Бери подарки,
Зови друзей! На этот раз
Вас ждем в Лез Арке.
Я не знаю, кто придумал этот куплет к известной песне Юрия Визбора, но до чего же здорово:
Визбором Юрой воспет.
Молодость наша – Домбай
Мужество наше – Чегет.
Так до свиданья Эльбрус,
Мы уезжаем домой.
Что ж ты не машешь, Донгуз,
Шапкой своей ледяной?
По буграм, по непаханым склонам.
А прошло-то всего только лето.
Осень только вступила в права.
И сейчас между елей и сосен
Мы поем и поем до рассвета.
Нам московская милая осень
Дорога, как родная Москва.
Я не буду гадать, с кем напиться.
Я сто лет и сто зим это знаю.
И я знаю, покину столицу,
Только выпадет первый снежок.
Возвращаться – плохая примета,
Но я вновь на Чегет улетаю,
И не нужно мне знойного лета,
Но вернусь, ты дай только срок.
Припев
Когда же горы я вновь увижу,
Мне их, поверьте, каждый день не достает.
Крепитесь, люди, скоро лыжи!
Зима к нам скоро обязательно придет.
Да, в Приэльбрусье хочется. Слишком много с ним связано – это и молодые годы, и воспоминания, и дела: мемориальная доска Юрию Визбору у кафе «Ай» на Чегете и восстановление памятника воинам, погибшим при освобождении Приэльбрусья во время Великой Отечественной войны – это ведь тоже клуб «ЧЕГЕТиЯ». И многие из «заграничных фестивальщиков» продолжают ездить в Терскол частным образом. Но вот организовывать там масштабные фестивали, с именитыми гостями, с большой прессой, с помпой, с воздушными шарами и т.д. при сегодняшнем уровне безопасности, даже не столько самого курорта, сколько дороги по Баксанскому ущелью, наверно, неправильно. И случись что, и не виноват, а виновен будешь, а самое главное, себе не простишь, что звал кого-то. Хочешь – езжай сам, на свой страх и риск.
А теперь немного о самом фестивале. Точное число русских туристов, бывших на фестивале в Лез Арке, учету не поддается – не все же приехали через нашего партнера, туроператора «Джет Тревэл». Люди ехали и частным образом, и через другие туристические компании, и жили не только в Лез Арке 1800, но и в других окрестных городках, но приезжали на вечерние концерты. Только через «Джет тревэл» на фестиваль приехало около трехсот человек!!!
Лез Арк (фр. Les Arcs) — один из самых известных французских горных курортов, расположенный в самом центре французских Альп — долине Haute Tarentaise, провинция Савойя.
Горный курорт Лез Арк состоит из четырёх соединенных дорогой горных деревень, названных по высоте их расположения: Арк 1600, Арк 1800, Арк 1950 и Арк 2000. Зона катания у них общая. Большая часть Чегетии жила в резиденции «Эденарк» (4 звезды).
Внизу расположен типично французский городок Бург Сен Морис, который связан с Арк 1600 подъёмником-фуникулёром.
Для тех, кто как я с семьей, едет в упомянутые деревни на машине, сообщаю, что при идущем снеге или сразу после снегопада без цепей на колесах вы не доедете. И не только потому, что не сможет ваша машина заползти по серпантину в гору, а потому, что экспериментировать вам не даст полиция. На обочину и без всяких возражений.
С введением в 2003 г. новой канатной дороги Лез Арк стал частью крупного горнолыжного комплекса Paradiski group, куда входит также ещё один рядом расположенный французский горный курорт La Plagne. Зона катания в Лез Арке это 200 км разного уровня трасс, а с учетом зоны Ла Плань – все 450 км (www.lesarcs.com). Не объехать! С Ла Планью связывает канатно-маятниковая дорога – огромный двухэтажный вагон («чемодан») человек на двести на дикой высоте пересекает ущелье.
Высшая точка в Лез Арке – «Красный пик» 3226 м – высота между «Кругозором» и «Миром» на Эльбрусе. В Ла Плани ледник чуть выше, но все равно до «Мира» не дотягивает. При хорошей погоде отчетливо виден Монблан – самая высокая вершина Европы. Наш Эльбрус они европейским не считают.
