрического. Классика имела радиусы более 50 м, но обычно все поворачивали короче в основном за счет проскальзывания. Проскользнуть можно на любых лыжах. Радиус, по которому лыжа с радикальной геометрией поведет резанный поворот увеличивается из-за скручивания лыжи и уменьшается при сильном заклоне (закантовке). Жесткость лыж и снега влияет на крутизну дуги очень сложным образом.
- Почему столько внимания ширине лыжи в талии?
- Какая ширина в талии у разных типов лыж?
- Скоростные карвы для подготовленных склонов, слалома и слалома-гиганта самые узкие - 62-66 мм.
- Самые простые в управлении лыжи для начинающих и совершенствующихся - 64-72 мм.
- Лыжи-вездеходы - 66-80 мм.
- Шире 75 мм делают лыжи для катания по мягкому снегу. Ширина райдовых лыж для целины растет с каждым сезоном.
- Что такое твинтип?
На всех серийных лыжах пятки более-менее подняты, но только в специальных моделях пятка почти такая же высокая как носок. Задом наперед можно прокатиться даже на скоростных карвах, но воткнуться в бугорок и сделать кувырок назад очень легко.
- Что определяет длина лыж?
Поэтому самые длинные лыжи выпускают для слалома-гиганта, фрирайда и ски-кросса (скоростного катания по неровному склону) и для целины.
Короткие лыжи легко поворачивают даже на небольшой скорости. У них минимальный геометрический радиус. Самые короткие лыжи делают для слалома, карвинга и для начального обучения.
- Я ни разу не стояла на лыжах. Спортом занимаюсь мало. Гонять не собираюсь. Мне предлагают самые простые лыжи. Может сразу купить чего-то покруче?
- Я только начинаю. Хорошая ОФП и координация, люблю скорость. Можно ли сразу брать лыжи «для совершенствующихся»?
- Я уже начал кататься. Ищу лыжи для «совершенствующихся». Чем отличаются лыжи для фрирайда, скикросса и карвинга?
- Правда ли, что лыжи одного типа разных марок отличаются только раскраской? Зачем же тогда проводятся тесты?
Однако, начиная с уровня экспертных, лыжи проявляют Характер. Они реально разные. И все равно все хорошие! Просто эксперту и спортсмену стоит подобрать лыжи по характеру. Результаты тестов помогают сделать этот выбор.
- Много катался на классических лыжах. Люблю жесткие подготовленные склоны. Мне подойдут только длинные карвы с большим радиусом?
- Ветераны с хорошей техникой нередко выбирают именно короткие лыжи для карвинга (с радиусом 11-15 м). Такие лыжи отлично держат на жестком. Они особенно интересны на малых склонах, но и в ухоженных горах скучать не дадут.
- На классике кататься по мягкому и неровному снегу было не легко. Новые универсальные лыжи – вездеходы позволяют расширить область катания. Как бы они не назывались, типичные параметры – «средняя» ширина в талии 66-75мм, длина – в рост или чуть больше. Такие лыжи – хороший инструмент для Наших Гор.
- Хочу карвы в дополнение к классике. Что лучше взять для разнообразия?
Однако редко кому удается с удовольствием кататься на классике после карвов, если они были правильно подобраны. Так что классика в дополнение к карвам скорее всего не пойдет.
- Собираюсь начать. Заранее не уверен, что понравится. Что купить?
- Можно ли нам с мужем для начала взять одну пару новых лыж на двоих?
- Слышал о ненадежности лыж марки ХХХ. Значит, их нельзя покупать?
- Какие лыжи среднего уровня лучше подходят для катания и в Подмосковье, и в горах?
Сейчас лыж такой формы уровня «для опытных» много. Тип лыж важен для гор:
- Для карвинга, они самые узкие в талии. Для ровных обработанных склонов.
- Вездеходы, более широкие и длинные. Самые универсальные.
- Некоторые модели для скикросса. Для неровных и жестких склонов.
- Я пока поворачиваю с проскальзыванием. Значит, переход на карвы мне не поможет?
- Укороченные карвы для совершенствующихся поворачивают легче классики даже с проскальзыванием.
- Они проскальзывают, но не срываются совсем.
- На них гораздо легче научиться кататься резанными поворотами без проскальзывания.
- Хочу купить недорогие новые лыжи. Можно ли брать лыжи марки Sporten, Orion или Pale?
Эти лыжи в 1.5-3 раза дешевле лыж известных марок (даже самых простых моделей). Но вероятность брака в несколько раз выше. При нормальной эксплуатации брэнды лыжи служат дольше (или их можно лучше продать при обмене снаряжения). В первые дни разница незаметна. Но дешевые лыжи быстро исчерпают свой потенциал, захочется заменить их на что-то более интересное.
Оправдана ли такая экономия? Более дорогие модели могут радовать спокойного лыжника несколько сезонов.
Обычно покупка дешевого снаряжения оправдана для подростков, реже - для осторожных дам, почти никогда - для мужчин.
