Куршевель с недавнего времени - имя нарицательное. "Зимняя столица России", "Филиал Рублевки", этот курорт, к великому сожалению, все чаще ассоциируется у нас отнюдь не с катанием на лыжах.
Каждый Новый год Куршевель переживает большое русское нашествие. Облегченно вздыхают тут лишь в середине января.
Традиционные "рождественские встречи" представителей отечественного бизнеса, их друзей и приближенных, чад и домочадцев, всей модной тусовки. Специально организованные по такому случаю презентации дорогих машин, часов, ювелирных украшений, парфюмерии, коньяков… Знаменитые ежегодные дни рождения главы "Интерроса" Владимира Потанина.
Сумасшедшие "русские" вечеринки в клубах Les Caves и La Grange с выписанными из Москвы музыкантами, ди-джеями и длинноногими красавицами. Стоимость номеров в отелях **** взлетает до 2000 евро за ночь. Шампанское по 3000 евро за бутылку, икра по 7000 за кило… Надпись РОМА на канатках, оказывается, не логотип фирмы Pomagalski, а имя губернатора Чукотки Романа Абрамовича, пытавшегося вдогонку к "Челси" прикупить пару десятков самых крутых шале на курорте. А в одном из московских банков придумали вклад "Куршевель" с минимальным взносом $ 50 000…
Многие соотечественники действительно приезжают в Куршевель не ради лыж, а для того, чтобы отметиться и "погулять", то есть потратить как можно больше денег. И тратят, как посчитали французы, ежедневно в среднем по 4000 евро. Каждый в меру своей фантазии, со вкусом или без оного. Не будем называть имена: в конце концов, это всего лишь чья-то частная жизнь, смаковать ее подробности - не наша профессия.
Куршевелей на самом деле четыре. Все они расположены на широких и пологих северо-восточных склонах горной гряды, расходящейся от остроконечной Aiguille du Fruit (3051). Дна долины, где лежит городок Бозел, сверху не видно; зато на противоположной ее стороне отлично просматриваются трассы над Шампани-эн-Вануаз, самым южным курортом региона Ла Плань.
Все, что у нас говорят, пишут и снимают о Куршевеле, касается исключительно его верхнего "этажа", расположенного на высоте 1850 метров над уровнем моря. Это здесь царит космополитическая атмосфера и мелькают персонажи светской хроники, находятся дорогие "гастрономические" рестораны и галереи модных бутиков. Девять отелей Куршевеля-1850 имеют категорию **** Luxe (выше по французской классификации уже ничего не бывает), еще пять просто **** - надежные гарантии качественного сервиса.
Три другие станции, лежащие на высотах 1650, 1550 и 1300 метров, гораздо скромнее. Это обыкновенные тихие курортные поселки, волею судеб оказавшиеся в составе большого горнолыжного региона. "1650" и "1550" именуются Куршевелями, кажется, лишь потому, что их основателям элементарно не хватило фантазии придумать какие-то иные названия; самый нижний, "1300", отнюдь не случайно упорно держится за свое исконное имя Le Praz. В "1650" и "1550" всего по два трехзвездочных отеля, в Пра - один; основной жилой фонд - апартаменты в туристических резиденциях и "частный сектор". Так что если вам очень хочется попасть в Куршевель, но не хватает пары тысяч евро, на нижних станциях курорта или в соседнем поселке Ла-Таниа можно подыскать сравнительно недорогие варианты размещения.
Разные Куршевели находятся не только на разной (в прямом и переносном смыслах) высоте, но и на приличном расстоянии друг от друга - к сожалению, а может, и к счастью. Пеший подъем из деревенского Пра на фешенебельный 1850-й "этаж" занимает несколько часов. С утра до полуночи между поселками курсируют бесплатные лыжные автобусы - для тех, кто, живя внизу, "отдыхать" предпочитает наверху. Днем прибегать к их услугам нет необходимости: из "1550" и Пра в "1850" вытягивают гондольные подъемники, скатиться на лыжах в обратном направлении можно за пять-десять минут. Чуть сложнее связь с Куршевелем-1650, лежащим несколько на отшибе, на соседнем склоне - между ним и "1850" несколько подъемов и спусков, около получаса езды.