В общем же катание здесь замечательное, на любой манер, вкус и уровень. Хочется борьбы за жизнь – на здоровье! Есть трассы такие, что просто Чегет в чистом виде. Если быть точным, то это у них уже и не трасса, а внетрассовое катание. Можно кататься по целине, есть трасы спокойные для новичков, для детей… Есть сноу-парк со всякими трамплинами и прочими сооружениями. Понаблюдать там за сорви-головами из числа «досочников» весьма любопытно. Но самое главное, что всегда есть его величество ВЫБОР! Где нужно – ограждения. Все обозначено, пронумеровано… Привыкаешь к этому быстро. Отвыкать не хочется.
Все фестивальные мероприятия, за исключением горнолыжного карнавала – вечерние. Никакого концертного зала в Лез Арке, конечно нет, поэтому концерты проходили в английском пивбаре, который неделю был набит битком туристами из России. Как и ожидалось аппарат у них никакой, и то, что мы привезли из Москвы свой, оказалось просто спасением. Авторов-исполнителей высочайшего класса на этом фестивале было предостаточно – это и лиричная и поэтичная Раиса НУР из Москвы, питерский десант – замечательный бард Вячеслав Ковалев и известный рок-музыкант Михаил Башаков, добравшийся до Лез Арка из России на автомобиле. И конечно же, постоянные уже участники всех последних фестивалей уральские барды Дмитрий Обухов и Владислав Шадрин (дуэт «Зеленая лампа») и Ваш покорный слуга Владимир Городзейский. А во вторую послефестивальную неделю давали концерты прилетевшие позже Александр Низский, Сергей Ткачев, Валерий Михлюков и оставшийся на вторую неделю Вячеслав Ковалев.
Гвоздь фестивальной концертной программы – конечно же, традиционная Юморина. На этот раз это была Рождественская юморина, т.к. проводилась 7 января. Сценарий был написан Владиславом Шадриным по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Это был настоящий костюмированный спектакль с вставкой время от времени бардовских номеров. Были здесь и Оксана с Вакулой (Елена и Михаил Амелины), и пан Голова (Александр Сошников) с дьячком (Александр Соловьев), и Солоха (Лидия Щербакова) и колядки (Татьяна Иванова, Игорь Котов, Татьяна Неумойна, Сергей Кузнецов, Василий Шнипов).
Я играл роль автора, т.е. Николая Васильевича Гоголя, и читал текст от автора. Юморина была заточена под круглую дату главной героини спектакля – и юбилярша Оксана и зрители до сих пор со смехом вспоминают это действо.
В другие дни проходили концерты гостей фестиваля. А особенно запомнился людям своей искренностью, негромким звучанием поэтический вечер при свечах, французском вине и не менее французском сыре, прошедший в уютном холле гостиницы «Бристоль». Впрочем, здесь тоже звучала и акустическая гитара и исполнялась авторская песня.
А главное событие фестиваля на горе – это, конечно же, горнолыжный карнавал, прошедший в крайний день фестиваля. Карнавал начался, как обычно, с костюмированного парада, а потом было представление участниками своих костюмов. Кого только не было на горе в этот день. Я уж не говорю о целом зверинце, украшением которого, несомненно, были лошади (напомним, 2014 год - год Лошади). Здесь были и царевны, и революционные матросы, Санта-Клаусы и деды Морозы, короли и звездочеты…
Но больше всего поразил костюмированный спуск, когда змейка из человек, наверное, двухсот, медленно извиваясь, сползала с огромного склона, заполонив все его пространство. И не змейка это была, а гигантский разноцветный питон, вызывающий радостное удивление и оцепенение у случайных зрителей. А под занавес карнавала – параллельный спуск инструкторов клуба «ЧЕГЕТиЯ» с развевающимся российским флагом.
«Король умер – да здравствует король!» XV Фестиваль в Лез Арке прошел, и прошел несомненно с успехом. Но клуб «ЧЕГЕТиЯ» уже думает о том, где проводить фестиваль следующий. Только, где бы он ни проходил, главное, чтобы он доставлял радость своим участникам и ряды его прирастали новыми горнолыжниками и даже сноубордистами.
Владимир Городзейский
Главное, чтобы вам самим понравилось....чегетцы