- Я начинаю кататься. Как подготовить лыжи и ухаживать за ними?
Мазать лыжи полезно, но действительно это необходимо только на мокрый снег, чтоб не прилипал. Нет специальной мази – берите парафин или свечку.
Чем больше любите свои Лыжи – тем больше уделяйте им внимания. Все зависит от желания повозиться: https://www.ski.ru/az/blogs/post/ukhod-za-lyzhami-s-samogo-nachala/
Подробнее о форме скользячки можно почитать здесь: https://www.ski.ru/az/blogs/post/ugly-zatochki-kantov-po-rekomendaciya m-amerikanskikh-zhurnalov/
Для начала можно самому парафинить скользячку и подравнивать канты.
Пропарафиненная скользячка служит дольше и лучше скользит. Однако начинающие нередко нормально докатывают лыжи до морального старения без обработки.
- Как беречь и хранить лыжи?
Не давайте лыжам перекрещиваться при переноске, пользуйтесь липаками для связывания. На багажнике машины защищайте их чехлом, а дома вынимайте для просушки. Если попали в весеннюю грязь – протрите и помойте холодной водой (не струей).
Лыжи можно хранить в тепле дома (только у батареи не стоит). Можно в прохладном гараже, можно даже на морозе. Одно важное исключение: если в крепления попала вода (например, подтаял снег на солнце) то оставлять лыжи на холоде очень опасно – замерзшие крепления могут сломаться при встегивании или еще хуже – не сработать вовремя. Даже при температуре + несколько градусов за ночь вода вытекает и испаряется. При комнатной температуре тем более можно ни о чем не беспокоиться. Но оставлять лыжи с креплениями на морозе можно только если снег на лыжах не начал таять. Сухой снег креплениям не мешает.
- Как самому запарафинить скользячку?
Лучше всего купить спецпарафин, неплох чистый аптечный, в крайнем случае - свечка без красителей. Очистить скользячку от грязи, особенно от сртужек после заточки кантов. Еще лучше зачистить пластик, снять тончайший побелевший слой. Но это не так легко правильно сделать без специальной цикли. При подготовке рабочего места учтите, что капли и стружки парафина делают пол в квартире очень скользким.
Удобнее всего специальный утюг для мази, но можно обойтись обычным на «капроне». Простой утюг часто перегревается, если парафин задымил – пора выключать. Положить лыжи скользячкой вверх. Накапать парафин с утюга. Разгладить, чтобы смочил всю скользящую поверхность (тонко и ровно не получится). После этого утюг для одежды придется очищать от парафина. Хуже, что канты иногда оставляют на инструменте царапины. Поэтому если нет старого утюга, лучше взять вместо него алюминевую кастрюльку с кипятком (по примеру равнинных лыжников).
Как застынет можно ободрать излишки скребком (ребро коробки от кассеты или CD). Если предстоит катание по плохому снегу (грязь, трава) – обдирать смысла нет, целее лыжи будут.
Парафинить скользячку особенно полезно на лето, не обдирая. Нелишне и еще 2-3 раза в сезон. Подробнее процесс описан здесь: https://www.ski.ru/az/blogs/post/nanesenie-mazei-obrabotka-skolzyasche i-poverkhnosti/
- Что делать с неровной скользячкой?
- Что делать с кантами?
Настоящая заточка тупых кантов – очень серьезная задача. Даже со специальным инструментом и опытом это не легко, посудите сами: http://skis.ru/ru/page?1043047579723491 и https://www.ski.ru/az/blogs/post/illyustrirovannoe-rukovodstvo-po-ukho du-za-lyzhami/.
Пользуйтесь сервисом.
Если есть слесарные навыки и желание - можно иногда самому запиливать заусенцы и подравнивать канты с боков. Нужен плоский мелкий (можно алмазный) напильник. Не стоит заострять кромку за счет «завала» угла. Вообще старайтесь не менять существующий угол. Закрасьте кант фломастером и контролируйте угол по цвету кромки.
Обратите внимание, что канты больше всего изнашиваются в районе грузовой площадки. Но именно там они больше всего и нужны. Обычно самое плохое (и неудобное) место – под скистопом. Не поленитесь поднять его и надежно зафиксировать резинкой или ремешком.
Среди опилок часто попадаются твердые чешуйки, которые трудно вынуть из кожи – одевайте рукавицы. Отечественные напильники обычно достаточно твердые, но очень редко ровные. Удобны импортные плоские напильники для пил. Парафинить лыжи только после заточки.
- Короткие карвы после классики гораздо хуже держат на льду. В чем дело?
- Эти карвы по уровню ниже привычной классики. Например – для начинающих, на лед они не рассчитаны. Выбирайте лыжи правильно.
- Это строгие лыжи, которые начинают работать только на скорости и начиная с некоторого угла заклона (закантовки). На классике так закантоваться трудно. Надо заниматься техникой или сменить лыжи на более покладистые.
Автор: Егор Светогоров |