Куршевель родился 3 мая 1946 года. В этот день городской совет Сен-Бона одобрил план строительства зимнего курорта на плато Tovets, вскоре получившего название Куршевель-1850. К началу 1950-х были построены первые отели - Verdons, Roc, Grandes Alpes, а также Caterail - канатка с деревянными опорами на склоне Loze. В 1952 году открыли фуникулер на Saulire, еще через несколько лет снизу запустили двухместный гондольный подъемник… Все начиналось точно так же, как и в других местах.
В плане катания Куршевель ничем не лучше и не хуже своих соседей по "Трем Долинам" - Мерибеля, Менюира, Валь Торанса, как, впрочем, и десятков других горнолыжных курортов. Над ним 150 километров неплохо подготовленных трасс. На склонах работают шестьдесят с лишним подъемников, из которых 11 кабинных и 20 кресельных.
Из Мерибеля перебраться в Куршевель на лыжах можно двумя путями: верхним, через Saulire (2738), или нижним, через перевал Col de la Loze (2274). Второй маршрут больше нравится представительницам прекрасного пола. По простеньким "синим" дорожкам они легко спустятся в Куршевель-1850, снимут лыжи, пройдутся по модным бутикам Espace Diamand и Forum. Ничего, разумеется, не купят (дорого!), но с ассортиментом ознакомятся. А после усядутся с бокалом красного вина на открытой террасе какого-нибудь Chalet de Pierres - на людей посмотреть, себя показать…
Продвинутым катальщикам и катальщицам, ищущим горнолыжных впечатлений, предлагается иной план действий. Поднимитесь на Saulire и через соседнюю вершину Vizelle (2659) выходите на "черную" трассу М - выглаженная ратраками, она по утрам чудо как хороша; длина спуска 1,7 км, перепад высот 500 м. Восьмиместная гондольная канатка вернет вас наверх, и в следующий раз вы пройдете по жесткой скоростной Suisses, пока здесь еще не слишком многолюдно. Под креселкой для любителей катания по буграм есть приятная могульная дорожка, а спуск off-piste под гондолами Vizelle местные инструкторы именуют "4 х 4".
Стопроцентно, от начала до конца "черных" трасс в долине Куршевеля немного, но несколько узких и крутых, с уклоном до 62%, кулуаров с Saulire как раз такой случай. Уже сам выход на них добавляет адреналина в крови: надо проскочить по узкому бугристому гребню, по обе стороны которого отвесные пропасти. Ежегодно в марте здесь проводятся популярные соревнования Courchevel Freeride Classic, в которых принимают участие все желающие - любители экстрима.
Один из кулуаров носит имя Emile Allais. Легендарный французский лыжник, основатель Ecole du Ski Francais, десять лет, с 1954 по 1964 годы, был техническим директором Куршевеля, который в те годы называли не иначе как "курортом Эмиля Аллэ".
Основные трассы в этом районе в целом соответствуют своей "красной" маркировке. На тенистой Combe Saulire всегда оживленное движение и немного нервная обстановка; меньше народа на крутой Combe Pylones. Спуск Marmottes, идущий по восточному склону Vizelle, довольно узкий, а ближе к финишу еще и бугристый. Проще и шире раскатистый Creux - с него можно начать круговую экскурсию по трассам Куршевеля. Лыжникам со средней подготовкой на это потребуется часа три-четыре.
Воспользовавшись четырехкреселкой, поднимитесь на перевал Chanrossa (2546). Прямо под опорами отличный внетрассовый участок, чем-то напоминающий "второй" Чегет, с такими же "нелогичными" буграми; справа - два интересных спуска, темных с утра и хорошо освещенных во второй половине дня.
Не бойтесь заблудиться, двигайтесь только вперед. Обогнув справа скальную вершину по несложной "красной" Roc Merlet, следуя по длинным, просторным и пологим трассам-проспектам, вы через четверть часа приедете в Куршевель-1650. Здесь в далеком 1945 году Жан Блан, трехкратный чемпион Франции и один из отцов-основателей курорта (его имя носит довольно сложная трасса, ведущая с Loze (2196) в Praz), построил первый бугельный подъемник Ste.Agathe. "Солнечный Морионд", как еще называют эти места, лыжники освоили раньше других склонов; подъем занимал целый день - ради одного-единственного спуска. Бугель Блана стал для них настоящим подарком.
Сектор Куршевеля-1650 сейчас обслуживают два десятка канаток. Тут великолепные условия для начинающих - даже не трассы, а широченные разратраченные поля, лежащие под углом: езжай себе на все четыре стороны, пиши сколь угодно широкие дуги. Длинная шестикреселка вывозит на Signal (2255): не пропустите это красивое место. Катание тут доставляет эстетическое удовольствие, народу мало, снег мягкий. Средней сложности спуск Chapelets извивается над долиной Avals; в принципе туда можно спуститься и off-piste, однако возвращение к подъемникам займет много времени. "Красная" трасса Bel Air представляет собой широкий "лоб", который подойдет любителям скоростного техничного катания.
Чтобы вернуться в сектор "1850", надо перебраться на другую сторону заросшего хвойным лесом ущелья. Проезд под скалой Mugnier, возможно, самая некомфортная трасса Куршевеля: солнце сюда почти не заглядывает, под ногами ледяные плеши и каменная крошка. Не очень опытным лыжникам лучше спускаться нешироким траверсом Gravelles, он хотя бы светлее. Поднявшись из Prameruel, двигайтесь к Алтипорту. Построенный сорок с лишним лет назад, он считается первым международным высокогорным аэропортом в Европе. Настоящие VIP всегда прибывали и прибывают в Куршевель исключительно по воздуху. Справа останутся Annapurna, Alpes Hotel du Pralong, Kilimanjaro (все **** Luxe), а прямо - загляните сюда ради любопытства - будет удивительная улица-трасса Cospillot со стильными двух, трехэтажными деревянными шале. Что должно случиться, чтобы хозяева согласились продать свою бесценную недвижимость?..
Пологая трасса Bellecote - по сути, одна из главных транспортных артерий Куршевеля-1850: будьте внимательны, не сбивайте пешеходов, случайно оказавшихся на проезжей части! Она заканчивается на центральной площади курорта, откуда стартуют сразу три гондольные канатки. Jardin Alpin доставляет немного выше поселка; под шестиместной Verdons - совсем простенькие склоны для начинающих лыжников. Поэтому садитесь в четырехместные яйца Chenus, правда, для этого скорее всего придется немного постоять в очереди.
Сразу под подъемником параллельно друг другу, разделенные полосками леса проходят несколько недлинных, но очень симпатичных, в меру крутых спусков, которые, безусловно, стоят того, чтобы прогуляться по ним два-три-четыре раза. Расположенный здесь же слаломный стадион часто бывает закрыт из-за тренировок профессионалов. Широкие и светлые восточные склоны Chenus (2243) заканчиваются довольно тесным, многолюдным проездом. Сверху влево - траверс к соседней Loze. Отсюда по крутоватой "красной" трассе Dou du Midi, мимо сноупарка с большим халф-пайпом, можно спуститься в Куршевель-1550 или, взяв левее, съехать на 1300-й "этаж" курорта.
На северных склонах Loze находятся самые интересные лесные трассы Куршевеля. "Черные" Jean Blanc и Jockeys, имеющие длину три километра при перепаде высот 930 м и пользующиеся особым вниманием опытных катальщиков, финишируют в Пра. А менее сложные живописные "красная" и "синяя" дорожки через Plan Juget (1867) выведут к уютному курортному местечку с русским именем Tania, расположенному на высоте 1350 м, между Куршевелем и Мерибелем. Здесь есть апартаменты Kalinka и бар Arbat, маленький детский бугелек называется Troika… Быть может, выходцы из России приложили руку к обустройству одной из станций "Трех Долин"?..
Полные описания курортов (описание трасс, карта горнолыжного региона, информация об отелях, ресторанах и пр.) вы найдете в книге Юрия Бугельского SKI GUIDE.
Фото: www.courchevel.com
Автор: Юрий БугельSKI |